1. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Запишите их по порядку.
а) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ___________.
б) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются __________.
в) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются _________.
г) Слова, имеющие два и более лексических значений называются ________________________________.
2.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. резвый конь – старая лошадь
Б. близкий человек – далекий друг
В. ключ от замка – родниковый ключ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Лексика"»
Контрольная работа. Лексика. /5 класс/
I вариант
1. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Запишите их по порядку.
а) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ___________.
б) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются __________.
в) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются _________.
г) Слова, имеющие два и более лексических значений называются ________________________________.
2.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. резвый конь – старая лошадь
Б. близкий человек – далекий друг
В. ключ от замка – родниковый ключ
3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. пришло тепло – сильный холод
Б. груша в саду – боксерская груша
В. большой бегемот – смешной гиппопотам
4. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. сосновый бор – зубоврачебный бор
Б. угрюмый человек – радостный день
В. красный шарф – алый флаг
5. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. твердое яблоко
Б. твердое решение
В. твердая земля
6. В какой строчке перечислены синонимы?
а) бедный, бедняк, беднеть, беднота, бедно;
б) бедный, нищий, убогий, скудный.
7. Прочитайте пословицы. Сколько слов-антонимов использовано в них?
1) Хороша книга, да чтец плох. 2) Ученье - свет, а неученье - тьма. 3) На голове густо, а в голове пусто. 4) Кому приходилось подниматься, придётся и спускаться.
а) 6 б) 8 в) 10
8. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам. (2 балла)
а) Включить свет -_______________
б) Грустные глаза - __________________
9. Подберите к данным словам омонимы, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение: а) тушить б) лук
10.Подберите и запишите синонимы к выделенным словам.
Со(?)нце (вы)гл..нуло в последний раз, осв..тило тёмную стор..ну
горизонта и скрылось. Вся окрес(?)ность вдруг принимает мрач(?)ный
вид. Вот з (а, о)др…жала осинов… роща. Лист(?)я ст…новятся мутного
цвета. В…рхушки дерев(?)ев к…чаются, и пуч(?)ки сухой тр…вы л…тят через дорогу. Стрижи и ласточки (про)л..тают ни…ко над землёй.
Высоко в небе вспыхива…т молния, осл…пляет зрение и осв..щает нас. Над самой головой пр(о,а)носится гул, который заст…вляет нас
тр…петать. Но вот молния осв…щает мес(?)ность шире и бледнее. Туча ра(с,з)деляется на в…лнистые облака, св..тлеет. Сквозь её большие края в…днеется ясная лазурь.