- Что такое Родина? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?
- Родина – это самое важное, самое дорогое и всеми любимое слово. У каждого человека есть своя Родина. Под этим словом мы понимаем нашу школу, свою семью, свой прекрасный город, всю нашу огромную Республику Казахстан.
На свете много разных государств и стран, кроме Казахстана, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конституция республики казахстан»
Актюбинский колледж транспорта, коммуникаций и новых технологий
Тема: Повторение по теме «Лексика. Фразеология».
Шалова Светлана Алтаевна, преподаватель русского языка и литературы
Цель урока:
1. Повторить и закрепить основные темы раздела «Лексика. Фразеология»;
2. Продолжить освоение употребления лексики (синонимов, антонимов, омонимов и т.д.) в речи;
3. Продолжить развитие творческих способностей учащихся через индивидуальную работу с одарёнными;
4. Воспитание любви к русскому языку, эстетического отношения к слову.
Этапы урока
Презентация
Лексика
Однозначные
и
многозначные
слова
Омонимы
Синонимы
Прямое и
переносное
значение
слов
Антонимы
Однозначные слова обозначают только один предмет, один признак, одно действие: алфавит, буква, портфель, книга, тетрадь, библиотека, мама, папа, девочка, мальчик.
Многозначные слова имеют несколько лексических значений: земля – планета, суша, край, почва, участок; человек идет , пароход идет , письма идут , часы идут ; «В море суши полоса называется « коса », а у девушки коса цвета спелого овса. На траве лежит роса, косит травушку коса . У меня один вопрос: сколько есть на свете кос?»
Перенос значения слова происходит на основе сходства предметов в чём-либо. Если какие-то предметы и явления похожи, они нередко получают одно и то же название.
Слова, использованные в переносном значении, обогащают наш язык, помогают сделать нашу речь образной, яркой и выразительной.
По форме:
кольцо на пальце –
кольцо дыма
По функции:
крыло птицы –
крыло самолёта
По цвету:
золотой браслет –
золотой берег
Пути
переноса
значения
По расположению
к чему-либо:
нос животного –
нос лодки
По оценке:
ясный день –
ясная речь
По впечатлению:
злой человек –
злой ветер
Омонимы не имеют ничего общего в значении. У омонимов слова пишутся одинаково, звучат одинаково, но, тем не менее, каждое слово означает совершенно различные предметы или понятия.
Омонимы используются для создания художественного образа, каламбуров, шуток.
Молоко покрыла пеночка, варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, подпевает ей овсянка.
Если в норке нету норки, может, норка возле норки? Нет нигде! Пропал и след! Норка здесь, а норки нет!
Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя я, братец, попугаю!»
Синонимы – это слова одной части речи, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу.
Наречия:рано – поздно, близко – далеко, впереди – сзади, здесь – там, сюда – туда.
Антонимы часто используются в образной речи для создания контрастов и противопоставлений.
Закрепление.
Занимательная лингвистика.
1) записать данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово вместе с фразеологизмами. Составить предложение с одним из них. Объяснить пропущенные орфограммы.
Кровь с м...л...ком; бить баклуши; выв...сти на чистую воду;
делат(?) из мухи слона;
мастер на все руки;
бр...сать слова на ветер.
2) составить пары-синонимы из данных фразеологических оборотов и записать полученные пары. Объяснить пропущенные орфограммы.
1) хоть пруд пруди
1) куда глаза гляд...т
2) кто во что горазд
2) в двух шагах
3) как снег на г..лову
3) куры не клюют
4) ни рыба, ни мясо
4) кто в лес, кто по дрова
5) рукой подат(?)
5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут
6) ни то ни сё
3) подобрать к данным фразеологизмам антонимы и записать получившиеся пары. Объяснить пропущенные орфограммы:
1) рукой подать
1) мастер на все руки
2) на вес з...лота
2) молоко на губах не обсохло
3) семи пядей во лбу
3) у черта на куличках
4) песок сыплется
4) на всех парах
5) в ч..,с по чайной ло...ке
5) грош(?) цена 6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове чеши
Тестирование.
1. Укажите неверное утверждение:
а) лексика — словарный запас языка;
б) каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение;
в) слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений;
г) антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи;
д) старославянизмы — группа исконно русских слов;
е) жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.
2. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:
а) золотой медальон; г) хвост кометы;
б) пустая голова; д) быстрый бег;
в) говор ручья; е) цветущий сад.
3. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:
а) металлургический завод — завод часов;
б) тихий голос — тихая погода;
в) идут торги — идут часы;
г) счастливый брак — заводской брак;
д) корень слова — корень растения;
е) мягкий знак — мягкий климат.
Домашнее задание.
1) Составить и записать небольшой текст с использованием синонимов: