Просмотр содержимого документа
«Экспресс -тесты по русскому языку»
Л.Г.Василенко Экспресс-тесты по русскому языку Повторение и закрепление изученного материала и подготовка к экзамену 11 класс
Предисловие
Данное учебное пособие предназначено для дополнительной работы на уроках русского языка в IX классе и ориентировано на учебник Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, «Русский язык» (М.: Просвещение), хотя может использоваться и в том случае, если основная работа идёт по иному учебнику. В пособие включены задания по синтаксису и пунктуации, орфографии, культуре речи. Оно может быть использовано для проверки уровня сформированности умений и навыков учащихся и подготовки к экзамену в тестовой форме.
Повторение пройденного в 5–8 классах
Речь устная и письменная
ЗАДАНИЕ 1
Укажите признаки устной речи:
1) бывает монологической, диалогической;
2) исторически вторична;
3) материальной формой являются звуки, произносимые человеком;
4) регулируется орфоэпическими нормами;
5) чаще бывает подготовленной, нежели спонтанной;
6) регулируется орфографическими нормами;
7) воспринимается слуховым и зрительным каналами одновременно;
8) закреплена за всеми стилями литературного языка;
9) сохраняет информацию в пространстве и во времени;
10) использует преимущественно книжный язык;
11) даёт возможность длительного поиска формы выражения смысла.
СТИЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ЗАДАНИЕ 2
Определите стиль по характеристикам: реализуется преимущественно в письменной речи; отличается точностью, лаконичностью речи, объективностью изложения; использует терминологическую лексику.
ЗАДАНИЕ 3
Определите стиль текста:
Доказательство – вид аргументации, в рамках которого истинность тезиса выводится из истинности аргументов. Как вид аргументации доказательство имеет своей целью исключить любые сомнения в истинности тезиса, тем самым продемонстрировать необходимость его принятия.
СИНТАКСИС ОСЛОЖНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЗАДАНИЕ 4
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
Мал золотник да дорог.
Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.
В лесной сторожке всегда есть и пища и дрова.
Вечером прошел первый майский дождь и прогремела гроза.
Не только к своим родственникам но и ко всем людям художник присматривался с любопытством.
Дорога привела нас к деревеньке поразившей своим заброшенным видом.
Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
По прогнозам синоптиков погода будет дождливой.
Долгими зимними вечерами мы читали книги или рассказывали забавные истории.
ЗАДАНИЕ 5
Расставьте недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дорога (1) поворачивающая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное рожью (4) пшеницей (5) и ячменем.
Лебедь (1) изогнув изящную шею (2) плавно скользил по реке (3) и гордо смотрел на людей (4) как бы (5) позволяя любоваться собой.
С моря дул влажный (1) холодный (2) резкий (3) пронизывающий ветер (4) и обдавал брызгами гуляющих по побережью.
Анна Ахматова (1) создавшая свой неповторимый (2) поэтический мир (3) свято верила в свою музу.
Сидевший (1) и дремавший (2) на завалинке дед (3) изредка открывал глаза (4) смотрел на проходивших мимо путников (5) и кивал головой (6) словно соглашался с кем-то.
Волшебный (1) разноцветный мир (2) наполненный яркими (3) летними красками (4) казалось (5) заполнил собой (6) открывшееся взору (7) пространство.
Анна (1) возмущенная несправедливым замечанием (2) вышла из кабинета отца (3) громко хлопнув дверью (4) с достоинством (5) ни на кого не глядя (6) направилась к выходу.
Каждое утро (1) Николай делал зарядку (2) усердно приседая (3) и громко дыша (3) демонстрируя здоровый образ жизни (4) своим домашним.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ЗАДАНИЕ 6
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Когда мы отправились на озеро (1) мы решили позагорать (2) но местный пляж не вызвал у нас такого желания (3) так (4) что пришлось ограничиться прогулкой.
Впереди (1) куда вела нас дорога (2) было немного посветлее (3) потому (4) что за темными тучами (5) уже брезжил рассвет.
Мне (1) казалось (2) что нужно иметь колоссальный опыт знаний (3) чтобы по компасу и звездам определить (4) в какой части океана находится наше судно.
Воспитанный человек уважает себя и окружающих (1) вследствие чего (2) ведет себя (3) так (4) чтобы не доставлять неприятности окружающим.
ОРФОЭПИЯ
ЗАДАНИЕ 7
Ударение падает на первый слог в словах:
1) сливовый;
2) баловать;
3) гербовый;
4) коклюш;
5) зубчатый;
6) оптовый;
7) статуя;
8) туфля;
9) завидно.
ФРАЗЕОЛОГИЯ ЗАДАНИЕ 8
Укажите предложения с фразеологизмами:
1) Юноша хочет работать, а не висеть на шее родителей.
2) На его толстой шее висела цепочка с крупным крестом.