Урок относится к блоку «Как устроен наш язык». Он был проведен в форме взаимообучения, что позволяет в полной мере развивать индивидуальные способности каждого ученика, повышает взаимоответственность детей. Особенность данного урока заключается в том, что дети хорошо усвоили материал, получая помощь не столько от учителя, сколько от учащихся. На уроке использовалась работа в парах и коллективная работа. Успешность выполнения всех заданий контролировалась при помощи экспресс – тестов, а также по жетонам.
№ этапа | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. | Организационный момент (2 мин) | Знакомство учащихся с темой урока Позвенел дружок звонок – начинается урок. Мы рады приветствовать всех присутствующих сегодня в нашем классе. Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала. Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь в работе. Темы сегодняшнего урока - Главные члены предложения. Нахождение грамматической основы предложения. Каковы цели нашего урока? Замечательные цели вы поставили перед собой. Желаю вам их достигнуть. Подготовим тетрадь к работе. Сегодня мы будем часто произносить слова «подлежащее и сказуемое». Запишем их в тетрадь. | Целеполагание. Познакомиться с подлежащими и сказуемыми. Научиться находить грамматическую основу предложения. Подготовка тетради к работе. Записываем дату урока. Слова «Подлежащее и сказуемое». |
2. | Знакомство с определением главных членов предложения (3 мин) | 1. Прочитайте в учебнике на странице 52 историю возникновения этих слов в русском языке. 2. Беседа об истории Кто ввел в русский язык слова «подлежащее и сказуемое»? Что означает слово «подлежащее»? Что означает слово «сказуемое»? Поздравляю вас с первым открытием, которое вы сделали сегодня на уроке! | 1. Самостоятельное чтение рубрики «Путешествие в прошлое» стр. 52 (учебник) 2. Обсуждение прочитанного материала. |
| (5 мин) | 2. Работа в парах Сейчас я предлагаю вам углубить свои знания о подлежащем сказуемом. Для этого мы разделимся на пары. Один ученик подробно изучает понятие сказуемое, а другой ученик подробно изучает понятие подлежащего. Проверить себя вам поможет экспресс- тест (приложение №1) 2. Помогите своему соседу по парте изучить новый материал. | 1. Изучение определения «подлежащего» (стр.50) 2. Самопроверка. | 1. Изучение определения «сказуемого» (стр. 52) 2. Самопроверка. |
(5 мин) | 2. Взаимообучение |
3. | (3 мин) | 3. А теперь проверим результаты вашей работы. Раскрасьте только те лепестки, которые соответствуют определению в центре цветка. Соедините получившиеся цветы в гирлянды. Давайте украсим наш класс. Полюбуемся тем, что у нас получилось. Вам нравиться? Поаплодируем своей работе! | 3. Экспресс – тест «Проверь себя» (приложение №2) Соединяют получившиеся цветы в гирлянды. Украшают класс. |
4. | (2 мин) Динамическая пауза. Если нравится тебе, то делай так! |
5. | (1 мин) Рефлексия №1 Что мы узнали сегодня на уроке? На доске появляется запись: Что узнали на уроке? Познакомились с подлежащим и сказуемым. |
6. | Определение алгорит ма нахожде ния грамматической основы предложения (5 мин) | 1. Коллективная работа Теперь нам предстоит следующий этап работы. Для плодотворной работы я предлагаю провести коллективную работу. Капитаны команд подходят для получения консультации, а все остальные члены команды выполняют в тетради упражнение №3 на 54 странице учебника. Подготовка капитанов команд на материале учебника (стр.51-52) | Капитаны. 1. Слушают объяснение учителя, проводят тренинг по поиску грамматической основы предложения на материале страниц 51-52 учебника. | Команды. Выполняют упражнение №3 (стр. 52) |
| |
| 2. Индивидуальные консультации учеников и команд. (10 мин) 3. Для защиты результатов вашей работы вы приступаете к выполнению упражнения 2 на странице 52. (5 мин) | 2. Совместное изучение алгоритма нахождения грамматической основы предложения по индивидуальным карточкам и материалу учебника на страницах 51-52. Проводится тренинг на материале упр. №3. Капитаны оценивают работу каждого члена команды. Результаты записывают в таблицу. |
| 3. Отчет работы команды по жетонам: |
| Доверие | Упр. 2 Совместная работа |
| Экзаменатор (делегат) | Упр. №2 выполняет ся самостоя тельно с последую щей индивиду альной проверкой. |
| Экзамен (проводит экзаменатор от команды) | Упр. №2 по одному предложе нию для каждого члена команды |
| Один за всех | Упр №1 на доске с подробным объясне нием |
| Все за одного (опрос и проверку проводит учитель) | Упр. №2 по одному предлож ению для каждого члена команды |
7. | (1 мин) Рефлексия №2. Чему мы научились на уроке? На доске появляется запись: Чему научились на уроке? Находить грамматическую основу предложения. |
8. | (1 мин) Рефлексия №3. | Подведение итогов урока. Все задания, подготовленные сегодня к уроку, мы выполнили. Достигли ли мы поставленных перед собой целей? Что помогло нам в их достижении? Каковы результаты сегодняшнего урока? Оцените свою работу. Слово предоставляется капитанам команд и отдельным ученикам. Спасибо всем за урок! | Оценивание успешности работы на уроке. Анализируются записи на доске: Что узнали на уроке? Познакомились с подлежащим и сказуемым. Чему научились на уроке? Находить грамматическую основу предложения. Высказывания детей о форме проведения урока. Оценивание работы команды и отдельных учеников. Спасибо за урок! |
Подлежащее – это ___________________________________________________.
Подлежащее называет ________________________________________________.
Подлежащее отвечает на вопросы ______________________________________.
Подлежащее подчеркивается __________________________________________.
Сказуемое – это _____________________________________________________.
Сказуемое называет то, _______________________________________________.
Сказуемое отвечает на вопросы ________________________________________.
Сказуемое подчеркивается ____________________________________________.