Просмотр содержимого документа
«Диктанты с грамматическим заданием. 5-9 класс»
Диктант с грамматическим заданием. 5 класс
Ёлка.
В гостиную втащили большую мерзлую елку. Пахом долго стучал и тесал топором. Дерево подняли, и оно оказалось так высоко, что нежная, зеленая верхушечка согнулась под потолком.
От ели веяло холодом, но понемногу ветви оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали ее убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять сесть клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные веревочки. За этой работой дети просидели весь вечер.
Настал сочельник. Елку убрали, опутали золотой паутиной, вставили свечи в цветные защипочки.
( 97 слова) ( По А.Н.Толстому )
Грамматическое задание:
Синтаксический разбор: В гостиную втащили большую ёлку.
Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было! Не знаю, кому под силу это описать! Девочка увидела нарядных кукол, хорошенькую игрушечную посуду, но больше всего обрадовало ее шелковое платьице, искусно отделанное цветными лентами и висевшее так, что девочка могла любоваться им со всех сторон; она и любовалась им всласть, то и дело повторяя: « Ах, какое красивое, какое милое, милое платьице! И мне позволят, наверное, позволят его надеть!»
( 133 слов) ( По А.Гофману).
Грамматическое задание:
Синтаксический разбор: Большая ёлка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками.
Морфологический разбор: на ветках, украшали, в зелени, позволят.
Диктант с грамматическим заданием. 7 класс.
Ёлка.
В это время из залы донеслись звуки рояля, двери бесшумно распахнулись, и мы ахнули... Посреди залы, вся сияя бесчисленными огнями свечей и дорогими, блестящими украшениями, стояла большая, доходящая до потолка елка. Золоченые цветы и звезды на самой вершине ее горели и переливались не хуже свечей. На темном бархатном фоне зелени красиво выделялись повешенные бонбоньерки, мандарины, яблоки и цветы, сработанные старшими. Под елкой лежали груды ваты, изображающей снежный сугроб.
Мне пришло в голову невольное сравнение этой нарядной красавицы елки с тем маленьким деревцом, едва прикрытым дешевыми лакомствами, с той деревенскою рождественскою елочкою, которою мама баловала нас с братом. Милая, на все способная мама сама клеила и раскрашивала незатейливые картонажи, золотила орехи и шила мешочки для орехов и леденцов. И все это с величайшей осторожностью, тайком, чтобы никто не догадывался о сюрпризе. Та елка, скромная, деревенская, которую делала нам мама, была мне в десять раз приятнее и дороже...
( 146 слов) ( Л.Чарская.)
Грамматическое задание:
Синтаксический разбор: Под ёлкой лежали груды ваты, изображающей снежный сугроб.
Золоченые цветы и звезды на самой вершине её горели и переливались не хуже свечей.
В гостиную втащили большую мерзлую ёлку. Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Высоко подняв дерево, обнаружили, что нежно- зеленая верхушка согнулась под потолком.
От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветки оттаяли, поднялись, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями. Подставив к ёлке стулья, стали её убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять сесть клеить фунтики, золотить орехи, привязывая к ним серебряные веревочки.
Настал сочельник. Ёлку убрали, окутав золотой паутиной, повесив цепочки, вставив свечи в цветные защипочки.
Когда все было готово, матушка сказала: «А теперь, дети, уходите, и до вечера в гостиную не заглядывать».
Несмотря на этот запрет мы с нетерпением заглядывали в щелку, мечтая поскорее увидеть ёлку, усеянную множеством свечей.
( 124 слова) ( По А.Н.Толстому )
Грамматическое задание.
Синтаксический разбор: От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветки оттаяли, поднялись, и по всему дому запахло хвоей.
Несмотря на этот запрет мы с нетерпением заглядывали в щелку, мечтая поскорее увидеть ёлку, усеянную множеством свечей.
Из текста выписать три словосочетания с разными видами подчинительной связи, вид связи
( согласование, управление, примыкание) указать.
Морфологический разбор: слежавшиеся, усеянную.
Диктант с грамматическим заданием. 9 класс.
Березовый звон.
Скромно вошла зима в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось, побелело. Только кудрявые кроны с повисшими сережками еще сохраняли свой осенний коричневый цвет.
Но вот стукнул мороз, распушил инеем макушки деревьев, одел их в белоснежный наряд, и лесная палитра приобрела кристальную яркость. Ослепительной стала роща по утрам, на заре, когда сюда проникли лучи солнца,- она вся сверкала рубинами и алмазами.
И, словно соблазненной зимней красотой березовой рощи, сюда заспешили стайки чернышей. Тяжелые птицы лазили по ветвям, встряхивали их и рушили с них хрустальную осыпь инея. Раскрываясь, береза будто тощала, худала, и птицы под лучами сами становились её украшением.
Зима еще только соткала свои наряды, она постарается в первую же порошу все обновить, чтобы открыться людям в новой красоте, создать сказочные хоромы.
Наступит, скажем, оттепель - с деревьев, медленно стекая, к концу побегов и веточек потянется влага. Она станет намерзать, стынуть, обледеневать. Вытянутся сосульки. А к вечеру, хрупкие сосульки и леденцы придут в движение и тогда по роще или по лесу зазвенят, будто малюсенькие колокольчики, раздастся мелодичный звон на разные голоса. И покажется человеку, что он участвует в зимней сказке.
Сходите в березовую рощу в гололед, и вы обязательно услышите этот хрустальный перезвон.
(204 слова) (По П.Панфилову.)
Грамматическое задание:
Обозначить в тексте все сложноподчиненные предложения.
Выписать из текста три изобразительно – выразительных средства.
Указать в тексте предложения с именным составным сказуемым.
object(ArrayObject)#887 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(204) "Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) в 5 классе по письму и развитию речи по итогам 1 четверти,"
["seo_title"] => string(80) "kontrolnaia_rabota_diktant_s_grammaticheskim_zadaniem_v_5_klasse_po_pismu_i_razv"
["file_id"] => string(6) "481506"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1540136416"
}
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(203) "Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) в 6 классе по письму и развитию речи по итогам 1 четверти"
["seo_title"] => string(80) "kontrolnaia_rabota_diktant_s_grammaticheskim_zadaniem_v_6_klasse_po_pismu_i_razv"
["file_id"] => string(6) "487064"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1542897531"
}
}