kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В статье показан конкретный опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка  при  организации работы  учащихся  с текстом.  Даются примеры упражнений работы с фразеологизмами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка (из опыта работы)»

Хребтищева Елена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ « СОШ № 8 г.Петровска»

г. Петровск Саратовская обл.

E-mail: lena210268@ya.ru


Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка



АННОТАЦИЯ

 В статье показан конкретный опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка при организации работы учащихся с текстом. Даются примеры упражнений работы с фразеологизмами.

Ключевые слова: здоровьесбережение, фразеологизм, стилистическая окраска



От учебника до ВПР


Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Конечно, многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны и мы, педагоги. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.


Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.


Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий, несомненно, должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает мало времени, однако имеет колоссальное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.


Учитель, осуществляя свою педагогическую деятельность, может сделать многое для сохранения здоровья учеников. Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, анализировать, рассуждать, поэтому следует уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.


Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:


1. Стрессовая педагогическая тактика.


2.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.


3.Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.


4.Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.


5. Провалы в существующей системе физического воспитания.


6. Интенсификация учебного процесса.


7.Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.


8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.


9.Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.



Важным для обучения детей в школе является формирование речевой деятельности, так как речь занимает важную роль в развитии психической деятельности ребенка и социальной адаптации. Чем больше словарный запас ребенка, чем выше уровень речевого развития и мышления. Каждое новое слово обогащает речь детей, одновременно же оно развивает и их мыслительные способности.

В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что учащиеся 5-8 классов пишут ВПР, а выпускники 9 и 11-х классов сдают ОГЭ и ЕГЭ, в контрольно-измерительных материалах которых есть задания, требующие знания фразеологизмов. Оказалось, что многие из учеников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.

Работая над этой темой, не забываем о том, что в организации и проведении урока необходимо учитывать:


1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ИКТ и ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;


10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке; - наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока: - быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; - спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися; - задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Итак, В §11 4 главы 1 части учебника для 5 класса под редакцией А.Д. Шмелёва и в §8 4 главы 1 части учебника для 6 класса под редакцией А.Д. Шмелёва представлен материал о фразеологизмах: «Фразеологизм – это устойчивое выражение, которое мы используем в готовом виде». [1]

«Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые включаются в словари как особые единицы языка. [2] Эти выражения имеют образное, переносное значение, поэтому делают речь выразительной.

В учебнике представлены различные упражнения для закрепления материалам по изучению этой темы, эти упражнения необходимо использовать для подготовки к ВПР.

14 задание ВПР по русскому языку для 6 класса дано задание: Объясните значение фразеологизма «…», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Для выполнения этого задания необходимо рассмотреть различные фразеологизмы, разобраться в их значениях. Упражнение 59 предлагает догадаться, о каких фразеологизмах идёт речь. Кроме этого, ученику предлагается объяснить эти фразеологизмы:

Упражнение 59. Выберите ряд прилагательных, которые надо вставить в данные словосочетания, чтобы получились устойчивые выражения русского языка. Объясните значения получившихся фразеологизмов.

На (…) ногу, на (…) руку, на (…) голову

Ошибкой учащихся бывает то, что ученик забывает о том, что фразеологизм имеет своё значение – переносное, а словосочетание, состоящее из этих же слов, но имеющее прямое значение – это уже не фразеологизм. Для понимания предлагается упражнение 60:

Упражнение 60.

Сравните предложения в каждой группе и объясните в каком из них используется обычное, свободное сочетание слов, а в каком – устойчивое сочетание слов, фразеологизм. Объясните, почему одни и те же слова являются разными членами предложения

1. С его помощью мои дела скоро пошли в гору. Автомобиль мы оставили на стоянке, а сами пошли в гору к источнику.


Чтобы познакомиться со значениями фразеологизмов, предлагается упражнение 61. Кроме того, именно в этом упражнении дано задание, похожее на задание из ВПР – составить текст, используя фразеологизм.

Упражнение 61.

Просмотрите два списка. В каком даны фразеологизмы, а в каком – их толкования?

1. кожа да кости, разжевать да в рот положить, седьмая вода на киселе…

2. очень подробно объяснить, дальний родственник, очень худой..

Составьте словарик фразеологизмов: расположите их по алфавиту, укажите их стилистическую окраску и дайте толкование.

Составьте предложения с сочетаниями слов из второго списка и предложите однокласснику сделать предложения более выразительными, используя фразеологизмы.


Интересное с точки зрения стилистики упражнение 62, кроме этого, данное упражнение позволяет указать на то, что среди фразеологизмов могут быть и синонимы, и антонимы.

Упражнение 62.

Найдите во втором столбике фразеологизмы, которые могут использоваться как синонимы к фразеологизмам первого столбика.

Ввести в заблуждение

Хоть бы что

Идти на поводу

Быть начеку

Оказаться в чье-то власти

Не моё дело

Закрывать глаза

Втираться в доверие

Плясать под чужую дудку

Лезть в душу

Оказаться в когтях у кого- либо

Смотреть сквозь пальцы

Держать ушки на макушке

Сбить с толку

Моя хата с краю

Хоть бы хны

Определите, какие из фразеологизмов относятся к разговорным, а какие к стилистически нейтральным.


Следующее упражнение содержит фразеологизмы, в которых представлены одинаковые глаголы, но это не означает, что значения этих фразеологизмов одинаковые.

Упражнение 63.

Подобрать для каждого ряда такой глагол, чтобы, подставив его вместо скобок, получить известный фразеологизмы.

1.(...) голову на отсечение, (...) честное слово как пить (...),

2.(...) с левой ноги, (...) поперёк горла, (...) поперёк дороги.

3.(...) себя в руки, (...) верх, (…) быка за рога.


В игровой форме следующее упражнение знакомит учащихся с фразеологизмами.

Упражнение 64.

Чтобы ответить на шуточные вопросы, вам нужно вспомнить фразеологизмы.

образец: в какую обувь можно сесть? - в калошу (сесть в калошу)

1. Какая рыба громко ревёт

2.Какая еда у некоторых людей бывает в голове

3.Куда кладут зубы

4. Какой грызун умеет быстро крутиться

5. Какое насекомое можно превратить в млекопитающее

6. Где обычно держат камни

7.Из какого инструмента приготовить еду


Упражнение 65 из олимпиадных заданий. Справятся с ним только самые эрудированные ученики.

Упражнение 65.

Решите две лингвистические задачи, придуманные для олимпиады по русскому языку лингвистом М. Кронгаузом. В ответе у вас должны получиться фразеологизмы, которые нужно объяснить и определить их стилистическую окраску.

1. За это можно взяться, но этого нельзя коснуться. До этого можно довести и с этого можно свести, но на это нельзя возвести. Что это?

а) дело; б) лестница; в) перила; г) победа; д) ум

2. Это можно прочистить, но нельзя очистить. Это можно вправить, но нельзя исправить. Это можно пудрить, но нельзя румянить. Что это?

а) кости; б) мозги; в) труба; г) ум; д) щеки.


Завершаются упражнения по этой теме заданием, похожим на задания ОГЭ или ЕГЭ. Кроме различных заданий по анализу текста ученику предлагается в тексте найти фразеологизмы и объяснить их значения.

Упражнение 66.

Прочитайте текст, вставляя пропущенные фразеологизмы из рамки.

Дошли слухи, вышел из-под пера, первым делом…


Таким образом, учебник Шмелёва даёт возможность подготовиться к выполнению 14 задания ВПР. В учебнике рассмотрено как минимум 72 фразеологизма, а это не мало! Но готовя детей к ОГЭ и ЕГЭ, важно помнить о здоровье! Спокойная, доброжелательная, психологически комфортная обстановка урока также положительно влияет на работоспособность учащихся. Эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения. О ситуации успеха сказано много. Важно создать ребёнку ситуацию, при которой он хоть на минутку, но порадуется своим незначительным успехам.



Библиографический список

1. Шмелёв А.Д. «Русский язык» 5 класс , «Вентана- граф, 2013, часть 2 . - 294с. (стр214)

2. Шмелёв А.Д. «Русский язык» 6 класс , «Вентана- граф, 2013, часть 2 . - 285с. (стр251)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка (из опыта работы)

Автор: Хребтищева Елена Юрьевна

Дата: 10.05.2021

Номер свидетельства: 580126

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "ИКТ на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(45) "ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "106932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403116733"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе "
    ["seo_title"] => string(108) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-chtieniia-v-korriektsionnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "232420"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442841889"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников."
    ["seo_title"] => string(80) "iz_opyta_raboty_po_sokhranieniiu_i_ukrieplieniiu_zdorov_ia_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "357572"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1478802389"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства