Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как здоровье человека зависит не только и не столько от уровня развития медицины и организации здравоохранения, сколько от решения общих социальных и политических вопросов. Сужение проблемы здоровья до уровня медицинского, уровня здравоохранения решает лишь отдельные частные задачи, но не проблему в целом. Поэтому в последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы здоровья людей в системе образования, которая является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и психологии, педагогики и других наук.
Медицине, как никогда, сегодня необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» имеют повседневную основу.
Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. В дальнейшем именно срывы адаптации к тем или иным перипетиям жизни в социуме будут приводить к постепенной утрате человеком того запаса «прочности», которое принято называть здоровье. Однако, пока ребенок растет, формируется, педагоги, врачи, психологи, родители - все, от кого это зависит, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим его здоровью, препятствующим его полноценному развитию. А напротив, стала образцом такой среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека и в то же время реально готовит его к будущей непростой жизни.
Что же делать в сложившейся ситуации? Как помочь детям, получая знания, не терять своего здоровья?
В главе "Как жить, не болея" из книги тибетских мудрецов "Чжуд-Ши" сказано:
«Все болезни развиваются из причин при наличии условий.
Без условий от причин не будет последствий.
Поэтому делай так, чтобы не было условий для болезней».
В связи с этим, семье и школе, точнее родителям и педагогам, отводится решающая роль в воспитании здорового подрастающего поколения.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
- в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;
- в нравственном - честен, самокритичен, эмпатичен;
- в социальном - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Исходя из всего вышеизложенного, целью и задачами своей работы как учителя в рамках здоровьесберегающих технологий я вижу:
1) создание комфортных условий для учебы, чтобы уроки русского языка и литературы, а также внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на их здоровье;
2) формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
3) знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе »
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ
В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Выполнила
Ванькова Людмила Ивановна,
учитель русского языка и чтения
МБС(к) ОУ VIII вида г.Чернушка
Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто.(Сократ)
“Если ты думаешь на год вперед, посади семя.Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”.
Что такое «Здоровье»?
Самое популярное определение,
данное Всемирной организацией Здравоохранения:
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Компоненты здоровья:
Здоровье физическое
Здоровье психическое
Здоровье социальное
Здоровье нравственное
Кризис здоровья нации в стране
Ежегодно в стране вымирает население целого миллионного города.
По данным министерства образования в детской и подростковой среде наблюдается значительное увлечение наркоманией.
2,7 % всех умерших детей являются самоубийцами.
86 % детей России имеют
отклонения в состоянии
здоровья
Усугубляют состояние обучающихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья :
малоподвижный образ у обучающихся;
перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
стрессовые воздействия во время обучения;
несбалансированное питание;
отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
несоблюдение режима дня;
несоблюдение гигиенических требований.
В связи с этим,здоровьесбережениеявляется одним изприоритетных направлений современной педагогики
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ
Русский язык и чтение – серьёзные и сложные предметы. Учащимся приходится много работать, а потому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного напряжения проводятся:
1. физкультминутки;2. определение психологического климата на уроке;3. эмоциональная разрядка;4. наблюдение за правильностью позы и осанки учащихся;5. чередование видов работ на уроке
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:
1.Снятие эмоционального напряжения . Использование игровых технологий, оригинальных творческих заданий, введение исторических экскурсов (например, при изучении «Кавказский пленник »Л.Толстого дается историческая справка о событиях). Использование интеграции различных видов искусства на занятиях ( живопись, музыка, история, литература) помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач:
- обеспечить психологическую разгрузку учащихся,
-дать им сведения развивающего и воспитательного плана,
-побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
2.Создание благоприятного психологического климата на уроке .
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся , появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей ребенка.
3. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности , дифференцированного обучения , развивающего обучения, разнообразные игровые технологии
4. Использование ИКТ
не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.
5.Система творческих заданий
Система творческих заданий включает в себя:сочинения- миниатюры, письмо герою, дифференцированные задания, составление схем, составление характеристик героев, составление вопросов автору (герою), создание своих, оригинальных текстов.
Например, составьте анкету литературного героя, изучите две части речи и выпишите общие и особенные признаки, составьте страницу энциклопедии о творчестве писателя, поэта, внедрите героя из одного произведения в другое, поместите героя в необычное место действия, измените финал рассказа.
6.Рефлексия
Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Учёт интенсивности умственной деятельности обучающихся в ходе урока
Часть урока
Деятельность
1-й этап.Врабатывание5 мин .
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение
2-й этап.20-25 мин.Максимальная работоспособность
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но ипрофилактикуразличных заболеваний, а такжепропагандуздорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является егообраз жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(187) "Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русские поэты о языке и речи. "
["seo_title"] => string(122) "rol-iazyka-v-zhizni-obshchiestva-iazyk-kak-istorichieski-razvivaiushchieiesia-iavlieniie-russkiie-poety-o-iazykie-i-riechi"
["file_id"] => string(6) "131087"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1416072800"
}
}