Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие методики на уроках русского языка»
«Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы».
За последние десять лет произошли позитивные изменения в образовании, науке, здравоохранении. Наконец мы пришли к стабильности, которая позволяет строить планы, спокойно работать и надеяться на то, что жизнь будет и дальше меняться к лучшему. Будущее России зависит от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов.
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Конечно, многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны и мы, педагоги.
Появившееся десять лет назад понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидировать все усилия школы с целью сохранения, формирования и укрепления здоровья учащихся.
Основной целью здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы является создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся. Для реализации этой цели я поставила следующие задачи:
-отслеживать соответствие санитарно-гигиеническим требованиям СанПиНов (регулярно проветривается классная комната, на переменах регулярно проводится влажная уборка и.т.д.);
-держать на контроле посадку учеников с ослабленным зрением;
-учитывать индивидуальные особенности учащихся;
-планировать переход от одного этапа урока к другому, при этом меняя формы труда;
-реализовывать на практике индивидуально-личностный подход к оценке знаний;
-использовать приемы внешней (оценка, похвала) и внутренней (стремление больше узнать) мотивации.
По теме «Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы» работаю четвертый год и считаю, что каждый учитель должен глубоко владеть психолого-педагогическими знаниями и понимать особенности развития школьников. В начале каждого учебного года совместно с врачом внимательно мы изучаем изменения в здоровье учеников, сравниваем показатели диспансеризации. В 7-8-х классах из 40 учеников здоровыми, к сожалению, можно назвать только 70% , остальные имеют какие-либо заболевания: хронические гайморит, танзилит, нарушения нервной и сердечно-сосудистой системы.
Суммировав полученную информацию об учениках и их физическом здоровье, поняла, что на уроке необходимо создать благоприятный психологический климат, условия для появления и сохранения интереса к учебному материалу, условия для самовыражения учащихся. В этом мне помогают следующие педагогические технологии, использование которых предотвращает усталость и утомляемость, повышает мотивацию к учебной деятельности:
* личностно-ориентированного обучения;
* дифференцированного и индивидуального обучения;
* эффективной речевой деятельности;
*диалогового обучения; *рефлексивного обучения.
Так, личностно-ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение выступает в роли эффективного способа закрепления тех или иных личных качеств, дифференцированный подход позволяет осуществлять учет особенностей класса, подбирать приемы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу.
Чтобы мои ученики были успешными, оказываю им во внеурочное время психологическую и методическую помощь при подготовке публичных выступлений, подборе материала для написания творческих работ, рефератов, сообщений по выбранным им самостоятельно темам и по русскому языку и по литературе.
Пожалуй, ни один урок литературы не проходит без проблемной ситуации или вопроса и поиска вариантов решения. Технология эффективной речевой деятельности позволяет управлять речью, следить за речью не только учеников, но и своей.
Стараюсь построить урок таким образом, чтобы превратить его в пространство эффективного общения, где реализуются информационный обмен, организационный аспект общения, эмоциональный контакт, обмен идеями и энергетический обмен..
Задумываясь над организацией и формами работы с детьми, я, прежде всего, стремлюсь к созданию целостной системы, в которой творческая работа каждого ученика ориентировалась бы на конкретную идею.
Для успешного развития личности ребенка необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой культурной среды, где способности ребенка могли бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.
От интеллектуального потенциала наших детей зависит будущее нашей страны, и основная цель работы с детьми – это содействие их превращению в физически и нравственно здоровых, одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса развития человеческой цивилизации.