kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по русскому языку для 10 класса (с ответами)  состоят из 4 уровней и содержат задания различных типов и уровней сложности, это и задания на выбор правильного ответа, и задания на соответствия, предложены лингвистические задачи, задание для комплексного анализа текста, а так же творческое задание на написание эссе на одну из предложенных тем и темы для ораторского выступления. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 10 КЛАССА

Язык есть исповедь народа:

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П.А.Вяземский

І уровень (6 заданий = 30 баллов)

  1. В каком слове ударение на втором слоге? ( 3 балла)

А) некролог; Б) форзац; В) злоба; Г) факсимиле

2. Какое лингвистическое явление иллюстрирует выделенные слова в стихотворении М.Цветаевой? (3 балла)

Все перемелется, будет муко′й!

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской.

Нет, лучше му′кой!


А) синонимы; Б) паронимы; В) омонимы; Г) антонимы


3. Найдите нерусское по происхождению имя: (3 балла)

А) Иван; Б) Всеволод; В) Мстислав; Г) Ярополк.


4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. (3 балла)

А) пять килограммов

Б) до двух тысяч шестого года;

В) опытные шоферы;

Г) охапка георгинов.


5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) долна (-ы) стоять запятая (-ые). ( 3 балла)


В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина “Московский дворик» принесла В.Д.Поленову славу (3) явив рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «лирическим» пейзажем.


6. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. (15 баллов: за каждый правильный ответ по 3 балла)



Грамматические ошибки

А) неправильное построение предложения с косвенной речью;

Б) нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм;

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Предложения

  1. Все, кто анализировал «Русалку», отчетливо видели, что в основу своих музыкальных решений Даргомыжский положил, подобно Глинке, народное творчество.

  2. Задержавшись у дверей, сестра еще раз помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в воскресенье у себя на даче».

  3. Исполняя эту роль, у зрителей возникло двойственное чувство от игры актера.

  4. Все, кто присутствовал на заседании ученого совета, убедился в обоснованности отклонения диссертации.

  5. В припаркованной на стоянке недалеко от места преступления «Тойоте» были обнаружены вещественные доказательства.

  6. Ночь опускается на город и скрыла его во мраке.

  7. Определяя возраст находки, археологи используют несколько методов.

  8. В музее «Эрмитаж» наряду с классическими произведениями представлены образцы современного искусства.

  9. Англичанин Роджер Бэкон, преподававший в средневековых университетах Лондона и Парижа, утверждал, что только с помощью опыта можно проверить, верны ли наши знания.


ІІ уровень (6 заданий = 30 баллов)

7. Решите лингвистическую задачу (10 баллов)

Какого рода существительное галифе?


8. Выполните задания (комплексная работа с текстом) (30 баллов)

(1)…В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

(2) Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и всё теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета.

(3) Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху примешивается проклятая розовая струя. (4) От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором когорта  Двенадцатого Молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствующему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался всё тот же розовый дух…

Из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выполните задания к тексту.

1. Определите стиль текста и тип речи. (2 балла)

2. Выпишите номера предложений с обособленными определениями. (4 балла)

3. Выпишите грамматические основы предложений №2 и  №4. (4 балла)

4. В выделенных словах обозначьте морфемы. (3 балла)

5. Из первого предложения выпишите все предлоги. (2 балла)

6. Укажите способ образования слова сверкающей (2 балла)

7. Укажите №  предложения(ий) с сочинительной и подчинительной связью простых предложений в составе сложного. (4 балла)

8. Постройте линейную схему предложения  №3. Укажите вид подчинительной связи. (3 балла)

9. Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте. (6 баллов)

1) Синекдоха

2) Умолчание

3) Эпитет

4) Сравнительная синтаксическая конструк­ция

5) Гипербола

6) Метафора

7) Олицетворение

8) Ряды однородных членов


ІІІ уровень. Творческое задание ( 1 задание: 10баллов + 10 баллов=20 баллов)

9. Напишите небольшое эссе (1,0 – 1,25 стр.) на одну из предложенных тем.

Эссе – способ рассказать о мире

через себя и о себе через мир

  • Сохранится ли в будущем понятие «Родина»?

  • В жизни каждая минута таит в себе чудо (А.Камю).

  • Жизнь, прожитую достойно, следует измерять деяниями, а не годами (Р.Шеридан).

  • Способствует ли компьютер совершенствованию человека?

  • Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует... (апостол Павел).


IV уровень. Ораторское выступление (10 баллов)

Ораторская речь – это не сумма материалов,

собранных из различных источников,

а оригинальное, рожденное в творческих

муках, произведение.

Е.А.Ножин (теоретик ораторского искусства)


10. Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем

  • Притча, которая многому меня научила.

  • Какой человек нужен ХХI веку.

  • Можно ли жить без веры? Во что следует верить?

  • Где нет боли – там нет жизни.

  • Учитель в моей жизни.

  • Я не люблю….

  • Можно ли прожить без обмана?



Длительность ораторського выступления – 2, 5 мин



Общая максимальная сумма - 100 баллов















Ключи к заданиям

І уровень (6 заданий = 30 баллов)

  1. Г

  2. В

  3. А

  4. Б

  5. 3; 4

  6. А – 2; Б – 6; В – 5; Г – 4; Д – 3

ІІ уровень

  1. Лингвистическая задача

Ответ: Существительное галифе — или никакого рода, или среднего. Дело в том, что это название брюк особого покроя пришло к нам из французского языка (оно восходит к фамилии кавалерийского генерала Галифе). В русском оно сразу же встало в один ряд с прочими названиями одежды, надеваемой на нижнюю часть тела (портки, брюки, штаны, лосины и т.п.). А все эти слова — pluralia tantum, т.е. «только множественные», имеют одно лишь множественное число. Поскольку же в русском языке грамматический род у существительных представлен только в единственном числе, то ни брюки, ни галифе рода не имеют. Но есть и второй ответ на заданный вопрос. Поскольку слово галифе своей формой напоминает существительные среднего рода (кафе, декольте, шоссе и т.п.), то оно стремится «подпасть» под эту категорию, встать и в этот ряд слов. И потому в речи можно встретить сочетания вроде «моё галифе». Данный вариант считается менее правильным, чем мои галифе, однако словари приводят его в качестве допустимого.

8. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

(1)…В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

(2) Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и всё теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета.

(3) Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху примешивается проклятая розовая струя. (4) От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором когорта  Двенадцатого Молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствующему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался всё тот же розовый дух…

Из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выполните задания к тексту.

1. Определите стиль текста и тип речи. (2 балла)

Художественный стиль, повествование с элементами описания

2. Выпишите номера предложений с обособленными определениями (1, 4) (4 балла)

3. Выпишите грамматические основы предложений №2 и  №4. (прокуратор ненавидел, всё предвещало, запах начал преследовать; расположилась когорта, заносило, кашевары начали готовить, примешивался дух) . (3 балла)

4. В выделенных словах обозначьте морфемы. (3 балла)

5. Из первого предложения выпишите все предлоги. (в, с, между) (2 балла)

6. Укажите способ образования слова сверкающей (суффиксальный) (2 балла)

7. Укажите №  предложения(ий) с сочинительной и подчинительной связью простых предложений в составе сложного.(2,4) (4 балла)

8. Постройте линейную схему предложения  №3. Укажите вид подчинительной связи.

[ ], ( что… ), ( что…. ). (однородное) (3 балла)

9. Запишите номера тех средств выразительно­сти, которые использованы в тексте. (6 баллов)

1) Синекдоха

2) Умолчание

3) Эпитет

4) Сравнительная синтаксическая конструк­ция

5) Гипербола

6) Метафора

7) Олицетворение

8) Ряды однородных членов



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку

Автор: Крохичева Елена Васильевна

Дата: 16.10.2018

Номер свидетельства: 480894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку 7-8 классы "
    ["seo_title"] => string(71) "zadaniia-dlia-shkol-nogho-etapa-olimpiady-po-russkomu-iazyku-7-8-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "220161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434534591"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "материалы для школьного этапа олимпиады по русскому языку для 8-11 классов с казахским языком обучения"
    ["seo_title"] => string(80) "matierialy_dlia_shkol_nogho_etapa_olimpiady_po_russkomu_iazyku_dlia_8_11_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "352303"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477424942"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "материалы для школьного этапа олимпиады по русскому языку для 8-11 классов с казахским языком обучения"
    ["seo_title"] => string(80) "matierialy_dlia_shkol_nogho_etapa_olimpiady_po_russkomu_iazyku_dlia_8_11_klass_1"
    ["file_id"] => string(6) "352304"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477424942"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Олимпиадные задания по русскому языку для 6 класса (школьный тур)"
    ["seo_title"] => string(68) "olimpiadnyie-zadaniia-po-russkomu-iazyku-dlia-6-klassa-shkol-nyi-tur"
    ["file_id"] => string(6) "263076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449483743"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Олимпиадные задания по русскому языку для 10 класса (школьный тур)"
    ["seo_title"] => string(59) "olimpiadnyiezadaniiaporusskomuiazykudlia10klassashkolnyitur"
    ["file_id"] => string(6) "263083"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449484403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства