Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку
Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку
Олимпиадные задания по русскому языку для 10 класса (с ответами) состоят из 4 уровней и содержат задания различных типов и уровней сложности, это и задания на выбор правильного ответа, и задания на соответствия, предложены лингвистические задачи, задание для комплексного анализа текста, а так же творческое задание на написание эссе на одну из предложенных тем и темы для ораторского выступления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку»
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 10 КЛАССА
Язык есть исповедь народа:
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.
П.А.Вяземский
І уровень (6 заданий = 30 баллов)
В каком слове ударение на втором слоге? ( 3 балла)
А) некролог; Б) форзац; В) злоба; Г) факсимиле
2. Какое лингвистическое явление иллюстрирует выделенные слова в стихотворении М.Цветаевой? (3 балла)
Все перемелется, будет муко′й!
Люди утешены этой наукой.
Станет мукою, что было тоской.
Нет, лучше му′кой!
А) синонимы; Б) паронимы; В) омонимы; Г) антонимы
3. Найдите нерусское по происхождению имя: (3 балла)
А) Иван;Б)Всеволод; В) Мстислав; Г) Ярополк.
4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. (3 балла)
А) пять килограммов
Б) до двух тысяч шестого года;
В) опытные шоферы;
Г) охапка георгинов.
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) долна (-ы) стоять запятая (-ые). ( 3 балла)
В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина “Московский дворик» принесла В.Д.Поленову славу (3) явив рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «лирическим» пейзажем.
6. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. (15 баллов: за каждый правильный ответ по 3 балла)
Грамматические ошибки
А) неправильное построение предложения с косвенной речью;
Б) нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм;
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Предложения
Все, кто анализировал «Русалку», отчетливо видели, что в основу своих музыкальных решений Даргомыжский положил, подобно Глинке, народное творчество.
Задержавшись у дверей, сестра еще раз помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в воскресенье у себя на даче».
Исполняя эту роль, у зрителей возникло двойственное чувство от игры актера.
Все, кто присутствовал на заседании ученого совета, убедился в обоснованности отклонения диссертации.
В припаркованной на стоянке недалеко от места преступления «Тойоте» были обнаружены вещественные доказательства.
Ночь опускается на город и скрыла его во мраке.
Определяя возраст находки, археологи используют несколько методов.
В музее «Эрмитаж» наряду с классическими произведениями представлены образцы современного искусства.
Англичанин Роджер Бэкон, преподававший в средневековых университетах Лондона и Парижа, утверждал, что только с помощью опыта можно проверить, верны ли наши знания.
ІІ уровень (6 заданий = 30 баллов)
7. Решите лингвистическую задачу (10 баллов)
Какого рода существительное галифе?
8. Выполните задания (комплексная работа с текстом) (30 баллов)
(1)…В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
(2) Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и всё теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета.
(3) Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху примешивается проклятая розовая струя. (4) От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором когорта Двенадцатого Молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствующему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался всё тот же розовый дух…
Из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Выполните задания к тексту.
1. Определите стиль текста и тип речи. (2 балла)
2. Выпишите номера предложений с обособленными определениями. (4 балла)
3. Выпишите грамматические основы предложений №2 и №4. (4 балла)
4. В выделенных словах обозначьте морфемы. (3 балла)
5. Из первого предложения выпишите все предлоги. (2 балла)
6. Укажите способ образования слова сверкающей (2 балла)
7. Укажите № предложения(ий) с сочинительной и подчинительной связью простых предложений в составе сложного. (4 балла)
8. Постройте линейную схему предложения №3. Укажите вид подчинительной связи. (3 балла)
9. Запишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте. (6 баллов)
9. Напишите небольшое эссе (1,0 – 1,25 стр.) на одну из предложенных тем.
Эссе – способ рассказать о мире
через себя и о себе через мир
Сохранится ли в будущем понятие «Родина»?
В жизни каждая минута таит в себе чудо (А.Камю).
Жизнь, прожитую достойно, следует измерять деяниями, а не годами (Р.Шеридан).
Способствует ли компьютер совершенствованию человека?
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует... (апостол Павел).
IV уровень. Ораторское выступление (10 баллов)
Ораторская речь – это не сумма материалов,
собранных из различных источников,
а оригинальное, рожденное в творческих
муках, произведение.
Е.А.Ножин (теоретик ораторского искусства)
10. Подготовьте и представьте устное высказывание на одну из предложенных тем
Притча, которая многому меня научила.
Какой человек нужен ХХI веку.
Можно ли жить без веры? Во что следует верить?
Где нет боли – там нет жизни.
Учитель в моей жизни.
Я не люблю….
Можно ли прожить без обмана?
Длительность ораторського выступления – 2, 5 мин
Общая максимальная сумма - 100 баллов
Ключи к заданиям
І уровень (6 заданий = 30 баллов)
Г
В
А
Б
3; 4
А – 2; Б – 6; В – 5; Г – 4; Д – 3
ІІ уровень
Лингвистическая задача
Ответ: Существительное галифе — или никакого рода, или среднего. Дело в том, что это название брюк особого покроя пришло к нам из французского языка (оно восходит к фамилии кавалерийского генерала Галифе). В русском оно сразу же встало в один ряд с прочими названиями одежды, надеваемой на нижнюю часть тела (портки, брюки, штаны, лосины и т.п.). А все эти слова — pluralia tantum, т.е. «только множественные», имеют одно лишь множественное число. Поскольку же в русском языке грамматический род у существительных представлен только в единственном числе, то ни брюки, ни галифе рода не имеют. Но есть и второй ответ на заданный вопрос. Поскольку слово галифе своей формой напоминает существительные среднего рода (кафе, декольте, шоссе и т.п.), то оно стремится «подпасть» под эту категорию, встать и в этот ряд слов. И потому в речи можно встретить сочетания вроде «моё галифе». Данный вариант считается менее правильным, чем мои галифе, однако словари приводят его в качестве допустимого.
8. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
(1)…В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
(2) Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и всё теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета.
(3) Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху примешивается проклятая розовая струя. (4) От флигелей в тылу дворца, где расположилась пришедшая с прокуратором когорта Двенадцатого Молниеносного легиона, заносило дымком в колоннаду через верхнюю площадку сада, и к горьковатому дыму, свидетельствующему о том, что кашевары в кентуриях начали готовить обед, примешивался всё тот же розовый дух…
Из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Выполните задания к тексту.
1. Определите стиль текста и тип речи. (2 балла)
Художественный стиль, повествование с элементами описания
2. Выпишите номера предложений с обособленными определениями (1, 4) (4 балла)
3. Выпишите грамматические основы предложений №2 и №4. (прокуратор ненавидел, всё предвещало, запах начал преследовать; расположилась когорта, заносило, кашевары начали готовить, примешивался дух) . (3 балла)
4. В выделенных словах обозначьте морфемы. (3 балла)
5. Из первого предложения выпишите все предлоги. (в, с, между) (2 балла)
6. Укажите способ образования слова сверкающей (суффиксальный) (2 балла)
7. Укажите № предложения(ий) с сочинительной и подчинительной связью простых предложений в составе сложного.(2,4) (4 балла)
8. Постройте линейную схему предложения №3. Укажите вид подчинительной связи.
[ ], ( что… ), ( что…. ). (однородное) (3 балла)
9. Запишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте. (6 баллов)