Изменение заданий ЕГЭ по русскому языку может вызвать определённые трудности у выпускников. Задание № 7 вообще стало принципиально новым: теперь нужно не просто найти среди четырёх примеров предложение с грамматической ошибкой – нарушением синтаксической нормы, а классифицировать такие ошибки в пяти разных примерах. Если многие носители языка могут интуитивно обнаружить ошибку и исправить её, то “повесить ярлык” на неё не всегда оказывается просто. Данный материал призван облегчить учащимся подготовку к выполнению задания № 7.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выполнение задания № 7 ЕГЭ по русскому языку »
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ № 7 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В заданиях ЕГЭ по русскому языку произошли существенные изменения. Одно из них – появление задания, для выполнения которого придётся не найти предложение с грамматической ошибкой – нарушением синтаксической нормы, а классифицировать ошибки в пяти разных примерах. Это может вызвать определённые сложности, которые можно и нужно преодолеть для успешной сдачи ЕГЭ.
В задании № 7, к сожалению, не слишком много смысла: каждому понятно, что важно не допускать ошибок, а если это всё-таки не удалось, то уметь их находить и исправлять. Но те, кто придумывает ЕГЭ, считают иначе.
Здесь нас подстерегает возможная ошибка:
1) «Те, кто придумываЮТ ЕГЭ, считают иначе.» – Нарушение согласования между подлежащим и сказуемым. (Правильно:Кто придумываЕТ!)
2) «В случае внезапной остановки эскалатора выполняйте распоряжения в соответствии с поступившей информацией по радиовещанию.» (Совсем недавно эта чудовищная грамматическая ошибка звучала в нашем метро!) – ошибка в построении предложения с причастным оборотом: определяемое слово «информацией» оказалось ВНУТРИ ОБОРОТА, а такого быть не может. Правильно: «… в соответствии с информацией, поступившей по радиовещанию».
3) Может быть и другая ошибка в построении предложения с причастным оборотом – отсутствие согласования причастия с определяемым словом:
«Одному из героев романа, ищущИМ смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.» Правильно: Одному из гороев (какому?)…, ищущЕМУ смысл жизни…
4) «Подъезжая к станции, у меня упала шляпа.» - ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом. (К станции подъезжала не шляпа! В предложении с деепричастным оборотом деепричастие называет действие подлежащего! Если предложение безличное, то сказуемое должно содержать слова МОЖНО, НУЖНО, НЕЛЬЗЯ, в противном случае в нём нельзя использовать деепричастный оборот:
Взобравшись на холм, можно увидать весь город. – МОЖНО, т.к. кто взберётся, тот и увидит.
«Прочитав эту книгу, хочется перечитать её ещё раз.» - НЕЛЬЗЯ, т.к. «хочется» - это желание, возникающее иногда совершенно помимо нашей воли, т.е. это “действие” не наше, хотя мы его ощущаем.)
5) «Я задумался о романе Булгакова «Мастере и Маргарите».» - ошибка в предложении с несогласованным приложением. Если есть слово РОМАН, КНИГА, РАССКАЗ, ПЕРЕДАЧА, КАРТИНА и т.п., то название при нём должно употребляться только в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже употреблено это видовое слово. (Правильно:Я задумался о романе Булгакова “Мастер и Маргарита”. Я не читал романа Толстого “Война и мир”.) Если такого слова нет, название можно изменять по падежам (хотя это свойственно только разговорному стилю): Я задумался о «Мастере и Маргарите» Булгакова.
6) «Поезд прибывает согласно расписаниЯ.»
«По приездУ в город он навестил родных.»
«По окончаниЮ школы я собираюсь поступать в вуз.»
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Правильно: согласно расписаниЮ, по приездЕ, по окончаниИ!
7) Может быть ошибка в построении предложения с однородными членами.
Во-первых, часто бывает примерно так:
«Поэт ЛЮБУЕТСЯ и ВОСПЕВАЕТ родную природу.» Это можно классифицировать и как нарушение норм управления. Глагол «любуется» требует от существительного творительного падежа, а глагол «воспевает» - винительного. Поэтому они не могут иметь общее дополнение в винительном падеже, как в приведённом примере. Правильно: «любуется родной природой и воспевает её».
Во-вторых, может быть неправильное употребление союзов при однородных членах предложения. Например, вместо второй части двойного сопоставительного союза НЕ ТОЛЬКО…, НО И … может оказаться присоединительный союз А ТАКЖЕ:
«Мы не только посетили выставку картин, а также видели, как художник над ними работает.» Правильно: Мы НЕ ТОЛЬКО посетили выставку картин, НО И видели, как художник над ними работает. Или: Мы посетили выставку картин, А ТАКЖЕ видели, как художник над ними работает.
В-третьих, двойной сопоставительный союз может соединять в примере задания то, что не должен: существительное и глагол, например: Мы не только посетили музей, но и картинную галерею. Правильно: Мы посетили не только музей, но и картинную галерею.
8) Ошибка в построении предложения с причастным оборотом, когда вместо второго оборота появляется придаточное определительное:
Мы прочитали роман современного писателя, вызвавший оживленное обсуждение и который нам очень понравился.» Правильно – или два причастных оборота, или два придаточных определительных.
9) Неправильное построение предложения с косвенной речью. (Напомню, что косвенная речь – это, в отличие от прямой речи, слова другого лица, которые мы передаем «от себя»: Классный руководитель предупредил нас: «Не берите на экзамен мобильные телефоны!» - Классный руководитель предупредил, чтобы мы не брали на экзамен мобильные телефоны.»)
Здесь может быть, например, употребление местоимения не того лица. При этом возникает неправильное понимание предложения. Есенин писал: «…Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла…» - Есенин писал, что «любовь в родному краю МЕНЯ томила, мучила и жгла.» Получилось, что поэт писал не о себе, как это было на самом деле, а о говорящем.)) Правильно: Есенин писал, что «любовь к родному краю» ЕГО «томила, мучила и жгла".
Итак, в задании № 7 нет ничего страшного. При его выполнении нужно просто быть внимательным и вспомнить всё то, что изучалось в школе. Удачи на экзамене!