kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пособие "Темактические тестовые задания по русскому языку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное  пособие  "Тематические тестовые задания по русскому языку"
 посвящено методике  подготовке учащихся  11 класса к выполнению тестовых заданий и 3-ей части теста  (задание С)  в формате единого государственного экзамена. 
 Пособие предназначено для учителей русского языка, преподающих в 10-11 классах, в помощь для подготовки к ЕГЭ. 
 В основу пособия положены лекции А.Г. Нарушевич "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений". Москва. Педагогический университет "Первое сентября". 2009 год, для учителей, проходящих дистанционные курсы повышения квалификации. Электронный адрес: edu.1september.ru
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пособие "Темактические тестовые задания по русскому языку" »

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Лицей №1 городского округа

город Волгореченск Костромской области"











Пособие

"Тематические тестовые задания

по русскому языку"
















г. Волгореченск

2011 год.

















Составитель: Могунова Елена Владимировна- учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения "Лицей №1 городского округа город Волгореченск Костромской области".

Пособие "Тематические тестовые задания по русскому языку": практические упражнения. 2011 год.- 32 с.

Рецензент: Малышева Ирина Юрьевна -














































Аннотация

Данное пособие "Тематические тестовые задания по русскому языку"

посвящено методике подготовке учащихся 11 класса к выполнению тестовых заданий и 3-ей части теста (задание С) в формате единого государственного экзамена.

Пособие предназначено для учителей русского языка, преподающих в 10-11 классах, в помощь для подготовки к ЕГЭ.

В основу пособия положены лекции А.Г. Нарушевич "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений". Москва. Педагогический университет "Первое сентября". 2009 год, для учителей, проходящих дистанционные курсы повышения квалификации. Электронный адрес: edu.1september.ru

Содержание

1.

Введение


2.

Основная часть


а)

Задания на основе материала разделов: "Морфология" "Синтаксис ""Орфография и пунктуация".


б)

Задания на основе материала разделов:

"Фонетика.Орфоэпия" "Лексика.Фразеология" "Морфемика. Словообразование".


в)

Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).


3.

Заключение


4.

Список использованных источников



Введение.

Единый государственный экзамен, результаты которого принимают в качестве вступительного испытания многие вузы России, - это важный стимул для изучения любого предмета, в том числе и русского языка.

Необходимо целенаправленно готовить учащихся к Единому государственному экзамену по русскому языку. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению, критериям оценки и т.д.

Цель данного пособия "Тематические тестовые задания по русскому языку" - помочь учителю старших классов разра­ботать систему уроков, направленную на углубление знаний уча­щихся о системе языка, совершенствование их учебно-языковых и коммуникативных умений.











Основная часть

а). Задания на основе материала разделов: "Морфология" "Синтаксис" "Орфография и пунктуация".

Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требуют короткого конструируемого ответа (тип В), являются заданиями повышенной сложности. Поэтому весь материал необходимо сгруппировать по темам, получив содержательные блоки, которые следует повторить:

  1. Синтаксические нормы.

  2. Типы связи слов в словосочетании.

  3. Простое осложнённое предложение.

  4. Односоставное предложение.

  5. Сложноподчинённое предложение. Типы придаточных предложений.

  6. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.


Бланк для ответов


1

2

3

4

5






6

7

8

9

10






11

12

13

14

15






16

17

18

19

20






21

22

23

24

25






26

27

28

29

30






31

32А

32Б

32В

32Г

32Д

32Е

32Ж

32З

32И












Выполните задания. Ответы внесите в бланк для ответов.

Прочитайте текст.

(1)Будни. (2)Они – сплошная беспробудность. (3)Тягучая скука. (4)Непрестанный

шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. (5)О, плохое настроение! (6)А понедельник – это прообраз будней.

(7)Да, тогда дело с жизнью обстоит плохо! (8)Но нельзя перекладывать

вину за это на «жизнь». (9) У тебя не хватает искусства жить; было бы глупо ожидать, что жизнь устроит тебе торжественный прием. (10)Так что твори сам и преображайся, иначе будни одолеют тебя. (11)А в жизни нет большего стыда, чем быть побеждённым – и не великаном, не могущественными врагами, не болезнью, а серою повседневностью существования. (12)Итак – искусство жизни! (13)Прежде всего: спокойно и мужественно смотреть в глаза врагу! (14)Нам никогда не избавиться от будней. (15)Они будут всегда. (16)Они составляют материю нашей жизни. (17)И если праздник служит лишь тому, чтобы, подобно молнии, осветить серость будней и обличить повседневность, то он нам вреден и мы недостойны его. (18)Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни. (19)Как этого добиться?

(20)Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. (21)Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. (22)Что есть ты во Вселенной? (23)Каковы твои деяния перед Отечеством?

(24)Ты еще этого не уяснил? (25)Ты еще этого не знаешь? (26)Как же ты живёшь? (27)Бессмысленно, слепо, тупо и бессловесно? (28)Тогда легко постичь «сплошную беспробудность» твоих будней. (29)И скуку, и плохое настроение, и всё им сопутствующее.

(30)Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишённую смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты. (31)Надо одуматься. (32)Надо понять серьёзный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя её высокого смысла. (33)Надо серьёзно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профессии, и к собственным будням.

(34)Будни остаются, но их необходимо преобразить изнутри. (35)Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться «сплошной беспробудностью».

(36)Бессмысленно – это безрадостно. (37)Человек создан так, что не может жить безрадостно. (38)Тот, кто кажется живущим без радости, непременно выдумал себе замену радости. (39)Радость должна, однако, вырастать из повседневного труда, пусть даже только в том смысле, что трудишься всё лучше и лучше, повышаешь качество своего труда, перемещаясь тем самым вверх по ступеням совершенствования.

(40)Если же ты нашел высокий смысл твоего труда и радость в его качестве, сможешь ли ты и после этого говорить о «сплошной беспробудности»? (41)Жизнь станет для тебя тогда светящейся нитью. (42)И взлёт в твоей жизни обеспечен. (43)Ведь радость высвобождает творческие силы, творческие силы создают качество, а качество труда вызывает радость от труда.

(44)Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг духовного здоровья. (45)И теперь для тебя нет больше тягучих будней.

(И. Ильин)


Выполните задания

Морфология

1. Из предложений 36-40 выпишите наречие в форме простой сравнительной степени.

2. Из предложений 36-39 выпишите краткое прилагательное.

3. Из предложений 12-19 выпишите краткие прилагательные.

4. Из предложений 40-43 выпишите страдательное причастие.

5. Из предложений 36-39 выпишите действительное причастие.

6. Из предложений 17-19 выпишите относительное местоимение.

7. Из предложений 40-41 выпишите притяжательные местоимения.

8. Из предложений 1-6 выпишите частицу.

9. Из предложений 9-10 выпишите все частицы.

10. Из предложения 40 выпишите все частицы.

11. Из предложений 30-33 выпишите производный предлог.


Синтаксис

12. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании НЕДОСТОЙНЫ ЕГО (предложение 17).

13. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании К САМОМУ СЕБЕ (предложение 33).

14. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании НИКОГДА НЕ ИЗБАВИТЬСЯ (предложение 14).

15. Из предложения 25 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

16. Из предложения 38 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

17. Из предложения 44 выпишите подчинительные словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ.

18. Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

19. Среди предложений 17-23 найдите предложение с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Напишите номер этого предложения.

20. Среди предложений 30-35 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

21. Среди предложений 36-43 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

22. Среди предложений 30-43 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений.

23. Среди предложений 39-45 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

24. Среди предложений 30-37 найдите сложное, одна из частей которого является односоставным безличным предложением. Напишите номер этого предложения.

25. Среди предложений 40-45 найдите сложное, одна из частей которого является односоставным определённо-личным предложением. Напишите номер этого предложения.

26. Среди предложений 36-43 найдите сложноподчинённое с придаточным образа действия. Напишите номер этого предложения.

27. Среди предложений 9-18 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных.

28. Среди предложений 30-44 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

29. Среди предложений 12-19 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения.

30. Среди предложений 20-31 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстных антонимов.

31. Среди предложений 30-39 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения.


Средства выразительности

32. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из предложенного списка. В рецензии после пропусков в скобках даны пояснения, позволяющие вам найти правильный термин.


Философ Иван Ильин настраивает читателя на совместные раздумья. Этому способствует прежде всего _____(А) (предложения 19 –20). Экспрессивность текста усиливают _____(Б) («надо» в предложениях 31-33), ____(В) («высокий смысл», «тягучих будней», «могущественными врагами») и ____(Г) (предложения 11, 27, 29). Наряду с ____(Д) («материю жизни», «по ступеням самосовершенствования», «погрузив в глубину сердца») и ___(Е) («Отечество», «обличить», «священный», «высвобождает»), придающими тексту торжественное звучание, автор также использует ____(Ж) (предложения 2-4, 28-29) и ___(З) («смотреть в глаза», «дело плохо»), свойственные разговорной речи. Искреннюю взволнованность автора передают ___(И) (предложения 5, 12, 13).»


Список терминов:

1) контекстные антонимы

2) метонимия

3) термины

4) восклицательные предложения

5) лексический повтор

6) парцелляция

7) анафора

8) фразеологизмы

9) цитирование

10) ряды однородных членов

11) эпитеты

12) риторический вопрос

13) метафоры

14) вопросно-ответная форма

15) градация

16) ирония

17) риторическое обращение

18) книжная лексика

19) гипербола

20) литота


Рекомендации:

  1. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Максимальная сумма баллов - 40.

  2. Для получения зачёта необходимо набрать не менее 25 баллов.


Ответы к заданиям

1

2

3

4

5

лучше

должна

Вреден, недостойны

обеспечен

живущим

6

7

8

9

10

кто

Твоего, его

это

Не, бы

Же, ли, и

11

12

13

14

15

Во имя

управление

согласование

примыкание

Этого не знаешь

16

17

18

19

20

Непременно выдумал

Попадаю в круг, круг здоровья

Одолею тебя

20

30

21

22

23

24

25

39

33, 39

45

34

44

26

27

28

29

30

37

17

43

19

31

31

32-А

32-Б

32-В

32-Г

32-Д

32-Е

32-Ж

32-З

32-И

35

14

7

11

10

13

18

6

8

4


б). Задания на основе материала разделов: "Фонетика. Орфоэпия" "Лексика. Фразеология" "Морфемика. Словообразование".

Основной методический принцип повторения и обобщения материала по фонетике - опора на речевой слух учащихся, т.е. сознательное восприятие школьниками звуков и правильное определение их свойств. Необходимо выработать умение находить основные звуковые процессы в слове и соблюдать орфоэпические нормы русского языка.

Содержательный блок "Морфемика и словообразование" в спецификации ЕГЭ представлен всего двумя заданиями, однако каждый учитель знает, как тяжело даётся выполнение этих заданий ученикам.

Причин несколько. Во-первых, словообразование целенаправленно изучается в 5-6-х классах. когда можно дать только самое общее представление о словообразовательной системе русского языка. Во-вторых, знания учащихся о морфемике и словообразовании должны постоянно углубляться при изучении морфологии, однако вопросы словообразования различных частей речи не всегда бывают в центре внимания.

Подготовка к ЕГЭ требует повторения основных сведений по морфемике и словообразованию.


Бланк для ответов


1

2

3

4

5

6

Ответ







7

8

9

10

11

12

Ответ








Выполните задания. Ответы внесите в бланк для ответов.


1. Укажите ряд, в котором во всех словах ударение падает на окончание?

1) немота, рефери, поняла;

2) заключит, торги, кладовая;

3) обеспечение, жалюзи, скула;

4) позвонит, начеку, немота.


2. Укажите ряд, в котором указан вариант произношения, не соответствующий литературной

норме:

1) прибЫвший поезд, кАшлянуть;

2) вы не прАвы, Иконопись;

3) вклЮчишь, сверлИшь;

4) земля обетовАнная, Иксы


3. Укажите ряд, в котором есть вариант произношения, не соответствующий литературной

норме:

1) «Собака Ба´скервилей» (роман А. Конан-Дойла), «Каза´ки» (повесть Л. Толстого);

2) Фараде´й [дэ], Лафонте´н [тэ];

3) Кабани´ха (персонаж пьесы А.Н. Островского), «Отец Горио´» (роман Бальза´ка);

4) «Махабхара´та» (инд. нар. эпос), «Рама´яна» (инд. эпос)


4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1. Все, кто видел Пушкина вечером 26 января на балу у графини Разумовской, где он втайне поды-

скивал себе секунданта, поражались его весёлости, блистательности, лёгкости...

2. С помощью подсвеченного целлофана Феллини впервые изобразил море в «Казанове» и после

повторил этот приём в картине «И корабль плывет».

3. Это блюдо характерно не только для эстонской, а также для финской кухни.

4. Согласно популярной сегодня теории старения одними из виновников необратимых изменений в организме человека являются свободные радикалы.


5. Найдите ошибку в образовании формы слова.

1) тонких запястьев

2) несколько полотенец

3) опостылеет

4) шестисот килограммов


6. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите?

1) тратите, поднесите, толкните;

2) хотите, красите, согните;

3) стоите, караулите, позволите;

4) берегите, подчеркните, соберите.


7. Выпишите из предложения слово с суффиксом -й- (-j-).

Подворье было обычным, с аккуратными грядами сизого лука да кружевной моркови, высокой картофельной ботвой. (Б. Екимов).


8. Выпишите из предложения слова, образованные приставочно- суффиксальным способом.

Без четверти девять он выбрался из подземелья на площадь, без пяти пересёк переулок и, обогнув

стоявшие возле подъезда автомобили, вошёл в дверь, рядом с которой висела под стеклом чёрная таблица «ГИНЕГА» (Ю. Трифонов).


9. Выпишите из предложения слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью ну-

левого суффикса).

Он [мост] так и лежит брюхом на земле, на въезде в город − как кит, выбросившийся на берег, или

как парусник, вынесенный на мель, озадачивая приезжих своей откровенной постмодернистской нефункциональностью (Д. Рубина).


10. Выпишите из предложения слова, образованные суффиксальным способом.

И пойдут это потом каждый день закуски да обеды − одних свиней для колбас сколько в батальоне,

при солдатской кухне, откармливали! (М. Салтыков-Щедрин).


11. Выпишите из предложения слово, в котором морфемы не располагаются линейно, а накладываются друг на друга:

В ее действиях была явная закономерность: стоило ему пнуть ногой упругую и теплую перегородку,

отделявшую его от хаоса, и оттуда приходило эхо − мягкое нажатие, сопровождаемое густыми воркующими звуками, от которых слегка содрогался весь мир. (В. Пелевин)


12. Выпишите из предложения слово с множественной словообразовательной структурой:

Между ним и матерью вечно были какие-то раздоры. − Скажи, почему ты никогда не можешь ничего сделать для других? Ведь это неблагородно, Лев! Это очень низко. (Ю. Трифонов)


Ответы к заданиям:


1

2

3

4

5

6

Ответ

2

3

4

3

1

3

7

8

9

10

11

12

Ответ

подворье

Подземелье, переулок

Въезд, мель

Закуски, солдатский, откармливали

пнуть

неблагородно


Рекомендации:

  1. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Максимальная сумма - 12 баллов.

  2. Для получения зачёта необходимо набрать не менее 8 баллов.

в). Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).


Как известно, современные подходы к изучению русского языка в школе предполагают приоритет речевого развития, формирование в первую очередь коммуникативной компетентности учащихся. Современный человек должен уметь грамотно выразить хотя бы на родном языке собственные мысли – и адекватно воспринимать чужую речь, должен уметь работать с все возрастающим количеством самой разнообразной устной и письменной информации.

На проверку сформированности именно этих умений направлено задание «С» Единого государственного экзамена по русскому языку. «Задание открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

  1.  анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

  2.  комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

  3.  выражать и аргументировать собственное мнение;

  4.  последовательно и логично излагать мысли;

  5.  использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

  6.  практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практиче­ских речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли вы­пускники школы монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для ус­пешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования выпускника»1.




Упражнение №1.

Прочитайте текст и выполните задания.



(1) Трудное и запутанное дело – писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил он на себя внимание – и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (8) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6) И нет уж писателя. (7) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9) Придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.

(10) Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11) Обычная для него среда – товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12) Варка в собственном соку. (13) А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

(14) Нужно в жизни работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим.

(15) – Хорошо, а когда же тогда писать? – спросите вы.

(16) – Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, – отвечу я.

(20) Много ли тогда напишешь?

(21) – И очень хорошо, что немного. (22) Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23) А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений – много ли потеряет литература, если выбросит из нее три четверти написанного?

(24) Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25) И как в это время бывает полезен жестокий щелчок – отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26) Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее.

(По В.Вересаеву)

Задания:

1. Определите и сформулируйте тему текста

2. Сформулируйте основную проблему текста, запишите формулировку.

3. Прокомментируйте проблему, ответив на следующие вопросы:

1) Почему отказ от собственной профессии губителен для молодого автора?

2) Какое языковое средство помогает подчеркнуть мысль о том, что писатель, бросивший свою профессию, утрачивает и литературный талант?

3) С какой целью В.Вересаев дважды прибегает к тавтологии жить в жизни?

4) Каким фразеологизмом автор статьи обозначает творческое состояние человека, ставшего «профессиональным» литератором?

5) Почему словосочетание «набирает материал» (предложение 13) автор текста заключает в кавычки?

4. Сформулируйте идею текста, ответив на следующие вопросы:

1) Для чего автор вводит в рассуждение диалог с предполагаемым оппонентом (предложения 14, 22)? ( Оппонент – противник в споре.)

2) Как В.Вересаев решает проблему?

5. Напишите вступление к сочинению. Постарайтесь во вступлении поразмышлять о том, какие книги интересны читателю и какие авторы вызывают у вас интерес.

6. Напишите о своем отношении к идее текста, приведя не менее двух аргументов, подтверждающих или опровергающих авторскую позицию.



Упражнение №2.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку".(2)Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

(3)Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4)Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5)У меня было совсем другое. (6)Я с величайшим наслаждением все время ждала появления Савельича.

(7)Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8)Невероятная трогательность. (9)Разве Савельич раб? (10)Да он на самом деле хозяин положения! (11)Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12)Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.

(13)Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь – главнее всех.

(16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.

(17)Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.

Ф.Искандер (237 слов)

Задания:

1. Какая проблема не затронута в этом тексте?

1) Какую роль играет книга в жизни человека?

2) Какие качества наиболее ценны в человеке?

3) Как отличить талантливую книгу от посредственной?

4) Как Пушкин относится к Пугачеву?

2. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Савельич как литературный персонаж не менее значителен, чем Пугачев?

2) Пушкин с большой симпатией относится к Савельичу.

3) Рабская преданность Гриневу выявляет холопскую сущность Савельича.

4) В образе Савельича воплотились некоторые черты любимой няни Пушкина.

3. Определите стиль и тип речи текста.

1) научный стиль, описание

2) публицистический стиль, рассуждение-размышление

3) художественный стиль, описание

4) научный стиль, рассуждение-размышление

4. В каком предложении автор использует антонимы (антонимическую пару)?

1) 9 2) 10 3) 13 4) 18

5. Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим(-и) с помощью лексического повтора и указательного местоимения?

1) 2 2) 7 3) 16 4) 18

6. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?

1) сравнительные обороты, инверсия, гипербола, олицетворение

2) неполные предложения, ряды однородных членов, риторический вопрос, анафора

3) риторический вопрос и восклицания, метафора, ряды синонимических и антонимических сочетаний, лексический повтор

4) метафоры, сравнительные обороты, неполные предложения


7. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово НЕИЗМЕННЫМ (предложение 17).

8. Из предложения 14 выпишите частицу.

9. Из предложения 11 выпишите прилагательное с беглой гласной в суффиксе.

10. Из предложения 1 выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ.

11. Среди предложений 1 -12 найдите сложное предложение, состоящее из трех частей, при этом одна из частей является односоставным безличным предложением. Напишите номер предложения.

12. Среди предложений 10-16 найдите такие, в которых использована авторская пунктуация (отличающаяся от общепринятой). Напишите его(их) номер(-а).

13. В первых двух абзацах текста (№ 1-6) найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством. Напишите его (их) номер(-а).

14.Напишите номер(-а) сложноподчиненного(-ых) предложения(-й) с последовательным подчинением придаточных.


Упражнение №3.

Задания направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения- рассуждения (часть С, ЕГЭ).

1. В приведенном примере укажите тезис (если тезис явно не выражен, сформулируйте его).

Нравственность… она состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин несколько устаревший непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Ничто свойственное лишь прежним временам.

(Д. Гранин).

2. Частично согласитесь с приведенным тезисом и в тоже время частично возразите против него, приведи аргументы «за» и «против».

  1. Быть милосердным в наши дни необязательно.

  2. Только достойная жизнь приносит радость.

  3. Выбор книги – очень важное дело.

3. Назовите последовательность этапов работы над заданием по части С. Приведите несколько аргументов, что именно в такой последовательности вы должны работать над сочинением.




4. Создайте логическую схему к данному тексту, приведя аргументы.

Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. Но где кроется самая сердцевина счастья? Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? И да, и нет. Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки человек может мучится разными душевными невзгодами. Кроется ли она в здоровье? Конечно, да, но в тоже время и нет.

(В. Розов).

5. Как вы понимаете выражение «Кто ясно мыслит – ясно излагает». Свой ответ аргументируйте.

6. Найти и исправить в предложениях грамматические и речевые ошибки:

  1. Она выглядела более моложе, чем ее сестра.

  2. В тысячу девятьсот девяносто восьмом году в нашей семье родилась девочка.

  3. Ихний отец скоро должен вернуться из командировке.

  4. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей которую я прочитал в детстве.

  5. Таким людям всегда удается объегорить других.

7. Найти и исправить в предложениях грамматические и речевые ошибки.

  1. Когда разлились реки, дороги становятся непроходимыми.

  2. Все кто был на помосте, смеялся и радовался.

  3. Большинство возражали против такой оценки его творчества.

  4. Читая текст, возникает чувство страха.

  5. В конечном предложении автор применяет градации.

8. Составить текст из 5-6 предложений, в котором поставлена проблема одиночества.


Упражнение №4.

Работа с текстом.

(1) Чего у нас теперь в избытке, так это телесериалов. (2) И импортных, и отечественных. (З) Причем если импортные выжимают многосерийные трагедии из вялотекущего беспамятства и хронической недогадливости положительных персонажей и злобного коварства отрицательных, то наши предпочитают фактуру простую, грубую, всем понятную. (4) А посему и снимают сериалы по большей части про тяжелую жизнь бандюков и повязанных с ними бизнесменов.

(5) По обилию этих сериалов можно подумать, что у нас полстраны в бандиты записалось. (6) А кто еще не записался, тот мечтает записаться, да все никак на пистолет простенький не может скопить! (7) Вот накопит — и начнется тогда временами, конечно, беспокойная, но такая красивая, благородная бандитская жизнь! (8) А пока пусть сериалы посмотрит, уму-разуму бандитскому в подробностях поучится, дабы потом не попасть впросак. (9) И возможностей хоть отбавляй! (10) На какой канал ни попадешь — обязательно про бандитов показывают. (11) Как им трудно, бедным и несчастным, живется, и как их никто вокруг не понимает, и какие они в глубине души добрые и пушистые, и как умеют крепко друг с другом дружить, и как умеют пылко и верно своих роковых подруг любить, и как ненавидят царящую вокруг несправедливость, ради борьбы с которой, собственно говоря, они и пошли дружными рядами в бандиты. (12) Вот герои нашего времени! (13) Сразу становится понятно, на кого в этой жизни можно положиться. (14) Уже и подростки в суровую бандитскую дружбу по всей стране играют...

(15) Конечно, бандиты воруют, грабят, постреливают, порой даже убивают, но ведь не со зла же! (16) Просто как-то так получается... (17) В общем, вынуждают их. (18) Обстоятельства всякие. (19) Все та же чудовищная несправедливость вынуждает и всякие нехорошие люди вроде нас с вами, в бандиты почему-то не записавшиеся и их огромной важности в жизни нашего общества никак не хотящие понять.

(20) Правда, и среди бандитов в сериалах попадаются люди нехорошие. (21) Даже отвратительные попадаются. (22) Но хорошие бандиты с ними очень сильно борются, как им ни препятствует в этом милиция. (23) В конце концов хоть и дорогой ценой, но хорошие бандиты побеждают плохих.

(24) Бывают и хорошие милиционеры. (25) Но уже в других сериалах — про милицию. (26) Однако и там мелькает та же интересная мысль, что бандиты бывают плохие и хорошие, благородные и отморозки, и если отморозков надо, безусловно, наказывать, то с хорошими бандитами почему бы и не поработать рука об руку? (27) Почему бы не поддержать их ради общего светлого будущего? (28) Ну, пусть и не совсем общего, пусть многие, вроде нас с вами, и не доживут, падут случайными жертвами при чужих разборках, но будущее в результате такого альянса точно будет светлым!

(А.Андреев)


Выполните задания, используя клише:

– Какова тема текста? О чем этот текста?

– Насколько актуальна эта тема?

Клише, которые помогут сформулировать тему:

Автор текста обращается к актуальной теме – теме…

Этот текст о…

Очень часто мы смотрим... О таких фильмах пишет А.Андреев.


– Какие чувства вызывает у читателя этот текст?

– Какой стиль речи помогает автору заинтересовать читателя? Какие характерные особенности этого стиля можно отметить в этом тексте? С какой целью автор написал статью? Какие языковые средства помогают автору достичь цели?

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

Публицист предлагает читателю вместе поразмышлять над вопросом: ...?

ИЛИ:

Как же влияют фильмы, рекламирующие антиобщественный образ жизни, на психику, мировоззрение зрителей? Над этой проблемой задумывается автор статьи.

КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ

– Что высмеивает автор текста?

– Каково авторское отношение к людям, ведущим антиобщественный образ жизни? Какими языковыми средствами выражено это отношение?

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

– Как автор статьи решает проблему? Какова идея текста?

Клише, помогающие сформулировать главную мысль:

Идея текста такова:

Автор пытается убедить читателя в том, что... .

… – вот главная мысль текста.

– Каково ваше отношение к позиции автора?

АРГУМЕНТАЦИЯ

Клише, которые помогут корректно сформулировать собственное мнение:

Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…

Автор прав в том, что…, однако трудно согласиться с тем, что…

Можно поддержать автора в том, что…


Упражнение №5.

Прочитайте текст и выполните задания.


(I) Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад, когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре тома его «Войны и мира». (2) Не скажу, что детское чтение великой эпопеи оказалось для меня весьма плодотворным, но неповторимые образы героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого пле­нили воображение. (3) Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, чи­тать и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. (4) Как никто дру­гой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, жи­востью наблюдений, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ.

(5) И это прекрасно, когда общение с духовной сокровищницей не закан­чивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. (6) Предельная ис­кренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, со­циальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей.

(7) Созданные более века назад, "Севастопольские рассказы" наглядно свиде­тельствуют о том, как следует понимать сражающийся русский народ, как его изображать в литературе. (8) Огромный талант и художническое муже­ство великого Толстого дали ему право написать бессмертные строки, явля­ющиеся непреходящим императивом всякой реалистической литературы: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».

(9) Казалось бы, все очень просто, иначе и не может быть: правда была и остается великим содержанием литературы. (10) На деле же нет больших за­бот у пишущего, чем его отношение с такой постоянно ускользающей, какой является правда. (11) Толстой же обладал удивительной способностью разли­чать в многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал ее в непременного героя его художественной прозы. (12) Наверно, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует еще гораздо больше точности... чем наука». (13) Несколько парадоксально звучат в наш век НТР и покорения космоса эти его слова, но вещий их смысл не может не разделить каждый серьезный писатель или думающий читатель.

(14) Не случаен и главнейший из исповедуемых Толстым жизненный прин­цип: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. (15) А спокойствие - душевная подлость».

(16) Вся жизнь Толстого - непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. (17) Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоен­ности. (18) Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле?

(По В.Быкову)

Задания к тексту.

1) Определите, какой частью речи является слово неповторимые (предложе­ние 2).

2) Из предложений 3,4 выпишите все наречия.

3) Определите способ образования слова самоуспокоенность (предло­жение 17).

4) Из предложений 17,18 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

5) Определите количество морфем в слове впервые (предложение 1).

6) Укажите номер предложения, осложненного обособленным обстоятель­ством (предложения 17,18).

7) Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью примыкание.

8) Укажите номера сложных предложений, в состав которых входят безличные (предложения 9,10,11,12).

9) Укажите номер сложного предложения с однородным подчинением придаточных частей (предложения 4,5,6,7).

10) Среди предложений 10-13 укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью вводного слова и лексического повтора.

11) Определить тип речи.

В каких предложениях раскрыта мысль автора?

Какова проблематика текста?

12) Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.

13) Найти:

1) среди предложений 1-7 ряды однородных членов;

2) эпитеты;

3) метафоры

4) риторический вопрос.



Упражнение №6.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Всем известно, что археологические изыскания требуют больших средств, отнимают много времени и сил. (2)А нужны ли они? (3)Стоит ли тратить такие усилия только ради того, чтобы уточнить какую-нибудь дату, или расшифровать древний текст, или обнаружить ещё одну стоянку первобытного человека?

(4)Каждый новый факт, даже самый незначительный, помогает нам лучше понять прошлое. (5)А без правильного понимания прошлого нельзя понять и настоящее. (6)И, разумеется, строить своё будущее.

(7)Археология, дешифровка письмён, антропология и другие науки, с помощью которых мы узнаём о событиях прошлого, играют и будут всегда играть большую роль в нашей жизни. (8)Сто лет назад непревзойдёнными считались памятники искусства Древней Греции и Древнего Рима. (9)Ныне искусствоведы гораздо выше ставят шедевры более ранних эпох. (10)Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее. (11)Мы восхищаемся теперь гениальными творениями египетских скульпторов (вспомните хотя бы портреты Нефертити), африканской бронзой, палеолитической живописью из пещер Испании и Франции.

(12)В древних культурах мы видим не просто «объект археологической науки», а свои корни, свои традиции, пережившие века.

(13)Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, что во все времена здесь обитало множество разных народов с различными языками, религиями, культурами, антропологическим обликом. (14)Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков. (15)И такое смешение происходило повсеместно. (16)Оно происходит и сейчас. (17)На планете нет ни одной «чистой» расы, нет ни одного языка, который бы не испытал влияния другого языка, родственного или неродственного. (18)Нет ни одной «культуры в чистом виде», процесс обмена идеями и изобретениями начался многие тысячи лет назад. (19)Изучение древней истории приводит к выводу, что все люди Земли равны. (20)Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур.

(21)Для первобытного человека «людьми» были лишь члены его племени. (22)Все остальные были врагами или злыми демонами. (23)Для греков все негрeки были варварами. (24)Для христиан все нехристиане были язычниками, для мусульман те, кто не следовал заветам пророка Магомета, - «неверными». (25)Для европейцев XVIII и даже XIX века всё остальное человечество было скопищем дикарей. (26)Для нас, людей XXI века, знающих своё прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье - ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.

(По А. Кондратову)

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Археологи обнаружили памятники искусства, которые превосходят шедевры древнегреческих и древнеримских мастеров.

2) Археология способствует возрождению национальных культур в их чистом виде.

3) Противостояние этнических, религиозных и других групп характерно для неразвитого, примитивного общества.

4) Не следует жалеть средств на археологические изыскания.


2. Определите стиль и тип речи.

1) разговорный стиль; описание и рассуждение

2) художественный стиль; рассуждение и повествование

3) научно-популярный стиль; рассуждение

4) публицистический стиль; повествование


3. В каком предложении есть фразеологизм со значением «коренным образом изменить (что-либо)»?

1) 9

2) 10

3) 12

4) 17


4. Какой из перечисленных тропов используется в предложении 11?

1) метонимия

2) метафора

3) гипербола

4) сравнение

5. Из первого абзаца выпишите слово, образованное приставочным способом.

6. Из предложений 7 - 10 выпишите субстантивированное прилагательное (прилагательное, ставшее существительным).

7. Из предложения 10 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

8. В первых трёх абзацах найдите полное простое безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

9. В последних двух абзацах найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.

10. В последних двух абзацах найдите все сложные предложения, в которых используется и бессоюзная, и союзная подчинительная связь. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания.

11. Среди предложений 4 - 12 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью контекстного антонима. Напишите номер этого предложения.

12. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в двух последних абзацах текста? Напишите номера этих средств выразительности.

1) риторическое обращение

2) экспрессивный повтор

3) сравнительный оборот

4) синтаксический параллелизм

5) антитеза

 


Упражнение №7.

Прочитайте текст и выполните задания.


(1)Когда-то существовало государство, где «слабость» в человеке начинали искоренять даже не с колыбели, а прямо с момента рождения.

(2)Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. (З)Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. (4)Мальчик умер - но молча!

(5)3начительно позже я задал себе один вопрос: почему же история Спарты была такой бедной - войны да восстания рабов? (б)Почему государство, где основной доблестью считалась стойкость, всё-таки не сумело выстоять? (7)Почему спартанцы, которых готовили к борьбе, и только к борьбе, всё равно потерпели в этой борьбе поражение?

(8)Постепенно я понял: всё было закономерно. (9)Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности.

(10)В этой стране с бюрократической планомерностью сразу после рождения убивали гениев. (11)В пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. (12)Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. (13)Тех, для кого «выжить» означало бы - «изобрести».

(14)Со скалы сбрасывали не только будущих учёных и поэтов, но и полководцев. (15)Хилый Суворов и маленький Наполеон полетели бы в пропасть на общих основаниях.

(16)Кстати, убивая больных, спартанцы попутно убивали талант в здоровых. (17)Ничто так не стимулирует прогресс, как забота о слабом. (18)Избавляясь от слабых и калек, спартанцы избавлялись от прогресса.

(19)От знаменитого государства, кроме памяти о воинской доблести, не осталось ничего: ни мудрых стихов, ни статуй, ни научных законов. (20)Неинтересная была страна.

(21)Нам известно из легенд, что спартанки, матери и жёны, умели отказываться от любви. (22)Умели ли они любить - легенды об этом молчат. (23)Холодная была страна.

(24)История юного героя, убитого лисёнком, говорит, увы, не только о мужестве мальчика. (25)Этот смельчак был ещё и трус. (26)Боли не испугался, смерти не испугался - испугался общественного мнения.

(27)Конечно, любое общество без общественного мнения разваливается.

(28)Но ведь общество, где против общественного мнения не восстают, перестаёт развиваться, загнивает и тоже разваливается. (29)В Спарте боялись общественного мнения. (ЗО)Робкая была страна.

(31)Спартанцы умели защищаться - но что им было защищать? (32)Нелюбимых жён и нелюбящих матерей? (ЗЗ)Право сбрасывать со скалы? (34)Свободу? (35)Но ведь и свобода нужна человеку не сама по себе, а как средство развития личности. (З6)Там, где личность не развивается, свобода постепенно отмирает за ненадобностью.

(37)Насколько же ярче и богаче была история Афин, где детей растили для всего многообразия жизни!

(38)Конечно, реальная Спарта была обычней, будничней легендарной и не столь разительно отличалась от Афин. (39)Но и этого различия оказалось достаточно, чтобы Спарта умерла, не оставив после себя ничего, кроме славы, а Афины заложили фундамент современной культуры. (40)Кстати, напряжённая духовная жизнь, бурное развитие науки и искусства нисколько не мешали афинянам быть мужественными: ведь борьбу греков против персидских завоевателей возглавили именно Афины.

(41)Воспитание воли и решительности - задача важная, но далеко не единственная. (42)Прежде всего человека нужно воспитать человечным - иначе он всю жизнь будет бороться только за себя.

(По Л.А. Жуховицкому)

1. Определите стиль и тип речи.

2. Какова тема текста? О чем этот текста?

3. Насколько актуальна эта тема?

4. Проблема , поднимаемая автором.

5. Привести аргументы из литературы на проблему, поднимаемую автором текста.



Упражнение №8.

Прочитайте текст и выполните задания.


1.Широко распространенное явление сейчас – телефильмы по литературным произведениям. 2.Сегодня такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение. 3.Посмотрит человек такой фильм, скажем, по романам Толстого или рассказам Чехова, и читать само произведение как бы уже нет надобности: зачем читать, когда все уже, вроде, ясно. 4.Преимущество книги в том, что её можно взять с полки в любой удобный момент, раскрыть на нужной странице, уютно устроиться в кресле. 5.Можно отвести глаза от текста, задуматься, осмыслить прочитанное. 6.Нельзя не отметить и такого немаловажного момента, что, читая книгу, погружаешься в стихию языка, не только русского языка вообще, но и языка того или иного писателя в частности. 7. Но главное преимущество книги перед телефильмом по этой книге – в другом. 8. Дело в том, что при чтении произведения у читающего невольно включается воображение. 9. Действие романа, рассказа или повести перед его мысленным взором разворачивается в картинах. 10. Он видит обстановку, представляет себе лица персонажей, видит их живыми, как бы в кино. 11. Преимущество книги и в том, что читатель сам себе режиссер, он создает свой «фильм». 12. При этом кинорежиссер не навязывает ему своих концепций, а актеры – внешнего облика персонажей, характера их действий. 13. Следовательно, чтение книги – процесс более активный и творческий, чем сидение перед телевизором, когда человек, к сожалению, более потребитель, чем творец.

(В.Солоухин).


  1. Какова тема данного текста? Найдите ключевые слова, раскрывающие тематику. О чем рассуждает известный писатель, публицист В.Солоухин?


  1. На какое противоречие, возникшее в обществе, обращает внимание публицист? Найдите в тексте слова, которые можно сформулировать в форме вопросов. Сформулируйте эти вопросы.


3. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  1. Нужно ли читать произведение литературы, если можно посмотреть фильм?

  2. Зачем читать, если и так после просмотра все ясно?

  3. Телевидение – это благо или зло в изучении литературы?

  4. Что лучше: прочитать книгу или ограничиться просмотром телевизионного фильма?


4. Какой аргумент приводит В.Солоухин в защиту преимущества чтения художественных текстов перед просмотром телевизионных кинофильмов?


5. Сравните две важные мысли:

  1. У чтения книг есть немало преимуществ по сравнению с просмотром кинофильма по данному литературному произведению.


2. Чтение книги – процесс более активный и творческий, чем сидение перед телевизором, когда человек, к сожалению, более потребитель, чем творец.

Какая мысль является основной для всего текста? Обоснуйте свой выбор.


6. Как автор относится к своему утверждению?

В каких предложениях содержатся авторские аргументы? Случайно ли так много аргументов? Какие из них кажутся вам наиболее яркими?


7. Найдите языковые приемы в 13 предложении, с помощью которых автор подчеркивает свое отношение к сказанному.


8. Какое из высказываний вам может помочь в заключении сочинения?

  1. Вся жизнь человечества оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась (Герцен А.И.).

  2. Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души (Цицерон).

  3. Книги вводят нас в лучшее общество, знакомят с величайшими умами всех времен. (Смайлс С.)

  4. Творец книги – автор. Творец её судьбы – общество (В.Гюго).



Упражнение №9.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Много в России прекрасных мест, но по-настоящему уникален и абсолютно неповторим один лишь священный Байкал, сибирское «славное море».

(2)В чём же секрет необыкновенной прозрачности и чистоты байкальской воды? (3)Во-первых, в её огромном объёме. (4)Представим размеры поверхности озера: длина – как от Москвы до Ленинграда, а ширина – чуть меньше диаметра Москвы, глубина же – больше полутора километров. (5)И в этом серповидном ковше воды столько же, сколько во всех реках мира!

(6)Во-вторых, вода в Байкале пресная, почти бессольная… (7)Пожалуй, самая пресная вода на свете рождается при таянии ледников: в такой «ледяной воде» почти нет растворённых солей. (8)Что ж, байкальская вода тоже холодная, и есть у Байкала свои «ледниковые воспоминания»: несколько десятков тысячелетий назад в озеро обрушивались айсберги с горных ледников. (9)Сколько лет вода остаётся в проточном озере? (10)Обычно два-три года. (11)Ну, если озеро глубокое, то двадцать-тридцать лет. (12)В Байкале же четыре столетия… (13)Конечно, уже давно ушла из Байкала сверхчистая ледниковая водичка. (14)Учёными подсчитано, что за все времена существования озёрной впадины (это двадцать-тридцать миллионов лет) вода в ней сменилась «всего» пятьдесят тысяч раз. (15)Вроде бы цифра эта велика, но вот вода, от которой отпил казак-землепроходец Курбат Иванов, первым пересёкший озеро больше трёхсот лет назад, ещё не ушла из Байкала… (16)Исключительно медленно протекая через озеро, подолгу отстаиваясь в его тёмных глубинах, вода становится чище и прозрачнее.

(17)Но ведь вода Байкала не просто чиста и прозрачна, она необычайно чиста! (18)Учёные утверждают, что своей уникальностью Байкал обязан тому, что он обладает удивительной системой самоочищения. (19)Его воду очищает большая группа живых организмов. (20)Это дружная семья, сложившаяся за те миллионы лет, что существует байкальская впадина. (21)В прозрачной воде невиданно мощный слой микроскопических растений поглощает солнечный свет, выделяет больше десяти миллионов тонн кислорода в год и создаёт около четырёх миллионов тонн новых органических веществ! (22)Это всё даёт возможность дышать несметному числу животных, настолько мелких, что их можно и не заметить в прозрачной воде. (23)Эту армаду учёные объединяют понятием «зоопланктон». (24)Микроскопическое население Байкала изобильно, но король в этом царстве – малюсенький рачок по имени эпишура. (25)97% веса зоопланктона приходится на эпишуру; в каждом литре байкальской воды – от тридцати до пятидесяти тысяч этих рачков.

(26)Эпишура – основной фильтр байкальской воды. (27)Подсчитано, что за год миллиарды рачков «перерабатывают» таким путём в семь с лишним раз больше воды, чем приносят все впадающие в озеро реки. (28)Но эпишура может очищать только такую уникальную, богатую кислородом воду, как байкальская; в загрязнённой воде она погибает. (29)Вообще микроорганизмы чутко реагируют на малейшие изменения, именно это и вызывает тревогу учёных, которые объявили настоящую войну за сохранение чистоты священного Байкала.

(по В. Маркину)



Задание №1.

Определить тип речи данного текста. Доказать правильность ответа.

В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора? Какова основная проблематика текста?

Задание №2.

Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.

Задание №3

Написать начало сочинения.

Задание №4.

Сформулировать позицию автора исходного текста по заявленной им проблеме.

Задание №5.

Написать заключение сочинения.

Задание №6.

Подобрать аргументы по выдвинутой автором текста проблеме.

Упражнение №10.

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не

делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилище посторонних. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. (А.П.Чехов)

  • Определите тему данного высказывания.

  • Как в данном тексте связаны предложения?


«Земля – колыбель человечества», – говорил К.Э. Циолковский. Земля – родина человечества. А что для человека может быть дороже Родины!

Ведь Родина – это не только место, где ты родился, не только точка на географической карте. . Холмы и овраги, луга и озера, реки и степи, стога и скирды хлеба – все это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное понятие – Родина, и чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как личность. (Г.Титов)

  • Определите тему и идею текста. Какие микротемы можно выделить в тексте.

  • Определите ключевое слово (слова) в тексте. Как эти слова помогают раскрыть основную мысль?

  • Как связаны слова в предложении?

  • Определите способ связи предложений в тексте

Заключение

Данные задания я использовала в 2009-10 учебном году при подготовке учащихся 11-х классов нашего лицея к ЕГЭ по русскому языку. Все мои учащиеся сдали ЕГЭ средний балл 63

Список использованных источников

  1. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. Москва. Педагогический университет "Первое сентября" 2009.

  2. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Газета "Русский язык". №12 - 2006.

  3. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос В.И., Кочеткова О.Л., Пучкова Л.И., Сокольницкая Т.Н., Степанова Л.С. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. М. ФИПИ, 2007. http://www.fipi.ru/view/sections/63/docs/376.html

  4. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: 10—11 классы. – «Просвещение», 2006.

  5. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы». «Просвещение», 2006.

Интернет ресурсы:

  1. «Текст как речевое произведение. П1»

  2. «Текст как речевое произведение. П2»

  3. «Комплексный анализ текста К2»

  4. Текст. Понятие о тексте. Основные признаки текста

  5. Текст (ссылки словарей)

  6. Средства связи предложений в тексте

  7. Способы связи предложений в тексте


1Цыбулько И.П. и др. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. М.:ФИПИ.2007,с.4. http://www.fipi.ru/view/sections/63/docs/376.html


25



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пособие "Темактические тестовые задания по русскому языку"

Автор: Могунова Елена Владимировна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106723


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства