Просмотр содержимого документа
«"В мире таблиц" Использование таблиц на уроках русского языка»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №12"
Методическая разработка
"В мире таблиц
на уроках русского языка (из опыта работы)"
Работа учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Нуриахметовой Рузили Мунавировны.
г. Березники - 2019
Работа по таблицам сравнительного, обобщающего, вариативного характера на уроках русского языка носит познавательный характер, даёт возможность обучающимся закрепить учебный материал, придаёт уроку особую атмосферу, новизну, необычность, современный подход. Приведу примеры работы с таблицами.
Тема.Словообразование наречий. 6 класс.
Задания.
1) Назовите № колонки таблицы по теме "Наречия, как и неопределённые местоимения, пишутся через дефис".
2) Назовите № колонки таблицы, в которой написание суффикса зависит от суффиксов имён прилагательных".
3) Почему наречия колонки №2 пишутся через дефис?
4) Чем отличается дефисное написание наречий колонки №3 и №2?
5) Почему в колонке №5 наречие ещё отличается от написания остальных наречий?
6) В какой колонке написание суффиксов наречий зависит от бесприставочных имён прилагательных? Также обучающиеся находят наречия по правилу, названному учителем, выполняют выборочный орфографический разбор наречий, дополняют таблицу своими примерами, составляют предложения с указанными учителем наречиями.
2
3
4
5
6
Искренне
По-соседски
Чуть-чуть
Снова
Горячо
Когда-то
Медленно
По-китайски
Мало-помалу
Издавна
Певуче
Кое-где
Торжественно
По-доброму
Давным-давно
Начисто
Ещё
Как-нибудь
Ветрено
По-честному
Видимо-невидимо
Заново
Хорошо
Где-либо
Тема. В мире приставок. 5 класс.
Задания.
1) Сравнить слова колонок таблицы. Чем они отличаются друг от друга?
2) Какие слова вы не в состоянии объяснить? Помогают объяснить консультанты или учитель.
3) Назовите приставки по темам, расскажите правила с примерами. Фронтальный опрос обучающихся сочетается с индивидуальным. Учащиеся работают индивидуально или в парах у доски (Задание №3).
1. расписка
2. роспись
воспеть
возгордиться
бескорыстный
безрадостный
превысокий
привокзальный
Прибывает вода.
Пребывает в неведении.
Притворить окно.
Претворить в жизнь.
Приступать к делу.
Преступить закон.
Тема. В мире СПП с несколькими придаточными. 9 класс.
Работа по таблице №1.
1) Какие типы подчинения придаточных даны в каждой колонке таблицы. Работа с опорными словами (однородное, неоднородное, последовательное)
2) Выборочный орфографический и пунктуационный разбор.
Таблица №1.
1
2
3
[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать], (что солнце встало), (что оно горячим светом по листам затрепетало).
(Когда у меня в руках новая книга), [я чувствую], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное). (М. Горький.)
[Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы], (так как боялись отца), (который тоже был несколько смущён), (хотя старался этого не показывать).
[Тот, (кто жизнью живёт настоящей), (кто к поэзии с детства привык), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык]. (Н. Заболоцкий.)
(Если мы обратимся к лучшим образцам прозы), [то убедимся], (что они полны подлинной поэзии). (К. Паустовский.)
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю
[В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места], (где она родилась) и (где так памятны были месяцы детства).
[Из мира, (который
называется детской), дверь ведет в пространство], (где обедают и пьют чай)
[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки)
(Если будет вода) и (в ней не будет ни одной рыбки), [я не поверю воде ].
Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.
Медведь так полюбил Никиту, что,когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт.
Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки.
[Вздрогнем], (если вдруг взметнётся птица) или (лось протрубит вдалеке).
Задания.
1) Докажите, что в таблице №2 даны СПП с несколькими придаточными.
Определите каждый тип подчинения.
2) Выполните экзаменационные задания.
Таблица №2
1
Я видел и слышал поразительные вещи, о которых не люблю рассказывать, потому что всё равно не поверят.
Задания.
1. Выписать слово, написание приставки в котором зависит от последующей согласной. 2. Подобрать стилистически нейтральный синоним к слову "поразительные".
2
Когда в губернском городе С. проезжие жаловались на скуку и однообразие жизни,(1) то местные жители говорили, (2) что, (3) напротив, (4) в городе всё хорошо.
Задания.
1. Выписать цифру (-ы), определяющую (-ие) границу (-ы) вводного слова.
2. Заменить словосочетание" однообразие жизни" словосочетанием на согласование. 3. Подобрать стилистически нейтральный синоним к слову "стонали".
3
Слышно было, как над полем пел жаворонок, как вдали куковала кукушка.
Задание.
1.Измените предложение так, чтобы перед вторым союзом КАК не было запятой.
Тема. В мире словосочетаний. 5 класс.
Игра "Сделайте свой выбор". Работа по таблице.
Задания.
1) Который из этих вариантов является верным? (Второй вариант является
верным).
2) Найдите в этом предложении словосочетания. Сколько их?
3) Какие средства выразительности используются в этом предложении?
(Эпитет, олицетворение).
Шаловливый ветерок шепчется и ласкает зелёные ветви.
1 вариант
2 вариант
Побудительное
Невосклицательное
Простое
Двухсоставное
Нераспространённое
Полное
Неосложнённое
Повествовательное
Невосклицательное
Простое
Двухсоставное
Распространённое
Полное
Осложнённое
Тема.Главные члены предложения. 5 класс.
Задания.
1) Составьте из данных слов таблицы предложения.
2) Найдите в предложениях главные члены, какими частями речи они могут
выражаться?
3) Назовите номера предложений, в которых ставится тире между главными
членами. Аргументируйте свой ответ.
1. Планета, люди, все, колыбель, это.
(ПП)
3. Воздух, для, почва, вещества, и, дерево, от, вредные, фильтр.
(ПП)
5. Богатство, жизнь, это, природа, наша.
(ПП)
2. К, природа, человек, защита, должен подходить, поэтому, серьёзно.
(ПП)
4. Это, то, лес, каждый, большой, сделать, или, парк, вырастит, если, их который, отдых, место, станет.
(СП)
6. Среда, к, нужна, окружающая, любовь.
(ПП)
7. Жизнь, гармония, в, с, тогда, наша, будет, природа. (ПП)
Проверьте себя!
1. Планета – это колыбель всех людей. 2. Поэтому человек должен
серьезно подходить к защите природы.
3. Дерево - фильтр от вредных веществ для воздуха и почвы. 4. Если
каждый это сделает, то вырастит большой лес или парк, который
станет местом их отдыха.
5. Природа – это наша жизнь, богатство. 6. Нужна любовь к
окружающей среде. 7. Тогда наша жизнь будет в гармонии с природой.
Необходима работа с таблицами на повторение учебного материала.
Тема. Повторение В мире приставок. 6 класс.
Задания.
1. Вставьте пропущенные орфограммы в приставках слова. Объясните.
Варианты заданий.
а) Выписать из 2 колонки таблицы слова с приставками на ...с. Объединить
их в пары. Чем эти пары отличаются друг от друга?
б) Найдите из 2 колонки таблицы слово с двумя приставками,
оканчивающимися на ...з, на ...с.
в) Из 3 колонки таблицы выпишите местоимения с НЕ или прилагательные с
НИ.
г) Какое слово из 3 колонки таблицы вы не сможете объяснить? Почему?
2. Составьте словосочетания, предложения со словами 1,2 колонки таблицы.
(по выбору).
пр...близился
бе...сердечный
н...кого
пр...мчался
ра...сердился
н... какой
пр...долгий
бе...душный
н...которые
пр...остановиться
и...расходовать
(н...) громкий плач
пр...образовать
во..делывать
(н...) высокий берег
пр...седать
ра...рыть
(н...) напечатанный ра...сказ
пр..вокзальный
бе...ликий
н... чей
пр...встать
во...петь
(н...) тихий, а громкий голос
Тема. Суффиксы прилагательных. Н - НН. 6 класс.
1. Найти ошибку, поместить слово в нужную колонку таблицы,
аргументировать свой ответ.
НН
Н
Ветре...ый
Карти...ая
Безветре...ый
Станцио...ый
Лу...ый
Си..ий
Клюкве...ый
Карма...ый
Соломе...ый
Лебеди...ая
Оловя...ый
Серебря...ый
Ути...ый
Кожа...ый
2. Выписать только имена прилагательные из каждой колонки таблицы,
объяснить написание Н - НН в суффиксах прилагательных.
Аргументировать свой ответ.
комиссио...ый
влюблё...ый
медле...о
румя...ый
революци...ый
време...ый
соловьи...ый
безветре...ый
репетицио...ый
медле...ый
дивизио...ый
написа...ый
опустошё...ый
несвоевреме...о
покраше...ый
Тема. Лексические средства связи предложений в тексте. 5 - 6 классы.
К словам из первой колонки таблицы подберите описательные обороты.
1
А.С.Пушкин.
Шумная стремительная река жизни
Радуга
Солнце русской поэзии
Шоссе
Огромная белая птица
Полярная сова
Очень полезная лесная птица. Лесной доктор.
Дятел
Чудесная семицветная дуга
Употребленный в художественном произведении описательный оборот усиливает образность, экспрессивность языка.
Примеры из поэтических текстов.
2
Осень
"свободная стихия "
море
"Петра творенье"
Санкт-Петербург
"унылая пора"
весна
зимние мошки
снежинки
пора пробуждения.
Выделяют образные и необразные обороты описания.
Образные несут на себе эстетическую нагрузку.
Необразные лишь расширяют представление о предмете.
Задания.
1) Найдите в данной таблице образные обороты описания.
2) Назовите обороты описания, которые расширяют наше представление
о предмете. Приведите подобные примеры.
Цветы жизни(дети)
Голубая планета (земля)
Третий Рим(Москва)
Автор "Анны Карениной"(Л.Н. Толстой)
город на Неве(Санкт-Петербург)
модная столица Европы (Париж)
Подобные конструкции расширяют кругозор, развивают эрудицию и словесно-логическое мышление.
Тема. В мире фразеологизмов. 5 класс.
Задания.
1) Найти пару в таблице №1. Соедините цифры. К фразеологизмам подберите
нужные картинки. Объясните их значение.
2) Подберите фразеологизмы к картинкам в таблице №2. Объясните их
значение.
Таблица №1.
1 Жить как кошка с собакой.
1
2 Взять быка за рога.
2
3 Бить баклуши.
3
4 Крокодильи слёзы.
4
5 Крутиться как белка в колесе.
5
Таблица №2.
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
Таблица №3.
Задание.
1) Кто больше? К данным числительным подберите как можно больше фразеологизмов. Работа в группах.
один
два
три
четыре
пять
1. Одного поля ягоды. В один голос. Один к одному. Одним росчерком пера. Одним миром мазаны. С три короба. Гнать в три шеи. Первая ласточка. За один присест.
2. Как две капли воды. Два сапога пара. Меж двух огней. Второе дыхание. Сидеть в четырёх стенах. В два счёта. Ни два ни полтора.
3. Наговорить с три короба. От горшка три вершка. Заблудиться в трёх соснах. Согнуться в три погибели. Лить слёзы в три ручья. Третий лишний. Есть за троих. Гнать в три шеи.
4. На все четыре стороны. В четырёх стенах. Четвёртое измерение. Играть в четыре руки. Ступай на все четыре стороны.
5. Как телеге пятое колесо. Знать как свои пять пальцев. Искать пятый угол.
Как собаке пятая нога.
Таблица № 4.
Задание.
1) Кто больше? К данным существительным (можно использовать картинки) подберите как можно больше фразеологизмов. Работа в группах.
заяц
медведь
слон
осёл
крокодил
Работа по таблицам - один из приёмов дифференцированного подхода в обучении и развитии личности с учётом его индивидуально-психологических особенностей. Работа по таблицам - развитие навыков выражения собственного мнения, анализа, повышения уровня знаний учащихся.