Учебная программа элективного курса
«Средства художественной выразительности языка»
Пояснительная записка
Умение анализировать структуру, содержание и функции текста, правильно его интерпретировать, осуществлять над ним информационные операции, владеть навыками создания отобранных видов и разновидностей текста необходимо не только школьнику, завершающему среднее образование, но и всем старшеклассникам, и студентам. Такое умение, строго говоря, вообще является необходимым условием современной научно-производственной и общественной деятельности. Системная функция предлагаемого курса – поддержать изучение русского языка на заданном предпрофильном стандартном уровне. Курс предназначен для обучения основам анализа, оценки, переработки и создания текстов. Для образцов используются тексты разных жанров и стилей речи.
Адресат: учащиеся 9 класса школы, а также учащиеся общеобразовательных классов, желающие развить навык анализа текста и подготовиться к прохождению итоговой аттестации в новой форме.
Цели и задачи курса:
Задать систему ориентиров в многообразии языковых средств, вооружить ученика чёткими критериями их разграничения, чтобы ученик мог самостоятельно определять границы своей языковой компетенции и ставить индивидуальные учебные цели
Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме
Сформировать потребность в речевом усовершенствовании
Ожидаемые результаты сформулированы в памятке, которая предлагается девятиклассникам на первом презентационном занятии, когда учащиеся в начале учебного года находятся в стадии выбора элективных курсов
“ Мой дорогой девятиклассник!
Занимаясь на нашем элективном курсе, ты…
…вспомнишь, что такое метафора, эпитет, звукопись, метонимия и прочие языковые премудрости, и узнаешь, что скрывается за такими звучными и красивыми понятиями, как парцелляция, асиндетон, градация и проч.
…научишься видеть их в тексте, а значит лучше справишься с анализом текста на литературе и с анализом текста на экзамене по русскому языку
…сумеешь понять, почему тот или иной текст производит ( или не производит) на тебя сильное впечатление
…выберешь только те задания и творческие работы, которые тебе посильны и интересны
…разовьёшь навык работы со справочной и научной литературой
…попробуешь свои силы в анализе и сравнении понятий
… и, может быть, ты захочешь и сумеешь свою собственную речь (устную и письменную) сделать более выразительной, понятной и точной ”
Форма контроля знаний
Создание творческих проектов учащихся (индивидуальных или групповых) по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста и презентация этих проектов в любой форме (реферат, эссэ, электронная презентация, статья в сборник лингвистических работ учащихся)
Объём работы – произвольный. Критерии оценки: правильность классификации изобразительно-выразительных средств; самостоятельность, оригинальность, корректность суждений; грамотность речи и степень владения научно-популярным стилем анализа. Художественные тексты для анализа предлагаются учащимся в начале курса в избыточном количестве, чтобы у учащихся была возможность выбора.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
1. | Введение. Поэтическая лексика. Развитие выразительности речи. Изобразительно-выразительные средства речи: понятие, функция, система объектов. | 2ч | лекции – беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся. |
2. | Тропы. Виды | 1ч | лекция |
3. | Эпитет. Функции, выполняемые эпитетом. | 1ч | лекция |
4. | Сравнение. Примеры сравнений | 1ч | лекция |
5. | Олицетворение. Задача олицетворения. | 1ч | Лекция практическое занятие |
6. | Гипербола и Литота. | 1ч | лекция |
7. | Метафора | 1ч | лекция |
8. | Синекдоха. | 1ч | лекция |
9. | Звукопись. Понятие о звукописи, её виды, ассоциативная образность; аллитерация, ассонанс, звукоподражание; функционирование средства в художественном тексте. | 1ч | лекция |
10. | Лексические средства выразительности. Ключевые слова, лексические повторы, слова-символы, синонимы, антонимы. | 1ч | Лекция самостоятельная работа учащихся. |
11-14. | Стилистические фигуры речи. Понятие о них, разновидности (повтор, параллелизм, инверсия, риторические конструкции, поли- и асиндетон, антитеза, градация, умолчание), выразительные возможности фигур, способы конструирования. | 4ч | лекции – беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся. |
15. | Заключительное занятие. | 1ч | практическое занятие |
16-17. | Презентация творческих проектов учащихся по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста. | 2ч | практическое занятие |
Тематическое содержание работы элективного курса
1.Введение. Поэтическая лексика.
Развитие выразительности речи.
Ознакомление со средствами художественной выразительности необходимо . Дело не только в том, что здесь развивается восприятие литературных произведений, что ребенок обогащается эстетически. Выразительной, образной должна быть и речь обыденного общения. Вспомним, что пословицы, поговорки, присказки - многое из того, что называется малыми формами фольклора, - родились и живут в обыденной речи, в повседневном общении.
http://skola2.narod.ru/predm/rus/viraz.html
http://shkola.lv/?mode=lsntheme&themeid=22#theory http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%BF
2.ТРОП. Виды ТРОПОВ.
Тропом называется прием речи, состоящий в таком замещении речения (слова или словосочетания) другим, при котором замещающее речение, используясь в значении замещенного, обозначает последнее и сохраняет смысловую связь с ним.
Выражения «черствая душа», «линия понимания вещей», «столица мгновенно прервала свои занятия», «не слышно русского гражданина», «и меч и гром пушек не в силах занимать мир», «мир в дороге, а не у пристани, не на ночлеге, не на временной станции или отдыхе» содержат тропы.
Читая эти выражения, мы понимаем, что «черствая душа» означает, во-первых, человека с душой, а не только душу, во-вторых, черствым бывает хлеб, поэтому черствая душа - это душа, которая, подобно черствому хлебу, лишилась способности чувствовать и сопереживать другим людям; что выражение «столица мгновенно прервала свои занятия» означает не сам город, а жителей города, которые ничего не рвали, а решительно прекратили свои занятия, подобно тому как разрывают веревку; что выражение «не слышно русского гражданина» означает, что ни один из многочисленных русских граждан не высказывается в письменной или устной форме, и потому, очевидно, отсутствует, либо вовсе не осталось людей, которые вели бы себя достойным гражданина образом, и т. д.
Каждое из этих слов - «черствый», «линия», «столица», «не слышно», «меч», «гром пушек», «мир», «в дороге» - замещает Другое слово и потому используется в несобственном, переносном значении. Переносное значение, однако, содержит связь того слова, которое использовано, с тем словом, вместо или в смысле которого оно использовано, и эта связь каждый раз представляет собой специфическое пересечение значений двух или нескольких слов, которое создает особый образ предмета мысли, обозначенного тропом.
Тропы часто рассматриваются как украшения речи, без которых можно бы и обойтись и которые, более того, порой делают речь излишне образной, темной и напыщенной. Отчасти это суждение верно - троп может быть средством художественного изображения и украшения речи, как, например, у Ф. Соллогуба: «В метафорический наряд речь стихотворная одета».
Но троп не только средство художественного изображения, но и в гораздо большей степени — средство раскрытия смысла, например: «Личность, призванная к соединению с Богом... связана с природой урезанной, искаженной грехом...» (В. Н. Лосский); здесь выражение «урезанная природа» нужно, чтобы точно, емко и кратко передать мысль автора: «урезанный» означает «насильственно и неправильно ограниченный». В прозаической речи троп является важнейшим инструментом определения и выражения смысла.
Троп родственен определению, но, в отличие от определения, способен выражать оттенок мысли и создавать смысловую емкость речи.
Многие слова языка, которые мы привыкли использовать, не особенно задумываясь об их значении, образовались как тропы. Мы говорим «электрический ток», «поезд пришел», «сырая осень», но также «Слово Божие», «милосердие Божие», «в руце Твои предаю дух мой», но во всех этих выражениях слова использованы в переносном смысле, хотя мы часто не представляем себе, как можно было бы заменить их словами в собственном значении, ибо таких слов может и не быть в языке.
Тропы подразделяются на стершиеся общеязыковые (как «электрический ток», «железная дорога») и речевые (как «сырая осень», «черствая душа»), с одной стороны, и авторские (как «мир не у пристани», «линия понимания вещей») — с другой. Но между этими двумя разрядами тропов лежит третий: это такие выражения, как «Бог Слово», «Десница Божия», «Дух Святый».
Если нет никакой необходимости размышлять о происхождении выражения «железная дорога», то, осмысливая богословские понятия, следует понимать их внутреннюю форму и помнить, что прямое значение, которое они передают, абстрактно и доступно нам лишь отчасти и что мы здесь имеем дело со сравнением от доступного восприятию к недоступному для мысли.
Если мы обратим внимание не только на связь значений замещаемого и замещающего слов, но и на то, каким способом эта связь получается, то увидим различие приведенных выше выражений. Действительно, если замкнутый и недружелюбный человек подобен черствому хлебу, линия понимания вещей подобна направлению мысли, то столица включает в себя жителей, которые являются ее составной частью, голос есть условие речи, а речь - свойство человека, быть гражданином есть родовое свойство граждан, обнаженный меч есть символ войны, а извлечение меча из ножен предшествует бою.
□ Тропы различаются в зависимости от тех смысловых отношений (общих мест), которые лежат в их основании.
Антономазия - троп, основанный на отношении имени и именуемого качества или признака: использование собственного имени в смысле качества или собирательного образа:
«... гений всегда остается для своего народа живым источником освобождения, радости и любви. Он есть очаг, на котором, прорвавшись, вспыхнуло пламя национального духа. Он есть тот вождь, который открывает своему народу прямой доступ к свободе и к божественным содержаниям, - Прометей, дарящий ему небесный огонь, Атлант, несущий на своих плечах духовное небо своего народа, Геракл, совершающий от его лица свои подвиги».
И. А. Ильин.
Имена мифологических персонажей Прометея, Атланта, Геракла олицетворяют духовное содержание личного подвига человека.
Пример использования нарицательного имени как собственного для персонификации соответствующего качества.
«Однако сегодня людям вновь пытаются навязать мировоззрение, в котором нет места святыням. Сердце человека - престол Божий - пытаются занять уродливые безблагодатные идолы материального преуспеяния: Успех, Богатство, Комфорт, Слава».
Митрополит Иоанн.
А. С. Грибоедов.
Металепсис - сложный троп, который образован от другого тропа, то есть состоит в двойном переносе значения.
Небывалая осень построила купол высокий, Был приказ облакам этот купол собой не темнить. И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки, А куда подевались студеные, влажные дни?
А. А. Ахматова.
Олицетворение осени позволяет построить новый метафорический образ: осень строит высокий купол, то есть высокое небо.
3. ЭПИТЕТ. Функции, выполняемые эпитетом.
Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — термин теории литературы: определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («первый друг»), глаголом («желание забыться»).
Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок.
Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.
Установленного взгляда на эпитет у теоретиков нет: одни относят его к фигурам, другие ставят его, наряду с фигурами и тропами, как самостоятельное средство поэтической изобразительности; одни отождествляют эпитеты украшающий и постоянный, другие разделяют их; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его в прозе.
Теория литературы имеет дело только с так называемым украшающим эпитетом (epitheton ornans); название это неверно и ведёт своё происхождение из старой теории, видевшей в приёмах поэтического мышления средства для украшения поэтической речи; но только явления, обозначенные этим названием, представляют собой категорию, выделяемую теорией литературы в термине «эпитет».
Как не всякий эпитет имеет форму грамматического определения, так не всякое грамматическое определение есть эпитет: определение, суживающее объём определяемого понятия, не есть эпитет.
Логика различает суждения синтетические — такие, в которых сказуемое называет признак, не заключённый в подлежащем (эта гора высока) и аналитические — такие, в которых сказуемое лишь повторяет признак, уже имеющийся в подлежащем (люди смертны).
Перенося это различение на грамматические определения, можно сказать, что название эпитета носят лишь аналитические определения: «рассеянная буря», «малиновый берет» не эпитеты, но «ясная лазурь», «длиннотенное копьё», «щепетильный Лондон», «Боже правый» — эпитеты, потому что ясность есть постоянный признак лазури, щепетильность — признак, добытый из анализа представления поэта о Лондоне, и т. д.
Для логики это различение не безусловно, но для психики творящей мысли, для истории языка оно имеет решающее значение.
Эпитет — начало разложения слитного комплекса представлений — выделяет признак, уже данный в определяемом слове, потому что это необходимо для сознания, разбирающегося в явлениях; признак, выделяемый им, может нам казаться несущественным, случайным, но не таким он является для творящей мысли.
Если былина всегда называет седло черкасским, то не для того, чтобы отличить данное седло от других, не черкасских, а потому, что это седло богатыря, лучшее, какое народ-поэт может себе представить: это не простое определение, а приём стилистической идеализации. Как и иные приёмы — условные обороты, типичные формулы — эпитет в древнейшем песенном творчестве легко становится постоянным, неизменно повторяемым при известном слове (руки белые, красна девица) и настолько тесно с ним скреплённым, что даже противоречия и нелепости не побеждают его («руки белые» оказываются у «арапина», царь Калина — «собака» не только в устах его врагов, но и в речи его посла к князю Владимиру).
Это «забвение реального смысла», по терминологии A. H. Веселовского, есть уже вторичное явление, но и самое появление постоянного эпитета нельзя считать первичным: его постоянство, которое обычно считается признаком эпики, эпического миросозерцания, есть результат отбора после некоторого разнообразия.
Возможно, что в эпоху древнейшего (синкретического, лирико-эпического) песенного творчества этого постоянства ещё не было: «лишь позднее оно стало признаком того типически условного — и сословного — миросозерцания и стиля, который мы считаем, несколько односторонне, характерным для эпоса и народной поэзии».
4. СРАВНЕНИЕ. Примеры сравнений.
Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта высказывания свойства.
В сравнении выделяют: сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения, сравнительный признак, лат. tertium comparationis). Одной из отличительных черт сравнения является упоминание обоих сравниваемых предметов, при этом общий признак упоминается далеко не всегда.
Сравнение следует отличать от метафоры.
Сравнения характерны для фольклора.
Известны разные виды сравнений:
Сравнения в виде сравнительного оборота, образованного при помощи союзов как, будто, словно «точно»: «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как черт».
Бессоюзные сравнения — в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом — моя крепость».
Сравнения, образованные при помощи существительного в творительном падеже: «он ходит гоголем».
Отрицающие сравнения: «Попытка — не пытка».
Сравнения в форме вопроса.
5. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Задача олицетворения.
Олицетворением называется наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью. Вот как, Например, А. Гайдар использует этот троп в рассказе «Голубая чашка»: Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче. При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку: Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд (С.Есенин). Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям: Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами (А.А.Фет); На родину тянется туча, Чтоб только поплакать над ней (А. А. Фет); И цветущие кисти черемух Мыли листьями рамы фрамуг (Б.Пастернак). Особенно часто писатели обращаются к олицетворению, описывая картины природы. Мастерски использовал этот троп С. Есенин. К клену поэт обращался как к старому доброму знакомому: Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел... В его поэзии Заря окликает другую; Плачут вербы, шепчут тополя; Спит черемуха в белой накидке; Стонет ветер, протяжен и глух; Цветы мне говорят — прощай, головками склоняясь ниже; Липы тщетно манят нас, в сугробы ноги погружая... Влюбленный в родную русскую природу поэт с особой нежностью писал березах: Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан. Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов С. Есенина, по которым мы безошибочно узнаем его стиль. Очень самобытны олицетворения у В. Маяковского. Как не вспомнить его «встречу» и «разговор» с солнцем: Что я наделал? Я погиб! Ко мне по доброй воле само, раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле! В произведениях В. Маяковского этот стилистический прием явился средством эмоционально-напряженного и нередко драматического звучания поэтической речи: А на седых ресницах — да! — на ресницах морозных сосулек слезы из глаз — да! — из опущенных глаз водосточных труб («Облако в штанах»). Как сильное изобразительное средство выступает олицетворение и в художественной прозе. Например, у К. Паустовского: Я думал о нем (о старом деревенском саде), как о живом существе. Он был молчалив и терпеливо ждал того времени, кои да я пойду поздним вечером к колодцу за водой для чайника. Может быть, ему было легче переносить эту бесконечную ночь, когда он слышал бренчанье ведра и шаги человека. («Золотая роза») Олицетворение широко используется не только в художественных текстах. Стоит раскрыть любой номер газеты, и вы увидите забавные заголовки, построенные на олицетворении: «Солнце зажигает маяки». «Ледовая дорожка ждет», «Матч принес рекорд», «Железобетон опустился в шахты»... Часто к нему обращаются публицисты для создания эмоционально выразительных образов.
6. ГИПЕРБОЛА и ЛИТОТА.
Гипербола - троп, основанный на отношении «большее ~ меньшее» и состоящий в явно неправдоподобном преувеличении качества или признака.
«Творец мой! оглушил звончее всяких труб».
А. С. Грибоедов.
Литота - троп, противоположный гиперболе и состоящий в чрезмерном преуменьшении признака или качества.
«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка».
А. С. Грибоедов.
7. МЕТАФОРА и ее виды. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B0 http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-2331.htm
http://metafora.boom.ru/
Метафора - троп, основанный на подобии, признак которого характеризует предмет мысли:
«И опять звезда ныряет в легкой зыби невских волн» /Ф. И. Тютчев/.
Метафора - самый значимый и употребительный троп, поскольку отношение подобия раскрывает широкий круг сопоставлений и образов предметов, не связанных обязательными отношениями, поэтому область метафоризации практически безгранична и метафоры можно видеть практически в любых видах текстов, от поэзии до документа.
В нижеследующем примере видно, как система метафор выстраивает философско-публицистический текст, в основе которого лежат два образа: разоренной сокровищницы и птицы, обессиленной ветром.
«При таком слепом и наивно морализирующем подходе все огромное хранилище духовной культуры оказывается опустошенным и сокровища его извергнутыми; все творческое напряжение человеческого духа оказывается осужденным и запрещенным. Религиозно обескрыленный, осмеянный и низведенный; познавательно обессиленный и ослепленный; художественно урезанный и порабощенный; лишенный прав, обороны и родины, человек остается к концу этого противодуховного циклона жалким существом об одном, моральном измерении; и высшим понуждением его остается самопонуждение к безвольно-сентиментальной жалости»258.
Метафора легко развертывается в эпитет, сравнение, характеристику, притчу и даже в целый текст аллегорического характеpa, в котором персонажи, их отношения, действия и слова, сама композиция образуют целую сеть метафор.
Скатившись с горной высоты,
Лежал во прахе дуб, перунами разбитый;
А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый...
О Дружба, это ты!
В. А. Жуковский.
МЕТОНИМИЯ
http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-4371.htm
http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/076/041.htm
Метонимия -троп, основанный на отношении смежности.
Метонимический перенос связан с описанием и обстоятельственными топами, которые являются смысловой основой метонимии: предыдущего и последующего, причины и действия, деятеля и действия, содержащего и содержимого, знака и означаемого, времени и предмета или действия, материала и вещи.
• Предыдущее ~ последующее:
«...принуждены мы были с болезненным и сокрушенным сердцем, призвав в помощь Бога, обнажить свой меч и обещать царству нашему, что мы не опустим оный во влагалище, доколе хотя один из неприятелей оставаться будет вооружен на земле нашей».
Манифест имп. Александра I.
Сначала обнажают меч, а потом им сражаются, сначала побеждают, а затем опускают меч в ножны.
• Причина ~ действие:
«Бизнес плодит компаньонов, вера - рождает подвижников правды и добра».
Митрополит Иоанн.
Бизнес, как и вера, являются причинами соответствующих действий, а не самими действиями: деловые отношения в бизнесе создают компаньонов; христианская нравственность, причина которой - вера, создает подвижников добра и правды. Как и в предшествующем примере: быть вооруженным - условие военных действий.
• Деятель ~ действие:
«Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».
А. С. Пушкин.
Автор читал произведения Апулея и не читал произведений Цицерона.
• Личность ~ общество:
«... князья северных племен движутся на юг по великому водному пути их Балтийского моря в Черное, утверждают свое пребывание в Киеве, откуда начинают частые сношения с Византиею...»
С. М. Соловьев.
Князья вместо славянских племен, которые двигались на юг.
• Содержащее ~ содержимое:
«Брега Невы руками плещут».
М. В. Ломоносов.
Рукоплещут люди, находящиеся на берегах Невы.
• Знак ~ означаемое:
О Росс! твоя лишь добродетель
Таких великих дел содетель;
Лишь твой орел луну затмил.
Г. Р. Державин.
Орел - российский герб, луна - символ Османской империи.
• Действие ~ время:
«Не умрет из нашей старины ни зерно того, что есть в ней истинно русского и что освящено Самим Христом».
Н. В. Гоголь.
Старина вместо деяний людей в прежние времена.
• Материал ~ произведение:
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе
И чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале...
А. С. Пушкин.
Фарфор, бронза, хрусталь вместо произведений из них.
8. Синекдоха.
Синекдоха - троп, основанный на отношениях рода и вида, части и целого, единичного и множественного.
• Часть ~ целое:
На недоступные громады
Смотрю по целым я часам, -
Какие росы и прохлады
Оттуда с шумом льются к нам!
Вдруг просветлеют огнецветно
Их непорочные снега:
По ним проходит незаметно
Небесных ангелов нога...
Ф. И. Тютчев.
Вместо целого (ангел) часть (нога); вместо множественного (ноги) единичное (нога).
• Род ~ вид:
«Начинают яснее обозначаться будущие пределы позднейших западных государств и частных культур Италии, Франции, Германии, близятся крестовые походы, близится цветущая эпоха рыцарства, феодализма германского, положившего основы чрезмерному самоуважению лица {самоуважению, которое перейдя путем зависти и подражания сперва в буржуазию, произвело демократическую революцию и породило все эти нынешние фразы о беспредельных правах лица, а потом, дойдя до нижних слоев западного общества, сделало из всякого поденщика и сапожника существо, исковерканное нервным чувством собственного достоинства)».
К. Н. Леонтьев.
Вместо человека (вид) существо (род); вместо третьего сословия (род) поденщика и сапожника (вид); вместо феодалов (частное) феодализм (общее); вместо конкретных людей (носитель свойства) абстрактное свойство (самоуважение).
• Единичное ~ множественное:
Я буду помнить звездный кров
В сияньи вечных слав
И маленьких баранчуков
У чернокосых матерей
На молодых руках.
А. А. Ахматова.
Вместо единичного «слава» - «вечные славы» во множественном числе, то есть звезды; употребление абстрактного существительного во множественном числе конкретизирует его значение: поэт говорит о «вечной славе», которую тварь поет Творцу.
Другой пример - единичное вместо множественного:
Вошел! - не бойся, рек, и всюды
Простер свой троегранный штык...
Г. Р. Державин.
Речь идет о взятии Измаила: имеются в виду русские солдаты, которые называются в единственном числе («Росс»).
Стилистические фигуры (от лат. – «очертания, образ») – это особые стилистические обороты, выходящих за рамки практически необходимых норм. Они применяются писателями и поэтами в целях определённой художественной выразительности. К фигурам относятся инверсия, антитеза, оксюморон, умолчание, эллипсис, силлепсис, солецизм, анаколуф, хиазм, эпифора, анафора и другие.
1.Фигуры, которые построены на основе повтора. Это самые древние фигуры.
Анафора или единоначалие – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Они могут быть звуковые и лексические.
Эпифора – повтор слов или отрывков в конце высказывания.
В стихе может совмещаться и анафора и эпифора.
Анадиплосис – это повторение при котором конец одной синтаксической конструкции удваивается за счёт повтора её в начале следующей конструкции.
Параллелизм – это повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.
Гродация – усиление слов, их значения благодаря эффекту наростания.
Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.
Наложение – соединение заведомо несоединяемого, зевгма.
2. Фигуры, построенные на изменении частей внутри синтаксических конструкций.
Инверсия – основана на изменении расположения частей внутри синтаксических конструкций. Цель – усиление выразительности и экспрессивности речи.
Парентеза (вставка) – фигура, заключающаяся в том, что предложение грамматически разрывается, так как в предложение включено дополнительное сообщение.
3. Эти фигуры связаны с изменением объёма высказывания.
Эллипсис – пропуск несущественных слов для усиления роли оставшихся.
Умолчание – заключается в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляет читателю самому додумать высказывание.
Утверждение – они характеризуются, что говорящий подчёркивает, что адресату сообщение хорошо известно.
4. Риторические – усиливают выразительность речи.
1) риторический вопрос – это вопрос ставится с целью усиления утверждения
2) риторическое обращение – состоит в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или где-нибудь с целью усиления выразительности.
3) риторическое восклицание – эмоционально окрашенное предложение.
Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.
Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь расставить, выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, подчеркнуть логическими ударениями, наконец, умело расставить паузы... На письме для этого служат знаки препинания, а в устной речи — эмфатическая интонация (от греч. эмфазис — указание, выразительность). Однако и то и другое определяется синтаксическими особенностями высказывания. Ведь синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Коснемся некоторых приемов «поэтического синтаксиса».
Напряженность и выразительность речи усиливают риторические фигуры. Это прежде всего риторические восклицания:
Тройка\ Птица- тройка\ (Н. Гоголь).
К ним близки и риторические вопросы, которые представляют собой вопросительные предложения, не требующие ответа:
Быть или не быть? (У. Шекспир)
вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению. Вспомним цепочку таких вопросов в стихотворении М. Лермонтова «Смерть поэта»:
Зачем вступил он в этот свет, завистливый и душный?
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным?
Зачем поверил он словам и ласкам ложным?
Он, с юных лет постигнувший людей?
В этих строчках использован и другой стилистический прием — параллелизм, то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, то придает речи особую гармоничность. Не случайно и повторение слова «зачем» в начале каждого простого предложения в этой конструкции: е д и н о - начатие (или анафора) также подчеркивает упорядоченность построения высказывания. В параллельных синтаксических конструкциях используется и концовка (или эпифора) — повторение последних слов предложения, каких-то его частей: Милый друг, в этом тихом доме лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня (А. Блок).
Известен эллипсис— пропуск в предложении слова, которое легко подразумевается из контекста: Я за свечку — свечка в печку. Я за книжку — та бежать... (К. Чуковский). Сознательный пропуск сказуемого в таких предложениях создает особый динамизм речи, так что «восстановление» пропущенных глаголов было бы неоправданно (ср.: Я взялся за свечку, свечка умчалась в печку).
Особая фигура поэтического синтаксиса — умолчание, т.е. сознательная незавершенность предложения. Умолчание раскрывает широкий простор для подтекста: на месте паузы можно предположить различный комментарий.
В эмфатической речи используются приемы, нарушающие замкнутость предложения; речь становится прерывистой, незавершенной:
Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть. (А. Пушкин).
Часто используются вставные конструкции, которые представляют собой попутные замечания, уточнения, добавочные сведения к высказыванию. Например: Поверьте {совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (А. Пушкин);
При употреблении однородных членов предложения, занимающих достойное место в эмоциональной речи, возможно многосоюзие — риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационного выделения перечисляемых понятий: Ox'. Лето красное'. Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А. Пушкин).
Сильным средством эмоциональной речи является период— гармоническая по форме синтаксическая конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченным расположением частей, а также исключительной полнотой и завершенностью содержания. Вспомним строки из онегинского монолога:» Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел, когда б мне быть отцом, супругом приятный жребии повелел; когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной». Период распадается на две части: в первой интонация повышается, во второй — резко падает. Этим создаются интонационная целостность и гармоничность периодической речи. Период строится из соразмерных, одинаковых в синтаксическом отношении элементов (чаще всего придаточных предложений).
Широко используются так называемые присоединительные конструкции, воспроизводящие устную речь в ее живой непосредственности (добавление к основному высказыванию дополнительных сообщений, пояснений, возникающих в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она сформировалась). Например: Вопрос о реорганизации производства решать надо, и побыстрее.
Особая выразительность присуща так называемой парцелляции, понимаемой как членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы (после точки, вопросительного или восклицательного знака). Например: Разные они, наши специалисты. И по образованию. И по опыту. И по характеру. Нужно искать источники прибыли. Искать настойчиво, упорно, терпеливо.
Широко используются в выступлениях так называемые сегментированные конструкции, или конструкции с двойным обозначением, состоящие из двух частей: первая часть (сегмент, то есть отрезок), находящаяся в начале предложения или текста и выраженная, как правило, именительным падежом существительного или словосочетанием во главе с этой формой, называет лицо или предмет, которые во второй части (в последующем тексте) получают второе обозначение в форме местоимения. Например: Ч у в с т в о времени... оно дает возможность определить, что сейчас нужно делать.
Рекомендованная литература:
Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.
Поляков М. Риторика и литература. Теоретические аспекты. - В кн.: Вопросы поэтики и художественной семантики. - М.: Сов. писатель, 1978.
Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.
Развитие выразительности речи у ребенка
http://www.glavsovet.ru/child/children04/child82.php
Волков А.А. Курс русской Риторики
Воронина И.В.Элективный курс "Средства и приемы выразительной речи" Материал из Википедии — свободной энциклопедии
|
Фигуры речи | Амплификация • Анаколуф • Анафора • Антитеза • Апокопа • Аттракция • Бессоюзие • Гипербатон • Градация (Климакс) • Дистинкция • Инверсия • Коррекция • Многопадежность (Полиптотон) • Многосоюзие • Оксюморон • Параллелизм • Парономазия • Парцелляция • Плеоназм • Пролепсис • Ретардация • Риторический вопрос • Риторическое восклицание • Риторическое обращение • Симплока • Солецизм • Тавтология • Точный повтор • Умолчание • Хиазм • Эллипсис • Эмфаза • Эпифора |
Тропы | Аллегория • Антономасия • Гипербола • Ирония • Катахреза • Литота • Метафора • Метонимия • Олицетворение • Перифраз • Синекдоха • Сравнение • Эпитет |
12