kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теория к Заданию 6 ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к новому заданию № 6 в формате ЕГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теория к Заданию 6 ЕГЭ»

Алгоритм выполнения задания №6 ЕГЭ 2019:

  1. Найдите смысловое (семантическое) противоречие.

  2. Распознайте ошибку, укажите ее вид (не смешивать со средствами выразительности).

  3. Если это ошибка, то исправьте ее.

Для выполнения задания необходимо:

  • понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;

  • учитывать особенности сочетаемости слов;

  • правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;

  • избегать речевой избыточности;

  • не допускать речевой недостаточности;

  • учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Исключение слова связано с избыточностью речи (повторением сказанного), которую научно называют тавтологией или плеоназмом. Разные учебники по-разному толкуют понятия "тавтология" и "плеоназм", не думайте об этом. Для выполнения задания в ЕГЭ достаточно понимать суть явления.

Такие ошибки однотипны, они часто встречаются в речи, некоторые плеоназмы даже являются устойчивыми оборотами, поэтому можно составить небольшой словарик плеоназмов и выучить фразы, на которые необходимо обратить внимание на экзамене.


Главные определения

Плеоназмы - словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент.

Тавтология – это тождесловие, то есть повторение сказанного иными словами или повторение однокоренных слов.

Замена неверно употреблённого слова

Чтобы найти слово, которое необходимо заменить, надо прежде всего выделить пару слов, которые не могут быть связаны друг с другом по смыслу или не звучат вместе. Про такие словосочетания говорят: "Звучит как-то коряво", "Сказано не по-русски".

Итак, мы находим два слова, которые по какой-то причине не сочетаются по смыслу и не звучат вместе.

Примеры нарушения лексической сочетаемости

  • это не играет никакого значения (сыграло большое значение)

  • это несёт (играет) определённую функцию

  • благодаря сильным морозам (наступлению противника, страшному наводнению, болезни…)

  • скоропостижный отъезд, вывод (скоропостижное увольнение)

  • одержать поражение

  • увеличить (уменьшить) уровень

Нарушение традиции

  • ответ на проблему

  • карие волосы

  • стая лошадей

Изменение фразеологизма

  • заклятые друзья

  • выбросить слова на ветер

Неоправданный оксюморон

  • тупиковый выход

  • чудовищно красива

  • добиться ухудшений

  • преследует удача

  • кричать шёпотом

Одно из этих слов необходимо заменить схожим по звучанию, написанию, может быть, по значению, но подходящим ко второму слову. В реальных текстах такая замена не всегда возможна, но для ЕГЭ подберут варианты проще.

Основные виды ошибок

Порядок

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5)

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные особенности(вместо средства).

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Теория к Заданию 6 ЕГЭ

Автор: Волгина Т.В.

Дата: 21.10.2019

Номер свидетельства: 523571

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа учебного практикума по химии (подготовка к ЕГЭ) "
    ["seo_title"] => string(62) "proghramma-uchiebnogho-praktikuma-po-khimii-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "107571"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403325032"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Подготовка к ЕГЭ. Задание 14. Орфография. -Н- и -НН- в различных частях речи."
    ["seo_title"] => string(69) "podghotovkakiegezadaniie14orfoghrafiianinnvrazlichnykhchastiakhriechi"
    ["file_id"] => string(6) "274866"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452451296"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Подготовка к ЕГЭ (профильный уровень). Теория вероятностей"
    ["seo_title"] => string(62) "podghotovka_k_iege_profil_nyi_urovien_tieoriia_vieroiatnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "357158"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478709768"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. "
    ["seo_title"] => string(57) "sistiema-raboty-po-podghotovkie-k-iege-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "189875"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427043241"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Обобщающий урок по алгебре на тему: "Применение производной для выполнения заданий ЕГЭ""
    ["seo_title"] => string(80) "obobshchaiushchii_urok_po_alghiebrie_na_tiemu_primienieniie_proizvodnoi_dlia_vyp"
    ["file_id"] => string(6) "473227"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1528913751"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства