kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При подготовке к экзаменам в 9 и 11 классах большое внимание уделяю обобщению и систематизации материала по темам. Сначала повторяем теорию и формулируем подсказки для тех, кому трудно. Затем практическая часть, в разных формах задания, а потом выход на задания ЕГЭ и ГИА на сайте "Решу ЕГЭ", выполнение в онлайн-режиме, где сразу виден результат.

Пример повторения по теме "Словосочетание".

Просмотр содержимого документа
«Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. »

Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку


При подготовке к экзаменам в 9 и 11 классах большое внимание уделяю обобщению и систематизации материала по темам. Сначала повторяем теорию и формулируем подсказки для тех, кому трудно. Затем практическая часть в разных формах задания, а потом выход на задания ЕГЭ и ГИА на сайте «Решу ЕГЭ», выполнение в онлайн-режиме, где сразу виден результат.


Пример повторения по теме «Словосочетание»


Теория

Способы подчинительной связи между словами. Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

Согласование - такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, в кипящую воду, о нашем друге, первому снегу и т.п. Главное слово: существительное.

Зависимое слово (всегда изменяется по родам, числам и падежам): прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.

Управление - такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них, троим (из кого? из скольких?) из пяти и т.п.

Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово (всегда изменяется по числам и падежам): существительное, местоимение, числительное.

При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу, поможем отцу и т.д.

Примечание.

1. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. То есть, в словосочетании три дуба способ связи - управление, в словосочетаниях трёх дубов, трём дубам, тремя дубами (о) трёх дубах - согласование.

2. В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах - согласование. То есть, в словосочетании три девочки способ связи - управление, в словосочетаниях трёх девочек, трём девочкам, тремя девочками, (о) трёх девочках - согласование.

Примыкание - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться; цвета беж; юбка мини и т.п.

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное, притяжательное местоимение).

Примечание.

1. Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? и обозначают принадлежность.

2. Их следует отличать от личных местоимений его, её, их (обозначают объект, стоят в форме В.п.), которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу (кого?) его, окликнул (кого?) ее, вызвал (кого?) их.

Подсказки для тех, кому трудно:

1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;

2) поиск словосочетания с управлением - это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;

3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении

И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлением - созданный (для чего?) для песен.





Возьмём себе на заметку:

1. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно договору, благодаря помощи, вопреки предписанию, подобно взрыву.

Ошибкой является использование конструкции "по + существительное в родительном падеже": *согласно положения, *благодаря вмешательства, *вопреки указаний, *подобно фейерверков.

2. Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т.д.

3. Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что-либо совершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в этом значении конструкции "по + существительное в дательном падеже": *по завершению работы,*по приезду в город, *по истечению срока, *по окончанию передачи.

4. В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п.

Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: *Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее.

5. Будем внимательны, включая в предложения определения, они должны быть согласованы с главными словами: *Пришлось продираться сквозь заросли, постоянно заслоняющими нам дорогу. - Пришлось продираться сквозь заросли (какие?), постоянно заслоняющие нам дорогу. *Среди вопросов, заданным на пресс-конференции, были и острые. - Среди вопросов (каких?), заданных на пресс-конференции, были и острые.


Карточки с заданиями


Укажите неправильный вариант ответа.

1. Согласование

3. Согласование

5. Примыкание

а) думать о будущем

а) в сиреневом облаке

а) очень приятно

б) решающий ученик

б) с огромным букетом

б) разговаривать сидя

в) к следующему понедельнику

в) цветущую сирень

в) прищурив глаза

г) от дурных мыслей

г) растущие в саду

г) решил прогуляться

2. Управление

4. Управление

6. Примыкание

а) праздник весны

а) пусть светит

а) обижаться по-прежнему

б) солнечным утром

б) работа над ошибками

б) крикнуть громко

в) виться над головой

в) смеясь над собой

в) пришёл заранее

г) заглянувший в парк

г) рассказанная на уроке

г) уехал на отдых


Самостоятельная работа 1.

Выполните тестовые задания. Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания.

1. а) к голубому вагончику

2. а) заглянуть в окно

3. а) падающий снег

б) состав прибыл

б) сделать по-старому

б) лететь в окна

в) наблюдали с балкона

в) будут цвести

в) несмотря на запрет

г) низко нагнулся

г) на ярких лепестках

г) поднять высоко

4. а) дом с колоннами

5. а) вопреки предсказаниям

6. а) снежинка на рукаве

б) молча переглянуться

б) сидел сгорбившись

б) самый глубокий

в) выполненное задание

в) во всём сомневаться

в) узорчатый край

г) все обрадовались

г) с обаятельной соседкой.

г) совсем холодная

Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.

1. а) на письменном столе

2. а) постучать в дверь

б) корабль отплыл

б) жить по-новому

в) прыгнули с моста

в) вследствие опоздания

г) громко засмеялся

г) в первых рядах

3. а) платье в клетку

4. а) будем работать

б) проснуться утром

б) сидел молча

в) пропущенный урок

в) сомневаться в сказанном

г) бить баклуши

г) за интересной книгой




Самостоятельная работа 2.

1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя существительное?

а) Гонимый ветром, трепещущая рыба, клеящий обои;

б) сваренный картофель, оберегающий детей, храбро сражающийся;

в) поющие птицы, возбуждающий интерес, унесённый ветром;

г) поставленные вопросы, хранимые рукописи, дремлющий лев.

2. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является причастие?

а) Рассказывающий о книге, сеющие в мае, скакал на коне;

б) тяжело дышащие, любимый детьми, хранимый в сарае;

в) проникающий вглубь, нарисованный фломастером, хлопочущая хозяйка;

г) бегающий по комнате, подготовленный к использованию, утрачивая значение.

3. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является деепричастие?

а) Пробежав по полю, позаботившись о родителях, прекрасно понимая;

б) кокетничая с приятелем, прослушав лекции, смотрю в окна;

в) простояв на ветру, неожиданно заболеть, стелющийся понизу;

г) сдерживая раздражение, пройтись пешком, показавшись вдали.

4. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя прилагательное?

а) С радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью;

б) интересный для окружающих, красный от мороза, вялый из-за болезни;

в) добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице;

г) похожий на родителей, пятый с краю, сваренный в кастрюле.

5. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является местоимение?

а) Смотреть на себя, наша судьба, полюбить её;

б) каждый из друзей, какого-то ребёнка, известный многим;

в) кто-то другой, любой из нас, что-то важное;

г) нечто интересное, сделать по-моему, увидеть что-либо.

6. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является наречие?

а) Справа от аллеи, задержавшись допоздна, уехать зимой;

б) весьма занятно, далеко от дома, совсем рядом;

в) по-летнему жарко, искать впотьмах, радостно смотреть;

г) по-собачьи преданно, идти вперёд, весело смеяться.


Упражнение 5. Из предложений выделим все словосочетания и укажем вид подчинительной связи.

1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна (А.Пушкин). 2. Тени от домов лежали на дороге чёрными квадратами (М.Горький). 3. Берёза по-детски радостно встряхивала ветки (М.Бубённов).

Упражнение 6. Самостоятельная работа 3. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.

Вариант 1.

1. Никогда, бывало, отец его, направляясь в лес, не забудет этого компаса. (Согласование.)

2. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. (Примыкание.)

3. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по дороге. (Управление.)

4. Болотная сырость, казалось, проникла сквозь тело к костям и студила их. (Согласование.)

5. К этому вою давно уже прислушивался волк Серый помещик: (Управление.)

6. И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла. (Примыкание.)

7. Собака, начав делать свой круг по елани, с чем-то там встретилась. (Согласование.)

8. Совсем недалеко стояла и смотрела на неё большая рыжая собака. (Управление.)

9. Когда вода начинает спадать, плодородный ил нашего чернозёма садится на старую траву, и весь луг на необозримом пространстве становится чёрно-бархатным. (Примыкание.)

10. После родителей всё их хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен. (Примыкание.)

Вариант 2.

1. Осмотрев чудесную вещь, Митраша запер компас, чтобы стрелка в пути зря не дрожала. (Согласование.)

2. Деревья животному напоминают о его собственном горе. (Примыкание.)

3. Тогда верхний Косач, приветствуя солнце, перестал подпрыгивать и чуфыкать. (Управление.)

4. Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного. (Согласование.)

5. Митраша смело пошёл вперёд, пересекая чистую полянку. (Управление.)

6. Ветер предательски доносит волку жалкий вой покинутой человеком собаки. (Примыкание.)

7. Вот этот плач и не могла выносить Травка и, заслышав его, вылезала из ямы в ночь и в полночь. (Согласование.)

8. А лапы её между тем понемногу тоже засасывало. (Управление.)

9. Чёрный ворон, стерегущий своё гнездо на борине, облетая по сторожевому кругу болото, заметил маленького охотника с двойным козырьком. (Примыкание.)

10. Гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком, в тёплом луче солнца. (Согласование.) (По М.М. Пришвину. Кладовая солнца.)


Упражнение 1. Укажите с помощью условных значков главные и зависимые слова в данных словосочетаниях. Запишите по образцу.

Зелёные деревья, сад весной, каждый из друзей, придуманный кем-то, красный от холода, макароны по-флотски, освещённые лучами, очень смешно, жить припеваючи, из поездки возвратившись, известный немногим, довольно весело, живущий рядом, сотая доля, просить запомнить, попавшие на конкурс, нужно увидеть, задержавшись допоздна, что-то большое, храбро сражающийся, гонимый ветром, двадцать карандашей, возбуждающий интерес, восемьдесят лет, радостно улыбнувшись.


Домашнее задание

1) Выпишите из предложения все словосочетания, укажите в них вид подчинительной связи.

Запущенная с Земли современная ракета может достать до ближайшей звезды только через много тысяч лет.

2) Постройте словосочетания, поставив все предложенные слова в нужной форме (даны в начальной форме).

1) Приехать, по, окончание, школа; 2) отправиться, по, завершение, занятие; 3) сделать, вывод, в, заключение, доклад; 4) добиться, успех, благодаря, интенсивный, подготовка; 5) установиться, согласно, прогноз, синоптик; 6) тосковать, по, живущий, в, другой, город, сын; 7) горевать, по, погибший, на война, муж; 8) горько, плакать, по мы; 9) скучать, по, родной, дом; 10) действовать, вопреки, собственный, совесть; 11) пойти, наперекор, желание, родитель; 12) узнать, по, прибытие, к, место, служба; 13) выйти, в, путь, согласно, предписание; 14) добиться, хороший, урожай, благодаря, научный, подход; 15) возобновить, по, истечение, срок, договор; 16) сориентироваться, по, приезд, на, место; 17) сойти, по, приезд, на, станция; 18) благодаря, совет, хороший, специалист; 19) согласно, ваш, горячий, желание; 20) делать, наперекор, желание, родной.



Определите вид связи в словосочетаниях

Шорох дерева


Сходить за багажом


Сгребать тщательно


Несколько странный


Жить припеваючи


Разрезать яблоко


Хочу подготовиться


Новое шоссе


Холщовый мешок


Громкий шепот




Поймать медвежонка


Рыболовный крючок


Ночевка в лесу


Золоченое кольцо


Горячо спорить


Кипяченое молоко


Быстро бегать


Верить людям


Начал трудиться


Нес разбрызгивая




Ягоды крыжовника


Предупредить об опасности


Свежий ветер


Мраморный памятник


Поступить по-дружески


Совсем рядом


Горный воздух


Говорить с другом


Бежал задыхаясь


Пошел купаться



Лесной запах


Костюм для тренировки


Работать хорошо


Коснуться руки


Индийский чай


Чайный сервиз


Сказать ему


Мокрый от росы


Лист бумаги


Взялся написать








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Автор: Шамакова Манефа Павловна

Дата: 22.03.2015

Номер свидетельства: 189875

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Мастер-класс " Система работы на уроках русского языка при подготовке учащихся  к  ЕГЭ». "
    ["seo_title"] => string(96) "mastier-klass-sistiema-raboty-na-urokakh-russkogho-iazyka-pri-podghotovkie-uchashchikhsia-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "180135"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425128785"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Научная статья "Проблема совершенствования профессиональной компетентности учителя русского языка в школе с полиэтническим контингентом""
    ["seo_title"] => string(156) "nauchnaia-stat-ia-probliema-soviershienstvovaniia-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-russkogho-iazyka-v-shkolie-s-polietnichieskim-kontinghientom"
    ["file_id"] => string(6) "178000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424763163"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(46) "sistiema-podghotovki-k-iege-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "245020"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446046896"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства