Курс русского языка «Ступени к ОГЭ » в 9 классе, завершающий ступень обязательного образования в РФ, имеет ряд особенностей. Заканчивается в целом изучение этого предмета в школе, поэтому необходимо:
- обобщить и углубить материал уроков и дополнительных занятий по русскому языку, на которых проводилась подготовка учащихся к сдаче ОГЭ, а именно:
рассмотреть все этапы над 1 частью экзаменационной работы - сжатым изложением, особое внимание уделить приёмам сжатия информации и критериям её выполнения;
в работе с тестовым материалом (часть 2 экзаменационной работы) обратить внимание на распространённые ошибки, которые были допущены учащимися при выполнении тестов, и устранение этих «пробелов» в знаниях учащихся с помощью выполнения подробной работы над ошибками;
закрепить требования к написанию сочинений-рассуждений, проанализировать критерии оценивания данного вида работы экспертами, рассмотреть характер вопросов, представленных в Открытом банке заданий по части 3 работы ОГЭ (задания 9.1, 9.2, 9.3) на сайте ФИПИ;
Закрепить порядок работы с бланками на ОГЭ.
Задачи курса:
- совершенствовать навыки учащихся по сжатию текста;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- совершенствовать технику работы с экзаменационными бланками;
- совершенствовать навыки по созданию сочинений-рассуждений и подбору аргументации.
Раздел 2. Требования к результатам обучения.
В результате изучения курса «Ступени к ОГЭ » ученики должны:
знать/понимать:
требования к выполнению каждого вида работ, представленных в КИМах ОГЭ по русскому языку (сжатое изложение, тесты, сочинение-рассуждение 9.1, 9.2, 9.3);
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
правила работы с экзаменационными бланками.
уметь:
следовать при выполнении всех этапов работ ОГЭ критериям, представленным в демоверсии «ОГЭ. Русский язык»;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
правильно заполнять экзаменационные бланки
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Раздел 3. Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во часов
I.Сжатое изложение
7
II, Работа с тестами ОГЭ
23
III. Сочинение-рассуждение
4
ИТОГО
34
Раздел 4. Программа курса «Ступени к ОГЭ»
I.Сжатое изложение (7 часов).
1 - 2 занятия. «Краткость – сестра таланта» (А.П. Чехов). Подготовка к написанию cжатого изложения.
3 - 4 занятия. Овладеваем приёмами сжатия текста на практике.
Работа по текстам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ.
5 - 6 занятия. Контрольное зачётное изложение (в формате ОГЭ, части 1).
7 занятие. Работа над ошибками.
II.Работа с тестами ОГЭ (23 часа).
1 – 2 занятия. Фонетика.
Капканы фонетики в тестах. ОГЭ Работа по тестам, представленным на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ (раздел «Фонетика и графика»).
3 – 4 занятия. Лексика и фразеология.
Капканы лексики и фразеологии в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ (раздел «Лексика и
фразеология»).
5 – 6 занятия.Морфемика и словообразование. Капканы морфемики и словообразования в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ
в Открытом банке заданий ОГЭ раздел «Морфемика и словообразование»)
7 – 8 занятия. Грамматика и морфология. Капканы грамматики и морфологии в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ (раздел «Грамматика и морфология»).
9 - 11 занятия. Грамматика. Синтаксис. Капканы грамматики и синтаксиса в тестах ОГЭ.
12 - 14 занятия.Орфография. Капканы орфографии в тестах ОГЭ.
15 - 17 занятия. Пунктуация. Капканы орфографии и пунктуации в тестах ОГЭ.
18 занятие. Речь.
19 занятие. Языковые нормы. Капканы языковых норм в тестах ОГЭ.
20 – 21 занятия.Выразительность русской речи. Капканы выразительности русской речи в тестах ОГЭ.
22 занятие. Контрольное зачётное тестирование по 2 части ОГЭ (тестирование, задания 2 – 14).
23 занятие. Работа над ошибками, допущенными в контрольном тестировании.
III. Сочинение-рассуждение (4 ч.)
1 – 2 занятия. Как писать сочинение - рассуждение? Обобщение материала по написанию части 3 на ОГЭ (задания 9.1, 9.2, 9.3).
3 занятие.Размышляем. Аргументируем свои мысли. Делаем выводы из всего сказанного. Зачётное сочинение-рассуждение в формате ОГЭ
4 занятие.Работа над ошибками, допущенными при написании 3 части ОГЭ по русскому языку.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
Кол-во часов
Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть
Планируемый результат
Дата
I, Работа с тестами ОГЭ. Часть 1 работы ОГЭ. (7 часов).
1-2
«Краткость – сестра таланта» (А.П. Чехов). Подготовка к написанию Сжатого изложения на ОГЭ (Часть 1).
Знать признаки текста,средства связи предложений в тексте, основные приёмы сжатия текста для написания С1. Уметь применять полученные знания на практике. Понимать критерии оценивания выполнения С1 на ОГЭ и уметь им следовать при написании сжатого изложения. Изучить и уметь применять на практике теоретический материал «Краткость – сестра таланта» , или «Овладеваем приёмами сжатия текста».
3-4
Овладеваем приёмами сжатия текста на практике.
Работа по текстам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ.
2
Определение ТЕМЫ, ИДЕИ, АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ в анализируемом тексте.
Выделение микротем текста.
Использование разных приёмов для сжатия микротем текста.
Уметь определять ТЕМУ, ИДЕЮ, АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ в тексте, предложенном для изложения; делить текст на микротемы. Совершенствовать навыки по нахождению ключевых предложений в микротемах, сжатию микротем текста, связи предложений в тексте.
5-6
Контрольное зачётное изложение (в формате ОГЭ, части 1).
2
Проверка ЗУН учащихся при написании сжатого изложения.
Знать критерии проверки сжатого изложения и уметь им следовать; совершенствовать навыки написания сжатого изложения, соблюдая все нормы русского языка.
7
Работа над ошибками.
1
Корректировка ЗУН учащихся при написании сжатого изложения.
Понимать характер допущенных ошибок при написании сжатого изложения; уметь соотнести полученную оценку за сжатое изложение с требованиями в Критериях ОГЭ
8-9
Фонетика.
Капканы фонетики в тестах. ОГЭ Работа по тестам, представленным на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ (раздел «Фонетика и графика»).
2
Разбор заданий по теме «Фонетика», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015.
Знать материал всех разделов темы «Фонетика». Понимать, как строятся в КИМах ОГЭ задания по данной теме и где могут проявиться недочёты при выполнении этого вида заданий; уметь разобраться в сложных примерах тестов.
10-11
Лексика и фразеология.
Капканы лексики и фразеологии в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ (раздел «Лексика и фразеология»)
2
Выполнение и разбор заданий по теме «Лексика» и «Фразеология», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015.
Знать материал тем «Лексика» и «Фразеологии». Понимать характер сложных заданий ОГЭ по данным темам и уметь их безошибочно выполнять. Совершенствовать навыки работы с тестовым материалом.
12-13
Морфемика и словообразование. Капканы морфемики и словообразования в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ раздел «Морфемика и словообразование»)
2
Выполнение и разбор заданий по теме «Морфемика» и «Словообразование», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015.
Знать материал тем «Морфемика» и «Словообразование», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данным темам. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ. Учиться находить пробелы в знаниях по данным темам и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками.
14-15
Грамматика и морфология.
Капканы грамматики и морфологии в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ (раздел «Грамматика и морфология».
2
Разбор заданий по теме «Грамматика» и «Морфология», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015.
Знать материал по тем «Грамматика» и «Морфология», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данным темам. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ. Учиться находить пробелы в знаниях по данным темам и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками.
16-18
Грамматика. Синтаксис.
Капканы грамматики и синтаксиса в тестах ОГЭ.
3
Разбор заданий по темам «Грамматика» и
«Синтаксис», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015.
Знать материал тем «Грамматика» и «Синтаксис», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данным темам. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ. Учиться находить пробелы в знаниях по данным темам и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками.
19-21
Орфография. Капканы орфографии в тестах ОГЭ
3
Разбор заданий по темам «Орфография» и «Пунктуация», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015.
Знать материал темы «Орфография», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данной теме. Уметь графически верно и точно выделять орфограммы в словах. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ. Учиться находить пробелы в знаниях по данной теме и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками.
22-24
Пунктуация.
Капканы орфографии и пунктуации в тестах ОГЭ.
3
Разбор заданий по темам «Орфография» и «Пунктуация», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015.
Знать материал темы «Пунктуация», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данной теме. Уметь графически верно и точно выделять пунктограммы в предложениях. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ. Учиться находить пробелы в знаниях по данной теме и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками.
25
Речь.
1
Разбор заданий по темам «Речь» и «Языковые нормы», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015.
Знать материал тем «Речь» и «Языковые нормы», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данным темам. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ.
26
Языковые нормы.
Капканы языковых норм в тестах ОГЭ.
1
Разбор заданий по темам «Речь» и «Языковые нормы», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015
Знать материал темы «Языковые нормы», понимать характер вопросов, представленных в Открытом банке заданий по данной теме. Уметь находить пробелы в знаниях по данной теме и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками.
27-28
Выразительность русской речи.
Капканы выразительности русской речи в тестах ОГЭ.
2
Разбор заданий по теме «Выразительность русской речи», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015.
Знать материал темы «Выразительность русской речи», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данной теме. Понимать характер вопросов тестов, представленных в Открытом банке заданий на сайте ФИПИ по данному разделу русского языка.. Знать изобразительно-выразительные средства языка
29
Контрольное зачётное тестирование по 2 части ОГЭ (тестирование, задания 2 – 14).
1
Проверка ЗУН при выполнении части 2 ОГЭ.
Определить характер допущенных ошибок при выполнении части 2. Разобраться в причинах допущенных ошибок. Ликвидировать пробелы в знаниях с помощью выполнения подробной работы над ошибками.
30
Работа над ошибками, допущенными в контрольном тестировании.
1
Работа над ошибками, допущенными в контрольном тестировании.
Уметь объяснить допущенные ошибки. Ликвидировать пробелы в знаниях.
31-32
Как писать сочинение- рассуждение? Обобщение материала по написанию части 3 на. ОГЭ
2
Обобщение материала по написанию сочинений –рассуждений. Основные этапы построения сочинения-рассуждения. Характер вопросов к сочинениям. Аргументация в сочинении.
Знать критерии, которые предъявляют эксперты к работам по части 3, уметь применять знания на практике при написании пробных сочинений-рассуждений по заданиям 15.1, 15.2, 15.3. Совершенствовать навыки написания сочинений – рассуждений на предложенную тему. Уметь верно аргументировать свои суждения.
33
Размышляем. Аргументируем свои мысли. Делаем выводы из всего сказанного. Зачётное сочинение-рассуждение в формате ОГЭ – 2015.
1
Словарная работа по лингвистическим цитатам, предложенным учащимся для сочинений на ОГЭ – 2015.
Осмысление цитат лингвистов. Аргументация к цитатам.
Знать критерии, которые предъявляют эксперты к работам по части 3, уметь применять знания на практике при написании пробных сочинений-рассуждений по заданиям 15.1, 15.2, 15.3.. Совершенствовать навыки написания сочинений – рассуждений на предложенную тему. Уметьверно аргументировать свои суждения.
34
Работа над ошибками, допущенными при написании части 3 ОГЭ по русскому языку.
Уметь объяснить допущенные ошибки. Ликвидировать пробелы в знаниях.
Всего: 34 часа
Литература
1 Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2014: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. М.: АСТ, Астрель, 2013 г.
2.Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2013 г.
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2013 г.
4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. М.: Эксмо, 2011 г.
5 Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. М.: Экзамен.