kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий русского языка «Живой как жизнь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий русского языка «Живой как жизнь»»


Учитель русского языка и литературы Клочко Рема Никитична

МОУ «Школа № 47 города Донецк»

Сценарий праздника русского языка «Живой как жизнь»


Цель: способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка; прививать любовь к русскому языку; пробуждать интерес к нему как учебному предмету; развивать коммуникативные навыки учащихся; создавать атмосферу праздника для детей.

Оборудование: портреты видных деятелей в области русского языка и литературы; плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.


Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. Куприн

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

И.С. Тургенев

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.

К. Паустовский

Что русский язык – это один из самых богатейших языков в мире, в этом нет никакого сравнения.

В.Г. Белинский


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


За круглым столом сидит группа учащихся 5-х классов.

Слово учителя. Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о языке, русском языке, языке великого народа. «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего!» - восклицал Л.Н. Толстой.

Слово передаю учащимся 5-х классов.


1 ученик. Начиная с середины ХХ века все больше распространяется изучение русского языка во всем мире… Развитие науки и техники, потребности экономического, научного, культурного взаимооборота, мировое значение русской литературы вызывает интерес к изучению русского языка и необходимости овладевания им во многих странах.

2 ученик. «Живой как жизнь» - говорим мы о нашем языке, языке русского народа и его прекрасной литературе. Русский язык – один из рабочих языков Организации Объединенных наций, его изучают на всех меридианах земного шара.



3 ученик. Русский язык – наша любовь, наша гордость.

Суворов ободрял солдат

На русском языке!

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!

Законы Менделеев дал

На русском языке!

4 ученик. Владеть русским языком – значит постигать историю народа, как культуру.

5 ученик. Любовь к родному языку не может быть лишь на словах. Она проявляется в знании родного языка, потому что патриот – это грамотный человек.

6 ученик. Каждый человек, начинающий изучать русский язык, испытывает и наслаждение, и затруднения: нелегко дается это постижение: нужно набраться терпения, и тогда русский язык откроет все свои богатства.

Учитель. В чем заключается богатство русского языка по – вашему?

1 ученик. Русский язык располагает большим запасом слов. В нем много синонимов. С их помощью точно и ярко выражаются все оттенки мысли и чувства.

2 ученик. В русском языке много способов образования новых слов, и поэтому он обладает неиссякаемыми источниками пополнения своего словарного запаса.

3 ученик. Русский язык велик не только исключительным богатством словесного фонда, обилием синонимов, но и, что особенно важно для писателя, исключительной выразительностью.

4 ученик. Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира. Он звучен и мелодичен: в нем на сто звуков приходится примерно восемьдесят звуков с голосом – гласных и звонких согласных.

5 ученик. Русский язык – это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот «могучий и прекрасный», на котором создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой и признанием всего человечества.

6 ученик. Важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, …то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Ведущий. Русский язык – наша любовь, наша гордость. Каждое слово в нем неотделимо от понятия, которое оно передает.


1 ученик. «Слово – дело великое, Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти»

Л. Толстой


2 ученик. О бережном отношении к слову говорят пословицы.

Сначала подумай – потом говори.

Не храбрость словом, а покажи делом.

Меньше говори – больше дела твори.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Говорить не думая, что стрелять не целясь.

3 ученик. Известные мастера русского слова высоко ценили русский язык, язык великого талантливого народа.

Группа учащихся читает высказывания о русском языке.

Еще М.В. Ломоносов утверждал: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка»

Олесь Гончар писал: «Русский язык – это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького. Это тот «могучий и прекрасный», на котором создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой и признанием всего человечества».

В, Сосюре принадлежат такие слова: «Русский язык - старший, любимейший брат соловьиной речи моей бессмертной Украины.

Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасно грубости, - Ф. Энгельс.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! – И. Тургенев.

Ведущий.

Стих, как монету чекань –

Строго, отчетливо, честно.

Правилу следуй упорно:

Чтобы словам было тесно,

Мыслям просторно.

Задание учащимся. Как можно короче передать содержание басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» (задание учащиеся выполнят заранее. Ведущий называет победителей.)

Примерное содержание.

1 вариант

Легкомысленная стрекоза пела и плясала все лето и не позаботилась подготовиться к зиме. Страдая от холода и голода, присмиревшая попрыгунья отправляется к муравью и просит приютить ее до весны. Но муравей, много работавший летом, с возмущением и насмешкой отказывает ленивице. (40 слов)

2 вариант

Беззаботная стрекоза резвилась все лето. Наступила зима. Страдая от холода и голода попрыгунья просит муравья приютить ее до весны. Трудолюбивый муравей возмущен легкомыслием стрекозы и с насмешкой выпроваживает ленивицу. (29 слов)

2 ведущий. А сейчас мы предлагаем конкурс чтецов, посвященный русскому языку. Члены жюри – учащиеся 5 класса и 10 класса.

Поочередно учащиеся читают стихи.


Русский язык

Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой.
И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
Мне лепет птиц зеленою весной…

Но, как родной,
Люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слове «счастье»,
Большое счастье жить и большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык -
Я онемею.
Утратив русский -
Стану я глухой.

(Т. Зумакулова)



Выучи русский язык


Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник, 

Если нуждаешься в твердой опоре, 

Выучи русский язык!


Он твой наставник — великий, могучий, 

Он переводчик, он проводник, 

Если штурмуешь познания кручи, 

Выучи русский язык!


Русское слово живет на страницах 

Мир окрыляющих пушкинских книг. 

Русское слово — свободы зарница, 

Выучи русский язык!


Горького зоркость, бескрайность Толстого, 

Пушкинской лирики чистый родник, 

Блещет зеркальностью русское слово . 

Выучи русский язык!


Мир разобщенных безрадостно тесен, 

Спаянных мир необъятно велик. 

Сын мой, работай, будь людям полезен, 

Выучи русский язык!

(Сабир Абдулла, узбекский поэт)


***

Мы проходим на уроке

«Корень слова».

Корень – это сила,

Стержень слова.

От корня начинаются слова,

Как веточки живые от ствола.

Произошли от корня человек

Слова большие:

Человечность, Человечество.

От корня мускулистого отец –

Слова заветные:

Отчизна и Отечество.

Светлым – светло от корня свет.

Не корня мир –

Дне й мирных нет.

Без корня Друг –

Ни дружбы, ни друзей…

И ничего нет Родины родимей.

И ничего нет Родины родней.



***

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство.

А есть еще: Совесть, Честь...

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали.

И это не просто слова!




Ленительный падеж

- Спросили у ЛЛебедкина:
- А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил я рассерженно:
-В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как Дательный
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости,
Всегда меня винит.
— Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
— Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Губительный,
Ленительный,
И, наконец, простительный

Г. Граубин


***

Поосторожней со словами,
Они и ранят, и казнят,
Они порой в душе, как камень, 
Никем не убранный, лежат.
Поосторожней со словами: 
Ведь словом можно и убить... 
Прервав, как робкой свечки пламя,
Чужой судьбы живую нить.
Поосторожней со словами:
Все то, что высказано зря,
Как бумеранг придет с годами,
В груди раскаяньем горя.
Поосторожней со словами:
В словах - завет, в словах - запрет, 
В словах всегда живем мы сами,


***

Много языков на свете разных —
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть «изюминка» своя.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!

Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое он всё вбирал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!

Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!

Жюри подводит итог конкурса и объявляет итоги.

Ведущий. Наш праздник подошел к концу. Хочу обратиться к вам, ребята, словами И.С. Тургенева

«Берегите наш язык…Почтительно обращайтесь с этим могущественным орудием. В умелых руках оно способно творить чудеса!»


Литература


  1. Журжина Ш.В. Дидактический материал по русскому языку. М., Просвещение 1991.

  2. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке – Л., Просвещение, 1990.

  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах, 1996

  4. Кулякова Е.Ю.,/Русский язык/ Методическая газета для учителей – словесников № 5. 2011

  5. Сухова О.М., Праздник в средних и старших классах. Издательство «Учитель», 2002 г.

  6. Поташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Волгоград: Учитель, 2009

  7. Ведолазьская С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Издательство 4-е – Ростов, Феникс, 2008

  8. Буяльский В.А. Искусство выразительного чтения. Киев. 1991

  9. Богданова В.А. Учебно – воспитательная работа на уроках русского языка. Москва. «Просвещение», 1990


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Сценарий русского языка «Живой как жизнь»

Автор: Клочко Рема Никитична

Дата: 19.11.2019

Номер свидетельства: 527695

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Сценарий мероприятия  «Мой язык-моя жизнь», Посвященного  "Дню языков РК" "
    ["seo_title"] => string(81) "stsienarii-mieropriiatiia-moi-iazyk-moia-zhizn-posviashchiennogho-dniu-iazykov-rk"
    ["file_id"] => string(6) "137454"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417355146"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Сценарий конкурса "Живая классика""
    ["seo_title"] => string(36) "stsienarii-konkursa-zhivaia-klassika"
    ["file_id"] => string(6) "275708"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452611671"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Сценарий литературного салона, посвященного памяти В.Г. Распутина "Чтобы помнили""
    ["seo_title"] => string(80) "stsienarii_litieraturnogho_salona_posviashchiennogho_pamiati_v_g_rasputina_chtob"
    ["file_id"] => string(6) "400807"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1489649295"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Презентация к внеклассному мероприятию "Живая классика""
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-k-vnieklassnomu-mieropriiatiiu-zhivaia-klassika"
    ["file_id"] => string(6) "302631"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457262908"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Внеклассное мероприятие. Конкурс чтецов  "Живая классика""
    ["seo_title"] => string(63) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-konkurs-chtietsov-zhivaia-klassika"
    ["file_id"] => string(6) "302628"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457262094"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства