kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Роль изложения в развитии речи учащихся средней школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются типичные речевые ошибки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Роль изложения в развитии речи учащихся средней школы"»

Роль изложения в системе уроков русского языка и литературы. Типичные речевые ошибки.

Задачи, которым отвечает изложение, сложны и многообразны.

Проведение обучающих изложений благотворно влияет на развитие логического мышления учащихся. Школьники учатся видеть причинно-следственные связи исходного текста, постигают смысл тех внутренних связей и зависимостей, которые лежат в основе избранного рассказа.

Работа по развитию речи позволяет активно и целенаправленно обогащать и совершенствовать язык школьников.

Изложения – важный этап при подготовке к написанию сочинения, так как они дают возможность привлекать в качестве материала самые разнообразные тексты: и тексты повествовательного характера, включающие развернутое описание природы, процессов труда, портретную и психологическую характеристику человека, и тексты, представляющие собой определенное рассуждение (литературно-художественное, публицистическое и т.д. Тексты явятся своего рода образцом при отборе материала, его компоновке для написания творческих сочинений типа описания или рассуждения.

Однако изложения окажут существенную помощь пишущему лишь в том случае, если он будет систематически ставить перед собой дополнительные задачи:

а) передать содержание текста с изменением лица рассказчика;

б) передать содержание с изменением времени рассказа;

в) передать содержание, включая элементы портретной и психологической характеристики героя;

г) передать содержание текста, сохраняя в изложении определенные лексико-грамматические средства языка автора;

д) передать содержание, включая в повествование элементы диалога.

Каждый вид изложений имеет свою задачу, которая определяет методику этих занятий. Но в любом случае неизменно важной остается работа над содержанием текста и языковой разбор.

Приступая к работе над содержанием, мы не можем забывать ни о проблемной направленности беседы, ни о языковом анализе текста, иначе работа над содержанием невольно превратится в пересказ.

Ошибки в содержании изложения.

В содержании изложения и сочинения выделяются ошибки, заключающиеся в несоответствии высказывания теме, в нарушении достоверности высказывания, в нарушении последовательности высказывания.

Несоответствие высказывания теме. При проверке изложений учащихся 5-8 классов учитывается, насколько полно передано содержание исходного текста, понята ли учеником тема и основная мысль текста. Следует отметить, что в работах этого характера отклонения от темы обычно редки. Неточности наблюдаются в раскрытии основной мысли исходного текста. Поэтому при подготовке учащихся к написанию того или иного изложения необходимо обращать внимание на его тему и основную мысль.

Нарушение достоверности высказывания. Несоответствие содержания высказывания реальной действительности, искажение тех или иных фактов реальной действительности есть не что иное, как фактические ошибки. В изложении они вызываются тем, что ученик недостаточно усвоил содержание исходного текста (не запомнил место и время события, последовательность действий, поступки, совершаемые героями, и т.п.) Учителю необходимо проводить соответствующую предупредительную работу на уроках изложения, обращая внимание на возможные отклонения от исходного текста.

Нарушение последовательности высказывания. Как известно, соблюсти разумную последовательность в изложении фактов и развитии мыслей помогает хорошо продуманный план, который дисциплинирует мысль.

Речевые недочеты.

Среди нарушений можно выделить речевые недочеты – нарушения требований хорошей речи (точности, выразительности, богатства речи). Их квалифицируют как менее грубые ошибки, речевые погрешности. Они подразделяются на лексические, морфологические и синтаксические.

Исправление ошибок и недочётов.

При проверке изложений и сочинений учитель обращает внимание как на содержание работы и ее оформление, так и на грамотность в широком смысле. Нельзя ограничиваться простым исправлением ошибок, необходимо установить, какие нормы нарушены, определить тип ошибки, а затем исправлять её.

В тексте погрешности содержания и речевого оформления подчеркиваются учителем волнистой линией, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки – прямой линией. На полях делаются пометки, помогающие определять тип ошибки.

Работа по развитию речи формирует у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Этот вид деятельности помогает школьникам управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия); осознавать свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с текстом.





















































Список использованной литературы



  1. Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста: пособие для учителя. – Л.: «Просвещение», 1963.



  1. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение: пособие для учителя. – Киев: Рад.шк., 1988.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Роль изложения в развитии речи учащихся средней школы"

Автор: Жильцова Н. А.

Дата: 07.06.2016

Номер свидетельства: 333330

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Статья "Особенности преподавания литературного  чтения на русском языке в казахской  школе" "
    ["seo_title"] => string(101) "stat-ia-osobiennosti-priepodavaniia-litieraturnogho-chtieniia-na-russkom-iazykie-v-kazakhskoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "139428"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417711788"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Применение информационно-коммуникационных технологий для диагностики и развития одаренности учащихся"
    ["seo_title"] => string(117) "primienieniie_informatsionno_kommunikatsionnykh_tiekhnologii_dlia_diagnostiki_i_razvitiia_odariennosti_uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "343602"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473776479"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Элективный курс по русскому языку "Культура русской речи" 11 класс. "
    ["seo_title"] => string(68) "eliektivnyi-kurs-po-russkomu-iazyku-kul-tura-russkoi-riechi-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "149323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420130060"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа элективного курса по математике по теме "Проценты" для учащихся 9 класса. "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-po-tiemie-protsienty-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423988981"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(89) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniieporusskomuiazyku3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267592"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450414602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства