Просмотр содержимого документа
«Статья "Роль изложения в развитии речи учащихся средней школы"»
Роль изложения в системе уроков русского языка и литературы. Типичные речевые ошибки.
Задачи, которым отвечает изложение, сложны и многообразны.
Проведение обучающих изложений благотворно влияет на развитие логического мышления учащихся. Школьники учатся видеть причинно-следственные связи исходного текста, постигают смысл тех внутренних связей и зависимостей, которые лежат в основе избранного рассказа.
Работа по развитию речи позволяет активно и целенаправленно обогащать и совершенствовать язык школьников.
Изложения – важный этап при подготовке к написанию сочинения, так как они дают возможность привлекать в качестве материала самые разнообразные тексты: и тексты повествовательного характера, включающие развернутое описание природы, процессов труда, портретную и психологическую характеристику человека, и тексты, представляющие собой определенное рассуждение (литературно-художественное, публицистическое и т.д. Тексты явятся своего рода образцом при отборе материала, его компоновке для написания творческих сочинений типа описания или рассуждения.
Однако изложения окажут существенную помощь пишущему лишь в том случае, если он будет систематически ставить перед собой дополнительные задачи:
а) передать содержание текста с изменением лица рассказчика;
б) передать содержание с изменением времени рассказа;
в) передать содержание, включая элементы портретной и психологической характеристики героя;
г) передать содержание текста, сохраняя в изложении определенные лексико-грамматические средства языка автора;
д) передать содержание, включая в повествование элементы диалога.
Каждый вид изложений имеет свою задачу, которая определяет методику этих занятий. Но в любом случае неизменно важной остается работа над содержанием текста и языковой разбор.
Приступая к работе над содержанием, мы не можем забывать ни о проблемной направленности беседы, ни о языковом анализе текста, иначе работа над содержанием невольно превратится в пересказ.
Ошибки в содержании изложения.
В содержании изложения и сочинения выделяются ошибки, заключающиеся в несоответствии высказывания теме, в нарушении достоверности высказывания, в нарушении последовательности высказывания.
Несоответствие высказывания теме. При проверке изложений учащихся 5-8 классов учитывается, насколько полно передано содержание исходного текста, понята ли учеником тема и основная мысль текста. Следует отметить, что в работах этого характера отклонения от темы обычно редки. Неточности наблюдаются в раскрытии основной мысли исходного текста. Поэтому при подготовке учащихся к написанию того или иного изложения необходимо обращать внимание на его тему и основную мысль.
Нарушение достоверности высказывания. Несоответствие содержания высказывания реальной действительности, искажение тех или иных фактов реальной действительности есть не что иное, как фактические ошибки. В изложении они вызываются тем, что ученик недостаточно усвоил содержание исходного текста (не запомнил место и время события, последовательность действий, поступки, совершаемые героями, и т.п.) Учителю необходимо проводить соответствующую предупредительную работу на уроках изложения, обращая внимание на возможные отклонения от исходного текста.
Нарушение последовательности высказывания. Как известно, соблюсти разумную последовательность в изложении фактов и развитии мыслей помогает хорошо продуманный план, который дисциплинирует мысль.
Речевые недочеты.
Среди нарушений можно выделить речевые недочеты – нарушения требований хорошей речи (точности, выразительности, богатства речи). Их квалифицируют как менее грубые ошибки, речевые погрешности. Они подразделяются на лексические, морфологические и синтаксические.
Исправление ошибок и недочётов.
При проверке изложений и сочинений учитель обращает внимание как на содержание работы и ее оформление, так и на грамотность в широком смысле. Нельзя ограничиваться простым исправлением ошибок, необходимо установить, какие нормы нарушены, определить тип ошибки, а затем исправлять её.
В тексте погрешности содержания и речевого оформления подчеркиваются учителем волнистой линией, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки – прямой линией. На полях делаются пометки, помогающие определять тип ошибки.
Работа по развитию речи формирует у учащихся способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Этот вид деятельности помогает школьникам управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия); осознавать свою способность к преодолению препятствий; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с текстом.
Список использованной литературы
Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста: пособие для учителя. – Л.: «Просвещение», 1963.
Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение: пособие для учителя. – Киев: Рад.шк., 1988.