1.1. Внедрение современных информационных технологий в учреждениях образования ……………………….......................................................................2
2. Основная часть...................................................................................................3
2.1. Использование информационных технологий в образовательном процессе...................................................................................................................3
2.2. Информационные и мультимедийные технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла…………………...............................................4
2.3. Возможности использования информационных технологий
в обучении русскому языку и литературе……………………….......................5
1.1. Внедрение современных информационных технологий в
учреждениях образования
В настоящее время идёт процесс реформирования общеобразовательной школы. Одна из главных целей реформы - устранить перегрузки учащихся - должна быть достигнута одновременно с повышением качества образования. Реализация этих целей возможна только при более активном внедрении компьютерных технологий. Ещё в 1992 году опубликована "Концепция информатизации образования", которая положила начало формированию новых подходов к решению данной проблемы : в процесс обучения был внедрён опыт использования компьютерной техники. Совет Министров республики утвердил программу «Информатизация системы образования». Были поставлены следующие задачи:
1. Повышатьуровень подготовки учащихся в области современных информационных технологий. Выпускники общеобразовательных школ должны быть грамотными в соответствии с требованиями современного информационного пространства.
2. Разработать информационные образовательные технологии и адаптировать в рамках существующей системы образования.
3. Создать необходимую материальную базу для использования информационных технологий в учреждениях образования.
Как известно, одна из задач реформы общеобразовательной школы-
реализация программы информатизации образования. Основные усилия направлены на оснащение школ современными компьютерами. Деятельность школы сегодня опирается на современные компьютерные технологии. Для достижения этой цели в нашей школе решаются следующие задачи:
1) использование компьютерных технологий при решении задач информационного обеспечения процесса;
2) повышение компьютерной культуры педагогов с целью эффективного использования ими компьютера для обеспечения своей деятельности;
3) усиление координации всех звеньев школы за счёт современных компьютерных технологий.
С течением времени накопилось много информации. Именно поэтому появилась идея автоматизации различных областей деятельности с помощью персонального компьютера. Грамотные решения требуют обработки значительных объёмов информации. Использование компьютера повышает эффективность работы школы в этом направлении, снижает психические и физические нагрузки, освобождая время для творчества, повышения уровня мастерства педагогов. Главная цель информатизации — обеспечить количественный и качественный анализ всех аспектов учебного и воспитательного процессов. Это приводит как к оптимизации образовательного процесса, так и к экономии финансовых и человеческих ресурсов. Для эффективного анализа педагогического процесса в школе важно правильно обозначить исходные параметры. Основной для анализа учебного процесса в базе данных могут быть следующие показатели:
1) оценки за четверть по любым предметам;
2) оценки по контрольным срезам или контрольным работам за четверть;
3) оценка за полугодие;
4) оценки за год по предметам; экзаменационные оценки;
5) итоговые оценки;
6) данные психологических исследований.
Анализ учебного процесса можно проводить в масштабе школы, параллели, класса, ученика или учителя за любой период. Данные по каждому году сохраняются в течение всего срока обучения в школе, что позволяет прослеживать динамику обучения учащихся или работы учителя по годам.
Развитая система создания запросов позволяет легко отвечать на вопросы, на которые сложно ответить при традиционном анализе.
Важно подчеркнуть, что в учебном процессе участвует весь коллектив. Использование информационных технологий реализовано по следующим направлениям: объяснение нового учебного материала; формирование учебных умений и навыков; повторение и закрепление учебного материала; контроль усвоения учебного материала; организация исследовательской деятельности, использование информационных технологий в педагогической деятельности через планирование учебного материала и учебных занятий; подготовка печатных материалов к урокам; проведение дополнительных занятий; обработка и анализ результатов учебной деятельности.
Информационные технологии во внеурочной деятельности реализуются по следующим направлениям: курсы по выбору; факультативы, кружки, участие в конкурсах; создание школьной газеты; проведение КВНа.
2. Основная часть
2.1. Использование информационных технологий
в образовательном процессе
Сегодня наше образовательное учреждение стремится обеспечить
условия для образовательного процесса на информационной основе. Успешность применения информационных технологий в деятельности учреждения возможна при наличии:
1) квалифицированных преподавателей, прошедших подготовку
для работы по применению информационных технологий;
2) достаточного количества современных технических средств
обучения;
3) методически необходимых компьютерных программ.
В качестве первоочередных задач для создания в школе единой
информационной среды нами были выделены:
1) повышение квалификации преподавателей в области информационных технологий;
2) разработка методической базы;
3) создание современных электронных обучающих средств.
Из ряда факторов, определяющих успешность внедрения информационных технологий в учебный процесс, следует выделить подготовку кадров. Но кратковременных курсов недостаточно для полноценной подготовки . Для того, чтобы полученные на курсах знания превратились в умения ,необходимы дальнейшее обучение, практическая помощь через действующие курсы и семинары.
Для обеспечения поддержки информационных ресурсов учреждения образования считаю целесообразным создание на базе каждой школы информационного центра. В штате школы должен быть методист по информационным технологиям, оказывающий индивидуальную помощь педагогам. Информационные технологии широко используются для проведения психологического мониторинга, а также для мониторинга качества знаний и умений учащихся.
Можно также приобщать родителей учащихся к использованию цифровой информации посредством школьного сайта , разрабатывать учебные материалы, тестовые задания по предмету, так как ни один программист не может предусмотреть все нюансы педагогического процесса при формировании учебных заданий. Использование цифровых технологий обеспечивает возможность участия широкого круга педагогов в создании средств обучения, а это значит, что появится выбор для учителей и учащихся, будут более полно удовлетворяться их образовательные запросы.
2.2. Информационные и мультимедийные технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла
Содержание предметов информационного цикла обуславливает широкое использование на уроках, при проведении практических занятий школьников графических и иллюстративных материалов, таких как:
1) фотоснимки, диаграммы, схемы;
2) планы, чертежи и графики;
3) исходные и сведённые статистические материалы.
Поэтому обоснованное использование в процессе преподавания, обучения и контроля знаний информационных технологий повышает качество учебного процесса и степень усвоения знаний учащимися. В свою очередь, изменяются и повышаются требования к организации и методическому обеспечению составляющих учебного процесса. Разработанная система преподавания предметов гуманитарного цикла включает следующие составляющие:
1)компьютерные презентации, являющиеся иллюстрационным материалом к лекциям по учебному предмету;
2) подобранные преподавателем дополнительные текстовые и графические материалы к урокам;
3) рекомендуемый список на Интернет- источники;
4) компьютерная система организации и обеспечения проведения текущего и итогового тестирования.
Отметим, что регулярное тестирование позволяет объективно оценить уровень знаний теоретических вопросов и приобретенных практических навыков, определить недостаточно усвоенные разделы курса, выявить особенности восприятия отдельных разделов. Очевидно, что компьютерное тестирование вносит разнообразие в учебный процесс, позволяет повысить привлекательность и облегчить процесс усвоения знаний. Важным аспектом являются определение статуса конкретного вида тестирования (самоконтроль, промежуточное, итоговое) и определение, как его итоги будут влиять на окончательную оценку.
С подготовкой вопросов компьютерных тестов тесно связана необходимость формулировки ответов на вопросы теста. С одной стороны, ответы не должны слишком далеко отстоять от правильного ответа, и тем более не должны быть из другой области знаний или вообще бессмысленными. В противном случае учащийся, даже не обладающий специальными знаниями по предмету, но обладающий здравым смыслом и логическим мышлением, легко найдёт правильный ответ, отбрасывая неподходящие варианты. С другой стороны, модифицируя правильный ответ, есть опасность либо не уйти от смысловой эквивалентности предложенных вариантов, либо придти к альтернативному толкованию или его смысловому аналогу. В такой ситуации учащиеся не смогут правильно ответить на вопрос.
Отличительной особенностью предметов русский язык и литература является обилие фактического материала. Для усвоения филологических знаний учащимися необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Самой доступной для учителя и одной из самых удобных для подготовки наглядного материала к уроку является программа компьютерных презентаций Power Point. Использование программы Exсel позволяет быстро и наглядно продемонстрировать таблицы, графики, схемы, опорные конспекты. При проверке знаний наиболее часто используются тестовые задания открытого или закрытого типа ,тестовые тренажёры "Централизованное тестирование по русскому языку".
2.3. Возможности использования информационных технологий
в обучении русскому языку и русской литературе
Понятие « информационные технологии обучения» трактуется как совокупность методов и технических средств для сбора, упорядочения, хранения и предоставления информации, позволяющих накапливать знания. Часто информационные технологии обучения рассматривают как совокупность обучающих программ, которые помогают организовать обучение, усвоение, закрепление и контроль знаний. Для введения таких технологий в процесс обучения необходимо создание единой среды, содержащей техническую, программную, предметную и методическую базы. Техническая база представлена компьютерной техникой (персональными компьютерами, сервером , наличием единой информационной сети, мультимедийным проектором, сканером, телевизором. Программная база подразумевает наличие различного программного обеспечения (программы, набор видеокассет и мультимедийных дисков), вид и тип которого зависит непосредственно от технической базы.
Использование компьютерных средств на уроках русского языка и
русской литературы позволяет воспользоваться следующими
преимуществами такого метода (по сравнению с традиционными
способами проведения занятий):
1) расширение возможности изложения и предоставления информации учащимся, повышение уровня доступности излагаемого материала;
2) повышение мотивации к обучению;
3) моделирование комбинированных уроков на основе использования компьютерной техники;
4) контроль усвоения учебного материала каждым учеником, используя тестирующее программное обеспечение.
Таким образом, использование информационных технологий способствует объединению в одном блоке (одном уроке, части урока) текстовой информации, графики, звука, видео, анимации. В обучении русскому языку и русской литературе наиболее часто используем следующие виды программного обеспечения:
1) презентации, созданные в приложении POWER POINT;
2) флеш - анимации, созданные с помощью программы Macromedia Flash MX;
3) обучающие справочные программы и курсы;
4) контролирующие программы и тестовые оболочки.
Power Point является самой доступной программой для создания презентаций (входит в стандартный пакет Microsoft Office). Одно из наиболее часто используемых достоинств данной программы — высокая наглядность при изучении материала. Данная программа поддерживает корректное отображение различных типов данных: графических объектов, видеофрагментов, звука, диаграмм. PowerPoint поддерживает большое количество сложных эффектов, таких как «ожившие» диаграммы, музыкальное и голосовое сопровождение показа слайдов. Таким образом, с помощью презентаций можно воздействовать на несколько каналов восприятия. Процесс создания презентации включает несколько этапов:
1) постановка задач;
2) разработка структуры и содержания презентаций;
3) создание отдельных слайдов;
4) создание связной последовательности слайдов;
5) создание эффектов анимации для отдельных элементов слайдов;
6) настройка презентации.
Обучающие и справочные программы в основном предназначены
для самостоятельного изучения материала учащимися. Однако
некоторые их элементы (эксперимент, задача, видео, тест) могут быть использованы и как отдельные фрагменты урока, и как часть презентации, теста, демонстрации при объяснении материала. К контролирующим и тестовым программам относятся программы, предоставляющие возможность учащимся проводить самостоятельный опрос. В связи с введением централизованного тестирования существуют диски с готовыми пробными тестами.
Как показывает опыт, введение любых новшеств в сфере образования зависит от психологической и профессиональной готовности педагогических кадров к работе в новых условиях. Эта зависимость распространяется и на использование современных информационных технологий. Исходя из этого, задача повышения информационной культуры педагогов, формирования у них информационной компетентности становится для нас приоритетной.
Повышение информационной компетентности педагогов и учащихся способствует внедрению в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в качестве:
1)предмета изучения;
2)средства обучения, воспитания и развития учащихся;
3)инструмента автоматизации процесса учебной деятельности.
Несомненно, ключевая роль в методическом сопровождении информационных ресурсов должна принадлежать медиацентру школы. Методическое сопровождение информационных ресурсов должно обеспечиваться через создание медиатеки, формирование программно-методического фонда, обновление программно-методических комплексов различных форм обучения.
В качестве основных направлений информационной деятельности субъектов образовательного процесса я выделяю:
1)создание, развитие и поддержку сайта школы;
2)создание презентаций, видеофильмов ,клипов о работе школы;
3)выпуск школьной газеты;
4)участие членов школьного педагогического коллектива в работе районных, областных, республиканских и международных семинаров, конференций;
5)публикации из опыта работы.
3. Заключение
Использование информационных технологий на уроках открывает
возможности более экономичной и рациональной организации информационных процессов, повышения их динамичности , расширения диапазона анализируемых факторов для принятия решений, что в результате позволяет многократно повысить уровень обучения. Любой учитель за годы работы в школе накапливает много информации, а быстрый поиск необходимой становится возможным при её эффективном размещении и хранении. Вместе с тем следует отметить, что полный переход к электронной форме информации пока ещё невозможен по ряду объективных причин, обусловленных не ограничениями современных информационных технологий, а внешними по отношению к ним факторами(законодательство, инерция мышления, недостаточный уровень компьютеризации, недостаточное финансирование создания информационных систем).Поэтому, говоря о информационных технологиях, нельзя не упомянуть такую актуальную проблему, как совмещение в работе учителя русского языка и литературе электронных и бумажных документов.
В результате совместной деятельности по освоению информационных технологий и их применению в учреждении образования учащиеся перестают быть пассивными слушателями: возникает потребность свободно ориентироваться в информационном пространстве, находить нужную информацию, пользуясь различными источниками, уметь систематизировать полученную информацию в виде диаграмм, графиков, разбираться в программном обеспечении. Становясь активными участниками учебного процесса, учащиеся самостоятельно находят в информационном пространстве новые источники знаний и осваивают их. Подготовка выпускника, способного мыслить творчески, самостоятельного принимать нестандартные решения в трудных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, -- непростая задача. На наш взгляд, мы успешно справляемся с этой задачей.
Внедрение информационных технологий обусловливает получение
необходимой учебной информации, которая имеет индивидуально-
личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребёнка в ходе обучения.
Подготовка уроков русского языка и литературы с использованием
информационных технологий требует от учителя большого количества времени для поиска, систематизации, обработки и оформления информации. Эти затраты компенсируются быстротой и качеством усвоения материала, проведения рефлексии. Обучение учащихся с использованием компьютерных технологий позволяет значительно повысить мотивацию детей к самостоятельной исследовательской деятельности. Учащиеся,
наиболее интересующиеся русским языком и литературой, готовят
презентации для защиты своих работ на научно-практических конференциях школьников. А учителю информационные технологии дают возможность более полно реализовать свои педагогические идеи , разнообразить формы проведения занятий, сделать урок более насыщенным, содержательным, интересным.
Как показывает опыт, применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности расширяет творческие возможности как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение ими новейших достижений в области компьютерных технологий, интенсифицирует процесс обучения и повышает качество знаний учащихся. Добиться реального вовлечения в процесс информатизации всех участников информационной образовательной среды можно, только если их участие в этом процессе будет осмысленным и мотивированным.И сделать это без живого слова учителя, определения педагогической целесообразности использования ИКТ на уроках, соблюдения психолого-педагогических требований, невозможно.
4. Литература
1. Блахин, Б.Б. Использование информационных технологий /Б.Б.Блахин.--Минск: «Образование Минщины» ; № 4, 2007.-12с.
2.Зеков,М.Г.Информатизация школьного образования / М.Г.Зеков.-- Минск: "Зорны верасень"; 2006.--288с.
3.Костеневич, М.В. Информационные технологии в специальном
образовании / М.В.Костеневич.-- Минск:«Образование Минщины; № 5, 2007.-55 с.
4. Кульбицкий, С.Н. Внедрение современных информационных
технологий в деятельность учреждения образования / С.Н.Кульбицкий.--Минск: «Образование Минщины» ;№ 2, 2007 .--38с.