Статья "Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах."
Статья "Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах."
Статья "Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах." описывает формы и методы работы со словарными словами в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах."»
Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах.
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
В последнее время происходит довольно быстрое изменение содержания образования. Цели обучения требуют его изменения, обновления и разнообразия.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Поэтому в своей практике я пытаюсь найти наиболее эффективные формы, приемы, методы по выработке и формированию орфографических навыков у младших школьников и применить их на практике. Конечно же, изучая методическую литературу и знакомясь с опытом работы других учителей.
Из их работы я беру:
1) различные виды работы с орфографическим словарем.
2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;
3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк;
4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;
5) “проникновение в тайну” слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста;
6) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;
7) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.
Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов.
Всем знакомы такие методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов, как:
а) метод языкового анализа - приемы звуко-буквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания;
б) зрительное запоминание - вместе с кинестетическим (речедвигательным, рукодвигательным): приемы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарю, использования плакатов или таблиц, выделения орфограмм цветным мелом, подчеркивания их в тетрадях, повторного письма слов;
в) сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий домашних животных: корова, лошадь, собака), однокоренных слов (рабочий, работа, работать), форм слова (стакан - стаканы, учитель - учителя), сравнение по значению (машина - машинка - машинища, деревня - город, мороз - жара), пример противопоставления;
г) сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: различные виды слуховых диктантов. В слуховом диктанте пишущий воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в буквенный, графический комплекс и записывает;
е) составление предложений с трудными словами, включение их в сочетания и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи;
ж) занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы; составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок; проведение викторин, конкурсов: кто знает больше слов на букву а, на букву м, больше слов с безударными гласными и т.п.
Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяем следующие:
а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении
в них “опасного” при письме места.
б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и
прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).
в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.
г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.
Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.
Вывод
Таким образом, одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму, формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления.
В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что они научатся быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.