kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Инклюзивное образование на уроках русского языка и литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Термин « ребенок с ограниченными возможностями» укрепился в практике российских ученых в XX веке. Ограничение возможностей здоровья-любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонения от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Инклюзивное образование на уроках русского языка и литературы"»

Инклюзивное образование на уроках русского языка и литературы.

Социальные проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями неуклонно растет. Каждая четвертая семья в России сталкивается так или иначе с проблемой инвалидности. По мнению экспертов, в Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1.5 % до 4.5% детского населения. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость. По оценке Министерства здравоохранения и социального развития, в ближайшие годы прогнозируется рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной социальной ситуации в семье.

Термин « ребенок с ограниченными возможностями» укрепился в практике российских ученых в XX веке. Ограничение возможностей здоровья-любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонения от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. Специалисты, работающие с такими детьми, выделили следующие проблемы, с которыми сталкивается семья с ребенком с ограниченными возможностями и сам ребенок в нашей стране:

социальная, территориальная и экономическая зависимость ребенка от родителей и опекунов;

при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усиленно опекает ребенка, не давая ему развиваться;

выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;

трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте), что приводит к изоляции инвалида;

отсутствие достаточного правового обеспечения ( несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);

сформировавшееся негативное общественное мнение по отношению к детям с ограниченными возможностями (существование стереотипа «инвалид-бесполезный»);

отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации.

К сожалению, это лишь малая часть тех проблем, с которыми дети с ограниченными возможностями встречаются повседневно. Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях детей-инвалидов является их обучение.

На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для инвалидов. К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное образование, надомное образование и его разновидность дистанционное образование. Недавно появился еще один вид образования-инклюзивное или включенное образование.

Инклюзия-это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке , но также в развитии своих способностей ,которые приводят к успехам в школе.

Инклюзивное образование-это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических , языковых и иных особенностей , включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах,-в таких школах общего типа , которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую социальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Цель такого образования-создать общие условия для обучения, снять барьеры в общении и во взаимоотношениях.

Инклюзия благоприятна и полезна всем участникам образовательного процесса: это позитивны опыт, приносящий радость всем детям. Этот образовательный процесс способствует внедрению разнообразных методов и приемов, все дети представляют собой единое пространство, они уважают друг друга. Инклюзивное образование опирается на философию ,концептуальные основы, закономерности и принципы общей педагогики. Помимо общих законов и общеизвестных дидактических принципов, инклюзивное образование подчиняется специфическим принципам:

Ценность человека зависит не только от его способностей и достижений. Каждый человек уникален !

Каждый человек способен чувствовать и думать!

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений: все люди нуждаются друг в друге, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников и наставников.

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с особыми образовательными потребностями.

Первое, что должен сделать учитель для того, чтобы помочь адаптироваться детям с особенностями развития в общеобразовательной школе-это создание психологически комфортной образовательной среды. Необходима спокойная рабочая обстановка на уроке, учитель не должен допускать возникновения стрессовых ситуаций. Обязательны беседы со школьниками о толерантности и уважении друг к другу на уроках в школе, на внеклассных занятиях.

Чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников , необходимо учитывать диагноз детей. Очень важно проведение физкультминуток на уроках. Применяются следующие методики:

-выполнение заданий, связанных с передвижением по классу;

-смена разных видов деятельности во избежание переутомления;

-чет эмоциональных потребностей и поведения каждого учащегося( ребенок может быть на уроке подавлен, замкнут, медлителен или гиперактивен);

-предоставление дополнительного времени для выполнения контрольной работы (разрешается дописать после уроков);

-предоставление возможности улучшить результат, переписав контрольную работу;

-работа творческого характера может сдаваться учителю или в рукописном, или печатном, или электронном виде ( по выбору учащихся);

-предоставление возможности доработать и переработать творческую работу .

Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы различные модификации и варианты в способах подачи информации. Современные компьютерные технологии полностью меняют понятие дистанционного образования. Теперь, несмотря на то, что учащийся находится вне аудитории, он может видеть и слышать происходящее и активно участвовать в образовательном процессе, но в то же время ученик может приходить на занятия в класс, чтобы почувствовать себя учеником именно этой школы. Вместе с тем при проведении уроков с использование интернета обстановка должна быть максимально приближена к «настоящему» уроку. Ведь в случае улучшения здоровья он может обучаться на общих основаниях без каких-либо психологических затруднений.

Также очень важно создание в учебном процессе «ситуации успеха» для ученика-обстановки, располагающей его к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.

При усвоении нового материала нужно помнить, что новый материал в большом объеме нельзя давать в один прием, необходимо поэтапное усвоение. На уроках литературы объяснение лучше давать не в форме лекций, а в форме бесед и комментированного чтения. Предлагаются использовать следующие приемы работы:

Прием « Чтение с остановками». После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована.

Прием « Синквейн». Этот прием предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в группах . Направлен на творческую работу по выяснению уровня осмысления текста.

Прием «Работа с вопросником»

Прием « Знаю, узнал, хочу узнать». Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску ново информации, работе с дополнительной литературой.

Прием «Уголки». Его можно использовать при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст, другая –отрицательных, подкрепляя свою точку зрения цитатами из текста.

Прием « Мозговой штурм». Позволяет активизировать, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.

Прием « Написание творческих работ»

Прием «Создание викторины»

Прием «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить событие в логической последовательности.

Прием « Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ( тонкие вопросы) и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные(толстые вопросы) . Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать « умные «вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Прием «Древо мудрости». В данном случае после чтения текста каждый ученик пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву. Далее по очереди каждый срывает записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

При использовании на уроках литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия « читательская грамотность».

На уроках русского языка при закреплении изученного материала, при выполнении упражнений задания необходимо разбивать четко по шагам для обеспечения их выполнения. Ученикам, у которых умения и навыки по какому-либо разделу сформированы непрочно, предлагается выполнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разборов.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям, является дидактическая игра. Игрообучение благотворно влияет на формирование положительной учебной мотивации детей с особыми потребностями (« Орфографическая зоркость», « Третье лишнее», «Заменить словосочетание одним словом», «Составь рассказ по опорным словам», «Построй слово», викторины, игры-соревнования.)

При обучении необходимо реализовывать принцип: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству. Поэтому учащихся необходимо привлекать к участию в школьных, городских мероприятиях: олимпиадах, конкурсах. Кроме того, необходимо вовлекать таких детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности , уровень актуального развития состояние физического и нервно-психического развития в социальную жизнь: экскурсии в музеи, походы в библиотеку, театры, кинотеатры, спортивные мероприятия . В заключение хочется отметить , что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого стать заинтересованным и интересным соучастником процесса учебной деятельности . Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Инклюзивное образование на уроках русского языка и литературы"

Автор: Игонина Людмила Александровна

Дата: 25.03.2023

Номер свидетельства: 628335

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Эффективные формы и приемы обучения детей с ОВЗ русскому языку."
    ["seo_title"] => string(71) "effiektivnyie_formy_i_priiemy_obuchieniia_dietiei_s_ovz_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "446126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1514033386"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Реализация компетентного подхода в системе инклюзивного образования. "
    ["seo_title"] => string(79) "riealizatsiia-kompietientnogho-podkhoda-v-sistiemie-inkliuzivnogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "220149"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434532893"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства