kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Активные методы обучения нна уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке вы можете найти задания по развитию устной и письменной речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Активные методы обучения нна уроках русского языка"»

Непрерывное развитие –основа педагогического мастерства учителя

Мамырханова Мира Мурзахановна-

учитель русского языка и литературы


Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью.

Л.Толстой

На протяжении все своей жизни, начиная с рождения, человек чему-то учиться – выражать свои эмоции, желания,  ходить, говорить, читать, писать, решать проблемы. Получает образование сначала дошкольное, потом школьное, высшее, профессиональное, дополнительное.  «Образование — процесс, свойственный личности в течение всего периода активной социальной жизнедеятельности, и как таковой он совершается в самых различных формах».

В настоящее время функции образования, школы и профессиональный статус педагога  усложняются под воздействием происходящих в обществе изменений. Прежде всего, новые условия, связанные с изменениями в образовании и в школе выдвигают новые требования, и ключевые компетенции педагогов и учащихся формулируются, как ответ на эти требования.

В настоящее время одной из актуальнейших проблем обновленного содержания образования, стоящей перед педагогами, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся.

В 2017-2018 учебном году в казахстанских школах перешли на обновленное содержание образования вторые, пятые и седьмые классы. Учителя русского языка, работающие в данных классах ставят перед собой первоочередные задачи:

1. Как разрешить противоречие между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка и уровнем орфографических и пунктуационных умений и навыков;

2. Как сформировать прочные знания, умения и навыки, учитывая большой объем теоретических сведений, получаемых учащимися на уроках русского языка;

3. Найти решение проблемы высокого уровня содержания курса русского языка и дефицита учебного времени.

Изучив все нормативно-правовые документы по обновленному содержанию образования, начинаешь понимать, что одним из путей решения данных задач, я считаю,- это использование активных форм обучения. Они позволяют эффективно развивать творческие способности учащихся, обеспечить надлежащий уровень формирования общеучебных умений, использовать возможности для развития монологической речи школьников, организовать различные формы общения.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Активные методы обучения  обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. 
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие решать конкретные задачи этапа.

При использовании активных методов обучения учитель выступает в роли наставника, консультанта, партнёра; ученик же становится активным субъектом образовательного процесса. Эта активность проявляется в самостоятельности при выработке и принятии решений, готовности нести ответственность за свои действия, а так же нельзя забывать и о психологической стороне вопроса: уверенности в себе и целеустремленности.

Все активные методы обучения различаются по месту в структуре урока и целевой направленности.

Так методы начала образовательного мероприятия помогают динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и благоприятную атмосферу в классе.

Методы выяснения целей, ожиданий и опасений позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений, организовать постановку целей обучения.

Активные методы презентации учебного материала позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом, а также является альтернативой привычному устному рассказу учителя.

Методы организации самостоятельной работы над темой помогают обучающимся при организации самостоятельной работы над новой темой всесторонне и глубоко проработать новый материал, поддерживая познавательный интерес игровой деятельностью.

Методы релаксации позволяют снять усталость, напряжение, восстановить энергию перед выполнением сложной учебной задачи.

Методы подведения итогов образовательного мероприятия позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу.

Приведу несколько примеров использования активных методов обучения на уроках русского языка.

Учитывая детскую любознательность, стремление к самостоятельному поиску предлагаю ребятам задания проблемного характера:

При изучении разрядов имён прилагательных предлагаю группу слов, в которую включаю прилагательные относительные, качественные, притяжательные. Предлагаю ребятам ряд заданий и вопросов, работая над которыми, они приходят к выводу, что все прилагательные можно разделить на три группы. Подвожу ребят и к терминам «качественные», «относительные», «притяжательные».

Изучая тему «Состав слова и словообразование» в пятом классе привожу такой пример: На доске два словосочетания

стекло с крыши и прозрачное стекло. Прошу слова «стекло» разобрать по составу. Ребята с удивлением обнаруживают, что состав этих слов не одинаков. Прошу сделать вывод о связи морфологии и морфемики. Подобную работу провожу и при изучении лексики, орфографии. Школьники самостоятельно составляют алгоритм морфемного разбора слова.

Проблемно-поисковый метод может использоваться и в форме кейс-метода. Учащиеся привыкли, что данная форма применяется на уроках естественно-научного направления: физике, химии, географии, биологии. И когда они сталкиваются с такой формой работы на уроках русского языка, это вызывает у школьников удивление и любопытство.

Традиционно для данной работы класс делится на группы, каждая из которой получает свой кейс. Например, при изучении постановки тире между подлежащим и сказуемым, группы получают ряд предложений и задания для работы:

  1. Найди и выдели грамматические основы предложений.

  2. Определи, какими частями речи выражены главные члены.

  3. Сформулируй вывод о том, почему ставится или не ставится тире между подлежащими и сказуемыми, и оформи его в виде краткой, схематичной записи в таблице. Затем группы выступают со своими ответами и доказательствами.

Ролевую игру предлагаю использовать на этапе обобщения и повторения нового материала или на обобщающих занятиях, при подготовке к контрольной работе. Ученикам раздаются «роли», и учитель обращается к ним с вопросами, на которые они должны ответить от «лица», например, причастия. Или – усложнённый вариант- разыграть диалог между глаголом и прилагательным, которые создают новую часть речи – причастие. Безучастным не остаётся никто. «Зрители» («критики») помогают «актёрам», исправляют ошибки, комментируют реплики, подсказывают при необходимости. Такая форма работы не только активизирует ребят, но и позволяет реализовать свои творческие способности, развивать воображение, проявлять себя в непривычных ситуациях.

Говоря об активных методах обучения, нельзя не упомянуть и об игровых формах деятельности. В игровых ситуациях ребёнок ставится в такие условия, при которых он не может быть пассивным участником учебного процесса.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов. На своих уроках игровую ситуацию я задаю:

  • неожиданной постановкой или формулировкой вопроса (интрига урока)

  • созданием проблемной ситуации

  • необычайной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествие в сказку, урок – детектив)

  • использованием игровых элементов, «нешаблонных» заданий (фонетическая зарядка, грамматическая арифметика, рифмованные упражнения, шарады, аукцион слов)..

Стараюсь использовать игры на различных этапах урока: 
- при подготовке к изучению нового материала - «игры-разминки» («Волна», «Лови мяч»)

- при устном изложении учебного материала - «Найди ошибки», «Реставрация»,«Зашифруй текст»
- при закреплении - «Рассказ наоборот», «Интервью с частями речи»

- при повторении и обобщении материала - «Отгадай термин», «Рекламный плакат», «Кроссворд», «Лабиринт»
- при проверке и систематизации знаний - «Летает - не летает» (вариант известной детской игры), «Спрятанное слово», «Аукцион», «Кто больше»,

Целью школьного образования является не только усвоение учеником определённого объёма знаний, современное общество нуждается в творческих, разносторонне развитых, гармонических личностях. И именно на школьных уроках мы должны создавать условия для развития потенциала ребёнка, реализации его природных способностей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.



Литература:

 Алейникова О.А. Авторские мультимедийные учебно-методические пособия в

образовании//Образование в современной школе №4.2002.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.:Просвещение, 1989.

3. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения//Педагогика. №4, 2003.

4. Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов//Педагогика. №8, 2003.

5. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе предметной подготовки учителя// Педагогика. №8, 2003.

6. Никитенко С.Г. Открытые ресурсы сети интернет для учителя//Школьные технологии. №2,

2001.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Статья "Активные методы обучения нна уроках русского языка"

Автор: Мамырханова Мира Мурзахановна

Дата: 19.03.2019

Номер свидетельства: 503720

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие интеллектуальных способностей учащихся  на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(100) "razvitiie-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "122180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414164376"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Статья  "Приемы постановки учебной проблемы на уроках открытия новых знаний " "
    ["seo_title"] => string(81) "stat-ia-priiemy-postanovki-uchiebnoi-probliemy-na-urokakh-otkrytiia-novykh-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "211224"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431588080"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3  с крымскотатарским языком обучения»   городского округа Судак  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС "
    ["seo_title"] => string(174) "organizatsiia-raboty-noo-mbou-sriedniaia-obshchieobrazovatiel-naia-shkola-3-s-krymskotatarskim-iazykom-obuchieniia-ghorodskogho-okrugha-sudak-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152899"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420915690"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства