Статья "ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ "
Статья "ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ "
В системе образования учебный предмет «Русский язык и литература» занимает особое место. Как средство познания действительности русский язык и литература обеспечивают развитие интеллектуальных и творческих способностей подростка, развивают его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык и литература неразрывно связаны с разными предметами и влияют на качество их усвоения, а в перспективе способствуют овладению будущей профессией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ "»
Колледж университета «Туран» г. Алматы
преподаватель русского языка и литературы
Мейер Ирина Александровна
(обмен педагогическим опытом)
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В системе образования учебный предмет «Русский язык и литература» занимает особое место. Как средство познания действительности русский язык и литература обеспечивают развитие интеллектуальных и творческих способностей подростка, развивают его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык и литература неразрывно связаны с разными предметами и влияют на качество их усвоения, а в перспективе способствуют овладению будущей профессией.
Мир вокруг нас постоянно меняется, каждый день бросая новый вызов нашим знаниям и умениям. Сегодня на первый план выходит самообразование, новые способы извлечения, анализа и переработки информации, новые навыки и технологии. Современные информационные технологии позволяют мне в своей педагогической деятельности внедрять адаптивную систему обучения, формирующую личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, критичностью, креативностью.
Актуальность внедрения инновационных образовательных технологий обусловлена обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью формирования интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной деятельности личности.
Основанием для выбора технологий обучения является, прежде всего, уровень самостоятельности обучающихся в учебной деятельности. Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и их творчества. В этом направлении успешными будут технологии, нацеленные на организацию репродуктивной и творческой деятельности обучающихся. Поскольку необходимо сформировать у них полный цикл познавательного акта деятельности, то основным принципом формирования будет подбор технологий, направленных на обучение:
видению проблемы, пониманию связей и отношений, способам формирования мотивации, постановке познавательной задачи как цели и результата, формированию личностного смысла деятельности, связанного с осознанием личной значимости процесса познания и результата;
технологиям, обучающим составлению учебных задач, выдвижению и разработке гипотезы, управлению решением задач, мыслительному прослеживанию гипотетического метода решения обучающимися, формированию способов решения нормативно-стандартных и эвристических задач, а также сочетанию эвристических и логических процедур в решении задачи;
технологиям решения задач в конкретных условиях, проверки правильности и эффективности решения, оценивания результата и внесения необходимых коррективов.
Использование технологии проектного обучения
Мотивация и познавательная активность обучающихся растет при проведении занятий по русскому языку и литературе с применением современных педагогических технологий. Особое внимание уделяю проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся заключатся в выполнении долговременных, трудоемких, среднесрочных или кратковременных творческих заданий, требующих от обучающихся самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности. В процессе работы над проектом усваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации.
С точки зрения обучающегося учебный проект – это возможность максимального раскрытия своего потенциала. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения преподавателя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования у обучающихся.
Одним из путей повышения мотивации, эффективности учебной деятельности является участие обучающихся в сетевых проектах.
Мой опыт проведения сетевых учебных проектов убеждает в том, что проектная деятельность является эффективной формой учебной деятельности. Учебный сетевой или телекоммуникационный проект – это прежде всего совместная учебно – познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность обучающихся – партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель – исследование какой – либо проблемы, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Особенность сетевых проектов заключается в том, что они по самой своей сути всегда межпредметные, так как требуют привлечения интегрированного знания.
Здесь каждый обучающийся сможет
продемонстрировать свои творческие достижения по предмету всему виртуальному миру;
блеснуть собственными знаниями в компании единомышленников и ценителей языка;
открыть для себя секреты русского языка, выполняя конкретные задания;
найти новых друзей для будущих совместных проектов.
Использование информационно-коммуникативных технологий
Цели использования ИКТ, которые я поставила при обучении русскому языку и литературе:
1. Развивать у обучающихся информационно-коммуникативные общеучебные умения и навыки, формировать у них познавательные компетентности.
2. Способствовать эффективному нахождению, переработке, использованию и передаче информации.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют обучающимся быть более активными и равноправными его членами. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп занятий, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать занятие более ярким и увлекательным. Очень часто в свои уроки я вставляю видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева и других поэтов.
Не секрет, что в наше время обучающиеся не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих обучающихся, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои обучающиеся в полном объеме просмотрели дома фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» и новую версию этого фильма. Позже на уроке их обсуждение вылилось в бурную дискуссию об их достоинствах и недостатках. Да, и наши дети настолько загружены, что просто не хватает времени, чтобы прочитать произведение. Но прочитать драматическое произведение это одно, а увидеть его на сцене – совсем другое. Теперь на уроке литературы есть возможность познакомиться с театральными постановками великих драматургов. На урок пришёл « Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» Н.А.Островского, «Вишневый сад» А.П.Чехова. В своей работе информационные технологии использую в трёх направлениях:
Использование готовых ЦОР
Создание наглядных методических пособий средствами PowerPoint
Создание тестов (при помощи тестовой оболочки).
В последние годы широко внедряется практика проведения разнообразных дистанционных образовательных конкурсов и олимпиад.
Дистанционные мероприятия представляют собой мозаику, из которой каждый участник может сложить собственную образовательную траекторию. Здесь самовыражение приносит радость, а свобода выбора и соревнование дают дополнительный стимул.
Использование технологии РКМЧП
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать обучающегося, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Технология РКМЧП дает возможность личностного роста обучающегося, приобщает к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность обучающихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает преподавателю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие обучающихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Использую следующие технологии:
1. Технологию уровневой дифференциации обучения.
Один из способов работы по данной технологии - групповая работа.
2. Технологию проблемного обучения, предполагающую постановку развивающей цели, формирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения.
3. Технологии диалогового обучения и сотрудничества, которые дают возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, т.е. превратить занятие в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога, как: информативный обмен, организационный аспект общения, эмоциональный контакт, обратная связь, обмен идеями, учет особенностей собеседника в процессе общения. Это означает, что на занятиях приоритетными становятся взаимоуважение, взаимопонимание, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимоподдержка.
На своих уроках я применяю следующие виды интерактивных методов:
- эвристические технологии генерирования идей («мозговой штурм», метод ассоциаций);
- методы активизации учебного процесса (проекты, анализ конкретных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, метод содержательного анализа рассказа, моделирование художественно-творческого процесса, дискуссии);
- деловые игры и социальные тренинги, которые так любят подростки.
Личностно ориентированное обучение
В рамках личностно ориентированного обучения как самостоятельной технологии можно выделить разноуровневое обучение, технологию сотрудничества, коллективное взаимообучение, модульное обучение. Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьника, содержанию обучения различной сложности.
В использовании выше перечисленных образовательных технологий вижу следующие преимущества:
- позволяют по-новому использовать на занятиях информацию;
- интегрировать образовательные пространства;
- организовывать проектную деятельность;
- открытость системы позволяет добавлять новый и использовать уже существующий наглядный материал;
- модульность системы дает возможность изменять любой компонент системы;
- устанавливать межпредметные связи;
- аудио-визуальное представление материала наряду с интерактивными формами обучения обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне;
- возможность организации новых форм работы: позволяет организовать индивидуальную работу, дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу обучающихся.
Таким образом, реализуется основная цель моей методической системы: создание условий для формирования обучающегося, мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности.