Повторение учебного материала – главная задача, которая встает перед учителем в начале и в конце учебного года. Программа выполнена, а все ли в ней усвоено, на каких учеников надо обратить особое внимание,как построить всю последующую работу – вот осенние и весенние заботы учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "ПОВТОРЯТЬ, НЕ ПОВТОРЯЯСЬ".»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23города Пятигорска
Тумасова Рита Григорьевна
Аннотация// Тумасова Рита Григорьевна//Повторять, не повторяясь
Повторение учебного материала – главная задача, которая встает
перед учителем в начале и в конце учебного года. В статье приведены некоторые приемы обучения, которые приводят к хорошим результатам, воспитывают у школьников положительное отношение, интерес к урокам русского языка. Данные приемы обучения можно использовать в 5-7 классах.
ПОВТОРЯТЬ, НЕ ПОВТОРЯЯСЬ.
Повторение учебного материала – главная задача, которая встает
перед учителем в начале и в конце учебного года. Программа выполнена, а все ли в ней усвоено, на каких учеников надо обратить особое внимание ,как построить всю последующую работу – вот осенние и весенние заботы учителя.
При этом повторять надо, не повторяясь, изыскивая новые формы работы.
Остановлюсь на некоторых приемах обучения, которые в моей долгой учительской практике приводили к хорошим результатам, воспитывали у школьников положительное отношение, интерес к урокам русского языка.
Все эти приемы раскрыты на материале ряда тем 5 – 7 классов , но они могут быть использованы и при повторении других тем.
1.Повторение правил деления слов на слоги ,на переносимые части и по составу ( морфемный анализ ).
Для повторения важнее всего синтез, обобщение материала. Это дает возможность увидеть ту или иную грамматическую тему в новом аспекте. Вот, например, умения делить слово на слоги, переносить слова и разбивать слова на морфемы. После небольшой беседы о каждом из них ученики могут выполнить такое задание : разделить одни и те же слова тремя способами : на слоги, на
переносимые части и на морфемы, а также составить таблицу.
Приведу пример такой таблицы.
Деление слов.
На слоги
На переносимые части
На морфемы
о – гонь – ки
у – ка –зать
у-ди-вив-шись
огонь – ки
ука – зать
уди-вив-шись
огонь – к – и
у – каз – а – ть
у-див-и-вши-сь
2. Повторение правописания слов с непроверяемыми гласными и согласными в корнях.
Составить кроссворд из слов с непроверяемыми гласными и согласными.
Сначала образец дает учитель, ученикам надо лишь разгадать кроссворд.
Затем задание усложняется : слова даны, а значение их надо найти в толковом словаре и составить кроссворд.
Составить анаграмму.
Учитель дает слова ; переставив буквы, ученики могут образовать новые слова, например: салат – атлас, деталь – дельта, корма – комар….
После составления анаграмм со словами, данными учителем, ребята начинают и сами искать такие слова.
И составление анаграмм, и подбор слов в алфавитном порядке, и решение и составление кроссвордов – все требует усиленной работы со словарями; в результате у детей развивается орфографическая зоркость и умение обращаться со словарем.
3.Повторение слитного написания приставок и раздельного – предлогов.
Подбирать материал нужно интересный, при повторении это имеет особенное значение. При этом ученики, повторяя предлоги в V классе, учатся различать предлоги , приставки и созвучные им части корня.
1. Тили -бом, тили -бом
Загорелся кошкин дом.
По такому поводу
Кот помчался по воду.
2. Хороша у Аленки коса,
И трава на лугу ей по косу,
Скоро лугом пройдется коса –
Приближается время к покосу.
4. Повторение словообразования , лексики и грамматики.
1. Разобрать по составу прилагательное пылеводонепроницаемые ( часы ).
2. Шарада.
Первая часть слова – лес, вторая – количественное числительное, третья часть – гласная буква ,которая может быть соединительной гласной ,предлогом, или междометием. Все слово – место знаменитого сражения. ( Бородино.)
3. Разобрать по членам предложения пословицу : Смелый сильнее трусливого. Назвать части речи.
4. Мать спросила у дочери: «Чашки все еще грязные?» Дочь ей ответила четырьмя личными местоимениями. Какими? (Они, вы-мы-ты.)
5. Назовите начальную форму слов самого, самого себя. Какие это части речи? Какого разряда?
6.Разгадайте загадку: «Летит – кричит, сядет – молчит; кто его убьет, тот свою кровь прольет». В этой загадке местоимения четырех разрядов. Каких именно?
При повторении у учителя есть возможность ненавязчиво, помня о чувстве меры, помочь детям проявить свои творческие способности . Достаточно учителю, исправляя ошибку в слове каменщик, сказать: «Как хочется мягкому знаку забраться в слова! Но мы ему этого не позволим!», как на следующий день появилось несколько рисунков, изображающих ь , который пытается пробраться в слова, а буквы, крепко взявшись за руки, его не впускают.
Были написаны, вернее нарисованы, семь слов со всеми семью случаями сочетаний ч и щ с согласными. Таким образом «художники» повторили правописание ь. Тогда я предложила ребятам написать сказку «Проказы мягкого знака». Работы получились разнообразными, писали их дети с интересом, а некоторые свою сказку иллюстрировали. Теперь это правило было повторено не только «художниками», но и всем классом.
Так, рисуя, сочиняя, играя и думая, ученики повторяют пройденное, испытывая удовольствие, интерес к предмету «русский язык».