kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Влияние физических упражнений на психику детей младшего школьного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальных классах различные подвижные игры - главная форма деятельности детей и основное средство развития их физических и психических качеств. В играх расширяется поле деятельности школьников, определяются контакты их друг с другом, проявляется фантазия. Требования учителя в это время должны носить в большей мере игровой характер. В 1-2 классах преобладают игры имитационные, сюжетного плана. Привлекают детей и игры с элементами таинственности, прятаньем и угадыванием.

Перед тем как предложить игру с быстрым бегом и прыжками, следует провести разминку, которая не  должна быть скучной. Однообразие бега приводит к тому, дети будут отвлекаться и могут стать неуправляемыми. Разминку надо выполнять свободно, энергично, с включением упражнений на расслабление мышц. К  тому же следует помнить ,что ученики 1-4классов мыслят образно и будут охотно выполнять любые движения, если удовлетворить их творческое воображение. Например,  учетом сезона можно прочитать им стихи Корнея Чуковского  «Тараканище» ( «Ехали медведи на велосипеде..»). А в зимнее время -стихи про медведя, который не спал, шел по проселочной дороге и наступил лесе на хвост. В движении по кругу ученики будут всё это изображать. Тогда и разминка пройдет весело, интересно, с эмоциональным подъёмом.

        Развитие основных физических качеств.

Младший школьный возраст-период быстрого развития основных физических качеств. В это время все ученики в той или иной мере владеют основными формами движений, умеют бегать, прыгать. Метать. Поэтому им уже можно разнообразно и интенсивно упражняться. Данные науки говорят, что в младшем школьном возрасте у детей очень высокие показатели максимального потребления кислорода в расчете на единицу веса тела.

В период от 7 до 11 лет наблюдается естественный рост общей выносливости, и, чтобы добиться высоких результатов, умеренные по мощности циклические нагрузки должна быть длительностью не менее 3-4 мин. При этом происходит врабатывание всех систем организма и достигается устойчивый уровень их функционирования. Такой процесс должен происходить при ЧСС (частота сердечных сокращений)  не менее 160 и более 190 уд/ мин. Если период младшего школьного возраста будет упущен для развития общей выносливости, то в дальнейшем это качество воспитывать будет трудно.

Что касается мышечной силы и ловкости, то у младших школьников они находятся на низком уровне. Поэтому, заниматься с детьми. Необходимо обратить самое пристальное внимание на воспитание этих качеств и продолжать их развитие на протяжение всех лет обучения. У учащихся 7-11 лет очень хорошо выражена подвижность в суставах, т.е. гибкость, и нельзя допустить, чтобы с годами это физическое качество в значительной степени утратилось.

Разнообразные упражнения и подвижные игры на уроках физической культуры в начальных классах учат детей контролировать  свое поведение и способствует развитию основных черт характера: наблюдательности, решительности, самообладания, самостоятельности. Конечно, все эти качества в той или иной мере развиваются при выполнении многих упражнений, однако следует выделить их них такие, которые можно особенно развить, выполняя отдельные упражнения.

Наблюдательность. Это – способность замечать запоминать неприметные, на первый взгляд, детали окружающей обстановки, происходящих событий или двигательных действий.

Наблюдательность позволяет быстро усваивать сложные упражнения ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Эту черту характера можно успешно развивать на уроках физической культуры. Например, дети любят смотреть фильмы про разведчиков. После выяснения, каким должен быть разведчик, обязательно добавляют ,что он к тому же ещё должен наблюдательным.

Затем проводят игру разведчиков. Играющим предлагается запомнить, как  расположены перед ними предметы. После этого расположение предметов меняют (глаза у детей при этом закрыты). Школьники изучают новую расстановку  предметов, и наиболее наблюдательные возвращают их на прежние места. Игру проводить, меняя расположение стоящих в строю.

Не менее важно уметь замечать, как надо правильно выполнять тот или иное упражнение, например передачу и ловлю мяча. У многих в памяти остается только полет мяча и то, что он уже в руках ловившего. Но ведь самое главное- проследить за тем, как мяч предают и как его ловят. Тех ребят, у кого плохо получается ловля мяча, считают неловкими. А ведь, может быть, они просто не умеют наблюдать.

Или рассмотрим пробежку под длинной скакалкой. В данном случае детям дают задание проследить, при каком положении скакалки можно начинать пробежку. Необходимо всегда включать внимание детей  для наблюдения при выполнении различных упражнений.

Целеустремленностью  называют стремление к достижению определённой, заранее намеченной цели. Рассмотрим развитие этой черты характера также применительно к урокам физической культуры.

Например, при лазании надо стремиться добраться до указанной рейки гимнастической станки, перекладины на лестнице, ленточки на канате. Выполняя упражнение в метании, нужно стараться попасть в указанную цель, например в « танк» воображаемого противника. При этом следует разнообразить выход на исходное положение для метания (в полуприседе, приседе, ползком). В играх с быстрым бегом, например, можно поставить цель - осалить побольше игроков. При выполнение таких заданий дети должны преодолевать определенные трудности, иначе приобретенной качество будет  неустойчивым.

Настойчивость - такая черта характера, которая выражает упорство в желании добиться положительных результатов в своей деятельности.

При развитие настойчивости надо строго следить за точным выполнение всех намеченных упражнений. И, если какое-то упражнение сразу не получается, следует настойчиво повторить его до появления положительных результатов. Учитель,  давая индивидуальные задания ученикам на дом, обязательно должен проверить, как они выполняются.

Решительностью считают готовность и смелость в принятии решений. Приведем упражнения, при выполнение которых  надо проявить решительность. Это может быть лазание и перелезание с одного спортивного снаряда на другой, кувырок вперёд или назад из упора присев, упражнение в равновесии на низком бревне, гимнастической скамейке. При выполнении таких упражнений надо обязательно обеспечить помощь и страховку.

Самообладание выражается в  умение преодолевать отрицательные переживания и эмоции. Если у школьника не получается какое-либо упражнение и причиной этому боязнь его выполнить , то надо еще несколько раз показать данное упражнение и убедить ученика повторить его, оказывая ему при этом помощь и поддержку добрым словом.

Самостоятельность-это устойчивость характера, несмотря на влияние окружающих. Прежде всего надо рассказать детям, что означает самостоятельность и как ее развивать. Проявляется она,например, в подготовке к занятием физической культурой, умении быстро и активно сложить одежду, не отвлекаясь при этом, не реагировать на пустые замечания окружающих, иметь свое мнение по поводу тех или иных поступков одноклассников и мужество высказать это мнение в случаи необходимости.

Хочу ещё раз повторить, что именно в младших классах следует начать воспитание положительных психологических качеств и добиваться, чтобы в дальнейшем они составляли основные черты характера учащихся.

Урочные занятия с детьми, имеющими избыточный вес. Главная проблема, которая возникает при привлечении к занятиям физическими упражнениями детей с избыточным весом, это их нежелание заниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать учителю при проведение спортивных игр и эстафет. На первых порах они помогают в судействе, затем, вовлекаются в события, принимают участие в играх,  перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом учувствовать в урочной деятельности, дети с избыточным весом приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия.

Подводя итог всему сказанному, замечу, что основным содержанием уроков физической культуры в младших классах является обучение естественным видам движений средствами гимнастики, подвижных игр и лыжной подготовки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Влияние физических упражнений на психику детей младшего школьного возраста" »

Всё начинается с урока

детей младшего школьного возраста

В начальных классах различные подвижные игры - главная форма деятельности детей и основное средство развития их физических и психических качеств. В играх расширяется поле деятельности школьников, определяются контакты их друг с другом, проявляется фантазия. Требования учителя в это время должны носить в большей мере игровой характер. В 1-2 классах преобладают игры имитационные, сюжетного плана. Привлекают детей и игры с элементами таинственности, прятаньем и угадыванием.

Перед тем как предложить игру с быстрым бегом и прыжками, следует провести разминку, которая не должна быть скучной. Однообразие бега приводит к тому, дети будут отвлекаться и могут стать неуправляемыми. Разминку надо выполнять свободно, энергично, с включением упражнений на расслабление мышц. К тому же следует помнить ,что ученики 1-4классов мыслят образно и будут охотно выполнять любые движения, если удовлетворить их творческое воображение. Например, учетом сезона можно прочитать им стихи Корнея Чуковского «Тараканище» ( «Ехали медведи на велосипеде..»). А в зимнее время -стихи про медведя, который не спал, шел по проселочной дороге и наступил лесе на хвост. В движении по кругу ученики будут всё это изображать. Тогда и разминка пройдет весело, интересно, с эмоциональным подъёмом.

Развитие основных физических качеств.

Младший школьный возраст-период быстрого развития основных физических качеств. В это время все ученики в той или иной мере владеют основными формами движений, умеют бегать, прыгать. Метать. Поэтому им уже можно разнообразно и интенсивно упражняться. Данные науки говорят, что в младшем школьном возрасте у детей очень высокие показатели максимального потребления кислорода в расчете на единицу веса тела.

В период от 7 до 11 лет наблюдается естественный рост общей выносливости, и, чтобы добиться высоких результатов, умеренные по мощности циклические нагрузки должна быть длительностью не менее 3-4 мин. При этом происходит врабатывание всех систем организма и достигается устойчивый уровень их функционирования. Такой процесс должен происходить при ЧСС (частота сердечных сокращений) не менее 160 и более 190 уд/ мин. Если период младшего школьного возраста будет упущен для развития общей выносливости, то в дальнейшем это качество воспитывать будет трудно.

Что касается мышечной силы и ловкости, то у младших школьников они находятся на низком уровне. Поэтому, заниматься с детьми. Необходимо обратить самое пристальное внимание на воспитание этих качеств и продолжать их развитие на протяжение всех лет обучения. У учащихся 7-11 лет очень хорошо выражена подвижность в суставах, т.е. гибкость, и нельзя допустить, чтобы с годами это физическое качество в значительной степени утратилось.

Разнообразные упражнения и подвижные игры на уроках физической культуры в начальных классах учат детей контролировать свое поведение и способствует развитию основных черт характера: наблюдательности, решительности, самообладания, самостоятельности. Конечно, все эти качества в той или иной мере развиваются при выполнении многих упражнений, однако следует выделить их них такие, которые можно особенно развить, выполняя отдельные упражнения.

Наблюдательность. Это – способность замечать запоминать неприметные, на первый взгляд, детали окружающей обстановки, происходящих событий или двигательных действий.

Наблюдательность позволяет быстро усваивать сложные упражнения ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Эту черту характера можно успешно развивать на уроках физической культуры. Например, дети любят смотреть фильмы про разведчиков. После выяснения, каким должен быть разведчик, обязательно добавляют ,что он к тому же ещё должен наблюдательным.

Затем проводят игру разведчиков. Играющим предлагается запомнить, как расположены перед ними предметы. После этого расположение предметов меняют (глаза у детей при этом закрыты). Школьники изучают новую расстановку предметов, и наиболее наблюдательные возвращают их на прежние места. Игру проводить, меняя расположение стоящих в строю.

Не менее важно уметь замечать, как надо правильно выполнять тот или иное упражнение, например передачу и ловлю мяча. У многих в памяти остается только полет мяча и то, что он уже в руках ловившего. Но ведь самое главное- проследить за тем, как мяч предают и как его ловят. Тех ребят, у кого плохо получается ловля мяча, считают неловкими. А ведь, может быть, они просто не умеют наблюдать.

Или рассмотрим пробежку под длинной скакалкой. В данном случае детям дают задание проследить, при каком положении скакалки можно начинать пробежку. Необходимо всегда включать внимание детей для наблюдения при выполнении различных упражнений.

Целеустремленностью называют стремление к достижению определённой, заранее намеченной цели. Рассмотрим развитие этой черты характера также применительно к урокам физической культуры.

Например, при лазании надо стремиться добраться до указанной рейки гимнастической станки, перекладины на лестнице, ленточки на канате. Выполняя упражнение в метании, нужно стараться попасть в указанную цель, например в « танк» воображаемого противника. При этом следует разнообразить выход на исходное положение для метания (в полуприседе, приседе, ползком). В играх с быстрым бегом, например, можно поставить цель - осалить побольше игроков. При выполнение таких заданий дети должны преодолевать определенные трудности, иначе приобретенной качество будет неустойчивым.

Настойчивость - такая черта характера, которая выражает упорство в желании добиться положительных результатов в своей деятельности.

При развитие настойчивости надо строго следить за точным выполнение всех намеченных упражнений. И, если какое-то упражнение сразу не получается, следует настойчиво повторить его до появления положительных результатов. Учитель, давая индивидуальные задания ученикам на дом, обязательно должен проверить, как они выполняются.

Решительностью считают готовность и смелость в принятии решений. Приведем упражнения, при выполнение которых надо проявить решительность. Это может быть лазание и перелезание с одного спортивного снаряда на другой, кувырок вперёд или назад из упора присев, упражнение в равновесии на низком бревне, гимнастической скамейке. При выполнении таких упражнений надо обязательно обеспечить помощь и страховку.

Самообладание выражается в умение преодолевать отрицательные переживания и эмоции. Если у школьника не получается какое-либо упражнение и причиной этому боязнь его выполнить , то надо еще несколько раз показать данное упражнение и убедить ученика повторить его, оказывая ему при этом помощь и поддержку добрым словом.

Самостоятельность-это устойчивость характера, несмотря на влияние окружающих. Прежде всего надо рассказать детям, что означает самостоятельность и как ее развивать. Проявляется она,например, в подготовке к занятием физической культурой, умении быстро и активно сложить одежду, не отвлекаясь при этом, не реагировать на пустые замечания окружающих, иметь свое мнение по поводу тех или иных поступков одноклассников и мужество высказать это мнение в случаи необходимости.

Хочу ещё раз повторить, что именно в младших классах следует начать воспитание положительных психологических качеств и добиваться, чтобы в дальнейшем они составляли основные черты характера учащихся.

Урочные занятия с детьми, имеющими избыточный вес. Главная проблема, которая возникает при привлечении к занятиям физическими упражнениями детей с избыточным весом, это их нежелание заниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать учителю при проведение спортивных игр и эстафет. На первых порах они помогают в судействе, затем, вовлекаются в события, принимают участие в играх, перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом учувствовать в урочной деятельности, дети с избыточным весом приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия.

Подводя итог всему сказанному, замечу, что основным содержанием уроков физической культуры в младших классах является обучение естественным видам движений средствами гимнастики, подвижных игр и лыжной подготовки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Статья "Влияние физических упражнений на психику детей младшего школьного возраста"

Автор: Борисова Елена Валериевна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131873


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства