kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение должно быть всегда тесно связано с воспитанием и психолого-педагогической поддержкой молодежи в становлении личности, которое невозможно без опоры на нравственные ценности и культуры чтения. Особое значение приобретают формирование у студентов потребности в чтении художественной литературы, продвижение книги в молодежную среду и, как следствие, формирование и развитие художественного сознания студенческой молодежи.

Еще совсем недавно в нашем обществе ценность книги и чтения была практически неоспорима. В 70-80 гг. прошлого века возникло представление о России как о «самой читающей стране мира». Конечно, это был относительно устойчивый мифологический образ, но по сравнению с другими странами нами дела в сфере массового чтения были вовсе не плохи. Россия была обществом, которое социологи называли «литературно-центристским». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения серьезной литературы, классики, «толстых» журналов, создание домашних библиотек – все это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. На рубеже веков ситуация значительно изменилась. Тяжело идущие реформы, крайняя неравномерность в экономическом развитии регионов, трудности в издании и распространении книг и сравнительно высокие на них в условиях бедности большинства населения все эти и другие процессы привели к значительным переменам: картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Но, может быть, эти изменения вовсе не должны внушать нам какие-либо опасения? Ведь постоянно меняются наши взгляды и образ жизни…

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ" »

русский язык и литература как основа формирования гармоничной личности

Преподаватель русского языка и культуры речи Краснослободцева И.Е.

г. Самара, ГОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж»


Обучение должно быть всегда тесно связано с воспитанием и психолого-педагогической поддержкой молодежи в становлении личности, которое невозможно без опоры на нравственные ценности и культуры чтения. Особое значение приобретают формирование у студентов потребности в чтении художественной литературы, продвижение книги в молодежную среду и, как следствие, формирование и развитие художественного сознания студенческой молодежи.

Еще совсем недавно в нашем обществе ценность книги и чтения была практически неоспорима. В 70-80 гг. прошлого века возникло представление о России как о «самой читающей стране мира». Конечно, это был относительно устойчивый мифологический образ, но по сравнению с другими странами нами дела в сфере массового чтения были вовсе не плохи. Россия была обществом, которое социологи называли «литературно-центристским». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения серьезной литературы, классики, «толстых» журналов, создание домашних библиотек – все это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. На рубеже веков ситуация значительно изменилась. Тяжело идущие реформы, крайняя неравномерность в экономическом развитии регионов, трудности в издании и распространении книг и сравнительно высокие на них в условиях бедности большинства населения все эти и другие процессы привели к значительным переменам: картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Но, может быть, эти изменения вовсе не должны внушать нам какие-либо опасения? Ведь постоянно меняются наши взгляды и образ жизни…

Чтение молодежи – это важный фактор, который определяет уровень культуры общества будущего. Известный социолог культуры чтения С.Н. Плотников обобщил данные исследователей о типичных отличиях читателей и нечитателей. Оказывается, читатели отличаются более высоким уровнем интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения; читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, с точки зрения С.Н. Плотникова, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.

Как же современная образовательная система формирует эти качества? Результаты продолжающегося несколько лет реформирования этой системы наводят на невеселые мысли о том, что те, от кого зависит принятие важных решений, совсем не заинтересованы в том, чтобы современные студенты стали носителями таких качеств. Иначе как объяснить тот факт, что экзамен по литературе перестал быть обязательным, часы на преподавание русского языка и литературы постоянно сокращаются. Те, кто отвел на преподавание русской литературы второй половины 19 века (а это изучение творчества А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова) 50 часов, видимо забыли или никогда не знали слов М. Горького о том, что «наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами, как нацией». Впрочем, Горький для них, возможно, не авторитет. И вообще, все русское – второсортное? Такой вывод позволяет сделать перечень базовых общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин нового государственного образовательного стандарта СПО, в котором дисциплина «Русский язык и культура речи» вообще отсутствует. А вот английский будет изучаться все 4 года. Что это? Кем приняты решения? Теми, кто гордится своей страной, ее культурным наследием и хочет эту гордость взрастить у подрастающего поколения? Большие сомнения...

Кто же нужен нашему государству – ограниченные, не способные мыслить, бездуховные Иваны, не помнящие родства, или молодые люди, которые стремятся к созиданию, духовному развитию? Литература, как никакой другой предмет, способствует формированию гармоничной личности, способной задумываться над тем, для чего же человек приходит в этот мир, над своим местом в мире, над тем, что же является самым важным в жизни.

Вечные вопросы бытия… Ярчайший представитель великой русской литературы А.П. Чехов на них не ответил, но он их поставил, заставил читателей задуматься; а человеку нужен не ответ, а осознание того, что он не одинок в своем поиске. Установка современной системы образования на получение «пользы» от всего, включая литературу, удручает. На одном из семинаров довелось услышать следующее: главная задача педагога – успешность детей в жизни. Успешность – вещь хорошая, но вот, пожалуй, не главная. Иначе почему ужасает судьба того же чеховского Ионыча? Ведь он вполне успешный человек: в начале новеллы, как известно, «шел пешком», а в конце – «едет на тройке с бубенчиками». И имение у него есть, и два дома, и «громадная практика» в городе. Отчего же тогда он одинок, живется ему скучно, ничто его не интересует. А почему же преуспевающему доктору Топоркову из рассказа «Цветы запоздалые» «страшною, невылазною грязью» кажется вся дорогая обстановка его кабинета, за которую заплачено «наукой, жизнью, покоем»? А «княжеская квартира, изысканный стол, лошади» совсем ничего не значат в сравнении с «университетскими мечтами» и «идеалами». Может, потому, что успешность это далеко не все, что нужно человеку? Так нужно ли делать ее сверхзадачей воспитания? Русский язык и литература, созданная на нем, не только средства, способствующие «успешности», но и путь, без которого мы окажемся в духовном тупике. В литературе заложен богатый духовно-нравственный потенциал. Главное предназначение русского языка и литературы – помогать людям оставаться людьми.


Список литературы

  1. Бельчикова Е.П. «Самосовершенствование человека: обретение духовного опыта» в сборнике материалов региональной научно-практической конференции «Духовные основы жизни: философско-религиозное и культурно-педагогическое наследие И.А. Ильина в XXI веке», Самара, 2007 г.

  2. Сборник статей научно-методической конференции «Управление качеством подготовки кадров в системе многоуровневого довузовского профессионального образования», Самара 2010 г.

  3. Аксиньева М.А., Моисеева И.Ю., Пархоменко Е.А. «Современный студент как читатель». Приложение к журналу «Методист» мастер-класс №3, 2010 г.

  4. И. Кабыш «Рубить ли сад, в котором живем?». Литературная газета №2-3, 2010 г..




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ"

Автор: Краснослободцева Ирина Евгеньевна

Дата: 02.06.2015

Номер свидетельства: 217079

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Формирование у школьников представлений о совершенстве родного языка "
    ["seo_title"] => string(78) "formirovaniie-u-shkol-nikov-priedstavlienii-o-soviershienstvie-rodnogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "202988"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429366827"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья на тему: "Использование двигательно- речевой и телесно- ориентированной практики в здоровьеформирующей работе с детьми дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(141) "statianatiemuispolzovaniiedvighatielnoriechievoiitieliesnooriientirovannoipraktikivzdorovieformiruiushchieirabotiesdietmidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "312673"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459364769"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "ИЗ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С БИБЛИОТЕКОЙ  ИМ.  Р. РОЖДЕСТВЕНСКОГО "В  ДЕЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ" "
    ["seo_title"] => string(136) "iz-opyta-sovmiestnoi-raboty-s-bibliotiekoi-im-r-rozhdiestvienskogo-v-dielie-vozrozhdieniia-traditsii-dukhovno-nravstviennogo-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "223994"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438307786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства