Статья на тему "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе".
Статья на тему "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе".
Статья на тему "Формирование регулятивных учебных универсальных действий в начальной школе".
Регулятивные учебные действия подрузумевают умения управлять своей деятельностью, регулировать её. Это путь к самообразованию через самоорганизацию. Из каких же видов формируется регулятивные УУД?
1. Целепологание.
У ребёнка должен возникнуть интерес, мотив для решения проблемы.
2.Второй этап - это планироване.
Определение последовательностей промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
3. Прогнозирование.
Умение видеть то, что будет, с целью вынесения коррективов в выполнение.
4.Контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданном эталоном.
Обнаружить отклонений и отличий от этолона.
5. Оценка.
6. Саморегуляция.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе". »
Статья на тему
«Формирование регулятивных универсальных действий на уроках в начальной школе» .
Автор: Гусева Марина Васильевна
Санкт- Петербург,
ГБОУ СОШ 358,
учитель начальных классов.
Формирование регулятивных универсальных действий на уроках в начальной школе.
Регулятивные универсальные учебные действия подразумевают умения управлять своей деятельностью, регулировать её. Это путь к самообразованию через самоорганизацию. На языке ребёнка звучит гордо : «Я могу!!!» Из каких же видов формируются регулятивные УУД?
1.Целеполагание.
У ребёнка должен возникнуть интерес, мотив для решения проблемы. Он должен «прокрутить в голове», что он уже знает и что хочет узнать. Да, именно захотеть! А в конце урока (под руководством учителя) – что же удалось узнать по этому проблемному материалу? Итак, надо обозначить проблему. Как? Например, можно предложить учащимся наряду с изученными частями речи обозначить незнакомые, чтобы возник вопрос о том, что не хватает имеющихся знаний, данное слово отвечает совсем на другой, непривычный вопрос. Или разыграть диалог на тему «Буквы поссорились», как им помочь? Или «Прочти текст, что в нём не так?» (Нет прилагательных, перепутаны предложения….) Поможет и игровой момент: «У Лисёнка не получается, поможем?», «Незнайка написал письмо, а никто ничего не понял, почему?» (Пропущены буквы) «Научим?»
2.Второй этап – это планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Это очень важный этап, от него зависит успешность выполняемого задания. Поэтому в этом учащихся надо тренировать как можно чаще. Планирование заставляет учащихся не импульсивно принимать решение (напишу окончание глагола ешь, мне так кажется правильно), а обдумывая (по алгоритму, проверяя). Они должны научиться анализировать (искать похожее и разное), систематизировать, перерабатывать информацию. Чаще должны звучать вопросы: «Как вы думаете? Что бы вы предложили сделать? А кто по-другому? Что заметили?»
Тогда у ребят накапливается опыт действий, который помогает развиваться умению учиться, самостоятельно планировать пути решения и в жизненных ситуациях. (Напишу-ка письмо без ошибок, проверяя). Регулятивные умения планировать проявляются не только в составлении плана сразу на весь урок (для сочинений, изложений, пересказов.) Планирование может быть и к небольшому заданию из урока. «В каком порядке будем разбирать предложение? Как будем выполнять упражнение?» Например, письмо на уроках мини сочинений из 4 – 5 предложений. (Мне очень нравится эта работа.) Учащимся без предварительного разбора даётся тема : «Клад». («Разноцветный дождь», «Ветер – враг», «Ветер – друг», «Настоящая дружба» и т. д.) Даётся минут пять на то, чтобы они письменно раскрыли тему. Далее выходят по желанию те, кто хотят поделиться написанным. Зачитывают. Коллективно обсуждаем. Во-первых, построение текста (вступление, основная часть – доказательство, итог-вывод, - это - то ребята и должны были планировать в своём сообщении сами), а во-вторых, раскрыта ли тема. Вот здесь и идёт полный разбор, проявляется навык планирования. Ребята уже чётко знают, так как не в первый раз, как надо строить текст, поэтому сразу замечают отсутствие вступления или заключения друг у друга сами. К тому же дети находят очень много разных вариантов. У меня в классе лишь у троих клад – это был сундук с деньгами. У остальных – это были и красота природы, и озёра, реки, запас пресной воды, и любовь и дружба близких людей, и полученные знания в школе, и многое другое. Здесь проявляются и метапредметные умения – связь с другими областями знаний. Ценно, что тот, кто не вышел к доске, у кого пока не получается – мог прослушать других и записать текст с их помощью, исправить свои речевые ошибки на примере других. Кроме того, ребята должны чувствовать, что научиться планировать свою деятельность им очень пригождается в жизненных ситуациях. Для этого полезно давать такие задания: «Опиши подробно, как ты приготовишь подарок для мамы. Объясни Ване, как ему дойти от школы до твоего дома, если бы ты его позвал в гости. Что ты должен делать, если загорелся телевизор, или отстал от всех в метро?» Умение планировать – это уже наполовину решённая проблема.
3. Следующий вид - прогнозирование. Это забегание вперёд, умение увидеть то, что будет, с целью вынесения коррективов в выполнение. Здесь уместны вопросы : «На что вы обратите внимание? Где надо не попасть в ловушку? Сколько частей у вас получится? Какие орфограммы встретятся?»
4. Далее – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Формы такого контроля тоже можно организовать по-разному. Это и работа с буквенными веерами (показ нужной буквы по команде), и задание найти на отмеченной строке (на полях стоит галочка) самому ошибку, которую допустил. Задание проверить тетрадь соседа учит более внимательному анализу, так как требует особой ответственности. Важно, чтобы ученику захотелось найти доказательства, отвечающие на вопросы : «Как же так, а почему у меня неправильно? В чём ошибка? Я же был уверен…» Тогда анализ расхождения он пропустит через себя и в следующий раз, возможно, уже не допустит ошибку в аналогичном варианте. Приведу пример игры, которая очень эффективно приводит детей к правильному усвоению результата. Игра может быть использована при изучении тем: род существительных, определение частей речи, склонений существительных, спряжений глаголов, и т. д .- тех тем, где несколько вариантов ответов. Перед игрой единственная установка делается на то, что если кто – то из команды ошибся, остальным членам команды надо не ругать его, так как он и так расстроился, а наоборот, поддержать, сказать, что в следующий раз получится. Класс делится на команды по колонкам. Задание: каждому из команды найти среди карточек на учительском столе существительное среднего, (другой команде - мужского, женского рода). Сначала выходят ученики с первых парт, потом вторых и так перед учителем проходит весь класс. Сразу видно, кому трудно, с кем надо доработать. Сев на место с выбранной карточкой, менять её уже нельзя. Эта игра хороша тем, что как только ребёнок с карточкой сел за парту, остальным из команды хочется посмотреть, правильно ли он её выбрал. Поэтому, если ошибка, то уже до проверки с учителем ребята сами объясняют друг – другу причины неуспеха. При проверке выходит команда с существительными женского рода, все остальные ставят руки на локти для хлопка. Зачитываются карточки, если ошибка – проверяющие хлопают, а допустивший ошибку – объясняет, в чём она. Аналогично проверяются остальные команды. Цель: меньше пропустить голы – ошибки. Эта игра проводится в несколько туров (в разные дни), чтобы каждый проиграл с разным родом существительного . К тому же с каждым туром усложняется задание: сначала надо было определить род существительных в единственном числе, в именительном падеже, затем во множественном числе, в косвенных падежах. Наконец, в последнем туре ко второй степени сложности прибавляются карточки с другими частями речи, чтобы запутать и проверить прочные ли знания. Детям игра очень нравится, а мне нравится то, что у них повышается познавательная активность – они хотят научиться правильно определить род существительных, чтобы не подвести команду и не боятся играть, так как в команде никто никого не осуждает, а только помогает (это была главная установка). Контроль должен проходить всегда во взаимодействии с коррекцией. Коррекция – это внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
5.Итак – оценка! Одно из самых трудных регулятивных действий, так как дети либо завышают себе её, либо занижают, не веря в себя. И то, и другое может в будущем помешать стать успешными. Важно научить детей выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить (находится в зоне ближайшего развития), осознавать качество и уровень усвоения. Тогда у них будут правильные критерии оценивания результатов своей деятельности. Для этого на уроках обязательно несколько раз, в нескольких этапах урока должна проводиться рефлексия. Ребята должны давать развёрнутые объяснения того, что они делали, как и для чего. Должны комментировать ответы (выступления, проекты…) друг – друга так, чтобы находить в них что – то очень удачное и что можно порекомендовать сделать ( рассказать…) лучше. Кроме того учитель должен постоянно комментировать свою выставляемую оценку, заканчивая словами: «Ты согласен?» Сегодня ученик может получить два, а завтра он же получит пять, главное, чтобы он понимал, что он действительно так работал, и что дальнейшая судьба его оценок в его собственных руках. Помогают в выработке справедливо оценивать себя и разноуровневые задания, по выбору учащегося. Кроме этого, мне нравится проводить урок закрепления, когда у учащихся есть лист с заданиями, и они, выполняя его, подходят после каждого задания, чтобы получить печать (награждение), а собрав все печати (они разные) – дойти до приза – получить наклейку из мультфильма. Подходить нужно и в том случае, когда что – то непонятно. Задания выстроены в таком порядке (здесь его менять нельзя), чтобы тратилось время на выполнение то больше, то меньше. (Например, то произведи фонетический разбор слова…, то вставь пропущенные буквы в уже напечатанный текст). Это используется для того, чтобы у учительского стола не выросла очередь. Так как учитель знает, что должно быть в тетради у детей – проверка проводится очень быстро. Подходить к учителю надо без поднятой руки, тихо, чтобы не мешать другим и вставать в очередь так, чтобы не видеть предыдущую тетрадь. Самостоятельно, ребёнок находит ошибку по образцу, получает разъяснение и сев, доделав работу, опять подходит и получает награду. Если ребёнок проверил и у него всё правильно, получает награду – печать у учителя сразу. В конце урока встают те, кто выполнили всё, почти всё, кто сделал половину, но зато без единой ошибки и аккуратно. Многие из тех, кто не успел, не хотят останавливаться, приходиться им разрешать доделывать работу после уроков, так им хочется, конечно, получить награду, но зато хочется и поработать для этого. Почему бы и нет. Ведь взрослые тоже получают зарплату, своего рода опять жизненный опыт : «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Так же можно предложить на уроке выполнить дополнительные задания. Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.
6.Ещё один трудный вид регулятивных действий – это волевая саморегуляция. Мы ожидаем от своих учеников, чтобы они мобилизовали свои силы, энергию и стремились к изучению новых знаний и умений. Во – первых, они должны уметь справляться и с эмоциональными трудностями – волнением, страхами. Для некоторых контрольные работы, выход к доске, получение двойки – это нервный стресс. Здесь играет большую роль поведение учителя. Именно ему надо чаще поддерживать детей, заставить их поверить в свои силы: «Не получилось – получится, не боги горшки обжигают. Терпение и труд всё перетрут». Возможна работа с психологами, диалоги с родителями, которые в погоне за идеальными результатами калечат психику своих детей. Главное, чтобы ребёнок не плакал и не «опускал руки» из–за неудач. Во–вторых, надо научить его преодолевать и лень: компьютер заменяет книги, смс – развёрнутые глубокие письма, да и вообще кругом много разнообразных развлечений, где не надо прикладывать волевых, да и любых усилий. Важно показать ребёнку, что от получения знаний – интерес, удовольствия в жизни, достижения целей намного интереснее и именно они делают человека счастливее. Посещение театров, музеев должно сопровождаться на уроках обсуждением, написанием отзывов и входить в «привычку. Ребятам легче, интереснее писать сочинения по картине, на историческую тему.
«Универсальные учебные регулятивные действия открывают учащимся возможность в построении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.» (Из образовательной программы стандартов второго поколения.)