Статья "Формы и методы личностно ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы"
Статья "Формы и методы личностно ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы"
Приорететным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при которорм ведущее место занимает личностный потенциал (принцип). Он предполагает учёт потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащегося, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Формы и методы личностно ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы" »
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал (принцип). Он предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Стараюсь, чтобы каждый урок был результативным, а достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний, а прочными знания становятся тогда, когда в приобретении их активная роль принадлежит самому ученику.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе мной успешно применяются следующие методы и приемы: ассоциативный ряд, опорный конспект, ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления), мозговая атака, групповая дискуссия, чтение с остановками, кластеры, синквейн, эссе, перепутанные логические цепочки, дидактическая игра, лингвистические карты, исследование текста, работа с тестами, нетрадиционные формы домашнего задания и др.
Использую в работе технологию развития критического мышления. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.
Сегодняшний урок немыслим без применения технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения. В её основе лежит динамичная система классной, групповой и индивидуальной работы с учащимися. Уровневая дифференциация осуществляется путём деления учеников на группы для освоения программного материала. Я работаю в классах, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями, они по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Поэтому даже самый методически совершенный урок не обязательно будет успешным. Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности всех учащихся.
Как строить урок, чтобы учение всем приносило радость познания, пробуждало интерес к предмету? Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся.
Задания для группы сильных учеников:
• составление текстов диктантов,
• составление карточек-заданий по изученному материалу,
• составление обобщающих таблиц для работы на уроке,
• сочинение лингвистических сказок,
• работа с дополнительной литературой,
• проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки,
• выполнение обязанностей консультанта при групповой работе,
• работа «учителем» (проведение фрагментов урока).
Ученикам с низкими учебными возможностями предлагаю необходимые опорные схемы, таблицы, подсказки, рифмованные правила, опорные карточки со зрительно-текстовой опорой и индивидуальный темп работы.
Осуществлению личностного подхода при изучении русского языка способствуют такие виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных способностей и интересов школьников.
Я глубоко убеждена в том, что информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивают надёжность и объективность оценки знаний учащихся, повышают эффективность обучения, качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке), включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика. При обучении русскому языку и литературе я использую ИКТ на уроках закрепления знаний, умений, навыков (совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий как для групповой, так и для индивидуальной работы); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на уроках – лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках – зачётах (разные виды тестовых форм)
Использую в своей практике и игровую технологию (как элемент урока и как форму урока).Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только учебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Для этого приучаю своих учеников выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.
Сделать урок познавательным и интересным помогают и интерактивные методы обучения. На таком уроке ученик не потребитель, а искатель, чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. В интерактивном обучении привлекается личностный опыт ученика, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность.
Игровая форма работы, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке — всё это вызывает интерес и желание учиться.
В своей работе использую следующие интерактивные методы и приёмы : “Встаньте, если…”, “Фруктовый сад”, “Мозговой штурм”, “Карусель”, “Два, четыре — вместе”, “Четыре угла”, “Мозаика”, “Совместный проект”, “Аквариум”, “Синтез идей”, “Микрофон”, “Метод ПРЕСС”, “Обучая — учусь”, “Выбери позицию”, “Живая линия”, “Большой круг” и многие другие. Они создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, в них возможен неправильный ответ, ученик оценивается по процессу деятельности.
По сути в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.