kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современный урок русского языка в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования диктует   новые требования к результатам учебной деятельности, а значит и к современному уроку. Как учить по-новому? Этот вопрос остро стоит перед каждым учителем.В основе современного урока лежит системно-деятельностный подход. Принципиальным отличием современного подхода являетсяориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять их в практической деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок русского языка в условиях реализации ФГОС »

Современный урок русского языка в условиях реализации ФГОС

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи (американский философ и

педагог)

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Некоторые особенности фундаментального ядра содержания общего образования из раздела «Русский язык»

  1. Одна из основных целей обучения русскому языку – овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет, информационная переработка текста).Наша задача –научить детей работать с источниками , извлекая максимум информации.

  2. В структуре содержания «Речь» занимает первое место.

Это для нас,словесников, может показаться неожиданным, так как мы уроки развития речи рассматривали как дополнительные уроки.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».



  1. В разделе «Язык» правописание (орфография и пунктуация) занимают последнее место.

Это не значит, что мы не должны уделять им внимания, это значит ,что такие уроки должны занять свое место в практическом умении учащихся. Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которо-

го позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа

4.В разделе «Речь» предусматривается владение различными видами чтения, анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежность к функционально-смысловому типу и функциональной разновидности языка. Информационная переработка текста.

Коллеги, мы должны знать , что учащийся по новым стандартам рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

Когда-то педагог К.Д. Ушинский сказал: «Процесс обучения –двухсторонний. Учитель учит, а ученик учится. И от равных усилий того и другого зависит конечный результат обучения».

По ФГОС на уроках необходимо применять системно-деятельностный подход: знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

На уроках учащиеся должны обмениваться информацией, взаимодействовать с одноклассниками на уроке.

Очень важна на уроках рефлексивность: учащиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Требования к современному уроку ,который должен предполагать

  • самостоятельную работу учащихся на всех этапах урока

  • учитель выступает в роли организатора, а не информатора

  • обязательная рефлексия учащихся на уроке

  • высокая степень речевой активности учащихся , что и предполагает реализацию принципа коммуникативности

В связи с этим можно выделить структурные элементы урока

Мобилизующий этап или организационный – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Целеполагание - формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться

На уроке обязательно должен быть момент осознания недостаточности имеющихся знаний для выполнения заданий учителя.

И наконец коммуникация. Безусловно, что любой вид исследовательской работы чаще всего проходит коллективно. Парные ,групповые виды работ выходят на первый план.

Взаимопроверка и взаимоконтроль способствуют реализации коммуникативности современного урока.

Заканчиваться урок должен рефлексией - осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился, что нового узнал, в каких своих навыках он продвинулся дальше.

Перед вами сравнительная таблица, которая вам поможет осознать, чем отличается от инновационный урок отличается от традиционного. Основные структурные этапы урока.



Традиционный урок


Инновационный урок

1.Оргмомент

1.Мобилизующий этап

2. Проверка домашнего задания

2.Самоопределение учащихся на основе антиципации

3. Объяснение нового материала

3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний

4.Закрепление

4.Закрепление нового материала

5. Итог урока

5. Рефлексия

6.Домашнее задание






Итак, оргмомент или мобилизующий этап, или самоопределение деятельности ( по ФГОС вы можете встретить различные определения). Проверка домашнего задания может быть включена в мобилизующий этап, но она не является главной на этом этапе. Далее идет самоопределение учащихся на основе антиципации, т.е предугадывания того, что они должны сделать на уроке. Обычно это входило в оргмомент, когда учитель формулировал тему урока и ставил перед учащимися цели. Объяснение нового материала в инновационном уроке начинается с момента осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Этот момент обязательно должен присутствовать на уроке, который соответствует современным требованиям. Закрепление нового, как вы видите, остается и в формате инновационного урока. А вот заканчиваться инновационный урок должен непременно рефлексией. Домашнее задание может быть задано до рефлексии и после.

Отсюда вытекают и требования к заданиям на уроке:

Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.

Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета, а еще лучше, если ученикам потребуются знания, полученные на разных предметах.

Позвольте напомнить еще раз,что

1.Ученик равноправный с учителем участник образовательного процесса, которому передается часть функций учителя: определение и формулировка темы урока, определение цели урока, формулировка задания к учебному материалу

2.Взаимосвязанное сочетание ЧЕТЫРЕХ интеллектуальных процессов: антиципации (предопределение учеником своих учебных действий), целенаправленное развитие логического мышления, повышенная речевая активность, рефлексия.

3. Высокая сложность учебного материала частично-поискового и проблемного характера на всех этапах урока.

Теперь посмотрим, как происходит деятельность ученика на разных этапах.

Мобилизующий этап

1.Выполняя предложенные учителем задания частично-поискового характера, определяет тему урока.

2.Пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создает установку на их реализацию.

3.Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.



Этап овладения новыми знаниями

1.Ученик сам формулирует задания к упражнениям. Ему дается только материал упражнения, а задания он формулирует на основе уже имеющегося опыта работы на уроках.

2.Выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия.

3. Формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала.

Словарно-орфографическая работа

1.Выявляет родовые признаки предмета

2. Определяет путем сравнивания и сопоставления видовых понятий существенные признаки предмета

3. Самостоятельно формулирует лексическое значение нового (доселе незнакомого) слова.



Рефлексия

1.Ученик должен вспомнить весь ход урока и проанализировать свою деятельность или деятельность товарищей и высказывает свои впечатления.

Мобилизующий этап

Заполни четвертую строку, исключив из каждой строки лишнее слово

  1. ноч…,проч…,глушь…;

  2. сплош…,стереч…,беречь…;

  3. умываеш…, держиш…, настеж…;

  4. …, …, … .



Запись на доске

Цель урока: познакомиться с … … … … и научиться … … … .

Примеры заданий мобилизующего этапа простые. Заполнив четвертую строчку, ученик должен догадаться, какая тема урока. Правописание ь после шипящих на конце наречий.

Опорная запись на доске.

Ученик должен вставить 3 или 4 слова, например, познакомиться с правописанием наречий с ь и учиться правильно писать наречия . Здесь развивается речь учащихся.

Другие примеры. Тема «Словосочетание». Чтение стихотворения С. Смирнова

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Подбирается стихотворение о бережном отношении к природе.

На доске вы видите фотографии с изображением озера Байкал. Дети рассматривают их.

* Что вы видите на фотографиях? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: озеро Байкал, берег, горы, вода, деревья.)

* Что вы можете сказать о том, какой Байкал, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: бескрайнее озеро, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, гигантские кедры и т. д.)

* Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится об озере, воде, горах в том столбике, где записаны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания.

Итак, определим тему и цели урока.

Еще пример. Тема «Чередующиеся гласные в корнях лаг-лож»

Сейчас я продиктую словосочетания. Вы должны записать их и объяснить изученные орфограммы. Ученик у доски выполняет задание, проверяя безударные гласные в корне ударением распевать песни- петь, сбежать с горы-бег, предлагать дружбу- ? (предлог)

Проверим написание последнего слова по словарю. Итак, какое задание вы выполняли? Каким правилом вы пользовались? Применимо ли это правило в последнем случае? (Нет, правило не сработало). Чем же мы сегодня будем заниматься? (Изучать новое правило о правописании безударных гласных в корне слова). Какую же цель мы ставим?

Урок литературы. Кто такая Русалочка? ( Варианты детей разные. Кто-то говорит, что это наполовину женщина, наполовину рыба. Это утопленницы, которые тянут на дно и т.д.) А в Дании есть памятник Русалочке. Какой возникает у вас вопрос? Дети: «За что памятник?» Кому обычно ставятся памятники? (Героям, которые совершают подвиги) Тема: «Подвиг любви Русалочки по одноименной сказке Андерсена».

Тема «Письмо». Прочитайте эпиграф к  уроку. Как понимаете его смысл? Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.»
(Н. Кузовлева)

-Сформулируйте тему нашего урока. Цель?

На этапе овладения новыми знаниями ученику предлагается следующая запись, анализируя, ученик должен сформулировать правило.

  1. сплошь, прочь, настежь;

  2. уж, замуж, невтерпеж (искл.)



Познакомьтесь с записью.

Сформулируйте правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.



Закрепление нового материала

Упражнение

Прочитайте фразеологизмы под цифрами и в справке. Сформулируйте задание к упражнению.

  1. кидает в жар

  2. отлегло от сердца

  3. сжигать мост

  4. как две капли воды

  5. кругом и всюду

  6. что правда, то правда

Справка: точ…(в) точ…., бросает в дрож…, сплош… и рядом, жеч… корабли, ничего не скажеш…, гора с плеч… .

На этапе закрепления ученику предлагается запись, задание сформулировать самому. Сравнивая запись, учащиеся должны догадаться, что нужно найти синонимичные выражения из справочного материала, заменить фразеологизмы и вставить буквы, раскрыть скобки.

Словарно-орфографическая работа

Запишите новое словарное слово, которое является той же частью речи, что и слово навзрыд, и что в названном слове нужно заменить корень, взяв его из зависимого слова в словосочетании пасть ниц.

Ответ: навзничь.

Требования к учителю:

  1. Учитель четко и точно формулирует задания, потому что потом учитель их не повторяет)

  2. Не даёт новые задания ученикам в готовом виде

  3. Не повторяет задания два раза

  4. Не комментирует и не исправляет ответы, предлагая это сделать самим ученикам(таким образом достигается взаимоконтроль)

  5. Не повторяет то, что уже сказали ученики (это помогает ученикам быть более внимательными на уроке)

  6. Предугадывает затруднения учащихся и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза

  7. Подбирает комплексные задания





Сравнив деятельность учителя, мы понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Учитель и ученик – это единое целое, давайте учиться вместе и помогать друг другу. Спасибо за внимание!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Современный урок русского языка в условиях реализации ФГОС

Автор: Зорина Оксана Александровна

Дата: 21.07.2014

Номер свидетельства: 110380

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Современный урок русского языка в свете ФГОС: особенности,  проблемы, пути решения. "
    ["seo_title"] => string(90) "sovriemiennyi-urok-russkogho-iazyka-v-svietie-fgos-osobiennosti-probliemy-puti-rieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "153435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421004131"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Особенности современного урока русского языка в условиях реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(82) "osobiennosti-sovriemiennogho-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "245140"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446057854"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Организация современного урока русского языка  в условиях перехода к ФГОС (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(101) "orghanizatsiia-sovriemiennogho-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-pieriekhoda-k-fgos-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "134715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416773542"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Методическая разработка современного урока русского языка в условиях реализации требований ФГОС ОО» Повторение и обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_sovremennogo_uroka_russkogo_iazyka_v_usloviiakh_realiz"
    ["file_id"] => string(6) "553718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592615853"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(96) "aktual-nyie-probliemy-priepodavaniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "167419"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423074658"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства