kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Союз. Электронное пособие по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное пособие для учащихся 7 класса по теме "Союз"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Союз. Электронное пособие по русскому языку»

Служебные части речи  Союз   Учебное пособие для учащихся 7 класса Составитель

Служебные части речи Союз

Учебное пособие

для учащихся 7 класса

Составитель

Знаете ли вы? Выбирай раздел! Название СОЮЗ появилось в 17 веке. По количеству союзов около 250. Союз И - один из самых древних союзов русского языка. Союз И - за тысячелетия - не изменило своего звучания. Чаще всего употребляются союзы типа а, и, или. Разряды союзов Правописание союзов Союз в предложении и тексте Итоговый тест

Знаете ли вы?

Выбирай раздел!

  • Название СОЮЗ появилось в 17 веке.
  • По количеству союзов около 250.
  • Союз И - один из самых древних союзов русского языка.
  • Союз И - за тысячелетия - не изменило своего звучания.
  • Чаще всего употребляются союзы типа а, и, или.

Разряды союзов

Правописание союзов

Союз в предложении и тексте

Итоговый тест

Разряды союзов Упражнение № 2 Упражнение № 1 Тест Теоретические сведения

Разряды союзов

Упражнение № 2

Упражнение № 1

Тест

Теоретические сведения

Разряды союзов

По значению и функции союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

  • С о ч и н и т е л ь н ы е союзы связывают однородные члены предложения и части сложно сочиненного предложения.
  • То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. (К.Г. Паустовский)
  • Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице. (А.С. Пушкин)
  • То солнце тусклое блестит, то туча черная висит.

(А.С. Пушкин)

По значению сочинительные союзы

делятся на три основные группы:

Современные лингвисты выделяют и другие группы сочинительных союзов:

соединительные

пояснительные

и,

то есть,

присоединительные

(передают значения одновременности, последовательности и др.)

противительные

(передают значения пояснения, конкретизации)

да (=и),

а,

разделительные (передают значения чередования, взаимоисключения)

Да и,

или (=то есть),

Градационные

(передают значение противопоставления)

(передают значение дополнения, добавочного замечания)

как… так и,

Не только… но и,

а именно

или,

да и то,

(передают значения сопоставления по степени значимости)

но,

и… и,

притом (и притом),

или… или,

да (=но),

не столько… сколько,

ни… ни

не то чтобы… а, если не… то

либо,

зато,

причем (и причем),

то… то,

однако,

также,

не то… не то,

же

тоже

то ли… то ли

Разряды союзов 2. П о д ч и н и т е л ь н ы е союзы связывают части сложно подчиненного предложения. Я первый раз попал в этот городок, хотя мы услышали о нём двадцать лет назад. (В. Солоухин) , . По значению подчинительные союзы делятся на две группы: изъяснительные (указывают на то, о чем говорят) и обстоятельственные (времени, цели, сравнения, причины, условия, следствия, уступки). хотя Обстоятельственные Изъяснительные времени: когда, едва, пока, лишь, только, как только, после того как, прежде чем цели: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, ради того, чтобы сравнения : как, как будто, словно, точно причины : потому что, так как, оттого что, ибо условия : если (бы), ежели следствия : так что уступки : хотя, несмотря на то что, пускай, пусть что чтобы будто и др.

Разряды союзов

2. П о д ч и н и т е л ь н ы е союзы связывают части сложно подчиненного предложения.

  • Я первый раз попал в этот городок, хотя мы услышали о нём двадцать лет назад. (В. Солоухин) , .

По значению подчинительные союзы делятся на две группы: изъяснительные (указывают на то, о чем говорят) и обстоятельственные (времени, цели, сравнения, причины, условия, следствия, уступки).

хотя

Обстоятельственные

Изъяснительные

времени: когда, едва, пока, лишь, только, как только, после того как, прежде чем

цели: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, ради того, чтобы

сравнения : как, как будто, словно, точно

причины : потому что, так как, оттого что, ибо

условия : если (бы), ежели

следствия : так что

уступки : хотя, несмотря на то что, пускай, пусть

что

чтобы

будто и др.

Разряды союзов Союз и является одним из самых употребительных в русском языке. Частое его использование создает пунктуационные сложности. Чтобы не ошибиться при постановке знаков препинания в предложении с союзом и , нужно учитывать следующее: Союз И Соединяет части Соединяет однородные члены предложения сложно-сочиненного предложения ставится запятая повторяется – ставится запятая не повторяется – не ставится запятая

Разряды союзов

Союз и является одним из самых употребительных в русском языке. Частое его использование создает пунктуационные сложности. Чтобы не ошибиться при постановке знаков препинания в предложении с союзом и , нужно учитывать следующее:

Союз И

Соединяет части

Соединяет однородные члены предложения

сложно-сочиненного предложения

ставится запятая

повторяется – ставится запятая

не повторяется –

не ставится запятая

Разряды союзов 1. По составу союзы делятся на простые (состоят из одного слова) и составные  (состоят из двух и более слов). 2. По употреблению союзы делятся на одиночные (употребляются в предложении один раз), повторяющиеся (союзы употребляются в предложении два или несколько раз), двойные ( парные союзы, состоящие из двух частей: не только… но и; не столько… сколько; не то чтобы… а; если не… то ). Разряды союзов по составу Простые Составные что чтобы в связи с тем что в то время как и потому что да так как тоже также несмотря на то что как будто когда будто оттого что ради того чтобы ведь лишь благодаря тому что вместо того чтобы однако словно и др. как только то есть и др.

Разряды союзов

1. По составу союзы делятся на простые (состоят из одного слова) и составные (состоят из двух и более слов).

2. По употреблению союзы делятся на одиночные (употребляются в предложении один раз), повторяющиеся (союзы употребляются в предложении два или несколько раз), двойные ( парные союзы, состоящие из двух частей: не только… но и; не столько… сколько; не то чтобы… а; если не… то ).

Разряды союзов по составу

Простые

Составные

что

чтобы

в связи с тем что

в то время как

и

потому что

да

так как

тоже

также

несмотря на то что

как будто

когда

будто

оттого что

ради того чтобы

ведь

лишь

благодаря тому что

вместо того чтобы

однако

словно и др.

как только

то есть и др.

Разряды союзов В сложноподчиненном предложении роль союза, соединяющего его части, могут выполнять относительные местоимения (который, чей, каков, кто, что, сколько) и относительные наречия (где, куда, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем) . Они являются союзными словами. В отличии от союзов такие слова являются членами предложения.  Мне дорог дом, где я родился. где?

Разряды союзов

В сложноподчиненном предложении роль союза, соединяющего его части, могут выполнять относительные местоимения (который, чей, каков, кто, что, сколько) и относительные наречия (где, куда, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем) . Они являются союзными словами.

В отличии от союзов такие слова являются членами предложения.

Мне дорог дом, где я родился.

где?

Разряды союзов

Разряды союзов

Упражнение № 1 Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Подчеркните союзы и укажите, какие синтаксические единицы они связывают.  1. Тёмная грозовая туча уже ушла д..леко и ун..сла (с)собой грозу.(А. Чехов) 2. Ночь уже л..жилась на горы, и туман нач..нал бр..дить по ущельям. (М. Лермонтов) 3. Чтобы вода   (не)залила огонь, пр..шлось подкладывать в костры больше дров. (В. Арсеньев) 4. Солнце село, но в лесу ещё светло. 5. Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморо..ь. (В. Арсеньев) 6. Если ты что(нибудь) делаешь, делай это хорошо. (.Л. Толстой) 7. Бим увидел, что здесь (ни)кто (ни)кого (не)трогает, (ни)кто ни(в)кого (не)стреляет. (Г.Троепольский) Самопроверка

Упражнение № 1

Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Подчеркните союзы и укажите, какие синтаксические единицы они связывают.

1. Тёмная грозовая туча уже ушла д..леко и ун..сла (с)собой грозу.(А. Чехов)

2. Ночь уже л..жилась на горы, и туман нач..нал бр..дить по ущельям. (М. Лермонтов)

3. Чтобы вода  (не)залила огонь, пр..шлось подкладывать в костры больше дров. (В. Арсеньев)

4. Солнце село, но в лесу ещё светло.

5. Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморо..ь. (В. Арсеньев)

6. Если ты что(нибудь) делаешь, делай это хорошо. (.Л. Толстой)

7. Бим увидел, что здесь (ни)кто (ни)кого (не)трогает, (ни)кто ни(в)кого (не)стреляет. (Г.Троепольский)

Самопроверка

Самопроверка  Упражнение № 1  1. Тёмная грозовая туча уже ушла далеко и унесла с собой грозу. О и О 2. Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям. , и 3. Чтобы вода не залила огонь, пришлось подкладывать в костры больше дров. чтобы , 4. Солнце село, но в лесу ещё светло. , но 5. Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморо з ь. О и О, то…, то … 6. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. если , 7. Бим увидел, что здесь никто никого не трогает, никто ни в кого не стреляет. , что , Упражнение № 2 К упражнению № 1

Самопроверка Упражнение № 1

1. Тёмная грозовая туча уже ушла далеко и унесла с собой грозу. О и О

2. Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям. , и

3. Чтобы вода не залила огонь, пришлось подкладывать в костры больше дров. чтобы ,

4. Солнце село, но в лесу ещё светло. , но

5. Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморо з ь. О и О, то…, то …

6. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо.

если ,

7. Бим увидел, что здесь никто никого не трогает, никто ни в кого не стреляет. , что ,

Упражнение № 2

К упражнению № 1

Упражнение № 2 Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки. Составьте полную схему первого предложения и краткую схему (главные члены) второго предложения. Найдите сочинительные и подчинительные союзы, определите их разряды по значению и функции, по составу и употреблению.  Было такое светлое, чистое праз(?)ничное утро как будто кто(то) за ночь взял и вымыл заботливыми руками и бережно ра(с, сс)тавил по местам и это голубое небо и пушистые белые облака на нем и высокие старые тополи трепетавшие молодой, клейкой, бл..гоухающ..й листвой. Днепр ра(с, сс)тилался перед нами на (не)обозримом пространстве – синий и страшный у берегов, спокойный и серебряный вдали. (А. Куприн) Самопроверка

Упражнение № 2

Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки. Составьте полную схему первого предложения и краткую схему (главные члены) второго предложения. Найдите сочинительные и подчинительные союзы, определите их разряды по значению и функции, по составу и употреблению.

Было такое светлое, чистое праз(?)ничное утро как будто кто(то) за ночь взял и вымыл заботливыми руками и бережно ра(с, сс)тавил по местам и это голубое небо и пушистые белые облака на нем и высокие старые тополи трепетавшие молодой, клейкой, бл..гоухающ..й листвой. Днепр ра(с, сс)тилался перед нами на (не)обозримом пространстве – синий и страшный у берегов, спокойный и серебряный вдали. (А. Куприн)

Самопроверка

Самопроверка  Упражнение № 2  1. Было такое светлое, чистое праздничное утро, как будто кто-то за ночь взял и вымыл заботливыми руками и бережно расставил по местам и это голубое небо, и пушистые белые облака на нем, и высокие старые тополи, трепетавшие молодой, клейкой, благоухающей листвой. «как будто» - обстоятельственный сравнения, составной, одиночный; взял вымыл И расставил – соединительный, простой, одиночный И небо, и облака, и тополи – соединительный, простой, повторяющийся [ , ],(как будто и и ,и ,и , , , ). 2. Днепр расстилался под нами на необозримое пространство — синий и страшный у берегов, спокойный и серебряный вдали. «и» - соединительный, простой, одиночный (в обоих случаях) [ и , и ]. Упражнение № 1 К упражнению № 2

Самопроверка Упражнение № 2

1. Было такое светлое, чистое праздничное утро, как будто кто-то за ночь взял и вымыл заботливыми руками и бережно расставил по местам и это голубое небо, и пушистые белые облака на нем, и высокие старые тополи, трепетавшие молодой, клейкой, благоухающей листвой.

«как будто» - обстоятельственный сравнения, составной, одиночный;

взял вымыл И расставил – соединительный, простой, одиночный

И небо, и облака, и тополи – соединительный, простой, повторяющийся

[ , ],(как будто и и ,и ,и , , , ).

2. Днепр расстилался под нами на необозримое пространство — синий и страшный у берегов, спокойный и серебряный вдали.

«и» - соединительный, простой, одиночный (в обоих случаях)

[ и , и ].

Упражнение № 1

К упражнению № 2

Инструкция к тесту Тест выполняется на отдельном листе. В вопросе может быть как один вариант ответа, так и несколько. В конце работы ты сможешь проверить свои варианты ответа и оценить свою работу. Перейти к тесту

Инструкция к тесту

  • Тест выполняется на отдельном листе.
  • В вопросе может быть как один вариант ответа, так и несколько.
  • В конце работы ты сможешь проверить свои варианты ответа и оценить свою работу.

Перейти к тесту

Тест по теме «Разряды союзов» 1. В этом ряду перечислены союзы, с помощью которых могут быть соединены однородные члены: А) и, да, но, однако, или; Б) зато, если, так что, и, либо; В) тоже, хотя, что, или, и; Г) не только… но и, как, да, зато, когда. 2. Предложение соответствует этой схеме [ ], и [ ]. А) Свет фар ярко вспыхнул и быстро исчез во мраке ночи. Б) Художник взял карандаш и сделал первые наброски. В) Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настает. Г) Я открыл блокнот, подаренный братом, и написал план выступления. 3. В этом предложении есть разделительный союз: А) Не только тетради, но и учебники лежали на столе. Б) Настала минута, когда я понял всю цену этих слов. В) Соревнования мы проведем в зале или на улице. Г) Огонь маяка то разгорался, то бледнел от усталости.

Тест по теме «Разряды союзов»

  • 1. В этом ряду перечислены союзы, с помощью которых могут быть соединены однородные члены:

А) и, да, но, однако, или;

Б) зато, если, так что, и, либо;

В) тоже, хотя, что, или, и;

Г) не только… но и, как, да, зато, когда.

  • 2. Предложение соответствует этой схеме [ ], и [ ].

А) Свет фар ярко вспыхнул и быстро исчез во мраке ночи.

Б) Художник взял карандаш и сделал первые наброски.

В) Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настает.

Г) Я открыл блокнот, подаренный братом, и написал план выступления.

  • 3. В этом предложении есть разделительный союз:

А) Не только тетради, но и учебники лежали на столе.

Б) Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.

В) Соревнования мы проведем в зале или на улице.

Г) Огонь маяка то разгорался, то бледнел от усталости.

Тест по теме «Разряды союзов» 4. Противительный союз употреблен в сложном предложении. А) Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен. Б) Пассажиры спешили, но опоздали на поезд. В) Лес замирает, млеет в зное, но тем пышней цветет жасмин. Г) Уже румянит осень клены, а ельник зелен и тенист. 5. В предложении употреблен сравнительный союз: А) Лес шумел, как океан в бурю. Б) Когда я выходил на улицу, начинался снегопад. В) Я не видел, как прошли соревнования. Г) Пока я шел, край неба заалел. Самопроверка

Тест по теме «Разряды союзов»

  • 4. Противительный союз употреблен в сложном предложении.

А) Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен.

Б) Пассажиры спешили, но опоздали на поезд.

В) Лес замирает, млеет в зное, но тем пышней цветет жасмин.

Г) Уже румянит осень клены, а ельник зелен и тенист.

  • 5. В предложении употреблен сравнительный союз:

А) Лес шумел, как океан в бурю.

Б) Когда я выходил на улицу, начинался снегопад.

В) Я не видел, как прошли соревнования.

Г) Пока я шел, край неба заалел.

Самопроверка

Проверь себя! Ключ к тесту: 1 – а 2 – в 3 – в, г 4 – а, в, г 5 – а Оцени работу 0 ошибок –«отлично» 1 – 2 ошибки –«хорошо» 3 ошибок –«удовлетворительно» 4 и более ошибок – посмотри теорию еще раз Назад к тесту

Проверь себя!

Ключ к тесту:

  • 1 – а
  • 2 – в
  • 3 – в, г
  • 4 – а, в, г
  • 5 – а

Оцени работу

0 ошибок –«отлично»

1 – 2 ошибки –«хорошо»

3 ошибок –«удовлетворительно»

4 и более ошибок – посмотри теорию еще раз

Назад к тесту

Правописание союзов Упражнение № 2 Упражнение № 1 Теоретические сведения Тест

Правописание союзов

Упражнение № 2

Упражнение № 1

Теоретические сведения

Тест

Правописание союзов Запомни написание наиболее употребительных в речи составных союзов : потому что тогда как оттого что несмотря на то что так как в то время как так что ради того чтобы как будто пока что с тем чтобы как только Союзы чтобы, также, тоже, оттого (что), потому (что), зато, причём, притом и некоторые другие пишутся слитно. Их нужно отличать от сходных по звучанию сочетаний слов, которые пишутся отдельно.

Правописание союзов

Запомни написание наиболее употребительных в речи составных союзов :

потому что

тогда как

оттого что

несмотря на то что

так как

в то время как

так что

ради того чтобы

как будто

пока что

с тем чтобы

как только

Союзы чтобы, также, тоже, оттого (что), потому (что), зато, причём, притом и некоторые другие пишутся слитно. Их нужно отличать от сходных по звучанию сочетаний слов, которые пишутся отдельно.

Правописание союзов Запомни приемы, которые помогут тебе различать союзы и сочетания слов: 1. Союз можно заменить синонимом: Чтобы = для того чтобы Причем = притом Также = тоже = и Зато = но = однако Оттого (что) = потому (что) = так так Черемуха цветет, сирень также (=и=тоже) расцветает. Я надел плащ и взял зонтик, потому что (=так как=оттого что) шёл дождь. , также .  , Почему? Потому что

Правописание союзов

Запомни приемы, которые помогут тебе различать союзы и сочетания слов:

1. Союз можно заменить синонимом:

Чтобы = для того чтобы Причем = притом

Также = тоже = и Зато = но = однако

Оттого (что) = потому (что) = так так

  • Черемуха цветет, сирень также (=и=тоже) расцветает.
  • Я надел плащ и взял зонтик, потому что (=так как=оттого что) шёл дождь.

, также .

,

Почему?

Потому что

Правописание союзов 2. К союзу поставить вопрос нельзя, а в сочетаниях что бы, так же , то же, от того, по тому, за то, при чем, при том, и так и др. есть местоимения или наречия, к которым можно задать вопрос. Эти самостоятельные слова являются членами предложения. в какой мере? Черемуха так же душиста, как и сирень. по какому? Мы осторожно двигались по тому узкому проходу, где вчера встретились с другой группой туристов. как? как?

Правописание союзов

2. К союзу поставить вопрос нельзя, а в сочетаниях что бы, так же , то же, от того, по тому, за то, при чем, при том, и так и др. есть местоимения или наречия, к которым можно задать вопрос. Эти самостоятельные слова являются членами предложения.

в какой мере?

  • Черемуха так же душиста, как и сирень.

по какому?

  • Мы осторожно двигались по тому узкому проходу, где вчера встретились с другой группой туристов.

как?

как?

  • И так мы пробовали, по-другому, но ничего не получается.
Правописание союзов 3. Частицы бы и же можно отбросить или переставить в другое место в предложении. Все было так же , как раньше. – Все было так , как раньше. Что бы мне прочитать? – Что мне прочитать бы ?  Для различения вводного слова итак и сочетания слов и так можно также использовать прием замены указанного вводного слова другим.

Правописание союзов

3. Частицы бы и же можно отбросить или переставить в другое место в предложении.

  • Все было так же , как раньше. – Все было так , как раньше.
  • Что бы мне прочитать? – Что мне прочитать бы ?

Для различения вводного слова итак и сочетания слов и так можно также использовать прием замены указанного вводного слова другим.

  • Итак (=следовательно=таким образом) , необходимо еще раз внимательно прочитать текст.
  • Отдыхая летом в деревне, друзья катались на скутерах и велосипедах, рыбачили, ходили в лес. И так каждый день.
Упражнение № 1 Запишите предложения, раскройте скобки. 1) (И)так продолжалось еще долгое время. 2) Мне то(же) хотелось бы подняться в горы. 3) Что(бы) такое придумать, что(бы)избежать наказания? 4) (И)так, друзья, что же у нас получилось? 5) Так(же), как и все остальные, он готовился к отъезду. 6) (По)тому, как вы отвечаете, я буду делать выводы , (по)тому что тут очень многое зависит от вашей подготовки. 7) Кот не успел спрятаться (за)то дерево, (за)то успел по пути опрокинуть стул и миску с водой. 8) (От)того, насколько быстро вы будете бежать (от)того столба до этого, зависит общий результат команды. 9) Он не согласился со мной, (при)чем тут же добавил, что мало что понял из моих слов. Самопроверка

Упражнение № 1

Запишите предложения, раскройте скобки.

1) (И)так продолжалось еще долгое время.

2) Мне то(же) хотелось бы подняться в горы.

3) Что(бы) такое придумать, что(бы)избежать наказания?

4) (И)так, друзья, что же у нас получилось?

5) Так(же), как и все остальные, он готовился к отъезду.

6) (По)тому, как вы отвечаете, я буду делать выводы , (по)тому что тут очень многое зависит от вашей подготовки.

7) Кот не успел спрятаться (за)то дерево, (за)то успел по пути опрокинуть стул и миску с водой.

8) (От)того, насколько быстро вы будете бежать (от)того столба до этого, зависит общий результат команды.

9) Он не согласился со мной, (при)чем тут же добавил, что мало что понял из моих слов.

Самопроверка

Самопроверка 1) И так продолжалось еще долгое время. 2) Мне тоже хотелось бы подняться в горы. 3) Что бы такое придумать, чтобы избежать наказания? 4) Итак, друзья, что же у нас получилось? 5) Так же , как и все остальные, он готовился к отъезду. 6) По тому , как вы отвечаете, я буду делать выводы , потому что тут очень многое зависит от вашей подготовки. 7) Кот не успел спрятаться за то дерево, зато успел по пути опрокинуть стул и миску с водой. 8) Оттого , насколько быстро вы будете бежать от того столба до этого, зависит общий результат команды. 9) Он не согласился со мной, причем тут же добавил, что мало что понял из моих слов. К упражнению № 1 Упражнение № 2

Самопроверка

1) И так продолжалось еще долгое время.

2) Мне тоже хотелось бы подняться в горы.

3) Что бы такое придумать, чтобы избежать наказания?

4) Итак, друзья, что же у нас получилось?

5) Так же , как и все остальные, он готовился к отъезду.

6) По тому , как вы отвечаете, я буду делать выводы , потому что тут очень многое зависит от вашей подготовки.

7) Кот не успел спрятаться за то дерево, зато успел по пути опрокинуть стул и миску с водой.

8) Оттого , насколько быстро вы будете бежать от того столба до этого, зависит общий результат команды.

9) Он не согласился со мной, причем тут же добавил, что мало что понял из моих слов.

К упражнению № 1

Упражнение № 2

Упражнение № 2 Запишите текст, исправляя ошибки в написании союзов и расстановке знаков препинания. Что бы выйти к берегу реки лыжники направились через лес за то получили огромное удовольствие. На лыжах поэтому лесу они шли впервые. Лыжня пряталась то зато дерево то за это. На их пути всюду рос кустарник по этому идти было нелегко. Высокие сугробы то же преграждали путь по тому приходилось двигаться обходными путями. Во время привала путешественники думали чтобы такого сделать что бы не так уставать, и дойти до реки поскорее. Самопроверка

Упражнение № 2

Запишите текст, исправляя ошибки в написании союзов и расстановке знаков препинания.

Что бы выйти к берегу реки лыжники направились через лес за то получили огромное удовольствие. На лыжах поэтому лесу они шли впервые. Лыжня пряталась то зато дерево то за это. На их пути всюду рос кустарник по этому идти было нелегко. Высокие сугробы то же преграждали путь по тому приходилось двигаться обходными путями. Во время привала путешественники думали чтобы такого сделать что бы не так уставать, и дойти до реки поскорее.

Самопроверка

Самопроверка Чтобы выйти к берегу реки , лыжники направились через лес , зато получили огромное удовольствие. На лыжах по этому лесу они шли впервые. Лыжня пряталась то за то дерево, то за это. На их пути всюду рос кустарник , поэтому идти было нелегко. Высокие сугробы тоже преграждали путь , потому приходилось двигаться обходными путями. Во время привала путешественники думали ,  что бы такого сделать чтобы не так уставать, и дойти до реки поскорее. К упражнению № 2 Упражнение № 1

Самопроверка

Чтобы выйти к берегу реки , лыжники направились через лес , зато получили огромное удовольствие. На лыжах по этому лесу они шли впервые. Лыжня пряталась то за то дерево, то за это. На их пути всюду рос кустарник , поэтому идти было нелегко. Высокие сугробы тоже преграждали путь , потому приходилось двигаться обходными путями. Во время привала путешественники думали , что бы такого сделать чтобы не так уставать, и дойти до реки поскорее.

К упражнению № 2

Упражнение № 1

Инструкция к тесту Тест выполняется на отдельном листе. В вопросе может быть как один вариант ответа, так и несколько. В конце работы ты сможешь проверить свои варианты ответа и оценить свою работу. Перейти к тесту

Инструкция к тесту

  • Тест выполняется на отдельном листе.
  • В вопросе может быть как один вариант ответа, так и несколько.
  • В конце работы ты сможешь проверить свои варианты ответа и оценить свою работу.

Перейти к тесту

Тест по теме «Правописание союзов» 1. В каком варианте необходимо слитное написание? 1) Что(бы) мы ни делали, мы всегда в ответе за свою работу. 2) У правды язык суров, за(то) душа добрая. 3) Птица так(же) рада весне, как и дитя матери. 4) Лицемерие и ложь одно и то(же).   2. В каком варианте необходимо раздельное написание? 1) (За)чем пойдешь, то и найдешь. 2) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть. 3) Он был неправ, (при)чем еще спорил. 4) (И)так, она звалась Татьяной. 

Тест по теме «Правописание союзов»

1. В каком варианте необходимо слитное написание?

1) Что(бы) мы ни делали, мы всегда в ответе за свою работу.

2) У правды язык суров, за(то) душа добрая.

3) Птица так(же) рада весне, как и дитя матери.

4) Лицемерие и ложь одно и то(же). 

2. В каком варианте необходимо раздельное написание?

1) (За)чем пойдешь, то и найдешь.

2) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

3) Он был неправ, (при)чем еще спорил.

4) (И)так, она звалась Татьяной. 

Тест по теме «Правописание союзов» 3. Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова выделенных слов) в предложении «Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)же молчала». 1) тоже — всегда пишется слитно; 2) то же — всегда пишется раздельно; 3) тоже — здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно; 4) то же — здесь местоимение  то  с частицей  же,  поэтому пишется раздельно.  4. Укажите верное написание выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Его не было дома,  (по)чему  я и оставил записку». 1) почему — всегда пишется слитно; 2) почему — здесь союз, пишется слитно; 3) почему — здесь наречие с приставкой, поэтому пишется слитно; 4) по чему — здесь предлог  по  с местоимением  чему , поэтому пишется раздельно.

Тест по теме «Правописание союзов»

3. Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова выделенных слов) в предложении «Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)же молчала».

1) тоже — всегда пишется слитно;

2) то же — всегда пишется раздельно;

3) тоже — здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) то же — здесь местоимение  то  с частицей  же,  поэтому пишется раздельно.

4. Укажите верное написание выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Его не было дома,  (по)чему  я и оставил записку».

1) почему — всегда пишется слитно;

2) почему — здесь союз, пишется слитно;

3) почему — здесь наречие с приставкой, поэтому пишется слитно;

4) по чему — здесь предлог  по  с местоимением  чему , поэтому пишется раздельно.

Тест по теме «Правописание союзов» 5. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.  Девочки в рёв требовали, ЧТО(БЫ) их посадили рядом с Сашей. 1) ЧТО(БЫ) – всегда пишется слитно; 2) ЧТО(БЫ) – всегда пишется раздельно; 3) ЧТО(БЫ) – здесь это подчинительный союз, поэтому пишется слитно; 4) ЧТО(БЫ) – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно.   6. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно. В комнату едва проникал свет, ЗА(ТО) за ставнями было знойно. 1) ЗА(ТО) – всегда пишется слитно; 2) ЗА(ТО) – всегда пишется раздельно; 3) ЗА(ТО) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно; 4) ЗА(ТО) – здесь это местоимение ТО с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно. Самопроверка

Тест по теме «Правописание союзов»

5. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно. Девочки в рёв требовали, ЧТО(БЫ) их посадили рядом с Сашей.

1) ЧТО(БЫ) – всегда пишется слитно;

2) ЧТО(БЫ) – всегда пишется раздельно;

3) ЧТО(БЫ) – здесь это подчинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ЧТО(БЫ) – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно. 

6. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

В комнату едва проникал свет, ЗА(ТО) за ставнями было знойно.

1) ЗА(ТО) – всегда пишется слитно;

2) ЗА(ТО) – всегда пишется раздельно;

3) ЗА(ТО) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ЗА(ТО) – здесь это местоимение ТО с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.

Самопроверка

Тест по теме «Правописание союзов» 7. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.  ЗА(ТЕМ) Игорь нашёл старую прорубь. 1) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется слитно; 2) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется раздельно; 3) ЗА(ТЕМ) – здесь это наречие, поэтому пишется слитно; 4) ЗА(ТЕМ) – здесь это местоимение ТЕМ с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.   8. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно. В ТО(ЖЕ) время по другую сторону парка в прохладной столовой Варвара Ивановна сидела одна у потухающего самовара. 1) ТО(ЖЕ) – всегда пишется слитно; 2) ТО(ЖЕ) – всегда пишется раздельно; 3) ТО(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно; 4) ТО(ЖЕ) – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.   Самопроверка

Тест по теме «Правописание союзов»

7. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно. ЗА(ТЕМ) Игорь нашёл старую прорубь.

1) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется слитно;

2) ЗА(ТЕМ) – всегда пишется раздельно;

3) ЗА(ТЕМ) – здесь это наречие, поэтому пишется слитно;

4) ЗА(ТЕМ) – здесь это местоимение ТЕМ с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно. 

8. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.

В ТО(ЖЕ) время по другую сторону парка в прохладной столовой Варвара Ивановна сидела одна у потухающего самовара.

1) ТО(ЖЕ) – всегда пишется слитно;

2) ТО(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;

3) ТО(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ТО(ЖЕ) – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно. 

Самопроверка

Тест по теме «Правописание союзов» 9. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.  ТАК(ЖЕ) говорят и мужики в особые и важные минуты: негромко, сурово, покачивая головой. 1) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется слитно; 2) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется раздельно; 3) ТАК(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно; 4) ТАК(ЖЕ) – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно. Самопроверка

Тест по теме «Правописание союзов»

9. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно. ТАК(ЖЕ) говорят и мужики в особые и важные минуты: негромко, сурово, покачивая головой.

1) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется слитно;

2) ТАК(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;

3) ТАК(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;

4) ТАК(ЖЕ) – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно.

Самопроверка

Проверь себя! Ключ к тесту: 1 - 2)  2 - 1)  3 - 3)  4 - 2)  5 - 3)  6 - 3)  7 - 3)  8 - 4)  9 - 4) Оцени работу 0 ошибок –«отлично» 1 – 2 ошибки –«хорошо» 3 ошибок –«удовлетворительно» 4 и более ошибок – посмотри теорию еще раз Назад к тесту

Проверь себя!

Ключ к тесту:

1 - 2) 2 - 1) 3 - 3) 4 - 2) 5 - 3) 6 - 3) 7 - 3) 8 - 4) 9 - 4)

Оцени работу

0 ошибок –«отлично»

1 – 2 ошибки –«хорошо»

3 ошибок –«удовлетворительно»

4 и более ошибок – посмотри теорию еще раз

Назад к тесту

Союз в предложении и тексте Упражнение № 2 Упражнение № 1 Тест Теоретические сведения 21

Союз в предложении и тексте

Упражнение № 2

Упражнение № 1

Тест

Теоретические сведения

21

Союз в предложении и тексте Союзы в тексте могут служить средством связи предложений и абзацев , то есть выполнять т е к с т о о б р а з у ю щ у ю р о л ь. В одном сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных с одним и тем же союзом . В художественных текстах такие предложения часто используются для усиления выразительности.

Союз в предложении и тексте

Союзы в тексте могут служить средством связи предложений и абзацев , то есть выполнять

т е к с т о о б р а з у ю щ у ю р о л ь.

В одном сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных с одним и тем же союзом . В художественных текстах такие предложения часто используются для усиления выразительности.

  • [Я пришёл к тебе с приветом, рассказать], ( что солнце встало), ( что оно горячим светом по листам затрепетало). (А. Фет)
  • [В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места], ( где она родилась) и ( где так памятны были месяцы детства). (В. Чернов)
Упражнение № 1 Раскройте скобки и расставьте знаки препинания 1. Оленька можно мы то(же) придем к вам на праздник смущенно спросила Наташа. 2. По-моему ты по ошибке (з-с)делал то(же) самое упражнение какое писал в прошлый раз. 3. Катя выполняй работу так(же) аккуратно как Оксана если хочеш(?) что(бы) тебя похв..лили. 4. Даже (не)знаю что(бы) мне хотелось почитать сейчас но надеюсь что бабушка подскаж..т так как она знает мои вкусы. 5. Взяв в руки книгу Оля подошла к библиотекарю что(бы) поинтересоват(?)ся о чем она. 6. В этой книге написа(н-нн)ой (пол)века назад автор утверждает то(же) самое что и сейчас. 7. Когда Николай принял решение остаться все ребята то(же) заявили что никуда (не)пойдут потому что (не)могут бросить друга. Самопроверка

Упражнение № 1

Раскройте скобки и расставьте знаки препинания

1. Оленька можно мы то(же) придем к вам на праздник смущенно спросила Наташа.

2. По-моему ты по ошибке (з-с)делал то(же) самое упражнение какое писал в прошлый раз.

3. Катя выполняй работу так(же) аккуратно как Оксана если хочеш(?) что(бы) тебя похв..лили.

4. Даже (не)знаю что(бы) мне хотелось почитать сейчас но надеюсь что бабушка подскаж..т так как она знает мои вкусы.

5. Взяв в руки книгу Оля подошла к библиотекарю что(бы) поинтересоват(?)ся о чем она.

6. В этой книге написа(н-нн)ой (пол)века назад автор утверждает то(же) самое что и сейчас.

7. Когда Николай принял решение остаться все ребята то(же) заявили что никуда (не)пойдут потому что (не)могут бросить друга.

Самопроверка

Самопроверка 1. «Оленька , можно мы тоже придем к вам на праздник?» - смущенно спросила Наташа. 2. По-моему, ты по ошибке сделал то же самое упражнение , какое писал в прошлый раз. 3. Катя , выполняй работу так же аккуратно , как Оксана если хочешь, чтобы тебя похвалили. 4. Даже не знаю что бы мне хотелось почитать сейчас , но надеюсь , что бабушка подскажет , так как она знает мои вкусы. 5. Взяв в руки книгу , Оля подошла к библиотекарю ,  чтобы поинтересоваться о чем она. 6. В этой книге , написанной полвека назад , автор утверждает то же самое , что и сейчас. 7. Когда Николай принял решение остаться , все ребята тоже заявили , что никуда не пойдут , потому что не могут бросить друга. К упражнению № 1 Упражнение № 2

Самопроверка

1. «Оленька , можно мы тоже придем к вам на праздник?» - смущенно спросила Наташа.

2. По-моему, ты по ошибке сделал то же самое упражнение , какое писал в прошлый раз.

3. Катя , выполняй работу так же аккуратно , как Оксана если хочешь, чтобы тебя похвалили.

4. Даже не знаю что бы мне хотелось почитать сейчас , но надеюсь , что бабушка подскажет , так как она знает мои вкусы.

5. Взяв в руки книгу , Оля подошла к библиотекарю , чтобы поинтересоваться о чем она.

6. В этой книге , написанной полвека назад , автор утверждает то же самое , что и сейчас.

7. Когда Николай принял решение остаться , все ребята тоже заявили , что никуда не пойдут , потому что не могут бросить друга.

К упражнению № 1

Упражнение № 2

Упражнение № 2 Расставьте знаки препинания и выделите союзы. 1. Я по-прежнему считаю что ты ошибся когда пересчитывал книги в шкафу. 2. Мы вышли прогуляться по-зимнему парку но быстро замерзли и вернулись домой. 3. Ребята подошли поближе к столу потому что хотели посмотреть как учитель выполняет опыт. 4. По-английски он говорил плохо зато французский язык знал по-настоящему хорошо. 5. Строители работали дотемна зато ремонт наконец-то был завершен. 6. Пока солдаты сражались с французами врукопашную конница обошла врагов с тыла. 7. Она не заходила в глубь леса чтобы не заблудиться. 8. Он не стал вглядываться вглубь так как испугался. 9. Бабушка не стала запечатывать пакет а просто перевязала его крест-накрест тонкой бечевкой. Самопроверка

Упражнение № 2

Расставьте знаки препинания и выделите союзы.

1. Я по-прежнему считаю что ты ошибся когда пересчитывал книги в шкафу.

2. Мы вышли прогуляться по-зимнему парку но быстро замерзли и вернулись домой.

3. Ребята подошли поближе к столу потому что хотели посмотреть как учитель выполняет опыт.

4. По-английски он говорил плохо зато французский язык знал по-настоящему хорошо.

5. Строители работали дотемна зато ремонт наконец-то был завершен.

6. Пока солдаты сражались с французами врукопашную конница обошла врагов с тыла.

7. Она не заходила в глубь леса чтобы не заблудиться.

8. Он не стал вглядываться вглубь так как испугался.

9. Бабушка не стала запечатывать пакет а просто перевязала его крест-накрест тонкой бечевкой.

Самопроверка

Самопроверка 1. [ Я по-прежнему считаю] , ( что  ты ошибся) , ( когда пересчитывал книги в шкафу). 2. Мы вышли прогуляться по-зимнему парку ,  но быстро замерзли и вернулись домой. 3. [ Ребята подошли поближе к столу ,  потому что хотели посмотреть] , ( как учитель выполняет опыт). 4. По-английски он говорил плохо ,  зато французский язык знал по-настоящему хорошо. 5. [ Строители работали дотемна] , ( зато  ремонт наконец-то был завершен. 6. [ Пока  солдаты сражались с французами врукопашную] , ( конница обошла врагов с тыла). 7. [ Она не заходила в глубь леса] , ( чтобы не заблудиться). 8. Он не стал вглядываться вглубь , так как испугался. 9. Бабушка не стала запечатывать пакет , а просто перевязала его крест-накрест тонкой бечевкой. К упражнению № 2 Упражнение № 1

Самопроверка

1. [ Я по-прежнему считаю] , ( что ты ошибся) , ( когда пересчитывал книги в шкафу).

2. Мы вышли прогуляться по-зимнему парку , но быстро замерзли и вернулись домой.

3. [ Ребята подошли поближе к столу , потому что хотели посмотреть] , ( как учитель выполняет опыт).

4. По-английски он говорил плохо , зато французский язык знал по-настоящему хорошо.

5. [ Строители работали дотемна] , ( зато ремонт наконец-то

был завершен.

6. [ Пока солдаты сражались с французами врукопашную] , ( конница обошла врагов с тыла).

7. [ Она не заходила в глубь леса] , ( чтобы не заблудиться).

8. Он не стал вглядываться вглубь , так как испугался.

9. Бабушка не стала запечатывать пакет , а просто перевязала его крест-накрест тонкой бечевкой.

К упражнению № 2

Упражнение № 1

Инструкция к тесту Тест выполняется на отдельном листе. В вопросе может быть как один вариант ответа, так и несколько. В конце работы ты сможешь проверить свои варианты ответа и оценить свою работу. Перейти к тесту

Инструкция к тесту

  • Тест выполняется на отдельном листе.
  • В вопросе может быть как один вариант ответа, так и несколько.
  • В конце работы ты сможешь проверить свои варианты ответа и оценить свою работу.

Перейти к тесту

Тест по теме «Союз в предложении и тексте» 1. Какую функцию выполняют в сложносочиненном предложении союзы и союзные слова? А) выражают значение придаточного предложения Б) связывают простые предложения в составе сложного В) служат для обозначения границ предложений Г) не выполняют никаких функций 2. В каком месте в придаточной части должен располагаться союз? А) только в начале Б) только в середине В) только в конце Г) он может занимать любое место в предложении

Тест по теме «Союз в предложении и тексте»

1. Какую функцию выполняют в сложносочиненном предложении союзы и союзные слова?

А) выражают значение придаточного предложения

Б) связывают простые предложения в составе сложного

В) служат для обозначения границ предложений

Г) не выполняют никаких функций

2. В каком месте в придаточной части должен располагаться союз?

А) только в начале

Б) только в середине

В) только в конце

Г) он может занимать любое место в предложении

Тест по теме «Союз в предложении и тексте» 3. В каком месте в придаточной части должно располагаться союзное слово? А) только в начале Б) только в середине В) только в конце Г) он может занимать любое место в предложении 4. Может ли союз быть членом предложения? А) нет Б) да В) только в двух случаях Г) он всегда является членом предложения

Тест по теме «Союз в предложении и тексте»

3. В каком месте в придаточной части должно располагаться союзное слово?

А) только в начале

Б) только в середине

В) только в конце

Г) он может занимать любое место в предложении

4. Может ли союз быть членом предложения?

А) нет

Б) да

В) только в двух случаях

Г) он всегда является членом предложения

Тест по теме «Союз в предложении и тексте» 5. Может ли союзное слово быть членом предложения? А) нет Б) да В) только в двух случаях Г) оно всегда является членом предложения 6. Какими словами можно полноценно заменить союзное слово? А) качественным прилагательным или указательным местоимением Б) местоименным наречием или указательным местоимением В) местоименным наречием или качественным прилагательным Г) притяжательным местоимением или местоименным наречием

Тест по теме «Союз в предложении и тексте»

5. Может ли союзное слово быть членом предложения?

А) нет

Б) да

В) только в двух случаях

Г) оно всегда является членом предложения

6. Какими словами можно полноценно заменить союзное слово?

А) качественным прилагательным или указательным местоимением

Б) местоименным наречием или указательным местоимением

В) местоименным наречием или качественным прилагательным

Г) притяжательным местоимением или местоименным наречием

Тест по теме «Союз в предложении и тексте» 7. К какой категории относится союз потому что ? А) следственной Б) причинной В) уступительной Г) целевой 8. К какой категории относится союз хотя ? А) следственной Б) причинной В) уступительной Г) целевой

Тест по теме «Союз в предложении и тексте»

7. К какой категории относится союз потому что ?

А) следственной

Б) причинной

В) уступительной

Г) целевой

8. К какой категории относится союз хотя ?

А) следственной

Б) причинной

В) уступительной

Г) целевой

Тест по теме «Союз в предложении и тексте» 9. К какой категории относится союз так что ? А) следственной Б) причинной В) уступительной Г) целевой 10. В каком предложении союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не проставлены)? А) Заря бывает не только утренняя но и  вечерняя. Б) За окном медленно падал снежок и ясный свет лежал на стенах комнаты. В) Стало темнеть и улицы мало-помалу опустели. Г) Мать посмотрела в окно девочка тоже выглянула на улицу. Самопроверка

Тест по теме «Союз в предложении и тексте»

9. К какой категории относится союз так что ?

А) следственной

Б) причинной

В) уступительной

Г) целевой

10. В каком предложении союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не проставлены)?

А) Заря бывает не только утренняя но и  вечерняя.

Б) За окном медленно падал снежок и ясный свет лежал на стенах комнаты.

В) Стало темнеть и улицы мало-помалу опустели.

Г) Мать посмотрела в окно девочка тоже выглянула на улицу.

Самопроверка

Проверь себя! Ключ к тесту: 1 - Б  2 - А  3 - А  4 - А  5 - Г  6 - Б  7 - Б  8 - В  9 - А 10 - А Оцени работу 0 ошибок –«отлично» 1 – 2 ошибки –«хорошо» 3 ошибок –«удовлетворительно» 4 и более ошибок – посмотри теорию еще раз Назад к тесту

Проверь себя!

Ключ к тесту:

1 - Б 2 - А 3 - А 4 - А 5 - Г 6 - Б 7 - Б 8 - В 9 - А

10 - А

Оцени работу

0 ошибок –«отлично»

1 – 2 ошибки –«хорошо»

3 ошибок –«удовлетворительно»

4 и более ошибок – посмотри теорию еще раз

Назад к тесту

Инструкция к тесту Тест выполняется на отдельном листе. В вопросе может быть как один вариант ответа, так и несколько. В конце работы ты сможешь проверить свои варианты ответа и оценить свою работу. Перейти к тесту

Инструкция к тесту

  • Тест выполняется на отдельном листе.
  • В вопросе может быть как один вариант ответа, так и несколько.
  • В конце работы ты сможешь проверить свои варианты ответа и оценить свою работу.

Перейти к тесту

Итоговый тест 1. Найдите неправильное утверждение. а) Союз  не является самостоятельной частью речи. б) Союз не является служебной частью речи  в) Союзы могут соединять однородные члены предложения  2. В каком предложении употреблен подчинительный союз?  а) Солнце село, и мгновенно наступила непроглядная южная ночь. б) Музыка гремит, но никто не спешит на танец. в) Он весел и любезен только тогда, когда у него хорошее настроение.

Итоговый тест

1. Найдите неправильное утверждение.

а) Союз  не является самостоятельной частью речи.

б) Союз не является служебной частью речи

 в) Союзы могут соединять однородные члены предложения

2. В каком предложении употреблен подчинительный союз?

 а) Солнце село, и мгновенно наступила непроглядная южная ночь.

б) Музыка гремит, но никто не спешит на танец.

в) Он весел и любезен только тогда, когда у него хорошее настроение.

Итоговый тест 3. В каком предл-и союз связывает однород. члены предложения (знаки препинания не проставлены)? а) Заря бывает не только утренняя но и  вечерняя. б) За окном медленно падал снежок и ясный свет лежал на стенах комнаты. в) Стало темнеть и улицы мало-помалу опустели.  4. В каком предложении употреблен сочинительный союз? а) Несмотря на плохую погоду, туристы отправились в поход. б) Мы выбрали эту дорогу, потому что она лежит через живописную речку. в) Он шутил и улыбался, и на душе у всех стало легче.

Итоговый тест

3. В каком предл-и союз связывает однород. члены предложения (знаки препинания не проставлены)?

а) Заря бывает не только утренняя но и  вечерняя.

б) За окном медленно падал снежок и ясный свет лежал на стенах комнаты.

в) Стало темнеть и улицы мало-помалу опустели.

4. В каком предложении употреблен сочинительный союз?

а) Несмотря на плохую погоду, туристы отправились в поход.

б) Мы выбрали эту дорогу, потому что она лежит через живописную речку.

в) Он шутил и улыбался, и на душе у всех стало легче.

Итоговый тест 5. Закончите начатое предложение так, чтобы получилось сложносочиненное.  Счастье охватило нас… а) … когда мы встретили своих родных. б) … как будто мы совершили научное открытие. г) … и мы двинулись дальше.  6. Найдите предложение с составным союзом. а) Едва начался дождь, ветер усилился. б) Прошел месяц, прежде чем я встретился с приятелем. в) Он требовал, чтобы все ехали вместе.

Итоговый тест

5. Закончите начатое предложение так, чтобы получилось сложносочиненное. Счастье охватило нас…

а) … когда мы встретили своих родных.

б) … как будто мы совершили научное открытие.

г) … и мы двинулись дальше.

6. Найдите предложение с составным союзом.

а) Едва начался дождь, ветер усилился.

б) Прошел месяц, прежде чем я встретился с приятелем.

в) Он требовал, чтобы все ехали вместе.

Итоговый тест 7. Найдите предложение с простым союзом. а) Мы оделись потеплее, так как погода начала ухудшаться б) Я спрятал ветку под кустом, чтобы она не облетела раньше времени. в) Он ушел, потому что его вызвали на работу.  8. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении: Ветер гнал (а) по синему небу рыхлые тучи (б) и по земле носились вперемежку (в) то холодные тени (г) то солнечные пятна (д) напоминавшие своими очертаниями (е) какие-то сказочные цветы.

Итоговый тест

7. Найдите предложение с простым союзом.

а) Мы оделись потеплее, так как погода начала ухудшаться

б) Я спрятал ветку под кустом, чтобы она не облетела раньше времени.

в) Он ушел, потому что его вызвали на работу.

8. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Ветер гнал (а) по синему небу рыхлые тучи (б) и по земле носились вперемежку (в) то холодные тени (г) то солнечные пятна (д) напоминавшие своими очертаниями (е) какие-то сказочные цветы.

Итоговый тест 9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. а) Сорока прилетела к вечеру, когда лед стал оседать. б) За черным окном снова становилось тихо, и только море однообразно шумело. б) Он внезапно, изменился так что никто не узнавал его.  10. В каком предложении правильно расставлены запятые? а) Цветут липы, и по всему саду разносится сладкий запах. б) Я не заметил как день медленно перешел в ночь, принесшую долгожданную прохладу. в) Она не любила чтобы к ней приходили в её дом, который стоял на отшибе и наполовину развалился.

Итоговый тест

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Сорока прилетела к вечеру, когда лед стал оседать.

б) За черным окном снова становилось тихо, и только море однообразно шумело.

б) Он внезапно, изменился так что никто не узнавал его.

10. В каком предложении правильно расставлены запятые?

а) Цветут липы, и по всему саду разносится сладкий запах.

б) Я не заметил как день медленно перешел в ночь, принесшую долгожданную прохладу.

в) Она не любила чтобы к ней приходили в её дом, который стоял на отшибе и наполовину развалился.

Итоговый тест 11.В каком предложении союз  и  связывает два простых предложения в сложном? а) Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью. б) Взошла луна и своим мягким светом озарила лес. в) Все окна раскрыты настежь и теплая ночь смотрит в них из сада. г) Зима была снежная и всем доставляла радость.  12.В каком варианте выделенные слова пишутся раздельно? а) Вы  то(же)  здесь бывали? б)  Что(бы)  ни случилось – жизнь прекрасна. в) Я хочу,  что(б)  ты дал мне совет. г) Эта дверь закрывалась  так(же),  как и предыдущая.

Итоговый тест

11.В каком предложении союз  и  связывает два простых предложения в сложном?

а) Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью.

б) Взошла луна и своим мягким светом озарила лес.

в) Все окна раскрыты настежь и теплая ночь смотрит в них из сада.

г) Зима была снежная и всем доставляла радость.

12.В каком варианте выделенные слова пишутся раздельно?

а) Вы  то(же)  здесь бывали?

б)  Что(бы)  ни случилось – жизнь прекрасна.

в) Я хочу,  что(б)  ты дал мне совет.

г) Эта дверь закрывалась  так(же),  как и предыдущая.

Итоговый тест 13.В каком варианте перед  да  нужно поставить запятую? а) Только слышится подвывание ветра в снастях да тихий гул моря. б) Труд при учении скучен да плод от учения вкусен. в) Вставало солнце мокрое над лугом да душу поражала тишина. г) Утром от мороза хрустели дороги да стебли торчавшей из-под земли травы. 14.Укажите среди предложений сложноподчиненное. а) То дожди шумят над головой то снежинки на ладони тают. б) Он не то чтобы не понимал этого а просто не хотел этого понять. г) Отправимся на Байкал если не в этом году то в следующем. д) Все встали со своих мест как только заиграла музыка. Самопроверка

Итоговый тест

13.В каком варианте перед  да  нужно поставить запятую?

а) Только слышится подвывание ветра в снастях да тихий гул моря.

б) Труд при учении скучен да плод от учения вкусен.

в) Вставало солнце мокрое над лугом да душу поражала тишина.

г) Утром от мороза хрустели дороги да стебли торчавшей из-под земли травы.

14.Укажите среди предложений сложноподчиненное.

а) То дожди шумят над головой то снежинки на ладони тают.

б) Он не то чтобы не понимал этого а просто не хотел этого понять.

г) Отправимся на Байкал если не в этом году то в следующем.

д) Все встали со своих мест как только заиграла музыка.

Самопроверка

Проверь себя! 1 – б 8 – б, г, д 2 – в 9 - в 3 – а 10 - б 4 – в 11 - в 5 – в 12 – б, г 6 – б 13 – б, в 7 – б 14 - г Оцени работу 0 ошибок –«отлично» 1 – 2 ошибки –«хорошо» 3 ошибок –«удовлетворительно» 4 и более ошибок – посмотри теорию еще раз

Проверь себя!

1 – б 8 – б, г, д

2 – в 9 - в

3 – а 10 - б

4 – в 11 - в

5 – в 12 – б, г

6 – б 13 – б, в

7 – б 14 - г

Оцени работу

0 ошибок –«отлично»

1 – 2 ошибки –«хорошо»

3 ошибок –«удовлетворительно»

4 и более ошибок – посмотри теорию еще раз

Создатель учебного пособия

Создатель учебного пособия

  • Ваганова Екатерина Александровна
  • студентка факультета филологии НФИ КемГУ
  • электронная почта [email protected]


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Союз. Электронное пособие по русскому языку

Автор: Ваганова Екатерина Александровна

Дата: 21.05.2023

Номер свидетельства: 631982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Экология русского языка "
    ["seo_title"] => string(27) "ekologhiia-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "166738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422984782"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Сложноподчинённые предложения с придаточными  причины. "
    ["seo_title"] => string(62) "slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "125134"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414919319"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "СПП  с придаточными  цели "
    ["seo_title"] => string(26) "spp-s-pridatochnymi-tsieli"
    ["file_id"] => string(6) "126423"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415176258"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Сложноподчинённые  предложения  с придаточными  цели "
    ["seo_title"] => string(60) "slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-tsieli"
    ["file_id"] => string(6) "122577"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414296097"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства