kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постоянная задача начальной школы — формирование орфографических умений и навыков. Одно из них — уме­ние правильно писать слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

Литература, освещающая различные методики форми­рования этого навыка, обширна. Однако интерес учите­лей к проблеме не ослабевает, так как учащиеся испы­тывают большие трудности при овладении этой орфог­раммой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе»

МНБОУ «Лицей № 76»










Словарно – орфографическая

работа на уроках русского языка





Выполнила

учитель нач. классов

Маркова С. Н.
















Новокузнецк

Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка

Постоянная задача начальной школы — формирование орфографических умений и навыков. Одно из них — уме­ние правильно писать слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

Литература, освещающая различные методики форми­рования этого навыка, обширна. Однако интерес учите­лей к проблеме не ослабевает, так как учащиеся испы­тывают большие трудности при овладении этой орфог­раммой.

Подписчикам журнала «Начальная школа» с вкладкой «Практика» к № 8, 2007 предлагается подборка дидактического материала по теме «Работа над словами с непроверяемыми безударными гласными». В этой статье обобщаются разные методы, приемы и средства для успешного форми­рования у школьников навыка правописания слов с неп­роверяемыми безударными гласными.


  • Этимологический анализ

Мы предлагаем следующие фрагменты уроков (см. Приложение1) с применением этимологического анализа во II классе:

— Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Как бы вы их назвали одним словом?

Город - поселок - село - хутор...

(Их можно назвать одним словом, даже выражением — населенные пункты.)

А почему на доске стоит многоточие? (Одного названия населенного пункта не хватает.)

Какого? (Деревня.)

Это новое словарное слово. (Вывешива­ется карточка.) Деревня

— Поставим ударение. Какая гласная бе­зударная? (е) Запишите слово в тетрадь, подчеркните безударную е.

Подберите однокоренные слова к слову деревня (Деревенский.)

Как вы думаете, слова дерево и деревня — родственные?

Деревня — хитрое слово, оказывается. Оно произошло от слова дерево и обозначало раньше «место, очищенное от леса, от деревьев». Поэтому мы можем проверять его словом дерево. Запишите слово дерево в тетрадь.

Составьте с этими словами предложе­ние, запишите его.


  • Использование занимательного мате­риала (загадки, стихотворения, ребусы) (см. Приложение 3)

  • Ассоциативные связи (см. Приложение 2)

Психология как наука говорит о том, что в основе деятельности памяти всегда лежат те или иные связи. Запоминание есть связывание. Запомнить какой-нибудь объект — значит связать его с каким-либо другим. Эти связи, лежащие в основе дея­тельности памяти, называются ассоциаци­ями. Если какие-нибудь объекты восприни­маются, представляются или мыслятся одновременно или непосредственно друг с другом, то между ними образуется связь и впоследствии она помогает вспомнить од­но благодаря другому.

Можно давать своим ученикам для за­поминания словарные слова в «цепочке», то есть одно в ассоциации с другими, а по­том дети станут участниками создания та­ких «цепочек». Вот некоторые из них:

бЕрёза — бЕлая

сИница — сИняя

снЕгирь — снЕг

свИрЕстель — свИст, свИрЕль

учЕник — учЕние — учЁба

кОньки — маленькие кОни — кОнь

инЕй — бЕлый лЁд — снЕг

вОсток — вОсход — сОлнце

пЕтух — ПЕтя — пЕть

мЕдведь — мЁд — вЕдать

мАлина — мАленькая

гвОздика — гвОздик

кОлОкОльчик — кОлОкОл

звОн — звОнОк

сОбака — сОбственность

лОпата — лОпасть и др.

Эти «цепочки» создаются по-разному: на основе происхождения слова, по внешнему сходству, цвету, созвучию, месту расположе­ния и другим ассоциациям.

Трудные слова учить помогает нам игра.

  1. Прошу вас все слова назвать,

где -ОРО- надо написать: д

линная дОРОга, высокие вОРОта,

черная вОРОна, серый вОРОбей,

и бОРОна-кОРОна.

Вот все слова на -Оро-на моем дворе.

  1. Он сОлО пел среди ветвей,

Его назвали сОлОвей.

  1. СОрок сОрок сели на стОг.

  2. В кАстрюле кАртофель, кАпуста —

какая еда! Вкуснота!

СОль, мОрковь, Огурец —

ПригОтОвь рассОльник!


Порой у учеников появляется самосто­ятельная спонтанная потребность приду­мать образ для запоминания написания трудного слова. Даже если этот образ не­правильный, опираясь на него, можно лег­ко привести детей к правильному выводу. (У Л.В. Занкова — это коллизии.)

Например, при обращении к словарно­му слову пассажир учащиеся сразу видят легко выделяемое слово жир. Я терпеливо объясняю, что «и» здесь не опасное место, а вот «асса» надо запомнить. Затем постепен­но привожу их к составлению ребуса и ми­ни-сказки: пассажир перед поездкой берет билет в кассе. Получается ребус. Дети обя­зательно должны его нарисовать. Это мо­жет быть их домашним заданием.

к

пассажир → касса

Кроме этого, придумывается маленькая сказка вместе с детьми. Припоминая сказ­ку и образ, они вспоминают правильное написание слова. Очень важно это делать при первом предъявлении словарного сло­ва. Потом путем тренировок ученики за­крепляют написание слова, сказка им уже не нужна, но в любой момент они могут ее вспомнить. «Образ-подсказка» должен быть ярким, смешным, нереальным, фан­тастическим, даже несуразным (салют из сала). Лучше, если дети представят какое-то действие, запах, включат тактильные ощущения. Например, сказка: «Женщина варит щи, она хорошая хозяйка, дома вкус­но пахнет щами, они горячие, идет пар, семья любит есть щи». Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нем. Могут встре­чаться и ошибки при работе, но при уме­лом направлении мыслительного процесса все легко устраняется, а в споре рождается истина.

Приемы запоминания слов можно разделить на несколько групп.

1. Фонетические ассоциации (по схо­жести звучания). Суть метода в удачном подборе созвучных ассоциаций к запомина­емому слову. Сопровождается ярким ри­сунком, подкрепляющим образ.

Багаж — носильщик на вокзале говорит: «Ага. тяжелый багаж!»

Декабрь — дети в декабре пляшут возле ёлки.

Осина — осина красива осенью.

На цветной вкладке использованы материалы книги «Удивительный словарь. Посмотрел и запомнил». Автор Е.А. Кирюшкина, художник Е.Н. Федорченко.

В книге предлагается увлекательная методика запоминания словарных слов. Иллюстрированы 55 словарных слов, вызывающих трудности в запоминании учащимися младших классов. Материал пособия помогает выработать алго­ритм быстрого запоминания словарных слов. Способствует развитию ассоциа­тивных связей, зрительного восприятия, памяти, мышления.

2. В слове спряталось другое слово.

Богатство — бог дал богатство.

Валенки — валенки у Ленки.

Сверкает — в новом платье сверкает Верка!

3. Графические ассоциации (по схожес­ти изображения). Суть метода — видеть сходство формы букв и предметов. Дети са­ми должны делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке.


ПРИЛОЖЕНИЕ





Описанные приемы могут иметь место при обучении детей в 1 – 2 классах. Однако ими нельзя злоупотреблять. К 3 – 4 классам учащиеся должны приобретать опыт лингвистического подхода к слову, опыт пользования различными видами словарей и т. д. Иначе они останутся во власти ложной этимологии, надуманных ложных связей слов и т.д.


  • Методика работы по изучению непроверяемых написаний

Мишина А. П. в своей статье «Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка» предлагает методику работы по изучению непроверяемых написаний. Она опи­рается на закономерности процесса усвое­ния, диагностику особенностей памяти младших школьников с учетом возрастных особенностей учащихся и включает ис­пользование игровых приемов, что позво­лит учителю создать гибкую систему моти­вации и облегчить усвоение трудных слов.

Рассматриваемая технология словарно-орфографической ра­боты, интегрирует эффективные приемы традиционного обучения с элемен­тами педагогических инноваций (коллек­тивные способы обучения В.П. Дьяченко, методика формирования общеучебных умений и навыков В.Н. Зайцева, методика применения фиксированных приемов В.Н. Макаровой).

Порядок работы над трудными словами состоит из нескольких этапов.

I этап. Подготовительная работа учи­теля.

Учитель:

группирует слова из словаря в блоки по шесть слов в каждом. Группировка слов в блоки по усмотрению учителя может про­водиться в различных вариантах — в алфа­витном порядке, по тематическому или морфологическому признаку и т.д. Можно использовать группировку слов по мето­дике С.Н. Лысенковой. Такой подход к формированию блоков позволит решить развивающую задачу, т.е. создается воз­можность учитывать индивидуальные осо­бенности, интересы и темп продвижения каждого ученика. В итоге создаются блоки слов, которые могут быть сгруппированы по различным признакам (ударение, сло­ги); классифицированы по видам, образу существования и др. Например, слова суб­бота, русский, здравствуй, скоро, быстро, вдруг, весело, класс выносятся в отдельный блок и отрабатываются в течение восьми дней;

подбирает дидактический материал: за­гадки, скороговорки, исторические справ­ки, фразеологизмы, стихи, пословицы, поговорки, тексты диктантов с изучаемыми словами, задания;

готовит демонстрационный и раздаточ­ный материал.

II этап. Совместная деятельность учи­теля и психолога.

Психолог проводит диагностику уровня развития памяти, определяет ведущий вид памяти у каждого школьника и информи­рует учителя.

Учитель подбирает специальные упраж­нения на развитие памяти в соответствии с рекомендациями психолога.

III этап. Самостоятельная деятель­ность ученика.

Ученик:

готовит карточки-«сорбонки» на слова изучаемого блока; (Сорбонка — от названия Парижского университета. Карточки размером 10 х 6 см (для работы на уроке) и 3 х 7 см (для индивидуальной работы). С одной стороны записываются слова изучаемо­го блока, с другой — даны эти же слова с пропуском букв, стоящих в слабой позиции.

составляет индивидуальные карточки-«сорбонки» на слова, в которых допущены ошибки при контроле;

оформляет творческий словарик.

IV этап. Совместная деятельность учителя и ученика.

Учитель с помощью учеников готовит демонстрационный и раздаточный мате­риал.

Ученики работают над изучением сло­варных слов по определенной системе под руководством учителя.

В течение недели ежеурочно от 3 до 7 минут учитель проводит работу с учащими­ся по ознакомлению с правописанием изу­чаемых слов одного из блоков.

Алгоритм работы над словарными сло­вами (см. Приложение 4)

1-й день. Ознакомление с семантикой и орфографией трех слов из шести слов бло­ка, трехкратное орфографическое проговаривание, запись слов в индивидуальные словарики цветными ручками (твердые согласные — синим цветом, мягкие — зеле­ным, гласные — красным), выделение ор­фограмм и расстановка ударения, знаком­ство с этимологией и др.

Запись слов цветными ручками, с одной стороны, замедляет процесс письма, но с другой — позволяет более четко воспринять зрительный образ слова. Дома каждый уче­ник в тетради составляет творческий слова­рик, в котором самостоятельно или с по­мощью родителей подбирает к словарным словам картинки, загадки, пословицы, ско­роговорки, отрывки из текстов детских книг и т.д.

2-й день. Аналогичная работа проводит­ся по второй части блока.

3-й день. Закрепление правописания словарных слов блока. Аудирование: каж­дое слово учитель проговаривает трижды орфографически, учащиеся только слуша­ют и вспоминают правописание этих слов (записывать и проговаривать вслух слова в этот момент не рекомендуется). Составле­ние словосочетаний, подбор однокоренных слов (если возможно), составление предло­жений. Работа с творческими словариками, «сорбонками» из слов блока. Диктанты с последующей самопроверкой или взаимо­проверкой этих слов.

Приведем пример карточки-«сорбонки» для работы в парах на уроке.

Сторона А

Сторона Б

ворона собака

сорока корова

воробей заяц

в..рона с.бака

в..робей к..рова

с..рока за..ц






«Сорбонка» для индивидуальной рабо­ты выглядит так:

Сторона А

Сторона Б

ворона

в..рона





Взаимодиктанты проводятся в статич­ных парах учащихся. Алгоритм работы вы­глядит следующим образом:

  1. Один ученик из пары читает текст карточки-«сорбонки» из творческого сло­варика, другой — пишет.

  2. Смена ведущего: ученик (тот, кто пе­ред этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

  3. Каждый берет тетрадь своего партне­ра и по памяти проверяет написанный им диктант.

Открывают карточки и проверяют вторично (но уже вместе, сначала один дик­тант, потом второй).

  1. Допустивший ошибки делает устный разбор своих ошибок.

  2. Каждый в своей тетради записывает правильно слова, в которых были допуще­ны ошибки.

  3. Снова берут тетради друг друга, еще раз просматривают и ставят знак о том, что диктант проверен.

Проверяя работу партнера, ученик опи­рается на «контрольный тест», чувствует себя уверенно и комфортно; имеет возмож­ность целенаправленного запоминания изучаемых слов; развивает навык чтения и правописания. Ученики меняются ролями через 30 секунд.

4-й день. Закрепление правописания словарных слов блока. Зрительная фикса­ция и трехкратная запись слов учащимися (слова записаны на доске, каждое слово открывается на время, достаточное для од­ного прочтения, затем слово стирается или закрывается, учащиеся записывают каждое слово три раза). Затем проводится провер­ка: сигнальной карточкой учащиеся пока­зывают непроверяемую орфограмму. Игра «Лото». Возможно письмо слов блока по памяти (по традиционной методике).

Прием зрительной фиксации побуждает детей как можно внимательнее прочиты­вать слово, а прием многократной записи основан на моторной (рукодвигательной) памяти.

Дома: составление связного рассказа из трех-четырех предложений с данными сло­вами по сюжетной картинке или на основе воображения, озаглавливание своего текс­та. На следующий день проводится отбор лучших текстов.

Игра «Лото»

Изготавливается карточка-поле разме­ром 10 х 12 см, фишки пяти цветов и набо­ры карточек со словарными словами, в ко­торых пропущена безударная гласная.

Методика работы.

Учитель называет слово, написанное на одной из карточек, а ученикам предлагает­ся закрыть поле фишкой того цвета, кото­рым обозначается в игре пропущенная буква: а — красный, о — синий, и — зеленый, е — желтый, я — коричневый. При­чем последовательность расстановки фи­шек будет зависеть от последовательности диктуемых слов. Например, дается слово весело. Ученик ставит фишку желтого цве­та на первую строку под буквой «е». Вто­рое слово «урожай». Ученик ставит фиш­ку синего цвета на вторую строку во вто­рой ряд и т.д. На доске дается таблица контроля.

а

о

и

е

я





















5-й день. Проверка уровня обученности. Словарный диктант или работа по перфо­картам.

Словарный диктант на последнем уроке является диагностическим, и по его резуль­татам составляется схема анализа, которая покажет, как работать дальше: фронтально или индивидуально.

Ученик, проведя анализ своей работы, выписывает на последнюю страницу рабо­чей тетради те слова, в которых допустил ошибки, чтобы ежедневно прочитывать их и выполнять с ними задания в домашней работе. Для учеников с ослабленной па­мятью, т.е. допустивших две и больше оши­бок, рекомендуется увеличить частоту уп­ражнений с помощью карточек - «сорбонок». Отработка навыка правописания слов, в которых были допущены ошибки, идет индивидуально и параллельно изуче­нию слов следующего блока.

Контрольные диктанты или вторичный контроль проводятся один раз в две недели по мере изучения каждой пары блоков.

Результаты контрольных диктантов — основание для продвижения на более вы­сокий уровень работы (например, работа с художественными текстами на основе словарных слов) либо продолжение изу­чения неусвоенных слов из соответствую­щего блока. Дальнейшая работа над сло­варными словами предполагает система­тическое включение изученных слов в различные ситуации уроков русского язы­ка и чтения, а также использование раз­личных упражнений на развитие всех ви­дов памяти.

В систему обычной домашней работы целесообразно включать комбинирован­ные задания (т.е. кроме написания, заучи­вания школьники передают свое восприя­тие словарного слова через художествен­ный образ).

Предложенная методика носит развивающий характер, реализуя тем са­мым ведущую цель начального образова­ния. Она переводит ученика из состояния объекта обучения в субъект изучения учебного материала. Школьник обучается сообразно своим возможностям, у него возникает интерес, чувство удовлетворен­ности, желание работать. А диагностика видов и уровня развития памяти каждого из учеников дает возможность осущест­влять их индивидуально-дифференциро­ванное обучение.

Полученные результаты подтвердили высокую эффективность изучения словар­ных слов блоками на основе осознанного запоминания в комплексе с орфографиче­ским проговариванием и другими приема­ми «включения» различных видов памяти. При этом у учащихся расширяется круго­зор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности ус­воения материала.










ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Фрагменты уроков с применением этимологического анализа во II классе:

Корова

— Кто из вас читал книгу «Дядя Федор, пес и кот»? Кто автор этой книги? Вспом­ните героев, назовите их.

О чем мечтал кот Матроскин? Сбылась ли его мечта? Кого Матроскин взял напро­кат? Как он ее назвал? Почему?

Сегодня на уроке мы будем учиться пи­сать слово корова. (Вывешивается карточ­ка.) Прочитайте слово по слогам. Сколько в этом слове слогов? Назовите первый, второй, третий. Какой слог ударный? На­зовите орфограмму.

Можно ли проверить безударную глас­ную в первом слоге?

Оказывается, домашнее животное наз­вали от слова кор. На деревенском языке кор — рог, а корова — рогатая.

Подходит это ли название корове?

Ладонь

—Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. С каким — вы должны догадаться сами. (Учитель читает опреде­ления, после каждого ученики говорят свою версию).

Так говорят о том, что хорошо видно; совершенно ясно (как на ладони).

О них ударяют в знак одобрения (хло­пать в ладоши).

Ими отбивают такт в музыке.

Это внутренняя сторона руки.

Итак, что это за слово?

(Вывешивается карточка со словом ладонь.)

Сколько в слове слогов? Назовите ударный. Какую гласную нужно запомнить?

Как вы думаете, от какого слова образовалось слово ладонь?

Оно образовалось от слова лад. А что такое лад?

Лад - мир, согласие.

Как вы думаете, почему ладонь так названа? (Люди били ладонью об ладонь в знак согласия, примирения.)

Запишите слово в тетрадь, а в скобках — проверочное лад.

Сколько ладоней у человека? (Две.)

Какие? (Правая и левая.)

Составьте словосочетания со словом ладонь, запишите в тетрадь.

Медведь

—Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, обозначает оно животное. Ребята, как можно в лесу узнать о животном, еще не увидев его? (По голосу, по следам, по жилищу.)

Посмотрите на ассоциативную цепочку и угадайте, о ком речь:

трели — соловей;

заметены следы — лиса;

берлога— ...

Конечно же это медведь (Вывешивается таблица.)

Сколько слогов в слове? Какой ударный? Какой слог нужно за­помнить?

Как вы думаете, можно ли проверить орфограмму?

В слове два корня — мед и ведь. Ведать — в древнерусском языке знать. Объясните значение слова. О чем знает медведь? (Медведь знает о том, где мед.)

А что еще любит медведь? Что вы можете еще рассказать об этом животном?

Вспомните какую-нибудь поговорку или пословицу, в которой есть слово медведь, и запишите в тетрадь. Что вы записали?

(Делить шкуру неубитого медведя. Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.)

Огурец

- Отгадайте, с каким словом мы сегодня познакомимся, собрав буквы, которые разлетелись.

Что это за слово? (Огурец.) (Вывешива­ется таблица.) Сколько слогов в слове? Произнесите первый, второй, третий. Ка­кой слог ударный? А какой «опасный»?

Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударный звук о.

Давайте опишем огурец. (Зеленый, длинный, с хвостиком, с пупырышками.)

А знаете ли вы, что слово это и его пра­вописание вы только что объяснили. Слово огурец образовано от огур, что значит не­зрелый, зеленый. Огурцы ведь едят, когда они еще не созрели. Запишите провероч­ное слово огур в тетрадь.

Письмо по памяти.

— А теперь посмотрите на доску. Проч­тите стихотворение об огурце, постарай­тесь запомнить.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечек,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Посмотрите, как пишутся слова огуречик и конечек, запомните их. Прочитайте еще раз стихотворение про себя, повторите. (Текст закрывается.) Теперь запишите его в тетрадь, подчеркните буквы, которые нужно запомнись.

Мы предлагаем учителям краткий эти­мологический словарик на основе труднопроверяемых написаний, изучаемых в 1-ІV классах, который поможет сориенти­роваться при выборе приемов объяснения нового словарного слова.

Алфавит — название получилось из сложе­ния греческих слов альфа и бета (в произноше­нии вита).

Берег — от индоевр. брег (высота).

Береза - от белый. Буквально: дерево с белой корой.

Беседа — без+ седа (без сиденья).

Богатый — от богъ (имущество).

Вокзал — от вокс + холл (Джейн Вокс — в XVIII в. владелица увеселительного заведения близ Лондона).

Воробей — от ворк (звук воркования), воробу­шек.

Ворона — от ворк (как и воробей).

Газета — первоначально так называли моне­ту, за которую можно было купить газету (газе­та — от газа (сорока в Италии), так как на монете была вычеканена сорока).

Голубой — от голубь (цвета голубя).

Горох — от горх (тертый).

Декабрь — от десять (в римском календа­ре декабрь — десятый месяц: год начинался с марта).

Деревня — от дерево. Буквально: место, очи­щенное от деревьев.

Дневник — от день.

Дорога — от дор (расчищенное место).

Железо — от gе1 (жель — камень, кость (по функции и сходству).

Заяц — от заи, зая — прыгун. ^

Календарь — от календы — первые числа каж­дого месяца в римском календаре, когда долж­ники платили проценты.

Капуста — от капут (голова).

Колесо — от коло (круг, что-нибудь вращаю­щееся).

Корабль — от кораб (легкое судно, лодка), родственное с кора, короб. Буквально: судно, похожее на плетеную посудину.

Лопата — от утраченного лопа (лист). Бук­вально: широкая как лист.

Малина — от маленькая (или от малан — пят­но, др.-инд.).

Медведь — мед и ведает. Буквально: мед едя­щий или знающий, где мед (медоед).

Народ — тот, кто народился (изначально на — приставка).

Облако — родственное обволакивать (окру­жать, одевать).

Огурец — от огур — зеленый.

Около — от коло— круг. Ср.: колесо.

Платок — от плат — кусок материи.

Портфель — от портер— носить.

Пшеница — от пшено, пшёнка.

Работа — от раб. Первоначально — тяжелый, подневольный труд, рабство.

Редис — родственный слову редька. Букваль­но: корнеплод.

Решето — от реха — дыра.

Рябина — от рябь, тот же корень у слов рябой, рябчик. Буквально: бурая, пестрая.

Сапог — от сап — труба, голенище, с тюрк.

Свобода — от свой. Буквально: свое, собствен­ное, отдельное от других положение.

Сегодня — из словосочетания сего дня; сей этот. Буквально: этого дня.

Синица — от синий (по цвету перьев).

Снегирь — от снег. Птица названа так потому, что прилетает к нам с Севера вместе с первым снегом.

Солдат — от сольдо (сольдо — монета, деньги, жа­лованье). Буквально: получающий жалованье.

Соловей — от солвь, соловый — серый, желто­ватый.

Солома — от солма — стебель.

Спасибо — слияние слов спаси + Бог.

Стрекоза— стрекочет, от стрек — насекомое.

Тетрадь — от тетрас — четвертая часть лис­та. Первоначально — сделанная из четверту­шек листа.

Урожай — от уродить, роды: то, что родилось на земле.








ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. Фонетические ассоциации (по схо­жести звучания).

Багаж — носильщик на вокзале говорит: «Ага. тяжелый багаж!»

Базар — бабы на базаре.

Берёза — белая берёза.

Беседа — баран ведёт беседу: «Бе-бе-бе

Билет — автобус сигналит: «Би-би, купи би-лет!»

Бинокль — бинокль сломался, наклеили бинт (из V класса).

Газета — гусь читает газету: «Га-га-га

Герой — Гена-герой (или у героя герб на щите).

Дежурный — дети дежурные.

Декабрь — дети в декабре пляшут возле ёлки.

Деревня — дед в деревне.

Диван — собака Дик на диване.

Директор — дивный директор.

Животное — животное хочет жить.

Железо — железо режу еле-еле.

Желать — Женя желает.

Жилище — жить в жилище.

Завод — завтра на завод.

Завтрак — «На завтрак рак, кричи ура!».

Запад — на западе солнце падает.

Инженер — Женя — инженер.

Картофель — « Кар! Кар! — вкусный картофель!» — каркает ворона.

Кастрюля — каша в кастрюле.

Капуста — дождик поливает капусту: кап, кап!

Квартира — «Ква! Ква! Хорошая квартира!» — квакает лягушка.

Комбайн — из комбайна выпал ком зерна.

Комната — комната у Наты.

Конфета — кофе с конфетами.

Корабль — корабль делаю из корки хлеба.

Коридор — Коля и Ира в коридоре.

Лагерь — мальчик Гена поехал в лагерь.

Лопата — лопать лопатой мороженое.

Магазин — магазин под названием «Ага»; маг в магазине продаёт маги-маги.

Медведь — мёд ведает.

Малина — маленькая ягодка малинка.

Мебель — белая мебель.

Месяц — ясный месяц.

Осина — осина красива осенью.

Пальто, костюм — Костя в костюме, а Павел в пальто.

Пассажир — пассажир дал пас Саше: пассажир берет билет в кассе.

Паук — у паука папа.

Пенал — пенал моют пеной.

Петух — Петя, Петя, петушок.

Песок — маленький Петя играет в песке.

Победа — полная победа!

Помидор — помни милый помидор!

Рабочий, работа — раб работает.

Ребята — ребята решают ребус.

Революция — рёв революции: «Воля!»

Рисунок — на рисунке нарисован рис.

Сапоги — Саша в сапогах.

Салют — салют из сала.

Сахар — Захар объелся сахара.

Сегодня — сегодня я играю в сего.

Сентябрь — сеют озимые в сентябре; Сеня родился в сентябре.

Собака — жила-была собака, она очень люби­ла спать, прозвали ее Соня.

Совет — совушка дает совет.

Соловей — соловей поет соло.

Спасибо — спасибо значит спаси /спас/ тебя Бог!

Суббота — в суББоту две подружки Барбара и Бабетта идут в гости.

Тарелка — тарелка — это тара.

Тетрадь — тетрадь по-гречески «тетра».

Теперь — баловника поругали, он терпит теперь.

Товарищ — у меня есть товарищ Толя.

Топор — топор топает: «Топ! Топ

Трактор — у трактора мотор.

Улица — на улице встречаю знакомые лица.

Ученик — учение; честно учится.

Февраль — Федя родился в феврале.

Хорошо, хороший — у нас в школе хороший хор.

Чувство — уважай чужие чувства.

Язык — ябеда показывает язык.

Январь — Яна любит январь.

  1. В слове спряталось другое слово.

Богатство — бог дал богатство.

Валенки — валенки у Ленки.

Сверкает — в новом платье сверкает Верка!

Вдруг — друг друга.

Вокруг — во! Круг!

Гореть — горе гореть!

Горизонт — гори, зонт! (нарисуй этот фан­тастический сюжет).

Земляника — земля.

Лисица — братец Лис.

Облако — на облаках лак.

Платок — плат.

Пловец — пловец плывет в плове; пловец со­орудил плот.

Ракета — рак летит в ракете.

Винегрет — вино не гретое.

Трамвай — трамвай съело чудовище — ам!

Ужин — ужи на ужин?

3. Графические ассоциации (по схожес­ти изображения).




















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Использование занимательного мате­риала

Загадки

Он на ошейнике у пса, он на конверте

белом.

И если знаю я его, могу теряться смело.

Лишь назову секрет я свой,

любой отведет меня домой. (Адрес)

Микстуры, настойки, таблетки и мази

В этом доме увидишь ты сразу. (Аптека)

Куда сдавала дама чемодан, саквояж, картон­ку и маленькую собачонку? (Багаж)

Два братца сестрицу под руки ведут.

Братья с землицей, сестрица с водицей. (Берега)

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Береза)

Есть дом, а в доме том, куда не бросишь взгляд, на полочках, одна к одной, книги в ряд стоят. (Библиотека)

Не небо, не земля, корабли не плавают, и хо­дить нельзя. (Болото)

Я зашел в зеленый дом и недолго пробыл

в нем.

Оказался этот дом быстро в городе другом. (Вагон)

Два родных брата из шерсти сжаты, ростом по колено.

Зимой с нами гуляют, от мороза за­щищают. (Валенки)

Кто без рук, без ног ворота открывает? (Ветер)

Забияка маленький, серенький, удаленький.

Что за птица? Поскорей угадайте. (Воробей)

Как откроет рот — кошмар! — слышно толь­ко: кар-кар-.кар. (Ворона)

Эта цифра так вкусна: из двух бубликов она. (Восемь)

Там и утро встает, там и день начинается. Как та сторона света везде называется?

(Восток)

Выше горы, ниже травы. (Горизонт)

Разломился тесный домик на две половинки, и посыпались оттуда бусинки-дробинки. (Горох)

Сколько месяцев в году? Сосчитать я не могу. (Двенадцать)

Я сегодня на посту: доску мою, пол мету. (Дежурный)

Году — конец, зиме — начало. (Декабрь)

Нас за собой она ведет и никогда не устает.

Зовет в луга, зовет в леса и в голубые небеса. (Дорога)

Чтобы в школе быть энергичным, чтобы на уроках не уставать, нужно утром всем подкрепить­ся, съесть его быстро и не оставлять. (Завтрак)

В ту сторону солнце под вечер садится, там день догорает и гаснет.

Там небо последним лучом осветится, и ночь на земле наступает. (Запад)

Целый день в кустах дрожит, чуть вспугну­ли — прочь бежит. Небольшой имеет рост и совсем короткий хвост. Есть в ушах еще приме­та. Отгадали? Кто же это? (Заяц)

Стоит Егорка в красной ермолке. Кто ни пройдет — всяк поклон отдает. (Земляника)

Под Новый год пришел он в дом таким румя­ным толстяком. Но с каждым днем терял он вес и, наконец, совсем исчез. (Календарь)

Мой первый слог — крик птицы. Два других на дне пруда.

А целое в музее найдете без труда. (Картина)

Что за дом по реке плывет и людей везет? (Корабль)

Скоро он на радость нам полетит к другим мирам. (Космонавт)

На привале нам помог: суп варил, картошку пек. Для похода он хорош, да с собой не унесешь. (Костер)

Шапочки зеленые, солнцем золоченные. А скорлупки костяные — нелегко разгрызть

не. (Орех)

Что за дерево стоит: ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Снизу из шерсти, сверху лохмато. Теплом богато, что твоя хата. (Пальто)

Он нужен, чтоб остановить истории миг,

Помнить о тех, кто делами велик.(Памятник)

Водитель открывает двери, кондуктор дает билет. А я не просто так катаюсь, я важным словом называюсь. (Пассажир)

Этот день немножко нервный,

Он всегда по списку первый. (Понедельник)

Чашка, вилка, чайник, нож. Как одним словом ты все назовешь? (Посуда)

Отдыхаем мы не зря: красный день календаря. Сегодня в школу не идем, как такой мы день зовем? (Праздник)

Классная, домашняя, трудная, опасная, отличная, любимая. О чем же говорим мы? (Работа)

Встаю я рано по утрам, пора идти на смену. Гудок зовет меня к станкам, к машинам и мартенам. (Рабочий)

Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. (Ракета)

Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)

Наше Отечество, наша страна, Родина —мать для тебя, для меня. (Россия)

В небо взлетают цветные огни, весть о победе приносят они. (Салют)

Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что такое? (Самолет)

Всегда шагаем мы вдвоем, похожие, как братья? И лужи мерить не устаем, блестя на солнце от счастья. (Сапоги)

Белый, как снег, в чести у всех. В рот попал, там и пропал. (Сахар)

Там ходят белые медведи, там снег не тает никогда.

И стаи птиц порой весенней стремятся ра­достно туда. (Север)

Опустел наш школьный сад, паутинки вдаль летят.

И на южный край земли потянулись журавли.

Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

И днем и ночью я в строю, защищаю Родину свою. (Солдат)

Серое перышко, золотое горлышко. (Соловей)

Я для супа и для каши, для оркестров разных стран.

И на мне летят на Землю много инопла­нетян. (Тарелка)

Через поле и лесок раздается голосок.

Он бежит по проводам: скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

Я в линейку, я и в клетку.

Жду хорошую отметку. (Тетрадь)

Красный вагон по рельсам бежит.

Всех, куда надо, он быстро домчит. (Трамваи)

В два ряда дома стоят, 10, 20, 100, подряд,

И квадратными глазами друг на друга глядят. (Улица)

Я тороплюсь, я в школу мчусь.

Ура! Я школьник! Я учусь! (Ученик)

Когда приходим мы в свой класс, она встречает первой нас. (Учительница)

У всех людей на свете есть. А чтоб тебя средь них узнать, надо ее назвать. (Фамилия)

Зиме — конец, ветрам — начало. Недаром на­род его лютым величает. (Февраль)

Полнедели пролетело, наступил и мой че­ред. Без меня не обойдешься, это знает весь народ. (Четверг)

Красное, румяное, сладкое, медвяное. (Яблоко)

Под листочками подряд люстры красные го­рят. (Ягоды)

Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

Году — начало, зиме — середина. (Январь)

Береза

В белом сарафане

под платком зеленым

тужит на поляне стройная Алена.

Наряд ее легкий чудесен,

нет дерева сердцу милей,

и много задумчивых песен

поется в народе о ней.

В белом сарафане стала на поляне. Летели синицы, сели на косицы.

Стоит Алена — платок зеленый, тонкий ствол, белый сарафан. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май подарит серьги ей.

Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под горой.

На полянке девчонки в белых рубашках, зеленых полушалках. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос.

По весне в лесу высоком,

на опушках и в глуши всех я вкусным,

сладким соком угощаю от души.

Русская красавица стоит на поляне.

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

Вся в белое одетая,

в сережках, листве кружевной,

встречаю горячее лето

я на опушке лесной.


Воробей

Серенький мячик

по двору скачет.

Видали вы его не раз —

он скачет в двух шагах от нас,

Чирик-чирик! Чирик-чирик!

Кто к этой песне не привык?!

Я весь день ловлю жучков,

уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей! Я — бывалый.

Говорят, они воришки, эти серые мальчишки. И шумливы, и драчливы. Всё щебечут: чьи вы? Чьи вы? Чик-чирик! К зернышку прыг. Клюй, не робей. Кто же это?..

Под карнизом у крыльца в марте ссоры без конца. Все трещат и верещат — Сговориться не хотят. Перья в воздухе летят — Здесь жилплощадь делится: где и кто поселится.

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орел, но все же птица.

С вами рядышком скачу. Подойдете — улечу!


Ворона

Окраской — сероватая.

Повадкой — вороватая.

Крикунья хрипловатая —

известная персона. Это...

Черной масти голова,

Черны оба рукава,

Светлый серенький жилет —

вот и весь ее портрет.


Отвечала птица сонно: — Я не галка. Я...

Особа всем известная,

она крикунья местная,

увидит тучку темную —

взлетит на ель зеленую

и смотрит, словно с трона. Кто это?

Заяц

У косого нет берлоги,

не нужна ему нора,

от врагов спасают ноги,

а от голода — кора.

Это что за зверь лесной

встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы —

уши больше головы!


Длинноухий озорник

в огород ходить привык.

Он по грядкам прыгать стал,

всю капусту потоптал.

Мы за ним — он скок-поскок,

с огорода наутек.

Маленький, беленький,




по лесочку прыг-прыг,

по снежочку тык-тык!


Угадайте, что за шапка:

меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

у ствола грызет кору.


Не барашек и не кот. Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

для зимы — другого цвета.

Бежит с горушки, прижав ушки.

Через поле напрямик скачет белый воротник.


От охотников спасаясь,

я лечу в знакомый лог.

Ноги задние бросаю

впереди передних ног.

Капуста

На грядке девица словно клубочек. Она нарядилась в сорок сорочек. Захочешь снять — услышишь много хруста. Узнал ты, как ее зовут?

Был ребенок — не знал пеленок, стал старичком — сто пеленок на нем.

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня в них ищи.

Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, если я...

Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка.

Лето целое старалась:

одевалась, одевалась,

а как осень подошла, все наряды отдала,

сотню одежонок сложили мы в бочонок.

Нарядилась Алена в сарафанчик свой зеленый, завила оборки густо... узнаешь ее?

Карандаш

Я становлюсь волшебником.

Когда они со мной:

Хочу — и дождь из облака

Прольется проливной.

Хочу — и волны синие

Заплещутся в реке,

И взять могу я радугу

И подержать в руке...

Черный Ивашка —

деревянная рубашка,

где носом проведет, там заметку кладет.

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой могу построить я:

Башню, дом и самолет

И большущий пароход!

Я — черный, красный, желтый, синий, с начинкой твердой в древесине. Я с острым ножиком дружу и, что хочу, изображу.

Он признался ножу: — Без работы я сижу. Построгай меня, дружок, чтобы я работать мог.

Он и чертит, и рисует,

а сегодня вечерком

он раскрасит мне альбом.

Рисовал я на бумаге

Ручейки, леса, овраги.

Оттого что рисовал,

Я поменьше ростом стал.

Пробегусь я по бумаге,

сразу станет веселей.

Нарисую человечка и раскрашу поскорей.

Если ты его отточишь,

нарисуешь все, что хочешь!


Коньки

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих!

Что за кони у меня?

Зимние каникулы! Веселые деньки!

Нужны ребятам санки, лыжи и...

Серебристые лошадки

По дороге мчатся гладкой:

Аж захватывает дух!

А ездок — верхом на двух.

Корова

Сено день и ночь жует, много молока дает.

Назовете вы легко, кто дает нам молоко.

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.

Спереди двора стоит копна: Спереди — вилы, сзади — метла.

Голодная — мычит, сытая — жует, Всем ребятам молоко дает.

Лопата

Вот ладонь на длинной ножке Выкопала всю картошку.

Гладкая, покатая, а зовусь...

Медведь

Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал,

а проснувшись, стал реветь. Этот зверь — лесной...

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под снежный вой,

Спит в избушке снеговой.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.


Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

Пенал

Портфель у меня не велик и не мал: Лежит в нем задачник, букварь и...

Деревянный ящик мой

Я в портфель кладу с собой.

Ящик этот очень мал, называется...

Петух

Имеет гребень, а им не причесывается.

Ходит по двору будильник,

Разгребает лапкой сор,

Расправляет с шумом крылья и садится

на забор.

Я в деревне на дворе

Просыпаюсь на заре.

«Ку-ка-ре-ку!» — я кричу,

Разбудить ребят хочу.

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

Он в мундире ярком.

Шпоры для красы.

Днем он — забияка, поутру — часы.

Гребешок аленький,

кафтанчик рябенький, двойная бородка,

важная походка.

Раньше всех встает,

голосисто поет.

Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу.

Собака

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

Уши чуткие — торчком,

Хвост взлохмаченный — крючком.

У дверей она лежит,

Дом хозяйский сторожит.

Проживает во дворе,

В личном доме — конуре.

И на всех, кого не знает,

То рычит, то громко лает.

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком, а хвост колечком.

Сорока

Верещунья, белобока. И зовут ее...

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее.

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая.

Не сидит она на месте, На хвосте разносит вести.

Трещала с самого утра: — По-р-ра! По-р-ра! А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит...

Тетрадь

То я в клетку, то в линейку, Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать... Что такое я?

Ужин

В полях, за речкою, во ржи,

На ужин собрались ужи.

Лягушка скромная одна

Была туда приглашена.

Лягушка улыбнулась мило,

Но приглашенье отклонила...

Сидят без ужина ужи

Сегодня вечером во ржи!

Кровать

Сломалась пополам кровать!

На ней нельзя теперь поспать.

Она сломалась оттого,

Что там хранилась буква О!


Обед

Наступает снова полдень —

Никого на свете нет!

Потому что в это время

Все уходят на обед!

Все за столиком сидят,

Дружно ложками стучат.

Допивают молоко —

Запоминают букву О!

Завтрак

Из-под камня вылез рак —

Завтрак не найдет никак!

Дело в том, что в той речушке

Водятся одни ракушки.

Лягушка

«Ля-ля-ля!» — поет лягушка.

«Ква!» — твердят ей все подружки.

Но она не унывает —

«Ля-ля-ля!» все распевает.

Муравей

Муравей кричит: «Ура!»

Потому что он с утра

Встал в хорошем настроенье

И все сможет — без сомненья!!!

Солома

Осел жевал солому,

Спокойно, не спеша,

И говорил: «Солома,

Конечно, хороша...

Но все-таки, хозяин,

Тебе сказать позволь:

Не дал ты соль к соломе,

Нужна к соломе соль!»

Капуста

На нашей грядке было пусто —

Вдруг за ночь выросла капуста!

Когда капустный дождь прошел,

Растет капуста хорошо.

Шел дождь на сотнях мягких лап,

Стучали капельки: «Кап-кап!»

Как только «кап-кап-кап» звучало –

Капуста сразу подрастала.

Капустный капал дождь всю ночь,

А утром он умчался прочь...




Вот и осень наступил,

Собираем урожай!

Все вокруг уже поспело —

Торопись, не прозевай!

Яблоки, морковь, капуста —

Собери все поскорей.

А не то в любимых фруктах

Обнаружишь ты гостей!!!

Урожай по вкусу многим —

Сохранить его попробуй!

Двустишия

На берегу деревья,

А за рекой лежит... (деревня).

А у нее есть рога два, И это пестрая... (корова).

Вот пришла опять суббота, И оставлена... (работа).

Приходите к нам, ребята, Поработаем... (лопатой).

Это рыжая кусака, И зовут ее (собака).

По реке несут они, Быстроходные... (коньки).

Замерзнуть зимой не желает никто, Поэтому люди купили... (пальто).

Брюки, рубашка, пальто, шуба, кофта и трико. Знает любой невежда, что все это... (оджда).е.

Стрекотала свысока Белобокая... (сорока).

У меня в руке заноза. Виновата в том... (береза).


Громко каркала она, Вороватая... (ворона).

Болтун молчать не привык, У него длинный... (язык).

Дома ждет нас всех родитель, В школе учит нас... (учитель).

Посмотрите-ка на нас:

Это очень дружный... (класс).

Есть английский и французский. Мы же изучаем... (русский).

Моет доску, носит урны, Потому что он... (дежурный).

Отдыхать он не привык, Трудолюбивый... (ученик).

Некому в лесу реветь,

Спит в берлоге наш... (медведь).

Дует ветер, метет метелица, Спит сейчас и сама... (медведица).

Бродит по лесу не волчица, Рыщет по следам... (лисица).

Будете вы всегда здоровы, Если пьете молоко... (коровы).

Кто-то зовет ее просто кусака,

А это всего лишь большая... (собака).

Мы приехали в село, Где летом очень... (весело).


Ребусы

Ребусы — помощники в работе со сло­варными словами. Л. Б. Зимина делится с нами своей копилкой. Дети с удовольствием их разгадывают. Когда ребенок сам придумывает незатей­ливый ребус, то это не только большая радость для него, но и стимул, вселяю­щий уверенность в свои силы и способ­ности. Эти качества необходимо поддер­живать.




































ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Приведем примеры методики ознаком­ления учащихся со словарными словами.

ВОРОНА — 1) птица с черным или се­рым оперением: Только серые вороны рас­шумелись на снегу (С. Есенин); 2) разг. — о рассеянном, невнимательном человеке. Прилаг. — вороний, -нья: Вороний крик. Во­ронья стая. Воронье гнездо.

ВОРОН - крупная птица с блестящим черным оперением, гнездящаяся обычно в уединенных местах.

Названия птиц родственны слову воро­ной — «черный». Ворону и ворона назвали так за черное оперение.

Ворон, ворона — вороной — «черный».

Эй, ворона!

Ты меня, косой? Так я не ворона, а во­рон. Не видишь, что ли? Ворона серая, а я чёрный. Ворона деревенская, а я птица лес­ная, дикая! (По Э. Шиму.)

Однокоренные слова. Ворона, воронушка, воронёнок, вороньё, вороний, воронить.

Сочетаемость слов. Чёрная, серая, крик­ливая, молодая, старая, большая, учёная, глупая, хитрая... ворона. Оперение, окраска, голова, шея, крик вороны. Увидеть, вспуг­нуть, накормить ворону.

В ворону попасть, за вороной наблю­дать, следить. К вороне подкрасться, при­близиться, подойти. На ворону напасть, броситься. От вороны убежать, от­лететь.

Ворона живёт, летит, каркает, строит (гнездо), тащит (добычу), выводит (птен­цов), кричит.

Когда так говорят? Считать ворон:

а) глазеть по сторонам, ротозейничать;

б) проводить время в праздности, бездельничать.

Ворона в павлиньих перьях: о человеке, который присваивает себе чужие достоин­ства, безуспешно пытается играть высокую, несвойственную ему роль и поэтому попа­дает в комическое положение.

Белая ворона: о человеке, резко выделя­ющемся чем-либо среди окружающих его людей, отличающемся чем-либо, не похо­жем на них.

Пословицы и поговорки.

  • Куда ворона летит, туда и глядит.

  • Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

  • Пуганая ворона и куста боится.

  • Дом вороны найдешь по карканью.

  • Каркает как ворона.

  • Вороне соколом не быть.

  • Ворон за море летал, а умнее не стал.

  • На чужой стороне и сокола зовут воро­ной.

Загадки.

Окраской — сероватая, повадкой — во­роватая, крикунья хрипловатая — извест­ная персона. Кто она?

Шапочка серенькая, жилеточка нетка­ная, кафтанчик рябенький, а ходит босиком.

Предложения, тексты.

С криком в воздухе кружится стая галок и ворон (Н. Некрасов).

Ворона каркнула во все воронье горло (И. Крылов).

И там, где днем трамваи спешат со всех сторон, нельзя ходить зевая! Нельзя счи­тать ворон! (С. Михалков).

Скороговорки.

Проворонила ворона вороненка.

Летели три вороны — черны и пестроголовы.

Сорока с вороной спорила. Тараторила, тараторила, ворону переспорила.

ВОРОБЕЙ, -бья. Маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений: Воробей по лужице прыгает и кружится. Перышки взъерошил он, хвостик распушил (А. Барто).

Прилаг. — воробьиный, -ая: Воробьиное гнездо, воробьиная стая.

К истокам слова.

1. Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти смышленые птахи, поневоле подумаешь: «воробей — это просто-напросто «вора бей». А вот некоторые ученые думают ина­че. Слово воробей восходит к древней осно­ве вор. От нее образованы такие слова, как
ворота, забор. Наверное, за то воробей по­лучил свое имя, что издавна вертелся подле человеческого жилья, на воротах да заборах сидел.

2. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, было образовано немало слов — названий птиц.
Так, воробей назван по своему чириканью, от звукоподражательного вор. Та же основа и в несохранившемся ворк, на базе которого образовалось ворковать, т.е. «издавать пе­реливчатые звуки».

Воробей — вор, ворк — «воркует, издает переливчатые звуки».

Однокоренные слова. Воробей, воробу­шек, воробышек, воробьёнок, воробьиха, во­робьиный.

Сочетаемость слов. Серый, молодой, старый, маленький, пугливый, шустрый, проворный, драчливый, нарядный... воробей.

Увидеть, поймать воробья. Любоваться воробьем.

В воробья целиться, попасть. За во­робьем наблюдать. К воробью подкрасться, подойти. На воробья напасть. О воробье читать, заботиться.

Воробей живёт, летит, чирикает, купа­ется (в луже), радуется (весне), клюёт (корм), строит (гнездо), выводит (птен­цов), собирает (жуков).

Когда так говорят?

Стреляный (или старый) воробей — о многоопытном человеке, которого трудно обмануть, провести.

Воробью по колено — небольшой по глубине, неглубокий, мелкий (о ручье, озе­ре, речке и т.п.).

Воробьиный шаг — мелкий, короткий шаг.

С воробьиный нос — очень мало.

Короче воробьиного носа — очень мал, короток, непродолжителен.

Пословицы и поговорки.

  • Слово не воробей, вылетит — не пойма­ешь.

  • Воробей и на кошку чирикает.

  • Старого воробья на мякине не прове­дешь.

Загадки.

  • Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает, по полям кочует, коноплю во­рует.

  • Птичка-невеличка ножки имеет, а хо­дить не умеет.

  • Хочет сделать шажок, получается пры­жок.

  • Чик-чирик! К зернышкам прыг. Клюй, не робей! Кто это? (Воробей.)

  • Зачирикал веселей Забияка-... (воробей).

Предложения, тексты.

  • Зачирикал воробей веселей на крыше (С. Маршак).

  • Наш воробушек купаться захотел, в гости к тоненькой былинке прилетел (Л. Познанская).

  • Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна (С. Есенин).

Прибаутка.

Воробей-воришка

Залез в амбаришко —

Клевать просо

Своим носом.

Скороговорки.

Сидел воробей на сосне.

Заснул и свалился во сне.

Если бы не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

Список литературы

1. Бабенко Е. А., Власенкова М. С., Айгишева А. В., Куранова Т. В., Корнеева Т. А., Блинова Г. А., Зимина Л. Б. Работа над словами с непроверяемыми безударными гласными // Практика: Пособие для учителя. 2007. (Вкладка к журналу «Начальная школа» № 8) – С. 3-17

2. Мишина А. П. Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. – 2007. - № 8.- С. 26-31

3. Серикова О. С. Использование особенностей образного мышления при совершенствовании орфографического навыка // Начальная школа.- 2007. - №8. – С. 37-40


осина


на осине сто ос




костёр


Костин костёр


огурец



горький огурец





овёс



ослик вёз овёс








компот


кот из компаса сварил компот



муравей


рано муравьи кричали «ура»


кровать


Рома на кровати



машина

Машина машина


обед




облако обедает



одежда






ослик в модной одежде






орех





































хор орехов


кефир

































кефир в кепке

44




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Маркова Светлана Николаевна

Дата: 07.01.2017

Номер свидетельства: 376137

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(89) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "188505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426688849"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах "
    ["seo_title"] => string(86) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "160763"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422114287"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Выступление на МО начальных классов "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(106) "vystuplieniie_na_mo_nachal_nykh_klassov_slovarnaia_rabota_na_urokakh_russkogho_iazyka_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "347535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1475660234"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические приемы работы над правописанием словарных слов  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskiiepriiemyrabotynadpravopisaniiemslovarnykhslovvnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "271657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727534"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические приемы работы над правописанием словарных слов  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskiiepriiemyrabotynadpravopisaniiemslovarnykhslovvnachalnykhklassakh1"
    ["file_id"] => string(6) "271658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства