Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах
Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. В русском языке встречается несколько тысяч слов, написание которых не подчинятся орфографическим правилам, слова с непроверяемыми написаниями. Именно на эти (так называемые "словарные") слова во всех классах школы делается особенно большое количество ошибок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах »
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах
Учитель начальных классов
МОУ Коляновской СОШ
Ивановского района Ивановской области
Кутумова Марина Владимировна
2015 год
Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, написание которых нужно запомнить. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму и формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления.В начальном курсе грамматики, правописание и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают словарные слова. Первоначальное знакомство со словарными словами начинается уже в 1 классе. В каждом последующем классе количество словарных слов увеличивается.
Причины, затрудняющие усвоение слов с непроверяемыми написаниями:
1. При знакомстве со словарным словом ученику отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его.
2. Слова усваиваются путем механического запоминания их графического образа.
3. Работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолировано, в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и тоже умение: обнаруживать гласный в слабой позиции, т.е. в безударном положении.
Быстрому и прочному запоминанию способствуют следующие факторы:
интерес к тому, что необходимо запомнить, и внимание к изучаемому в процессе усвоения и воспроизведения материала;
эмоциональный импульс, вызванный изучаемым материалом (как правило, лучше запоминается та информация, усвоение которой сопровождается чувством радости, печали, гнева, тревоги и т.д., хуже - та, что не вызывает эмоций;
понимание того, что заучивается (непонятное усваивается механически, зазубривается, что не способствует умственному развитию);
соединение процесса запоминания с активной мыслительной деятельностью человека (такой процесс становится сознательным и протекает успешно, если учащиеся сравнивают, обобщают, формулируют выводы, проводят эксперименты);
учет и использование знаний, усвоенных ранее , т.е. использование базы, необходимой для овладения новым материалом (реализуется дидактический принцип преемственности и перспективности).
Субъектизация- сознательное и активное включение школьника в планирование, организацию и осуществление его учебно-познавательной деятельности.
Субъективизация процесса обучения вносит существенные изменения в методику проведения словарно-орфографической работы.
Работу над словом с непроверяемым написанием строю по следующей модели:
1. Предъявление слова (по методике Г.А.Бакулиной)2. Постановка орфографической задачи3. Фиксация поставленной орфографической задачи4. Решение орфографической задачи5. Запоминание слова с опорой на главный тип памяти6. Работа над лексическим значением слова7. Закрепление правописания слов8. Контроль
Вы сможете определить новое слово из словарика, если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек на них.
Ребята, вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова.
«Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел»
Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.
Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.
Каждому слову соответствует определенная буква:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т
– Какие это слова? (Капуста, картофель.)
Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Прочитайте написанные слова: в…гон, обл…ко, п…года, к…пуста, з…вод, д…рога, аб…жур, г…рох, л…донь. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная “а” и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Расположите прямоугольники по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы и назовите слово из словаря” (комбайн).
Нахождение нового словарного слова на основе установления смысловой связи в словах.
2.Использование элементов этимологического анализа.
балкон (займете, из итальянского яз. balcone "балкон")
бутерброд (из немец, яз. butter "масло" + brot "хлеб")
велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox "быстрый + ре "нога")
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка. -Содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова – Например:
ЛОПАТА- ОРУДИЕ ТРУДА С ДЛИННОЙ РУЧКОЙ И ПЛОСКИМ ШИРОКИМ КОНЦОМ.Применяется для рыхления земли.Название получено на основании сходства предметов по внешнему виду. Раньше было слово «лопа» – «похожая на ладонь». Так же образовалось слово
«лопасти» – «плоская широкая часть винта у парохода или самолета»
Запоминание слова с опорой на главный тип памяти
Ассоциативная связь может быть разная:
по цвету;
по вкусу;
по форме;
по действию;
по материалу;
по количеству;
по звучанию и т.д.
Г А ЗЕТА – БУМ А ГА; ИН Е Й – СН Е Г, Б Е ЛЫЙ; К О РАБЛЬ – В О ЛНЫ.
Работа по созданию схематичных рисунков
На месте пропущенных букв должны появиться небольшие рисунки, напоминающие данные объекты и предметы.
Антонимы: быстро - медленно,город - деревня,дорога - аллея, шоссе,
4. Использование нового словарного слова в предложениях, во фразеологизмах, работа с пословицами
(-Без году неделя (совсем недавно). Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).
Аппетит приходит во время еды.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Тот герой, кто за Родину горой.
Для закрепления правописания слов с непроверяемыми написаниями использую следующие приемы, которые разделила на две группы:
1.Приёмы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания - написание слова (группировка слов по орфографическому признаку, установление сходства и различия в написании слова, разнообразные игры, составление ребусов, применение изографов, задания на развитие звукобуквенного анализа и синтеза и др.);
2.Приемы, направленные на запоминание слов и на развитие речи учащихся, когда в центре внимания – значение слова (подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний и предложений, замена описательных оборотов отдельными словами, составление тематических групп, сочинение по опорным словам и т.д.)
Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.
Упражнение 1. Разгадайте загадку. Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней.) Запишите отгадку, выполните звукобуквенный анализ слова.
Упражнение 2. Прочитайте, в каком значении употребляется глагол сверкает(ют)? Инейсверкает. Глаза сверкают.
Молоко– белая жидкость, получаемая от коров и употребляемая как продукт питания.
Упражнение 1. Разгадайте загадку. Чисто, да не вода. Клейко, да не смола. Бело, да не снег. Сладко, да не мед. От рогатого берут И ребятам дают. (Молоко.) Запишите отгадку, произведите звукобуквенный анализ слова. Выпишите словарные слова, подберите к ним однокоренные слова.
Упражнение 2. Объясните значение фразеологических оборотов: Молокона губах не обсохло. Попасть вмолоко.
Соберите карточки по теме “Огород”. Соответственно: изображения слов овощи,огород, помидор, корзина, морковь, огурец, яблоко.
Соберите карточки по теме “Дорога”. Сюда входят слова дорога, шоссе, шофер, автомобиль, тоннель.
Соберите карточки, на которых изображены “круглые” предметы. Слова: якорь, горизонт, корабль, остров, монета, кошмар, конверт, соловей, орех.
Соберите карточки со словами, в которых есть “близнецы”– двойные согласные:коллекция, масса, территория, кассета, колонна, программа, бассейн, профессия, жужжать, аллея, искусство, терраса.
Соберите карточки, в которых есть “близнецы”– две одинаковые гласные:абажур, багаж, телефон, карандаш, сахар.
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА ДЛЯ 2 КЛАССА
ШКОЛА:
АЛФАВИТ
ДЕЖУРНЫЙ
КАРАНДАШ
КЛАСС
ПЕНАЛ
ТЕТРАДЬ
УЧЕНИК
УЧЕНИЦА
УЧИТЕЛЬ
ЖИВОТНЫЕ:
ЗАЯЦ
КОРОВА
ЛИСИЦА
ЛЯГУШКА
МЕДВЕДЬ
ОБЕЗЬЯНА
СОБАКА
ПТИЦЫ:
ВОРОБЕЙ
ВОРОНА
СНЕГИРЬ
СОРОКА
РАСТЕНИЯ:
БЕРЕЗА
ЗЕМЛЯНИКА
КАПУСТА
МАЛИНА
МОРКОВЬ
ОСИНА
ЩАВЕЛЬ
ЯБЛОКО
ЯБЛОНЯ
Памятка к исследованию слова
Запиши слово.
Подбери иллюстрацию, картинку, сделай рисунок.
Подбери или сочини загадку к слову.
В толковом словаре выясни значение слова.
Какими оно обладает признаками?
Имеет ли оно переносный смысл, бывает ли многозначным?
Запиши “родственников” слова.
Проект «Энциклопедия одного слова»
Результаты словарно-орфографической работы
1. Обучающиеся умеют предопределять свои учебные действия и формулировать проблему.
2. Умеют анализировать, сравнивать, обобщать и аргументировано излагать свое мнение.
3. Активно участвуют в построении учебного процесса. Появляющийся в связи с этим интерес к русскому языку является важнейшим стимулом для успешного накопления знаний в этой области.