kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка в начальных классах. В настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка является наиболее актуальной. 

Просмотр содержимого документа
«Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе. »





Словарно - орфографическая работа

на уроках русского языка

в начальной школе.



Бурмистрова

Елена Васильевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 171

Г.Нижний Новгород







Вступление.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал не только образованным, но и отзывчивым, интеллигентным человеком, чтобы он научился сочувствовать, откликаться на все доброе и прекрасное.

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из вербальных средств общения является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия – богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умение слагать их в одно стройное целое.

Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.

Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка в начальных классах. В настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка является наиболее актуальной.

Словарная работа – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

Начальное обучение – важное время жизни для тех, кого мы называем будущие члены общества. То, как проходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на их дальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества.

Актуальность словарной работы

Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма", - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ.

Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на безударных гласных, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов, вплоть до оканчивающих среднюю школу.

У большинства школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей.

Это объясняется самой природой гласных звуков. В отличие от согласных, которые, по образному выражению одного из грамматистов, являются берегами нашей речи, гласные звуки вливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимая разнообразные формы.

В пределах одного и того же языка различные диалекты его отличаются преимущественно гласными звуками. Даже в корнях слов, являющихся основными элементами нашего языка, они произносятся вполне определенно и отчетливо только под ударением, а в безударном положении изменяют свое звучание. Поэтому в словах между гласными буквами и звуками, которые обозначаются этими буквами, часто не наблюдается соответствия.

Цели и задачи словарной работы

Работа над словом в учебном процессе является работой, направленной на развитие речи и развитие мышления.

Упражнения и задания, направлены на повышение познавательной самостоятельности и активности детей, развитие творческих способностей.

Поэтому перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача – добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов. В качестве отправной точки служит, с одной стороны, ударение, с другой – словоизменение и словообразование. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую "орфографическую зоркость", добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.

  • Познавательные:

Восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов.

  • Развивающие:

Развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи; развитие детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира; развитие функциональной грамотности; развитие навыков самоконтроля при работе над словарными словами.

  • Воспитательные:

воспитание у учащихся уважения к русской речи, понимание ее возможностей для осознанного использования русского языка для более полного и точного выражения своих мыслей, чувств, идей и мнений.


Методы работы со словарными словами

(система деятельности)

Существуют различные приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Методы работы, используемые на уроке:

  • Наблюдения: (видеть в читаемом тексте слова с непроверяемым написанием)

  • Практические: (словарный, вариативный, тематический диктант, работа с ИКТ)

  • Наглядный: (стенд «Запомни», разборные морфемные таблицы)

  • Словесные: (этимологический анализ слова, ассоциативный образ, шутливые стихи)

При проверке домашнего задания по учебнику непременно нужно спрашивать детей, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны, понятны. Нельзя оставлять без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встретившегося в учебнике "Русский язык" или в "Книге для чтения". Необходимо учить видеть такие слова в рассказе, стихотворении, научной статье, находить им объяснение, записывать в индивидуальные словарики. Индивидуальные словарики должны быть у каждого ученика. Откуда записывают ученики слова? Из любого текста, прочитанного ими. В I классе и первом полугодии II класса слова в словарики записывают коллективно. Например, слова: береги работу, поработали, работой, работает (слова берутся из упражнения). Когда дети "познакомились" со словами работа, рабочий, то в своих словариках нашли слова, им "родные".

При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски, таблицы, из

индивидуального словарика (если это слово кто-то из учеников записал раньше), обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговариваем слово вслух, письмо слова в тетрадях, разбор слова по составу, подбор родственных слов, этимологический анализ (если возможно и необходимо), составление с данными словами словосочетания, предложения (устно и письменно).

Работа по учебнику должна связываться с изучением трудного слова. Сначала ученики под руководством учителя, а потом сами находят в текстах упражнений трудные слова, подбирают к ним родственные, составляют предложения. Например, встретилось слово "облака". Дети переговаривают его, записывают в тетради, рядом пишут родственные слова. Запись выглядит так: облака – облако, облачко, облачное (небо). Затем составляют предложения: "По небу плыли легкие облака. Облачное небо предвещает осадки. Тяжелое облако повисло над домом". Такая работа со словами, которых нет в "Словаре" учебника, создает возможность обогатить словарный запас ученика, способствует развитию его речи, вырабатывает умение самостоятельно находить трудное слово, воспитывает уважение к учебнику как главному источнику знаний и умений.

Как и другие учителя, можно использовать словарные диктанты, состоящие из отдельно взятых слов и словосочетаний. Можно диктовать слова и словосочетания по темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных: птицы, овощи, город, магазин, почта, столовая, сад, библиотека, завод, одежда, огород, мебель, комната и т.д. Например, по теме "Магазин": молоко, творог, масло, макароны, мясо, сахар, компот; по теме "Школьная жизнь": девочка, дежурный, завтрак, карандаш, класс, календарь, коллектив, ребята, тетрадь, товарищ, ученик, экскурсия.

Целесообразно выпустить стенд по русскому языку под рубрикой, например, "Запомни эти слова". На нем помещать только те слова, которых нет в "Словаре" учебника, и которые ученики нашли в другом тексте, книге, статье.

Крайне важно определить работу над словом из "Словаря" от работы над усвоением тех или иных внепрограммных понятий. Работа над внепрограммным словом обычно проводится следующим образом. Обращаясь к второклассникам: "В упражнении вам встретилось слово "каникулы". В "Словаре" учебника это слово отсутствует, но вы будете употреблять его как в устной, так и в письменной речи. Сейчас поработаем с ним". Показываем карточку со словом каникулы, где обозначено ударение, красным цветом выделена гласная "а". Учащиеся хором и индивидуально произносят его, записывают на доске и в тетрадях, рядом пишут родственное слово каникулярное (время), устно составляем предложения. Потом сообщается детям "Все знакомы со словом каникулы, но не каждый знает, что это любимое всеми слово связано с небом. В переводе слово каникулы означает собачки (по-латыни канис - собака). Каникулой древние римляне именовали самую яркую звезду Сириус. Каникула – Сириус – каждый год появлялась на небосводе в июле, в самый разгар лета по нашему календарю. Но так как в июле обычно начиналось жаркое время года, когда студентов, школьников освобождали от занятий, то в честь звезды эти дни и прозвали каникулярными, каникулами. Сначала каникулами называли только летний отдых, но потом привычное каникулы стало относиться вообще ко всякому перерыву в учении".

Можно работу над трудными словами проводить в минуты, отведенные на чистописание.

Хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку лучше проводить по "Словарю" учебника, по индивидуальному словарику; ученики меняются тетрадями, проверяя друг друга, подчеркивают карандашом неверную орфограмму.


Положительный эффект дает сочетание видов заданий и приемов работы со словом, давно уже нашедших место в методике преподавания русского языка, с усвоением той или иной темы. Вот несколько примеров. Тема "Предложение" I класс.

Москва – столица России. Москва – самый главный город страны. В Москве работает правительство. По телевизору идет передача из Москвы.

Следует заметить, что подобные диктанты проводятся по окончанию изучения темы. Всем известно, что при изучении той или иной темы по русскому языку на страницах учебника в рамках встречаются слова с непроверяемым написанием. Их записывают и работают с ними. Можно использовать еще один вариант работы с ними, при помощи которой получаются довольно хорошие результаты. К примеру, пройдена в III классе тема "Местоимение". Новых слов здесь четыре: вместе, впереди, двенадцать, шестнадцать. В проверочную работу по данной теме непременно включает их в задания:

Составь предложение со словами (идут слова одно, два).

Вспомни и запиши слова с непроверяемым написанием, которые ты изучал по теме "Местоимение". Составь с ними словосочетания.

В теме "Имя существительное" или "Имя прилагательное" предлагает такое задание:

"Просклоняй слова килограмм, прекрасный".

Этим приучает работать учащихся с трудными словами при выполнении любого вида задания. Дети лучше запоминают и усваивают правописание таких слов. Причем делается это при изучении каждой темы.

И еще есть одна интересная работа, дающая также положительный результат при усвоении слов с непроверяемым написанием и являющаяся важной для лингвистического развития учащихся. В последнее время в средних классах учителя русского языка в работе над этими словами успешно применяют этимологический анализ. Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяется для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, "упрощенным". Составляется список слов, которые объясняются путем этимологического анализа. Так, в III классе эти слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп. Учащиеся узнают, что

первая часть слов теле – пришла в русский язык из греческого языка и обозначает "далеко". Ребята легче и осознанней запомнят графический образ этих слов. В латинском языке есть приставка кон-. Также можно знакомить учащихся с написанием таких трудных слов, как конфета; ко- команда, командир; кол- коллекция, коллективный; ком- комиссия, компот. Третьеклассники хорошо усваивают слова с латинской приставкой де-: демонстрация, депутат, делегат, декорация.

Читая ребятам рассказ К. Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение, и которому это занятие доставляло большую радость. "Найдешь слову объяснение и радуешься", - говорил он писателю. "Почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так", - говорит ребятам учитель. Показывает цветные рисунки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Учащиеся, рассматривая рисунки, делают свои первые "открытия": "Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы состоит из малых ягод, синица – синяя, медведь любит мед и поэтому знает (ведает) где его искать". Целесообразно провести работу со стихотворениями Е. Серовой из цикла "Подскажи словечко":

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйся дикими

Алыми… (гвоздиками)

Рассмотрим, например, этимологический анализа слова РЯБИНА. Сначала дети отгадали загадку: "Под ярусом-ярусом висит зипун с красным гарузом". Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем два раза вслух и, наконец, проговаривают его хором. После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Учитель показывает цветной рисунок с изображением ветки рябины и говорит: "Слово рябина произошло от славянского слова ряб, что означало рябой, пестрый; ведь сочетание мелких ярко-зеленых разных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит". С использованием разборных таблиц составляются и записываются слова с корнем рябин-. Разборные таблицы используются учителем на уроке так: необходимые части слова пишутся на кусочках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и аккуратно склеенных внизу. Причем каждая морфема пишется чернилами одного цвета (например, приставки – зелеными, корни – красными, суффиксы – коричневыми, окончания - черными).

В ходе объяснения и образования слова выбирает из всего "строительного материала", лежащего на столе, нужные морфемы и прикладывает к фланелеграфу или магнитной доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Ученики лучше его запоминают.

- Как мы назовем маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово рябинка? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы образовать слово рябинник? Сколько "н" надо писать в слове рябинник? Посему? Как мы называем куст рябины? (Рябинный). Что потребуется для строительства этого слова? Сколько "н" надо писать в данном прилагательном? Почему? Как мы назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для этого слова?

В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся появляется следующая запись:

рябина ряб – пестрый, рябой

рябинка

рябинник

рябинный

рябиновое

На следующем уроке дети используют данные слова в предложениях:

Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник.


Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием использовал замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы, учащиеся получают задания типа "Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, который едет в поезде; перечень номеров, с которыми выступают на концерте; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам; площадка, с которой производится посадка на поезд". Или другое задание:

При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1) Сообщение по телеграфу -… .

2) Килограмм – это тысяча… .

3) Смотр готовности войск -… .

4) Рисунок в книге -… .

Как показывает практика, этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было, степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большое моральное удовлетворение, чем механическая. Этимологические справки к словам можно взять в школьном этимологическом словаре.

На помощь учащимся приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово "лимон". На доске можно располагать эти стихотворные шутки.

Г. Сапгир "Ли–мон":

Что за ли?

Что за мон?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут:

- Лимон… -

Сразу станет кисло.

Две первые строчки легко и быстро запоминаются: "Что за ли? Что за мон?". Значит, в этом слове ошибок не будет.

Методика запоминания словарных слов:

1. Записать словарное слово и поставить ударение. Например: береза.

2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании. Например: бе-ре-за.

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Например: бЕ, бе.

4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу.

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель: Сл.слово Ас. образ

признак признак

Ассоциативная связь может быть по:

- цвету; - месту расположения;

- форме; - звучанию;

- действию; - вкусу;

- материалу; - назначению;

- количеству; - и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:

Сл. слово Ас. образ

береза – по цвету БЕлая

береза – кудрявая нужен грЕбень –

чтобы расчесать –

по форме, как буква Е

результат: бЕреза – бЕлая

- гребень (Е)


5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).


б

б Е р ё з а

л

а

я

6. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

Нельзя навязывать ученику своей ассоциации.

Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Эта методика – не догма, а источник творчества.

Примеры словарных слов и ассоциативный образ:

гАзета – бумАга

дИректОр – крИк, рОт

кАрман – дырА

кОнцерт – нОта, дО, хОр

зАвод – трубА


звод

т

р

у

б

з А в о д


Заключение

Таким образом, для совершенствования обучения нужно:

  • включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования орфографических умений

  • разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения

  • Чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь.

  • Чем больше слов усвоит учащийся, тем легче ему учиться.

  • Чем больше слов усвоит учащийся, тем глубже и прочнее его знания по предмету.

  • Чем больше слов усвоит учащийся, тем легче ему построить связное высказывание с использованием изученных слов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе.

Автор: Бурмистрова Елена Васильевна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187613

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(89) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-v-protsiessie-obuchieniia-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "188505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426688849"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах "
    ["seo_title"] => string(86) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "160763"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422114287"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Выступление на МО начальных классов "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(106) "vystuplieniie_na_mo_nachal_nykh_klassov_slovarnaia_rabota_na_urokakh_russkogho_iazyka_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "347535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1475660234"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические приемы работы над правописанием словарных слов  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskiiepriiemyrabotynadpravopisaniiemslovarnykhslovvnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "271657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727534"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методические приемы работы над правописанием словарных слов  в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskiiepriiemyrabotynadpravopisaniiemslovarnykhslovvnachalnykhklassakh1"
    ["file_id"] => string(6) "271658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451727541"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства