Просмотр содержимого документа
«Сказки по русскому языку»
Сказка.
« Чу - щ у».
Жили-были два государства: государство гласных, где жили буквы У и Ю; и государство согласных, где жили буквы Ч и Щ .
И вот, однажды, пошли две подруги Ч и Щ в гости к буквам У и Ю. Шли они долго, устали, да и проголодались.
Постучались они в дом, дверь открыла буква У и видят буквы Ч и Щ,
что буква У грустная и усталая. Спрашивают: «Сестрица - буква У, чем ты опечалена?». А У отвечает: «Как же мне не печалится, моя соседка, буква Ю меня обижает и всегда съедает мой обед!».
Не понравилось это буквам Ч и Щ и решили они поговорить с буквой Ю, но не тут - то было. Буква Ю даже разговаривать не захотела с ними. Она была такая толстая и жадная, что даже не угостила обедом уставших гостей Ч и Щ.
Видят буквы - подруги, что букве У здесь не будет жилья, они и говорят: «Сестрица У, пойдём к нам жить, с нами не пропадёшь». И буква У согласилась.
С тех пор буква У дружно живёт с буквами Ч и Щ. а буква Ю так и осталась одна, толстая и жадная.
Буквы Ч и Щ не стали дружить с буквой Ю.
Запомните, ребята, ЧУ—ЩУ всегда пишите с буквой У.
Вот и сказочки конец, а кто слушал - молодец!
Сказка.
«Жи-ши».
Был жаркий летний день. Согласные буквы Ж и III пошли искупаться на речку. Доплыли до середины, улеглись на мель.
Потемнело небо, грянул гром, побежали лёгкие волны по озеру и накрыли Ж и III. Испугались бедные, кричат: «Помогите!».
А на берегу сидела важная и сытая буква Ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся в воде буквы и пошла спокойно домой. Волна вот-вот накроет их с головой.
Но, к счастью, их крик услышала гласная И. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою тонкую руку она протянула букве Ж, другую - букве III. И вытащила их на берег.
С тех пор, согласные Ж и III дружат только с буквой И.
Помните, ЖИ, ШИ пишите с буквой И.
Сказка.
«Ча-ща».
- Сейчас я вам расскажу одну историю, которая произошла в сказочном городке с необычным названием Буквоград, где живут ... Правильно. Где живут буквы ...
- Так вот, история эта произошла зимой, когда завывают метели и кружат вьюги. На улице было очень холодно.
В один домик, где жила буква Я постучалась А. она очень замёрзла. Но буква Я не захотела пустить бедняжку А погреться и прогнала она букву. И пришлось бедной букве А идти дальше. И вот постучалась она в следующий дом, где жили весёлые друзья буквы Ч и Щ. они впустили букву А, накормили, обогрели, да и оставили у себя перезимовать.
Очень подружились буквы. И во всех словах, где встречается сочетание букв ЧА, ЩА буквы - друзья всегда вместе.
- Произнесём хором ЧА, ЩА. Какой звук слышится на конце?
Но вспомните, ребята, ведь буква Я не пустила к себе А, она её обидела, поступила не хорошо, неправильно. И поэтому буквы Ч и Щ не стали дружить с нехорошей буквой Я. Вы никогда не увидите вместе буквы Ч и Щ с Я.
И поэтому запомните: ЧА, ЩА пишите с буквой А.
Сказка
о парных согласных
Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные — они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать рядом с согласными, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было. Помните, дети: чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные.
Сказка
о гласных буквах а и о.
Однажды гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Увидели сосну и решили составить из букв это слово. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные а и о? Когда они стоят без ударения, хочет занять место и одна, и другая.
И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда стали звать его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а и о. С тех пор эти дети пишут грамотно».