СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МОДЕЛИРОВАНИЮ УРОКА
На основе трудов Ю.А.Конаржевского выделяются 6 типов урока:
комбинированный урок, урок по усвоению новых знаний, урок повторения, урок закрепления, урок проверки и оценки знаний, урок обобщения и систематизации изученного.
СОСТАВ КОМБИНИРОВАНИИ УРОКА
8 этапов
Наиболее распространенный тип урока (80%).
I этап ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Это этап организации условий, это психолого-организационный этап.
Психолого-педагогические задачи этапа
Обеспечить нормальную обстановку работы и психологическое настроенеие учащихся.
Содержание этапа
- Приветствие. С этого формируется отношение (доверие, доброта, симпатия).
- Определение остутствующих. Почему отсутствует?
- Проверка готовности к уроку (вид, поза, место).
- Проверка подготовленности классного помещения.
- Организация внимания.
Этот этап может быть разнообразным.
Показатели выполнения этапа.
А) кратковременность;
Б) быстрое включения всех в деловой ритм;
В) полная подготовка класса.
Условия выполнения положительных результатов
А) сдержанность;
Б) требовательность;
В) собранность;
Г) отстутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность.
II этап ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
УВЗ: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всем классом.
Примечание. УВЗ-это системообразующий компонент урока и учебно-воспитательного момента.
Устранить пробелы, совершенствование знаний, умений и навыков (ЗУН) в ходе проверки.
Воспитательный аспект задачи-приучить к систематическому труду, тренировать волю, настойчивость, дисциплинированность.
Содержание этапа
- Выявление подготовки всем классом.
- Выявление уровня знаний заданного.
- Определение типичных недостатков.
- Их ликвидация.
РЕЗЕРВ-выяснить причины невыполнения.
Показатели выполнения
За 5-7 минут выявить уровень усвоения и ликвидации недостатков, степень и масштабы выяления качества знаний изученного дома.
Условия выполнения положительных результатов
А) оперативность учителя;
Б) целевая направленность деятельности;
В) использование учителем методов и приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся.
III этап ОПРОС
УВЗ-глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив принципы обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.
Содержание этапа
- Проверка различными методами объема и качества усвоения материала.
- Проверка характера мышления учеников.
- Проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений.
- Комментирование ответов учащихся.
- Оценка знаний, умений и навыков.
Показатели выполнения этапа
А) проверка учителем не только объема и правильности знаний, их глубины, осознанности, оперативности, но и умения использовать их на практике;
Б) рецензирование ответов учащихся (положительное и отрицаиельное в ответах), что необходимо сделать для совершенствования самостоятельной работы;
В) активная деятельность всего коллектива в ходе проверки знаний («годы идут в безделье, из-за того, что дети во время опроса ничего гн делают, то есть мы сознательно формируем интеллектуальную лень»), это все от того, что дидактическая сущность этапа не уяснена.
В чем сущность опроса?
Коллективная познавательная деятельность всех, каждый из которого внимательно слушает и анализирует ответ учащихся. Закрепляет и уточняет свои знания, готовит исправления и уточнения к ответу, высказывает и анализирует замечания других.
Схема анализа ответа
- Полнота ответа.
- Обоснованность.
- Правильность.
- Логичность композиции.
- Культурна речи.
- Умение применять знания не практике.
Роль опроса
- Правильно организованный опрос обеспечивает безошибочность знаний.
- Формирует полноту в результате дополнения того, что в ответе упущено.
- Помогает слабым лучше осознавать материал.
- У всех повышается прочность знаний.
- Для пропустивших урок ответы сильных комментируют объяснение учителя.
- В ходе опроса производится отбор наиболее важного, главного и осуществляется практическое обучение принципам отбора.
- Необходимо осуществить главное-развитие.
ОПРОС-это этап становления знаний учащихся.
IV этап. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА
УВЗ: Организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся. Вырабатывать целеустремленность и целенаправленность.
Содержание этапа
- Сообщение темы, цели и задачи.
- Показ практической значимости изучения нового.
- Постановка перед учащимися новой проблемы.
Показатели выполнения УВЗ
(введен Онищуком)
А) активность познавательной деятельности на последующих этапах;
Б) эффективность восприятяия и осмысление нового понимания учащимися практической значимости изучаемого;
В) предварительное обдумывание учителем целей, задач и практической значимости фиксации этого в поурочном плане;
Г) умение учителем четко определить цель образования для учеников.
V этап УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Роль учителя сейчас превратиться из ретранслятора в организатора обучения.
УВЗ. 1. Дать учащимся конкретное предстваление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого, правила, принципа, закона организовать усвоение, включить всех в процесс знаний.
2. Добиться в ходе этого процесса восприятия осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизацию новых знаний.
3. Добиться усвоения учащимися способов, путей и средств, которые привели к обобщению знаний.
4. На основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки. Широко использовать воспитательные возможности изучаемого материала.
Содержание этапа
- Организация внимания.
- Организация учителем усвоения нового.
- Организация формирования понятий.
- Одновременное формирование восприятия, осознания, осмысления (мы же делаем это на стихийном уровне).
Условия получения положительных результатов
А) Полное, точное, четко определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений, как основа правльного и полного их восприятия.
Б) Выявление в изучаемом главных, существенных признаков, необходимых для восприятия материала и осознания его.
В) Запись опорных пунктов, тезисов, конспектов.
Г) Организация самостоятельной работы с книгой, источниками.
Д) Применение с целью глубокого осмысления материала таких приемов мыслительных операций, которые способствуют раскрытию внутренних связей, явлений, отношений в рассматриваемых на уроке вопросах.
Е) Необходимо использовать в этих целях анализ, синтез, абстрагирование.
Ж) Очень важно использовать таблицу, т.к. это систематизация –путь к знаниям.
Сущность этого этапа состоит не в изложении материала учителем, а в изучении его под руководством учителя.На этом этапе наиболее полно раскрывается интеллектуальный фон учителя.
VI этап. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, СПОСОБОВ И УМЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На этом этапе более рельефно можно выделить результат.
УВЗ. Закрепить в памяти учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Содержание этапа
Проверка учителем глубины усвоения нового, внутренних закономерностей и связей.
Условия получения положительных результатов
А) Использование учителем вопросов, требующих мыслительной деятельности, самостоятельного осмысления деятельности.
Б) Создание нестандартных ситуаций в использовании знаний.
В) Обращение учителя по поводу ответа учеников к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить и т.д., найти более рациональные решения.
VII этап. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
На этом этапе более рельефно можно выделить результат.
УВЗ. Закрепить в памяти учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Содержание этапа
- Закрепить сообщение о знаниях и умениях.
- Закрепить методику изучения нового материала.
Показатели выполнения задач
А) Умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, навыками и уменями.
Б) Умение воспроизводить основные идеи нового.
В) Умение выделить основные признаки ведущих понятий, конкретизировать признаки активности учащихся.
Условия получения
положительных результатов
Процес закрепления должен происходить не как припоминание, а как оперирование знаниями.