Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к ОГЭ по русскому языку»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 6
г. Саяногорска
Система
подготовки учащихся 9-х классов
к ОГЭ по русскому языку
Учитель русского языка и
литературы первой категории
Куриленок Ирина Анатольевна,
2017 г.
Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классах
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
Можно лошадь привести к водопою, но
Заставить её напиться нельзя.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять.
Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.
В настоящее время мною накоплен определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме недостаточно грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию:
лингвистическую;
языковую;
коммуникативную.
У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.
Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:
развитие мотивации и целеполагания;
формирование умения решать задания разного уровня;
развитие самоконтроля;
формирование уверенности и положительной самооценки;
Задачи педагога:
вести постоянную психологическую работу с учащимися, поскольку даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ;
правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основной школе обучения предмету;
работать в тесном контакте с родителями.
Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.
В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:
1.Психологический настрой учащихся:
Основной государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ.
Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
сомнение в полноте и прочности знаний;
сомнение в собственных способностях;
неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.
2.Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.
Информационная работа- важноеусловие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Необходимо информировать родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменениях в структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.
В рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.
3.Создание методической базы.
Учебные пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.
Я использую в своей работе следующие пособия: «Русский язык. ОГЭ-2015. Типовые тестовые задания», Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т.; «Русский язык. Типовые экзаменационные варианты», И.П.Цыбулько; «Русский язык. Практикум – подготовка к выполнению заданий 6 – 14», Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н.; «Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий по синтаксису, пунктуации, орфографии, лексике и фразеологии»; «Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ-9», Симакова Е.С.
4. ИКТ в системе подготовки к ОГЭ.
Активно используюИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке к экзамену.
Применение новых ИТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.
Интернет - тестирования также способствуют внедрению тестовых технологий и оказывают существенную помощь в подготовке к ОГЭ.
Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные идиагностические работы в режиме on-line,предлагаю ученикамвыполнять их в домашних условиях. Опыт показывает, что учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line. Предложенная система позволяеткаждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.
Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, пишу задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ОГЭ-2015. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, выполняем совместно, проговаривая алгоритм действия, что способствует лучшему усвоению темы.
5.Работа с текстом.
Первым заданием ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения. Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение). Этот критерий проверки изложения дает 2 балла, поэтому очень важно научить учащихся приемам компрессии (сжатия).
6.Создание банка тестовых заданий.
Использую тестовые технологии в разных классах с 5 по 11 на этапах изучения нового материала, закрепления, систематизации, обобщения и проверки знаний.
Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.
7.Собственное высказывание на заданную тему.
Умение создавать собственное высказывание на заданную тему оказывается востребованным не только на экзамене в 9 классе, но и на ЕГЭ в 11 классе.
Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий. Для того, чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, выстраиваю систему обучения написанию сочинения – рассуждения.
Подготовку девятиклассников провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов.
8. Курс по выбору.
Курс по выбору «Трудные вопросы орфографии» в9 классе направлен на развитие умений и навыков выполнениязаданий ОГЭ, повышения «орфографической зоркости».
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки. Систематически провожу лингвистическую разминку «Найди речевую или грамматическую ошибку».
9. Диагностика уровня подготовки учащихся.
Как показывает опыт,невсе дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.
Немаловажную роль в диагностике уровня подготовки учащихся 9-х классов играют пробные внутришкольные экзамены в формате ОГЭ, проводимые в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению экзамена.
Теоретические сведения по темам ОГЭ, алгоритмы решения тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация, собранная в соответствии с заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.
Помимо теории в папках находятся «Индивидуальные листы результативности», в которые заносятся результаты всех работ в формате ОГЭ каждого ребенка. Подобная практика позволяет и учителю, и учащемуся анализировать и выявлять результативность подготовки к экзамену на протяжении всего учебного года.
Итак: постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.