Мастер-класс " Система работы на уроках русского языка при подготовке учащихся к ЕГЭ».
Мастер-класс " Система работы на уроках русского языка при подготовке учащихся к ЕГЭ».
Мастер-класс « Система работы на уроках русского языка при подготовке учащихся к ЕГЭ». Этот мастер-класс предназначен для учителей, работающих в старших классах. Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция - учитель-помощник, учитель-партнёр. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.
Показателем качества является ЕГЭ. За время работы убедилась, что в старших классах основным мотивом школьников в изучении русского языка является качественная подготовка к ЕГЭ, поэтому стала заниматься поиском разнообразных форм и методов обучения для успешной сдачи учащимися экзамена.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс " Система работы на уроках русского языка при подготовке учащихся к ЕГЭ». »
Мастер-класс «Система работы на уроках русского языка при подготовке учащихся к ЕГЭ».
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Воротынская СОШ
Васильева Татьяна Сергеевна.
Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция - учитель-помощник, учитель-партнёр.
Больше знаешь – меньше боишься, меньше боишься – больше веришь в победу, веришь в победу – значит победишь. Заставить поверить в это детей – задача нас, педагогов.
Добиться успеха не означает,что вы должны сделать что-либоисключительное. Это означает,что вы должны делать то же,
что и все, только исключительно хорошо.
Колин Тёрнер
Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.Л. Н. Толстой
Показателем качества является Единый государственный экзамен. С 2012-2014гг работаю в старших классах. За время работы убедилась, что в старших классах основным мотивом школьников в изучении русского языка является качественная подготовка к ЕГЭ.
И первое правило, которое я использовала в работе, - «Учись учиться!» Это правило, прежде всего, касается личности учителя. По-моему, нельзя добиться успеха, если сам плохо представляешь структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы.
проанализировать содержание учебников, по которым предстоит работать.
обратиться за методической помощью к своим опытным коллегам,
проштудировать большое количество методической литературы.
задачи:
целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х классах
углубление и дополнение знаний
психологически подготовить к тестовой форме экзамена
научить быстро и без ошибок заполнять бланки.
Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ.
На первых уроках русского языка в 10 классе происходит знакомство учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.
В 10 классе, в сентябре проводила диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях и пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Все результаты работ сохраняю.
Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика. Ими стали сборники И. П. Цыбулько, Н.А. Сениной .
От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку. Каждый вариант экзаменационной работы по русскому языку с момента введения ЕГЭ состоит из трех частей и включает три типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом.
Знакомлю с экзаменом не только детей, но обязательно и родителей на родительских собраниях, показываю и варианты заданий, и бланки, на которых выполняются тесты, рассказываю все особенности процедуры экзамена.
Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая тематическую тетрадь.
Урок, безусловно, является главным средством для этого, но в старших классах особое значение приобретает самостоятельная работа.
Во-первых, повышается ответственность ученика за результат своего образования, во-вторых, развиваются навыки самоорганизации и самоконтроля. В-третьих, истина известная: самостоятельно добытые знания - самые прочные. Поэтому убеждена, что большое значение приобретает организация самостоятельной работы старшеклассников по коррекции пробелов и совершенствованию знаний, умений и навыков по русскому языку.
Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия.Практически всегда использую разминки на повторение.(часто орфоэпическую, синтаксическую) Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка.
Необходимо помнить о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», нужно активно вводить тестовые технологии в систему обучения. Поэтому отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 5-го класса.
В описании своей системы подготовки к единому государственному экзамену я хочу выделить две подсистемы: в ученических коллективах, где преподаватель работает с пятого класса, и ученических коллективах, где преподаватель работает с десятого класса. Особое внимание хочется уделить с 10 или 11кл.
Система работы с 5-11 класс.Обязательное условие – введение тестовой формы проверки знаний, умений и навыков учащихся с 5-го класса. При этом, безусловно, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных форм: различные диктанты, сочинения, изложения.
8-9 классы.
На этом этапе активно нужно вводить тесты типа части В, тем более что они составлены на базе программного материала этого этапа обучения.
При изучении тем можно использовать следующие приемы и методы: устные и письменные зачеты, составление схем и таблиц обобщающего характера, решение тестов тематических и итоговых, работа с текстом, задания «50 шагов», сопутствующее повторение пройденного с использованием контрольных работ по орфографии (печатные задания на разные виды орфограмм) и другие формы.
В9классенужно особое внимание уделять по комплексному анализу текста, так как наибольшую трудность у учащихся на едином государственном экзамене вызывает выполнение задания части С, требующее написания сочинения-рассуждения на основе предложенного текста, которое невозможно без знания особенностей текстов различных стилей и типов речи.
10-11 класс.
Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием и структуры ЕГЭ, и содержанием заданий, умеют выполнять упражнения части А и В. В 10-11 классе остается только текущее повторение, практическая отработка полученных умений и навыков и тщательная подготовка к сочинению части С.
10-11 классы – активно использую обобщающие таблицы. На уроках дети отрабатывают пройденные задания на время. Для повышения орфографической зоркости использую контрольные работы по орфографии, пунктуационной – комплексный анализ текста. С целью повторения орфографии в сильном классе предлагаю учащимся создать текст на определенный тип орфографического правила по типу текстов, предлагаемых Ткаченко в книге «Триста диктантов»и т.д.
Создание мультимедийной презентации является незаменимой формой организации повторения учебного материала в условиях подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 11 классе
Для каждого ученика 10 - 11 класса у меня разработана папка методических советов, подсказок и рекомендаций. Этими справочными материалами ученики пользуются при выполнении самостоятельных, поверочных работ. Эти рекомендации пополняются и особенно полезными являются для слабых учащихся.
Каждую четверть учащиеся сдают обязательные зачёты по русскому языку в форме заданий ЕГЭ. Можно предложить работу по созданию школьниками собственных вариантов тестов.
Также очень удобным является то, в нашей школе проводится репетиционное тестирование для всей параллели одиннадцатых классов. Далее легче готовить, так как знаешь, где у детей возникают трудности.
Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков, где можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ.
Особое внимание уделяю части С. При подготовке к написанию сочинения учащиеся пользуются учебно-методическим пособием Е.А. Сениной, А.Г. Нарушевич «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки».
Работу над сочинением начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части С, затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения. А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог. Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.
И самое главное – учу детей не бояться! Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Истина эта кажется банальной. Но для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к этому экзамену. Хочется верить в то, что выпускники на экзамене улучшат свой результат и оправдают наши надежды.
Таким образом, мною были изложены основные составляющие системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, работа в этом направлении продолжается, появляются новые приемы и методы, которые апробируются на практике и будут проанализированы.
Работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают систематический характер.
Дорогие коллеги, я искренне желаю вам оптимизма, неиссякаемой энергии, уважения и поддержки коллег, успешного воплощения самых смелых творческих замыслов.
Рекомендованная литература по подготовке к ЕГЭ.ЕГЭ:1) Русский язык, интеллект-центр, 2014, Драбкина и Субботин
2) Классические тридцать вариантов любого издания - практика, практика и еще раз практика!
3) Русский язык, Бисеров, 2014 - одобрено ФИПИ, хороший сборник, достаточно толковый.4) Русский язык 10-11 классы, Розенталь, "Дрофа" - +СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ РОЗЕНТАЛЯ!