kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс " Система работы на уроках русского языка при подготовке учащихся к ЕГЭ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс « Система работы на уроках русского языка при подготовке учащихся  к  ЕГЭ». Этот мастер-класс предназначен для учителей, работающих в старших классах.    Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция - учитель-помощник, учитель-партнёр. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

 Показателем качества является ЕГЭ. За время работы убедилась, что в старших классах основным мотивом школьников в изучении русского языка  является качественная подготовка к ЕГЭ, поэтому стала заниматься  поиском разнообразных форм  и методов обучения для успешной сдачи учащимися  экзамена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс " Система работы на уроках русского языка при подготовке учащихся к ЕГЭ». »

Мастер-класс «Система работы на уроках русского языка при подготовке учащихся к ЕГЭ». Учитель русского языка и литературы МБОУ Воротынская СОШ Васильева Татьяна Сергеевна .

Мастер-класс «Система работы на уроках русского языка при подготовке учащихся к ЕГЭ».

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Воротынская СОШ

Васильева Татьяна Сергеевна .

Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция - учитель-помощник, учитель-партнёр. Больше знаешь – меньше боишься, меньше боишься – больше веришь в победу, веришь в победу – значит победишь. Заставить поверить в это детей – задача нас, педагогов .

Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция - учитель-помощник, учитель-партнёр.

Больше знаешь – меньше боишься, меньше боишься – больше веришь в победу, веришь в победу – значит победишь. Заставить поверить в это детей – задача нас, педагогов .

Добиться успеха не означает,  что вы должны сделать что-либо  исключительное. Это означает,  что вы должны делать то же,  что и все, только исключительно хорошо. Колин Тёрнер  Знание только тогда становится знанием,   когда оно приобретено усилиями своей   мысли, а не памятью.  Л. Н. Толстой

Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же,

что и все, только исключительно хорошо.

Колин Тёрнер

Знание только тогда становится знанием,  когда оно приобретено усилиями своей  мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой

Показателем качества является Единый государственный экзамен. С 2012-2014гг работаю в старших классах. За время работы убедилась, что в старших классах основным мотивом школьников в изучении русского языка  является качественная подготовка к ЕГЭ.      И первое правило, которое  я использовала в работе, - «Учись учиться!» Это правило,  прежде всего, касается личности  учителя.  По-моему, нельзя добиться успеха, если сам плохо представляешь структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы.

Показателем качества является Единый государственный экзамен. С 2012-2014гг работаю в старших классах. За время работы убедилась, что в старших классах основным мотивом школьников в изучении русского языка  является качественная подготовка к ЕГЭ.

     И первое правило, которое  я использовала в работе, - «Учись учиться!» Это правило,  прежде всего, касается личности  учителя.  По-моему, нельзя добиться успеха, если сам плохо представляешь структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы.

Мне  пришлось прорешать несколько тестовых  вариантов тщательно изучить нормативную документацию образовательных  Интернет-сайтов, материалы экзаменов предыдущих лет  проанализировать содержание  учебников, по которым предстоит работать.  обратиться за методической помощью к своим опытным  коллегам, проштудировать большое количество методической литературы.

Мне  пришлось

  • прорешать несколько тестовых  вариантов
  • тщательно изучить нормативную документацию образовательных  Интернет-сайтов,
  • материалы экзаменов предыдущих лет
  • проанализировать содержание  учебников, по которым предстоит работать. 
  • обратиться за методической помощью к своим опытным  коллегам,
  • проштудировать большое количество методической литературы.

задачи: целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х классах углубление и дополнение знаний психологически подготовить к тестовой форме экзамена научить быстро и без ошибок заполнять бланки.

задачи:

  • целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х классах
  • углубление и дополнение знаний
  • психологически подготовить к тестовой форме экзамена
  • научить быстро и без ошибок заполнять бланки.

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ   начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. На первых уроках русского языка в 10 классе происходит знакомство учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и  рекомендую школьникам, какими  Internet-ресурсами он может воспользоваться.

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ   начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ.

На первых уроках русского языка в 10 классе происходит знакомство учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и  рекомендую школьникам, какими  Internet-ресурсами он может воспользоваться.

  В 10 классе,  в сентябре проводила диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка.        Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях и  пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Все результаты работ сохраняю.                                                                  

 

В 10 классе,  в сентябре проводила диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка.       Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях и  пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Все результаты работ сохраняю.                                                                  

Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика. Ими стали сборники И. П. Цыбулько,  Н.А. Сениной .

Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика. Ими стали сборники И. П. Цыбулько,  Н.А. Сениной .

От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку. Каждый вариант экзаменационной работы по русскому языку с момента введения ЕГЭ состоит из трех частей и включает три типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом. Знакомлю с экзаменом не только детей, но обязательно и родителей на родительских собраниях, показываю и варианты заданий, и бланки, на которых выполняются тесты, рассказываю все особенности процедуры экзамена.

От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку. Каждый вариант экзаменационной работы по русскому языку с момента введения ЕГЭ состоит из трех частей и включает три типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом.

Знакомлю с экзаменом не только детей, но обязательно и родителей на родительских собраниях, показываю и варианты заданий, и бланки, на которых выполняются тесты, рассказываю все особенности процедуры экзамена.

Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я  предлагаю  сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая  тематическую тетрадь.

Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я  предлагаю  сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ребята самостоятельно стараются представить тему, создавая  тематическую тетрадь.

Урок, безусловно, является главным средством для этого, но в старших классах особое значение приобретает самостоятельная работа. Во-первых, повышается ответственность ученика за результат своего образования, во-вторых, развиваются навыки  самоорганизации и самоконтроля. В-третьих, истина известная: самостоятельно добытые знания  - самые прочные. Поэтому убеждена, что  большое значение приобретает организация самостоятельной работы старшеклассников по коррекции пробелов и совершенствованию знаний, умений и навыков по русскому языку.    

Урок, безусловно, является главным средством для этого, но в старших классах особое значение приобретает самостоятельная работа.

Во-первых, повышается ответственность ученика за результат своего образования, во-вторых, развиваются навыки  самоорганизации и самоконтроля. В-третьих, истина известная: самостоятельно добытые знания  - самые прочные. Поэтому убеждена, что  большое значение приобретает организация самостоятельной работы старшеклассников по коррекции пробелов и совершенствованию знаний, умений и навыков по русскому языку.    

Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Практически всегда использую разминки на повторение.(часто орфоэпическую, синтаксическую) Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка.

Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Практически всегда использую разминки на повторение.(часто орфоэпическую, синтаксическую) Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка.

Необходимо помнить о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», нужно активно вводить тестовые технологии в систему обучения. Поэтому отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 5-го класса. В описании своей системы подготовки к единому государственному экзамену я хочу выделить две подсистемы: в ученических коллективах, где преподаватель работает с пятого класса, и ученических коллективах, где преподаватель работает с десятого класса. Особое внимание хочется уделить с 10 или 11кл.

Необходимо помнить о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», нужно активно вводить тестовые технологии в систему обучения. Поэтому отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 5-го класса.

В описании своей системы подготовки к единому государственному экзамену я хочу выделить две подсистемы: в ученических коллективах, где преподаватель работает с пятого класса, и ученических коллективах, где преподаватель работает с десятого класса. Особое внимание хочется уделить с 10 или 11кл.

Система работы с 5-11 класс.  Обязательное условие – введение тестовой формы проверки знаний, умений и навыков учащихся с 5-го класса. При этом, безусловно, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных форм: различные диктанты, сочинения, изложения.  8-9 классы .  На этом этапе активно нужно вводить тесты типа части В, тем более что они составлены на базе программного материала этого этапа обучения.  При изучении тем можно использовать следующие приемы и методы: устные и письменные зачеты, составление схем и таблиц обобщающего характера, решение тестов тематических и итоговых, работа с текстом, задания «50 шагов», сопутствующее повторение пройденного с использованием контрольных работ по орфографии (печатные задания на разные виды орфограмм) и другие формы.

Система работы с 5-11 класс. Обязательное условие – введение тестовой формы проверки знаний, умений и навыков учащихся с 5-го класса. При этом, безусловно, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных форм: различные диктанты, сочинения, изложения.

8-9 классы .

На этом этапе активно нужно вводить тесты типа части В, тем более что они составлены на базе программного материала этого этапа обучения.

При изучении тем можно использовать следующие приемы и методы: устные и письменные зачеты, составление схем и таблиц обобщающего характера, решение тестов тематических и итоговых, работа с текстом, задания «50 шагов», сопутствующее повторение пройденного с использованием контрольных работ по орфографии (печатные задания на разные виды орфограмм) и другие формы.

В 9  классе нужно особое внимание уделять по комплексному анализу текста, так как наибольшую трудность у учащихся на едином государственном экзамене вызывает выполнение задания части С, требующее написания сочинения-рассуждения на основе предложенного текста, которое невозможно без знания особенностей текстов различных стилей и типов речи. 10-11 класс.  Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием и структуры ЕГЭ, и содержанием заданий, умеют выполнять упражнения части А и В. В 10-11 классе остается только текущее повторение, практическая отработка полученных умений и навыков и тщательная подготовка к сочинению части С.

В 9 классе нужно особое внимание уделять по комплексному анализу текста, так как наибольшую трудность у учащихся на едином государственном экзамене вызывает выполнение задания части С, требующее написания сочинения-рассуждения на основе предложенного текста, которое невозможно без знания особенностей текстов различных стилей и типов речи.

10-11 класс.

Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием и структуры ЕГЭ, и содержанием заданий, умеют выполнять упражнения части А и В. В 10-11 классе остается только текущее повторение, практическая отработка полученных умений и навыков и тщательная подготовка к сочинению части С.

10-11 классы – активно использую обобщающие таблицы. На уроках дети отрабатывают пройденные задания на время. Для повышения орфографической зоркости использую контрольные работы по орфографии, пунктуационной – комплексный анализ текста. С целью повторения орфографии в сильном классе предлагаю учащимся создать текст на определенный тип орфографического правила по типу текстов, предлагаемых Ткаченко в книге «Триста диктантов»и т.д. Создание мультимедийной презентации является незаменимой формой организации повторения учебного материала в условиях подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 11 классе

10-11 классы – активно использую обобщающие таблицы. На уроках дети отрабатывают пройденные задания на время. Для повышения орфографической зоркости использую контрольные работы по орфографии, пунктуационной – комплексный анализ текста. С целью повторения орфографии в сильном классе предлагаю учащимся создать текст на определенный тип орфографического правила по типу текстов, предлагаемых Ткаченко в книге «Триста диктантов»и т.д.

Создание мультимедийной презентации является незаменимой формой организации повторения учебного материала в условиях подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 11 классе

Для каждого ученика 10 - 11 класса у меня разработана папка методических советов, подсказок и рекомендаций. Этими справочными материалами ученики пользуются при выполнении самостоятельных, поверочных работ. Эти рекомендации пополняются и особенно полезными являются для слабых учащихся.  Каждую четверть учащиеся сдают обязательные зачёты по русскому языку в форме заданий ЕГЭ. Можно предложить работу по созданию школьниками собственных вариантов тестов.

Для каждого ученика 10 - 11 класса у меня разработана папка методических советов, подсказок и рекомендаций. Этими справочными материалами ученики пользуются при выполнении самостоятельных, поверочных работ. Эти рекомендации пополняются и особенно полезными являются для слабых учащихся.

Каждую четверть учащиеся сдают обязательные зачёты по русскому языку в форме заданий ЕГЭ. Можно предложить работу по созданию школьниками собственных вариантов тестов.

Также очень удобным является то, в нашей школе проводится репетиционное тестирование для всей параллели одиннадцатых классов. Далее легче готовить, так как знаешь, где у детей возникают трудности.

Также очень удобным является то, в нашей школе проводится репетиционное тестирование для всей параллели одиннадцатых классов. Далее легче готовить, так как знаешь, где у детей возникают трудности.

   Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков, где можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.  Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ.    Особое внимание уделяю части С.  При подготовке к написанию сочинения  учащиеся пользуются  учебно-методическим пособием  Е.А. Сениной, А.Г. Нарушевич «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки».                                                                                                                                                                                            

  Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков, где можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями. Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ.  

Особое внимание уделяю части С.  При подготовке к написанию сочинения  учащиеся пользуются  учебно-методическим пособием  Е.А. Сениной, А.Г. Нарушевич «Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки».                                                                                                                                                                                           

Работу над сочинением  начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части  С, затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения.             А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог.       Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части  С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.                                                                                                               

Работу над сочинением  начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части  С, затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения.            А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог.      Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части  С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.

                                                                                                          

     И самое главное – учу детей  не бояться! Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Истина эта кажется банальной. Но для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к этому экзамену. Хочется верить в то, что выпускники на экзамене улучшат свой результат и оправдают наши надежды.                                                                                                               

     И самое главное – учу детей  не бояться! Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Истина эта кажется банальной. Но для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к этому экзамену. Хочется верить в то, что выпускники на экзамене улучшат свой результат и оправдают наши надежды.

                                                                                                          

Таким образом, мною были изложены основные составляющие системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, работа в этом направлении продолжается, появляются новые приемы и методы, которые апробируются на практике и будут проанализированы.           Работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают систематический характер.                                                                                                                   Дорогие коллеги,  я искренне желаю вам оптимизма, неиссякаемой энергии, уважения и поддержки коллег,  успешного воплощения самых смелых творческих замыслов. 

Таким образом, мною были изложены основные составляющие системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, работа в этом направлении продолжается, появляются новые приемы и методы, которые апробируются на практике и будут проанализированы.

         Работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают систематический характер.

    

                                                                                                          

Дорогие коллеги,  я искренне желаю вам оптимизма, неиссякаемой энергии, уважения и поддержки коллег,  успешного воплощения самых смелых творческих замыслов. 

Рекомендованная литература по подготовке к ЕГЭ.  ЕГЭ:  1) Русский язык, интеллект-центр, 2014, Драбкина и Субботин 2) Классические тридцать вариантов любого издания - практика, практика и еще раз практика! 3) Русский язык, Бисеров, 2014 - одобрено ФИПИ, хороший сборник, достаточно толковый.  4) Русский язык 10-11 классы, Розенталь,

Рекомендованная литература по подготовке к ЕГЭ. ЕГЭ: 1) Русский язык, интеллект-центр, 2014, Драбкина и Субботин

2) Классические тридцать вариантов любого издания - практика, практика и еще раз практика!

3) Русский язык, Бисеров, 2014 - одобрено ФИПИ, хороший сборник, достаточно толковый. 4) Русский язык 10-11 классы, Розенталь, "Дрофа" - +СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ РОЗЕНТАЛЯ!

5) Учебник 10-11 класс, Русский язык, В.Ф Греков

6) www .5-егэ.ру

7) www.решу егэ .ру

 

    

                                                                                                          


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Мастер-класс " Система работы на уроках русского языка при подготовке учащихся к ЕГЭ».

Автор: Васильева Татьяна Сергеевна

Дата: 28.02.2015

Номер свидетельства: 180135


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства