kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник материалов с игровыми и творческими заданиями для развития речи учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс обучения общению начинается в начальном этапе обучения в школе. Очень часто процесс общения в начальной школе на уроках сводится к простейшей беседе и расспросу (это вопрос учителя-ответ ученика), это затрудняет развитие устной речи младшего школьника, ограничивает его возможности широко и свободно мыслить.

Творческие способности относятся к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в развитии человека, поэтому ее формированию следует уделить пристальное внимание. Коммуникативная компетентность обучающихся влияет на учебную успешность и развитие творческих способностей. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.  

Во всем мире коммуникативная компетентность призвана ключевой компетентностью, т.к. она вплетается во все виды деятельности человека. Поэтому одной из целей современной школы. В том числе и начальной, является становление коммуникативной компетентности школьников.

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов коммуникативно-диалоговыми технологиями.

 Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей коммуникативную направленность.

Анализируя свою деятельность, я и мои коллеги пришли к выводу, что использование коммуникативно-диалоговой технологии в педагогическом процессе решает следующие практические проблемы:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник материалов с игровыми и творческими заданиями для развития речи учащихся начальных классов»

Министерство образования и науки Республики Тыва

Управление образования Барун-Хемчикского кожууна














Сборник

материалов с игровыми и творческими заданиями

для развития речи учащихся начальных классов







Составитель: Куулар С.Б.

учительница начальных классов

МБОУ СОШ с. Дон-Терезин










Кызыл-Мажалык – 2016 г.












Куулар С.Б. Сборник материалов с игровыми и творческими заданиями для развития речи учащихся начальных классов
































©Управление образования Барун-Хемчикского кожууна, кожуунное методическое объединение учителей начальных классов, 2016


Введение

Процесс обучения общению начинается в начальном этапе обучения в школе. Очень часто процесс общения в начальной школе на уроках сводится к простейшей беседе и расспросу (это вопрос учителя-ответ ученика), это затрудняет развитие устной речи младшего школьника, ограничивает его возможности широко и свободно мыслить.

Творческие способности относятся к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в развитии человека, поэтому ее формированию следует уделить пристальное внимание. Коммуникативная компетентность обучающихся влияет на учебную успешность и развитие творческих способностей. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

Во всем мире коммуникативная компетентность призвана ключевой компетентностью, т.к. она вплетается во все виды деятельности человека. Поэтому одной из целей современной школы. В том числе и начальной, является становление коммуникативной компетентности школьников.

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов коммуникативно-диалоговыми технологиями.

Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей коммуникативную направленность.

Анализируя свою деятельность, я и мои коллеги пришли к выводу, что использование коммуникативно-диалоговой технологии в педагогическом процессе решает следующие практические проблемы:

  • низкий уровень коммуникативных умений обучающихся;

  • низкий уровень творческих способностей обучающихся;

  • разрыв между коммуникативными компитенциями обучающихся и умениями применять их на практике;

  • неумение обучающихся переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации – в ситуацию жизненную.

В методике обучения младших школьников связной речи является – диалог, как универсальное средство.

Предлагаю для учителей и учащихся начальных классов игры для развития диалогической речи младших школьников.



















  1. В вальдорфской педагогике гласные звуки и буквы изучают методом имитации -движения выражая через эмоции. Например: гласный звук и буква

А - открывающийся жест, О - это удивление, восторг, (крепко обнимаю свою маму, своё дерево) и т.д. Один из элементов из методики при обучении грамоте:

  1. Истинный образ звука и буквы: как баран блеет? (бэ-э)

  1. На полу нарисовать настолько большую букву, чтобы ребёнок смог пройти вдоль
    её всем телом, это даёт возможность зафиксировать в своем сознании форму
    буквы. Потом форму маршрута выражают движениями рук, и данная форма
    рисуется на бумаге, пишется в тетради – буква.


  1. Обучение счету (число и цифра на конкретных предметах)


1 - Это луна, одно солнце, один нос, одна голова и т.д.

  1. Это две руки, две ножки и т.д.

  2. Три огонька у светофора.

  3. Четыре лапы у животных, четыре ножки у стола.

  4. Пять пальцев на одной руке.

  5. Шесть ланок у жука.

  6. Семь дней в недели

  7. Восемь ног у осьминога

  8. Девять дырочек в свирели
    10-Десять пальцев на двух руках.


  1. Живые художественные рассказы и сказки.

Ребенок может изобразить букву в виде предмета, который похож на букву (не только начинается с той буквы название предметов) рисуя, дети постепенно знакомятся с большими буквами печатного шрифта.

  1. Тема, Развитие речи: составление рассказа по картинке.

-Что вы видите на картинке? - побуждает детей к перечислению данных предметов. -Какие предметы связанны друг с другом? - побуждает детей к объединению данных в группы.

Эти вопросы носят открытый характер, т.е. не предлагают какого - либо единственного «правильного» ответа. Работают все дети, можно сказать, что весь класс. Дети не стремятся угадать, какой ответ ждёт учитель. Они ведут самостоятельный интеллектуальный поиск.

Для направления активности детей в русло исследования использую фокусирующие вопросы, которые сосредоточивают внимание младших школьников на тех предметах или свойствах, которые можно сопоставить: «Что вы можете сказать об углах прямоугольника и квадрата?»

«Каким образом можно составить группы из данных предметов? (группируя по цвету, форме, по количеству и т.д.) «Пример: 24+6=30 6+24=30 - Почему в этих выражениях сумма одинаковая?»


  1. На доске написаны слова: норка, гладкая, красные, галка, лисички, бантик, рыжие.

пушистая)

-Ребята, внимательно прочитайте и разделите их на две группы. (Дети называют слова

первой и второй группы)

норка пушистая

бантик рыжие

лисичка красные

галка гладкая

-По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (Это имена

существительные)

-Докажите. (Эти слова отвечают на вопросы Кто? Что? и обозначают предмет)

-Какие признаки имен существительных вы знаете? И т.д.

Работа над текстом.

1). Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

- О чём был первый текст? (О весне)

  • О чем был второй текст? (Тоже о весне)

-Можно ли считать эти тексты одинаковыми? (Да и нет) Докажите.


2). Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

  • Что отличает первый текст от второго? (наличие имен прилагательных. С ним текст
    становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания)

  • Можно ли заменить слово «последний» со словами « пушистый, серебристый?»
    (Можно или нельзя)

Идет обсуждение.

Вывод: имена прилагательные нужны для точности описания. Слово «последний»

наиболее точно описывает снег.

- Какие выводы можно из этого сделать?


  1. В ладошке слово «доброта». Вот растет цветок - доброты, он дарит людям

только доброе и от него исходит запах доброты.

Задание такое: назовите, пожалуйста, 10 добрых слов и придумайте с ними предложения.

(мир, дружба, нежность, любовь, и т.д.)

Слово в ладошке «характер».

Задание: 1) назовите положительные черты характера человека. 2) назовите отрицательные черты характера человека.

«+» «-»

Доброта грубость

Отзывчивость лицемерие

Порядочность лживость

Честность эгоизм

Искренность злость

……. …….

  1. Показываю рисунок солнца и предлагаю детям говорить, что они могут сказать о солнце. Наблюдаю детей, какие чувства вызывает у детей данный рисунок, и слушаю их ответы. Затем с детьми обсуждаем, рассуждаем и делаем выводы. Использую метод рефлексии.

Работая по данной педтехнологией в течение ряда лет, я позволю себе сделать следующие выводы:

  1. Дети свободно общаются со своими сверстниками. Умеют высказывать свое
    мнение.

  1. Умеют и знают, как задавать те или иные вопросы по изучаемой теме.

  2. У детей развивается культура речи, этикет и обогащается словарный запас.

4. Умение анализировать и сделать соответствующий вывод.

  1. «Техника аквариума» - разновидность дискуссии, которая усиливает включенность участников в групповое обсуждение проблем, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения. Её процедура выглядит таким образом:

  1. Постановка проблемы ведущим.

  2. Деление аудитории на подгруппы, расположенные по кругу. 

  3. Каждая подгруппа выбирает одного его члена, который будет представлять позицию подгруппы всей аудитории.

  4. Дается коллегиальное обсуждение проблемы внутри группы (время фиксированное) для определения общей точки зрения.

  5. Ведущий просит всех представителей группы выйти в центр и отстоять позицию своей группы.

  6. Остальные имеют право задавать провокационные вопросы своим оппонентам.

  7. Если представитель подгруппы затрудняется ответить, можно взять тайм-аут или в письменном виде (записка) подсказать.

  8. Анализ качества аргументации выступающих; подведение итогов; выявление лучших. 


9. «Турнир ораторов» - обеспечивает развитие коммуникативных способностей, способствует освоить искусство публичного выступления, которое оценивается по следующим критериям: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и т.п.

Выбираются из аудитории два конкурсанта – оратора, которые заранее готовят свои выступления по обозначенным темам. Остальные – члены жюри, которые должны оценить выступающих. Ораторы поочередно докладывают. Затем предлагается членам жюри методом открытого голосования или при помощи жетонов (опустить в ящик выступающего) определяется победитель. Даётся устный комментарий – оценка нескольких членов жюри.

10. «Интеллектуальная дуэль» - форма коммуникативно-диалоговой технологии позволяет активизировать компетентность специалистов по конкретной теме; устроить взаимопроверку; упражняться в искусстве владения средствами эристики. Приглашаются в центр два дуэлянта, которые задают друг другу вопросы по обозначенной ведущим теме. Остальная аудитория – секунданты, которые оценивают качество вопросов (проблемность, интеграция теории и практики) и ответов (лаконичность, точность, артистичность). Методом голосования определяется победитель. 

11. «Волшебный стул» - социально-психологическая форма групповой деятельности, которая позволяет развивать у учащихся интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности. В ней сочетаются ценностно-ориентированная и игровая деятельность. На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, присутствующие поочередно произносят вслух все положительные стороны личности (внешние и внутренние качества, черты характера). Данная форма работы позволяет взглянуть на товарища с социально-ценностной позиции; стимулирует говорить комплементы друг другу сейчас и теперь; развивает эмпатию; изменяет положение в группе; переориентирует внимание студентов с «недостатков» на «достоинства» сидящего на стуле; желание сказать ему ободряющее и возвышающее его как личность. Не следует бояться пауз, тишины, когда студенты молчат, не находя ответа на вопрос, какие достоинства они видят. Надо предупреждать возможность затруднений, отличая, что необходимо то, что не лежит на поверхности, что без усилий не удается увидеть, но что неизбежно предстает перед ними, если мы начнем вглядываться в человека. После таких слов успокаивается и сидящий на стуле, он позволяет себе улыбнуться, и группа, улыбаясь, отвечает в ответ.

12. «Открытая кафедра» - один из способов вывести учащегося на осознание себя в мире, мира в себе, содержания и сути жизни, связи своего «я» с всеобщей жизнью. На открытую кафедру восходит студент в роли гражданина мира, человека, жителя Земли: он говорит о своих общественных интересах, личностной озабоченности всем происходящим в мире, как если бы ему представили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством. При этом важно, чтобы максимально соблюдался принцип добровольности: на кафедру свободно выходит тот, кто сам изъявляет желание публично высказать свою точку зрения. Отправным моментом для проведения «открытой кафедры» могут стать вопросы: «Что я сказал бы, если бы….»; «……если бы я был властен изменить мир»; «…..если бы меня услышало человечество»; «……если бы все государственные деятели сидели передо мной»; «….если бы я был президентом….» и т.п. так же возможен вариант гражданского отклика на случившиеся необычайные события в общественной жизни. Участвовать в «открытой кафедре»могут и преподаватели, предварительно обдумав тактику, чтобы не подавить свободы студента и не навязать им своей жизненной позиции.

13. «Круглый стол» - одна из организационных форм познавательной деятельности специалистов для наращивания информации, прогнозирования и развития определенной проблемы, укрепления позиций, воспитания логической культуры ведения дискуссий; беседа, в которой все участники обмениваются между собой мнениями по поводу «на равных». Формы круглого стола: «заседание экспертной группы»; «форум»; «симпозиум»; «дебаты»; «диспут»; «прения»; «судебное заседание».

14. Творческие задания:

  1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде рисунков, газет, компьютерного дизайна;

  2. игровые (с элементами ролевых игр, когда дети входят в образ персонажей и решают поставленные проблемы);

  3. социально-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, летописей);

  4. творческие (оформление результатов в виде фрагмента урока, внеклассного мероприятия, праздника и т.д.).



15. "Бывает - не бывает". 
Дети называют любое предложение.( Идет дождь. Солнце спряталось. Собака залезла на дерево). Класс хором отвечает - бывает это или не бывает.


16."Загадалки".
Водящий выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нем самом. (Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Кто твой любимый "мультяшный" герой?) Если водящий ошибся или ответил одним словом, он утупает место другому.


17. "Перевертыши".
Попробуйте сказать любую фразу по-другому, используя другие слова, но сохраняя смысл. (Например. Береза распустила первые листочки. Белоствольная красавица обрадовала нас появлением первой зелени на её ветках.)


18. "Узнай меня"
Ученикам даются предметные картинки. Дети должны указать признаки предмета и дать его описание :цвет, материал, форма, для чего нужен, где живет, что ест и другие. Остальные ученики угадывают, о чем или о ком шла речь, поправляют, дополняют сказанное.


19. "Сочиняйка".
Придумать несколько применений пустой коробке, лопнувшему шарику, сломанной ручке, конверту от письма и другое.


20. "Хорошо и плохо".
Класс делится на две группы. Учитель показывает детям предмет. Одна группа ищет у него достоинства (что хорошо), а другая - недостатки (что плохо). Кто больше придумает. Например, об иголке. 1 группа - иголкой шьют, она не ломается, ею можно сделать дырочку, вытащить занозу; 2 группа - она острая - можно уколоться, она маленькая - может потеряться, предмет опасный.


21. "Волшебная кисточка".
Один из учеников делает несколько взмахов "волшебной кисточкой". Дети останавливают её словами "Раз, два, три, кисточка, замри!" После этого все разгадывают, что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.


22. "Аукцион".
Учитель предлагает детям предложение из 2 слов. Желающие дополняют его. После каждого высказывания учитель стучит деревянным молоточком по столу, произносит "Дополнение Вовы - раз! Дополнение Вовы -два! Дополнение Вовы - три! Предложение закончено . Если до третьего удара молоточка предложение распространяется, игра продолжается.


23. "Эстафета".
Учитель называет какое-либо время года и передаёт палочку-эстафету одному ученику. Тот должен назвать один из признаков этого времени года и передать палочку следующему ученику. Правильное название оценивается фишкой. Победитель тот, у когонаберется больше фишек.


24. "Магазин игрушек".
На столе стоит полочка с игрушками. Учитель говорит "У нас открылся магазин. Сколько здесь игрушек! Вы их сможете купить. Но чтобы её купить, нужно выполнить правило: не называть её, а описать признак. По описанию продавец узнает игрушку и продаст её вам".


25. "Венок сравнений".
Играющие выбирают какое-либо слово. Затем все по кругу начинают сравнивать его с чем-либо, называя при этом основания для сравнения. Задача следующего игрока - привести убедительное сравнение; повторяться запрещается. Например: дождь, как водопад, как барабанщик, как колыбельная песня и другие.
Все эти игры помогут совершенствовать связную устную речь детей.


25. Снежный ком. 
Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы. 
Варианты игры: 1. "Собираемся в дорогу" 
Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан ...". 
Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло". 
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д. 
По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например: 

26. "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин" 

Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню". 
Ребенок: "Обычно на завтрак я ем бутерброд". 
Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю ...". Следующий" "Я не люблю, ни бутерброд, ни..., я предпочитаю ..." и т. д. 

27. "Накрываем на стол" 

Ведущий: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу". 
Ребенок: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток". 
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д. 

28. "Собираемся на прогулку" 

Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги". 
Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко". 
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д. 

29. "Ждем гостей" 

Ведущий: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы". 
Ребенок: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы, показывать фокусы". 
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д. 
30. История с продолжением.

Предложите детям сложить историю. Первый игрок произносит первое предложение, второй повторяет то, что сказал первый, и добавляет свое предложение и т. д. 
31. Какие бывают слова.

Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского "Какие бывают слова". 

Есть сладкое слово - конфета. 
Есть быстрое слово - ракета. 
Есть кислое слово - лимон. 
Есть слово с окошком - вагон. 
Есть слово колючее - ежик. 
Есть слово промокшее - дождик. 
Есть слово упрямое - цель. 
Есть слово зеленое - ель. 
Есть книжное слово - страница. 
Есть слово лесное - синица. 
Есть слово пушистое - снег. 
Есть слово веселое - смех. Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

32. "Похожие слова" - синонимы.

Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов. 

Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу. 

Взрослый: "Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный...). 
Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный...)". 
Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..) 
Взрослый: "Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?" (Удирает, мгится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

33. Многозначные слова.

Взрослый: "Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук - овощное растение, лук - оружие. 

Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа). 
Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий. Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения. 

Б. Заходер 
(из песенок Винни-Пуха) Иду вперед 
(Тирлим-бом-бом), 
И снег идет 
(Тирлим-бом-бом), 
Хоть нам совсем- 
Совсем не по дороге! 
Но только вот 
(Тирлим-бом-бом), 
Скажите, от- 
(Тирлим-бом-бом), 
Скажите, от- 
Чего так зябнут ноги? 

Есть у булавки головка. 
(В. Лунин)

 Есть у булавки головка, но без волос, увы! 
Есть у чайника носик, однако нет головы. 
Есть ушко у иголки, но не слышит оно, 
Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно. 
Есть у дороги ямки, но нет подбородка и щек, 
Есть у горы подножье, да что-то не видно ног. 
Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук, 
Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг. 
Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка, 
По полю, ног не имея, лениво бежит река. 
Есть у расчески зубы, но есть не может она, 
За месяцем месяц проходит, а не за луной луна. 
Есть рукава у потока, хоть поток не одет, 
Папку носят под мышкой, а под кошкою - нет. 

Носы. 
(А. Усачев)

Есть носы у журавлей, 
Есть носы у кораблей, 
Носик есть у чайника, Только очень маленький. 
Необычный зверь - Носуха, 
У Носухи нос до уха. 
А огромный Носорог 
Вместо носа носит рог. 
Нос у лешего сучком, 
А у свинки - пятачком. 
Но и свинка и матрос 
Вытирать должны свой нос! Кто что несет. 
(М. Яснов)

Семен портфель несет в руке, 
Павлуша - двойку в дневнике. 
Сережа сел на пароход - 
Морскую вахту он несет. 
Андрюша ходит в силачах - 
Рюкзак несет он на плечах. 
Задиру Мишу Петр побил - 
Несет потери Михаил. 
Степан не закрывает рот: 
Он чепуху весь день несет! Часы. 
(В. Орлов)

Говорят: часы стоят, 
Говорят: часы спешат, 
Говорят: часы идут, 
Но немножко отстают. 
Мы смотрели с Мишкой вместе, 
А часы стоят на месте. 


34. Наоборот (антонимы).

Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением. 
Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например: 

сахар сладкий, а перец ..., 
дорога широкая, а тропинка ..., 
пластилин мягкий, а камень ..., 
чай горячий, а мороженое ..., 
кисель густой, а морс ..., 
лист наждака шершавый, а лист бумаги ... 
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет ... 
Днем светло, а ночью... Другой вариант: 

Кашу варят густую и ...(жидкую). Звери бывают смелые и ...(трусливые). Морковь можно есть сырой и ...(вареной). Яблоки могут быть мелкими и ...(крупными). Прочитайте ребенку стихотворение Д. Чиарди "Прощальная игра". А вот прощальная игра... 
Нам книгу 
Закрывать пора; 
Мы все надеемся, 
Что с ней 
Ты стал 
Немножечко умней, 

Узнал ты много 
Слов смешных 
И много 
Всяких всячин, 
И, если ты 
Запомнил их, 
Не зря 
Твой день потрачен! 

И нам с тобой 
Пришел черед 
Сыграть в игру 
"Наоборот". 
Скажу я слово 
ВЫСОКО, 
А ты ответишь:… 
Скажу я слово ПОТОЛОК, 
А ты ответишь:… 
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, 
И скажешь ты:…! 
Скажу тебе я слово 
ТРУС, 
Ответишь ты: 
ХРАБРЕЦ. 
Теперь 
НАЧАЛО 
Я скажу, - 
Ну, отвечай: 
…!

35. Игра в рифмы - подскажи слово.

Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают понимать поэтическую речь. 

Взрослый предлагает: "Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, а ты постарайся мне их подсказать". Взрослый читает стихотворение и одно слово в строчке не договаривает. Ребенок подсказывает рифму. В случае затруднений слова в строчке договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно правильно договаривать слова. 

Очень страшная история. 
(Даниил Хармс) Доедая с маслом булку, 
Братья шли по переулку. 
Вдруг на них из закоулка 
Пес большой залаял гулко. Сказал младший: - Вот напасть, 
Хочет он на нас .. напасть. 
Чтоб в беду нам не попасть, 
Псу мы бросим булку в ... пасть. 

Все окончилось прекрасно. 
Братьям сразу стало .. ясно, 
Что на каждую прогулку 
Надо брать с собою… булку. Шишки-мышки 
(А. Кондратьев) 


Жили-были на сосне две серьезных шишки. 
Жили-были под сосной две веселых мышки. 
И кричали мышки: 
- Эй, спускайтесь шишки! 
Вы же знаете о нас только понаслышке. 

Отвечали шишки: 
- Глупенькие мышки, 
Чем же плохо нам висеть 
Здесь на нашей вышке. Лучше мы вас пригласим: 
Залезайте, повисим. 

А вот какую игру в рифмы предлагает поэт Вадим Левин. Она называется: "Допиши две строчки". 

Ведущий придумывает две первые строчки стихотворения, а остальные участники игры его заканчивают, например: 

В зоопарке бегемот 
Проглотил ежа и вот Варианты концовок: 

- У него болит живот. 
Плачет бедный бегемот. - Поднял он ужасный крик - 
К острой пище не привык. - Целый день касторку пьет 
И ревет...как бегемот. - Бегемот вовсю хохочет: 
Еж нутро ему щекочет! Предложите свою концовку. 
Попробуйте дописать эти двустишья: 

Вдоль реки бежал Аким 
Был Аким совсем сухим. Концовка автора: 
Побежал он поперек - 
Весь до ниточки промок. 
(Олег Григорьев) Стоит собака у столба 
И вытирает пот со лба. Концовка автора: 
А на столбе соседский кот 
Себе со лба стирает пот. 
(Рената Муха)








12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Куулар Светлана Бопууевна

Дата: 15.02.2016

Номер свидетельства: 293779

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Программа факультативного курса «Занимательный русский язык»  3 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446273692"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Брошюра "Дидактические игры на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(64) "broshiura_didaktichieskiie_ighry_na_urokakh_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "406153"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491223737"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе». "
    ["seo_title"] => string(88) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikativnykh-tiekhnologhii-ikt-v-uchiebnom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "224009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438328782"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Факультатив по русскому языку "Секреты русского языка". "
    ["seo_title"] => string(57) "fakul-tativ-po-russkomu-iazyku-siekriety-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "244951"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446036002"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства