Просмотр содержимого документа
«"Роль причастий в системе частей речи в русском языке"»
ОКРУЖНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЮЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕКЦИЯ “Русский язык”
Вопрос о месте причастия в системе частей речи
Автор: Акзянова Юлиана
ученица 7 класса
ГБОУ СОШ «Образовательный
центр» с.Украинка
Научный руководитель: Тимошадченко
Наталья Алексеевна учитель русского языка и литературы
2017
План:
Введение
Глава I: причастие в лингвистике и методике
Глава II: что есть причастие?
Заключение
Библиография
Введение
Причастие – наиболее сложное явление в русском языке. Множество работ посвящено теме «Причастие», в том числе ученых волнует вопрос о месте причастия в системе частей речи русского языка, так как семантика причастия двойственна. Именно этому вопросу мы посвятили свое исследование.
Цель нашей работы - изучение вопроса о месте причастия в системе частей речи русского языка. Задачи, стоящие перед нами:
- изучить имеющиеся работы по данной проблеме,
- структурировать сведения о причастии (образование, семантика).
Новизна и актуальность нашей работы состоят в том, что нами предпринята самостоятельная попытка рассмотрения данного вопроса, выводы и заключения будут сделаны на основе анализа ныне используемых учебно-методических комплексов.
Глава I: причастие в лингвистике и методике
Очень метко о причастиях сказал В.И. Даль, автор знаменитого словаря: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.»[1]
На сегодняшний день остается под вопросом статус причастия: самостоятельная часть речи или глагольная форма? Но есть и другие мнения на этот счет. Все мнения, имеющиеся на данный момент, можно отразить следующим образом:
Причастие – самостоятельная часть речи
Причастие – отглагольное прилагательное
Причастие-разряд прилагательных; гибридная глагольно-прилагательная форма
Смешанная часть речи
Особая форма глагола.
Следует отметить, что последний статус причастия наиболее употребим на сегодняшний день, но не является определяющим.
Мы считаем целесообразным остановиться на рассмотрении трех основных мнений по данному вопросу.
Такие ученые как Д.Н.Овсянико-Куликовский, М.В.Панов считали причастие самостоятельной частью речи, так как признаки ее совмещают в себе две части речи: глагол и прилагательное. Таким образом, получается новая часть речи с вопросом прилагательного и в равной степени присутствующих признаками прилагательного и глагола. К этой группе ученых относятся также М.В.Ломоносов, А.Н.Тихонов и академик Н.М.Шанский, редактор одного из УМК. Другие авторы, например, Бабайцева В.В. и Чеснокова Л.Д. считают, что « причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола».
В УМК под редакцией С.И. Львовой причастие рассматривается как глагольная форма, «совмещающая грамматические признаки глагола и других частей речи ».
Л.В.Щерба и автор современного учебника профессор М.М.Разумовская относят причастие к особой форме глагола. Такого мнения они придерживаются, потому что решающим фактором является определение причастия – особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Такой взгляд отражен в Академической грамматике, вышедшей в 1970 г. под редакцией профессора Н.Ю.Шведовой, в двухтомной академической «Грамматике - 80». Есть и ещё одна точка зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Академик В.В.Виноградов в книге «Русский язык. (Грамматическое учение о слове)» рассматривает причастие как «категорию гибридных глагольно – прилагательных форм».
Последняя группа ученых представлена в меньшинстве. Ф.И.Буслаев, В.А.Богородицкий считают, что причастие это отглагольное прилагательное.
Глава II: что есть причастие?
У каждого ученого, профессора свое мнение о статусе причастия. В своем исследовании мы посвящаем главу II образованию причастия и его семантике.
Итак, своим внешним видом причастия действительно напоминают прилагательные: имеют те же окончания. Согласуются с существительными в роде, числе и падеже, изменяются по родам, числам и падежам, а также отвечают на вопрос какой? (Какая? Какое? и др.).
Маленькая девочка бегущая девочка
Красивого заката алеющего заката
Хорошей книги пылящейся книги
При всем при этом, причастия имеют массу признаков глагола: время (настоящее и прошедшее), вид (совершенный и несовершенный), возвратную форму (постфикс –ся), а также наличие зависимого слова – наречия или существительного. Таким образом, причастия совмещают в себе признаки двух частей речи, вот почему некоторые ученые считают их самостоятельной частью речи.
Опираясь на вышеизложенные факты, мы может сформулировать следующее определение.
Причастие – это слово, которое обозначает процесс как признак, протекающий во времени: читавший – тот, кто читал, видящий – тот, кто видит. Тесная связь причастия с глаголом проявляется прежде всего в общности основы и ее лексического значения: исполнять – исполнявший.
Необходимо сказать и о том, как именно образуются причастия. В любом из современных УМК мы найдем строчку, где будет сказано: «причастия образуются от глагола путем прибавления специальных суффиксов». Этот фактор будет решающим для нас в определении места причастия в системе частей речи русского языка, как и то, что к причастию можно задать, помимо вопроса прилагательного, особый вопрос со значением действия – что делающий? что делавший?
Заключение
Изучив мнения различных ученых по проблеме нашего исследования и проведя анализ современных УМК, мы пришли к выводу, что причастие стоит рассматривать как особую форму глагола. Несмотря на все имеющиеся у причастия признаки прилагательного, образуется оно от глагола, имеет с глаголом одну основу, а, значит, и корень. А так как в корне заключается лексическое значение слова, его семантика, следовательно, причастие означает то же, что и глагол, от которого оно образовано.
Следует отметить, что неоднозначно в русской лингвистике решается вопрос и о деепричастиях в системе частей речи в русском языке. Их следует рассматривать в совокупности с причастиями, что и станет объектом исследования нашей дальнейшей работы.
Библиография
Академическая грамматика русского языка. http://rusgram.narod.ru/1576-1595.html
Русский язык: энциклопедия/ Под ред. Ю.Н.Караулова. –М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.
Русский язык:- Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская и др.- 4-е испр. и доп.- М.: Дрофа, 2000.
Русский язык: Учеб. для 7 кл. сред. шк. / М.Т.Баранов и др. – 14-е изд, перераб.-М.:Просвещение, 1989.
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория : Учеб. Для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Просвещение,1992.
Львова С.И. Русский язык. 6 кл. В 3 ч. Ч. 2: учеб. для общеобразоват. учреждений. 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2007.
Школьный справочник по русскому языку. Под ред. П.А.Леканта. –М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.