kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль пейзажа в литературных произведениях (из опыта работы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитая способность ценить природу во всей ее красоте и многообразии - неотъемлемое качество полноценного и гармонически развитого человека. Мы, словесники, можем помочь развитию и укреплению этой способности,,,если вовремя дадим нужную пищу пытливому детскому уму, поможем своим ученикам осмысленно и с интересом читать о природе. Как это сделать ? Ведь не секрет, что даже большие любители природы и путешествий очень часто пропускают пейзажные описания в литературных текстах. Это безразличие распространяется не только на пейзажи :такова судьба всех описаний. Они в глазах читателя -школьника строго статичны, в них нет ( конечно, на первый взгляд ) ничего,что двигало бы вперед события- действия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль пейзажа в литературных произведениях (из опыта работы). »

Роль пейзажа в литературных произведениях (из опыта работы).

Развитая способность ценить природу во всей ее красоте и многообразии - неотъемлемое качество полноценного и гармонически развитого человека. Мы, словесники, можем помочь развитию и укреплению этой способности ,,,если вовремя дадим нужную пищу пытливому детскому уму, поможем своим ученикам осмысленно и с интересом читать о природе. Как это сделать ? Ведь не секрет, что даже большие любители природы и путешествий очень часто пропускают пейзажные описания в литературных текстах. Это безразличие распространяется не только на пейзажи :такова судьба всех описаний . Они в глазах читателя -школьника строго статичны, в них нет ( конечно, на первый взгляд ) ничего ,что двигало бы вперед события- действия.

Очевидно, чтобы научить понимать, ценить описания природы, нужно не только помочь читателю найти связь между живой природой и тем, как она изображена ,но вести систематическую работу по анализу всех описаний ,с которыми сталкиваются школьники ,изучая произведения литературы ,будь это изображение предмета ,явления (сюда входит и пейзаж )человека или другого живого существа.

Способность воспроизводить перед своими глазами прочитанное, видеть то, что нарисовано словом, требует длительного и повседневного воспитания, системы разнообразных упражнений почти на каждом уроке литературы.
Изучая пейзаж ,необходимо прежде всего уяснить общую точку зрения, основное настроение автора, так как лишь таким путем можно понять отбор тех или иных сторон изображаемой действительности и особенности изобразительных средств и эмоциональной окраски образов. 
Если пейзаж рассматривается как компонент произведения ,общий характер его и основное настроение определяются из контекста. 
В эпических, лиро- эпических произведениях картины природы, хотя они не составляют главного содержания, но имеют большое идейно-художественное значение .Пейзаж создает фон, на котором развертывается действие и протекает жизнь человека ,способствует более глубокому изображению отдельных характеров ,усиливают эмоциональное звучание произведения и углубляет его идейное содержание.
Велико воспитательное значение пейзажей. Они прививают любовь к родине ,развивают способность к глубокому восприятию природы, воспитывают бережное к ней отношение, побуждают к активной ее охране ,развивают эстетическое чувство человека.

Поэтому и читателю просто необходимо при анализе литературных произведений уделять большое внимание картинам природы.
В тех случаях, когда пейзаж не составляет основного содержания произведения, а дан лишь в виде отдельных вкраплений ,необходимо научить учащихся видеть его и выяснять идейное и композиционное отношение картин природы к целому произведению .Это приучает детей к внимательного чтению.

Большое идейно - художественное значение имеют пейзажи в творчестве Тургенева, Чехова, Толстого и многих русских писателей 20 века - Бунина, Шолохова ,Распутина и других .

Систематическая работа над изучением картин природы, начиная с 5 класса, дает возможность развить у старшеклассников нужные навыки и умения видеть нарисованный словом пейзаж и его роль в произведении. В работе над пейзажем должны использоваться самые разнообразные методы и приёмы. Отдельные наиболее важные в идейно-художественном отношении картины природы необходимо выразительно читать на уроке и анализировать, чтобы ученики поняли и пережили те чувства, которые хотел выразить писатель, и поняли те приёмы, увидели выразительные средства, при помощи которых эти мысли и чувства выражены. Чтобы углубить воспитательное значение этой работы, полезно связывать анализ таких пейзажей с личными, непосредственными впечатлениями учеников; эти впечатления могут быть воспроизведены по воспоминаниям, которые всегда имеются у учащихся, а в отдельных случаях с этой целью может быть совершена экскурсия в природу.Кроме этого, могут быть использованы и такие методические приёмы, как заучивание наизусть подбор к литературному тексту иллюстраций живописи и сопоставление их ,собственные зарисовки учащихся, творческие работы по аналогии, изображение какого-либо пейзажа( устное или письменное сочинение)

Наиболее выразительные пейзажи русских писателей следует рекомендовать выписать в тетради. Методические приёмы работы в каждом отдельном случае, в зависимости от своеобразия пейзажа, его роли в произведении, подготовки класса, могут и должны быть различными, но во всех случаях они должны способствовать лучшему пониманию содержания произведения, характеров героев.

В рассказе Тургенева "Муму" несколько кратких пейзажных зарисовок, но они убедительно говорят о близости Герасима к природе .Вынужденный расстаться с Муму Герасим бредет изо всех своих богатырских сил .
Мимо него тянутся луга, поля, роща ,огороды .И в тот момент, когда на него повеяло родным с детства привычным запахом деревни, он решается: зажмурившись, разжимает над водой руки, державшие Муму с уже привязанным на шее камнем…….Автор не говорит ни слова о том, что пережил Герасим, но описание речного пейзажа помогает нам понять трагическое одиночество героя,"....когда он снова раскрыл глаза ,по-прежнему спешили по реке, как бы гоняясь друг за дружкой, мелкие волны, по -прежнему поплескивали и постукивали они об бока лодки ","....далеко позади к берегу разбегались какие-то широкие круги ",сказавшие о том, что Муму уже не было .Заключительные строки рассказа с особой силой говорят о близости героя к природе . " Он торопился ,как будто мать -старушка.... звала его к себе после долгого странствия на чужой стороне....,ветер с родины ласково ударял в лицо ,играл в его волосах и бороде.... "Герасим, обиженный судьбой, не слышит пения птиц, шума деревьев, но он чувствует природу, поэтому в его жизни много радостного и прекрасного: и запахи ,и краски, и ласковое прикосновение ветра, и яркое солнце .Общаясь с природой, герой перестает быть одиноким. 
Рассказ "Бежин луг " Тургенева начинается описанием летнего июльского дня.
День прекрасный; " с самого раннего утра небо ясное;" утренняя заря не пылает пожаром"," солнце не огнистое ".
Описание первого утра насыщено эпитетами, но это не цвет, не краска- это тонкое описания общего облика утра :"солнце светлое, и приветно лучезарное"," могучее светило"; оно поднимается "весело и величаво "
При изучении рассказа учащиеся получают задание найти в тексте картины природы в разное время суток ; восход солнца, сумерки, рассвет .Сколько времени пробыл Тургенев на лоне природы ? (Сутки).
А каким пейзажам отведено в рассказе больше места?( картинам ,рисующим летнюю ночь )
Картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного человека , который заблудился. Отсюда и помрачнение красок. 
"...Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб..." "летучие мыши носились, таинственно кружась и дрожа"," раздался протяжный ,звенящий... звук ,один из тех непонятных ночных звуков ",когда кажется, будто" кто-то долго-долго прокричал над самым небосклоном: Такое описание ночи и чувств, порождаемых ею, необходимо для того ,чтобы стало понятно ,почему бывает страшно в ночном крестьянским мальчикам, почему им приходят на ум то русалка, то леший, то водяной.

Но сколько поэзии в описании ночи !"холодные тени начинали густеть разливаться "," отовсюду поднималась и лилась темнота"," надвигался клубами угрюмый мрак", и, наконец ,"окрестные места потонули во мгле ".
Но вот автор нашел дорогу, присел вместе с детьми у весело потрескивающего костра .
Успокоенный ,он увидел ночь во всем ее великолепии . Но " темное чистое небо торжественно и необъятно стояло ",и" бесчисленные золотые звезды тихо текли , мерцая, по направлению Млечного пути ."Не бояться ночи ,а любоваться ею -вот к чему призывает великий пейзажист .
Любит Тургенев говорить и о запахах изображаемой им природы ." Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах- запах русской летней ночи” "...в воздухе уже не так сильно пахло ,-в нём снова как будто разливалась сырость”.
Природу автор изображает в движении : в сменах и переходах от утра к дню, ото дня к вечеру, от вечера к ночи и снова к утру. 
При описании второго июльского утра, рисующего пробуждение природы, Тургенев привлекает в
изобилии олицетворения и глагольные метафоры: "свежая струя пробежала по лицу ",ранний ветерок пошел бродить и порхать"; " все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило". " Небо холодело и синело"," звезды мигали слабым светом"; листья запотели; "полились алые...., красные, золотые потоки.... света ", " лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы".
Выбор художественных средств обусловлен целью автора показать процесс оживления природы после ночного сна.
Солнечным утром пейзаж уже не пугают детей ; все предметы открываются человеческому взору такими ,каковы они есть.


Важнейшей особенностью "Кладовой солнца" М.М. Пришвина является показанная в ней неразрывная связь мира природы и мира человека.

Природа принимает дружеское или враждебное участие во всех развивающихся

событиях. Живут в лесу во вражде друг с другом искалеченные сосна и

ель, впиваясь "живыми сучьями в сухие стволы…", они насквозь прокололи

друг друга". Злой ветер " усугубляет им жизнь", прилетая "иногда покачать их". Деревья стонут и воют, как живые существа. Пришвин рассказывает эту историю в самом начале сказки-были, словно желая предупредить детей, вошедших в лес, что не надо стараться обгонять друг друга, не надо поддаваться ветру. И вот дети в лесном царстве. Здесь тишина и умиротворение. Лучи солнца освещают звонкую Борину, стволы сосен, как "зажженные свечи великого храма природы". Но дети ссорятся, и природа предвещает беду." Холодная стрелка пересекла небо", ветер рванул, и деревья застонали, зарычали. "Серая хмарь плотно надвинулась" и закрыла солнце со всеми его живительными лучами.

Митраша пошел в гибельное место. Силы природы помогают ему: трава-белоус указывает след человеческой тропы, старушки-ёлочки костлявыми руками задерживают мальчика.

Накопив наблюдения, дети подходят к понятию олицетворение. "Ветер жадности" уводит и Настю с правильного пути. Но впереди у детей Сухая река, где соединятся их тропинки, "… обе они сходились на Сухой речке и там, больше уже не расходясь", выводили на большую Переславскую дорогу.

События и люди повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" проходят перед нами на фоне живых и ярких картин украинской природы. Необъятными просторами раскинулась "вольная прекрасная" степь. Это степь 16 века, "зеленая девственная пустыня". Описание степного пейзажа начинается со слов "Степь, чем далее, тем становилась прекраснее"-и подчинено мысли, что, "что ничего в природе не могло быть лучше…".

Учащиеся получают задания: какие краски использовал Гоголь для описания степей? Какими звуками наполнена степь днем? Как меняется степной простор с наступлением вечера, ночи?

Роскошными многоцветными красками, словно художник на полотне, рисует Гоголь степь. "Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Воздух был наполнен тысячью разных голосов".

Словами "зелёно-золотой океан" Гоголь подчеркивает пространственную мощь и её красивый, успокаивающий общий тон. Метафорой "брызнули миллионы разных цветов" передается неожиданность, вызванная появлением перед глазами читателя такого обилия и разнообразия цветов: голубые, синие и лиловые волошки. Еще ярче становится впечатление от изображения формы цветка : кашка пестрела зонтикообразными шапками, желтый дрок выскакивал своей пирамидальной верхушкой.

Наступает ночь, и перед нами новая картина : "Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца, " …каждый цветок, каждая травка испускала амбру, а вся степь курилась благовонием…". Появлялась другая музыка. "Пестрые суслики оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя".

Степь-это символ родины и свободы. Она связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь, подготавливая читателя к встрече с запорожцами -вольными и гордыми людьми. Метафора "степь приняла всех в свои зеленые объятья" имеет следующий смысл: степь-родина-мать казаков и, как мать, принимает она их в свои объятья, чтобы утешить, передать жизненную силу и энергию.

И Гоголь выражает свое восхищение степью: "Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"

Соответственно двум планам поэмы "Мертвые души" Н.В. Гоголя -сатирическому и лирическому – пейзаж в ней служит для дополнительного освещения образов и картин, раскрытия идейного замысла поэмы, Примером пейзажа как детали в характеристике образа служит описание усадьбы Манилова. Его дом "стоял одиночкой на юру, то есть возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть". Вместо тенистого сада, обычно окружавшего барский до,. у Манилова только "пять-шесть берез небольшими куполами кое-где возносили мелколистные жиденькие вершины. А в деревне нигде не было «растущего деревца или какой-нибудь зелени". "Поодаль, в стороне , темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес". Впечатление от пейзажа автор дополняет картиной дня. "Даже самая погода весьма кстати прислуживалась: день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета", т.е. такой же неопределенный, как Манилов: ни то ни сё.

Глубоким тоскливо печальным лиризмом проникнуто замечательное описание сада Плюшкина "Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходящий за село и потом пропадающий в поле, заросший и заглохший… был вполне живописен в своем картинном опустении". Хмель душит кусты бузины и орешника, осины подымают "огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины". Этот сад освежал обширную деревню- кладбище Плюшкина, хотя и сам представлял собой картину запустения.

Мощь и природная сила сада Плюшкина-это мощь и сила русской природы, задавленной и глохнувшей в мертвом царстве мёртвых душ.

Это все те же незримые и неведомые миру слезы автора, скорбное раздумье его при созерцании просторов, богатства русской природы, русской души, заглушаемой и дичающей, хотя и сильной, как силен белый ствол березы, чудно сияющий в густой темноте плюшкинского сада.

Иной тон задуманного второго тома создается пейзажем, в котором нет и тени убогости, серости. В светлом тоне духовного подъёма и бодрости дан пейзаж в лирическом размышлении, посвященном дороге, "…летят версты, …летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, …летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль". В предчувствии новых, более возвышенных характеров, которые рисует Гоголь во втором томе,радостно, бодро звучит его размышление: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! "Как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух…".


Замечательны картины в "Записках охотника" И.С.Тургенева. пейзаж в рассказах -это и фон, на котором происходит действие, и живые образы родного края, которыми автор и сам любуется, и заставляет любоваться читателя. Картины всех времен года дает нам великий мастер -пейзажист. Вот весна в рассказе "Касьян с Красивой Мечи". "Какой вид! Река вьётся верст за десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто -зеленые луга; за лугами пологие холмы...сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль... Как вольно дышит грудь..., как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны!" Те же чувства выражены в простых словах Касьяна: "...взойдёшь ты на холм, взойдёшь и, господи боже мой, что это? а? И река-то, и луга, и лес; а там церковь, а там опять пошли луга".

Лето не представляет отрадного зрелища в Колотовке (рассказ "Певцы"): " ...июльское сверкающее солнце своими неумолимыми лучами затопляет и бурые полуразметанные крыши домов, и глубокий овраг, и выжженный, запыленный выгон". Остаток прежнего барского дома -это "серый осиновый сруб вместо окон", он зарос крапивой, полынью. И даже пруд "черный, раскалённый", неприглядная картина, потому что безрадостна жизнь людей в сельце.

В рассказе "Свидание" осень разнообразна. Автор сначала любуется "нежным отблеском белого шелка берёз, лежавшими на земле пестрыми листьями, которые горят "червонным золотом". Но вот рыдающая Акулина оставлена барином. Прошло несколько минут, и автор, сочувствующий героине, рисует совсем другую осень.

Лучи солнца " поблёкли и похолодели", "порывистый ветер мчался... через высохшее жнивьё", "подкрался унылый страх недалёкой зимы". Поэтичности образа Калиныча (рассказ "Хорь и Калиныч"), соответствует пейзажный мотив. Лицо его кротко и ясно, как вечернее небо. Расставаясь с Калинычем, Тургенев вновь затронет эту художественную связь: "Мы поехали; заря только что разгоралась... . Калиныч запел...и всё глядел на зарю". Через образ героя пейзаж оживает, одухотворяется.

Завершается сборник очерком "Лес и степь". Это гимн лесным далям и степным просторам. Автор спрашивает читателя: " Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? и сам отвечает: "Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!"

Как и во всех И. С. Тургенева, пейзаж в "Отцах и детях" приобретает важное значение. Пейзаж, показанный в начальных главах романа, подводит к мысли о необходимости уничтожения тех порядков, которыми порождена эта бедность и запустение. "Места, по которым они проезжали, не могли называться живописными". Автор рисует типичный пейзаж средней полосы России. Поля, небольшие леса и овраги с редким и низким кустарником. Почти отсутствуют эмоциональные эпитеты. Почему писатель, так хорошо знавший жизнь русской природы, скуп в показе пейзажа?

Это не случайно: Тургенев не хочет отвлекать читателя красочными описаниями природы, ему нужно акцентировать внимание на ужасающей нищете русского крестьянства. Дальше писатель не скупится на подробности, вызывающие тягостное и тоскливое чувство: речки с "обрытыми берегами", (видно здесь брали глину для хозяйственных нужд); "крошечные" пруды с "худыми" плотинами (строительство крупных сооружений крестьянам не под силу, да и маленькие плотины плохие); "деревеньки с низкими избенками под тёмными, часто до половины разметанными крышами" (очевидно, корма для скота кончились до появления новой травы, и крестьяне размётывают крыши, кормят скот старой соломой, чтобы как -нибудь спасти его.)

Бедность и нищета чувствуются во всем. На пути героев плетенные из хвороста" молотильные сарайчики", да и те "покривившиеся". "зевающие воротища " этих сарайчиков возле "опустевших гумен" неприятно поражают глаз: ни хлеба, ни даже соломы уже нет -все пусто.

Даже в церквах, обычно украшающих деревню, чувствуется запустение. На каменных церквах кое - где обвалилась штукатурка, у деревянных - покосились кресты. Кладбища разорены: задавленные нуждой живые забыли о мёртвых. "...Как нищие в лохмотьях стояли придорожные ракиты с ободранной корой и обломанными ветками...". Исхудалые, шершавые , словно обглоданные, коровы", жадно щипавшие траву по канавам, дорисовывают картину тяжёлой жизни крестьян в годы крепостного права .Художественные детали пейзажа даны таким образом, что становится естественным вывод Аркадия: "… нельзя ему так остаться, преобразования необходимы". Так самим характером изображения природы Тургенев ставит перед читателем острые, злободневные социальные вопросы. Но автор не ограничивается безрадостной картиной крестьянского общения, он полон оптимизма и, отвлекаясь от грустных раздумий, писатель отдается очарованию весны: "…весна брала свое. Всё кругом золотисто зазеленело". Как будто тот самый пейзаж, но как он заиграл яркими красками! Это одна из тех блистательных картин, которые составили славу Тургенева –пейзажиста: "нежная зелень", "слегка побелевшая рожь", "дымчатые волны".

Природа не застывшая, а полная движения: "чибисы то вьются, то перебегают по кочкам", грачи "гуляют", "пропадают" во ржи, "заливаются" жаворонки. Нет в пейзаже больше ни одной детали, омрачающей ликующее настроение от весенней пробудившейся природы.

". Нелепость дуэли, затеянной Павлом Петровичем с Базаровым, оттеняется описанием «славного свежего утра,»росы, которая «блистала серебром на паутинах», неба, с которого «сыпались песни жаворонков» Роль этих пейзажных зарисовок понятна читателю:

пейзаж помогает лучше понять характер главного героя- Базарова.

В знаменитом базаровском афоризме "природа не храм" отрицание содержится только в первой части. Он возражает против молитвенного созерцания красоты природы. Он любит природу как рачительный, заботливый хозяин. Базаров любуется бурно разросшимися сиренью и акацией, "ребятами добрыми", советует побольше сажать "серебристых тополей" да ёлок и липок.

Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, - поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии главного героя "Темная, мягкая ночь глянула в окно", славно шумят деревья, и в окно повеяло "свежим запахом вольного чистого воздуха". Ученому –биологу ночные шорохи кажутся таинственными!

Нет, его убеждения не изменились, просто он стал духовно богаче.

Лирической печалью и скорбными раздумьями проникнут заключительный пейзаж романа: описание сельского кладбища: "Оно являет вид печальный": канавы давно заросли; "серые деревянные кресты поникли". И только могила Базарова –"немой камень", "железная ограда", да "две молодые елки", посаженные по обоим концам. Цветы, растущие на могиле героя,"говорят… о вечном примирении и о жизни бесконечной". В это описание природы внес Тургенев свою оценку Базарова и его дела: тут и нравственное оправдание нигилиста, и сожаление о замечательном человеке, и мысль о бесцельности его борьбы.

В романе И.А. Гончарова "Обломов" описание природы встречаются редко, однако имеют важное значение для психологического раскрытия образов героев. Как и обломовцы, пейзаж неизменно спокойный, безмятежный, ясный.

Вся природа только и существует для того, чтобы услаждать их жизнь. Сближая пейзаж с делами и поступками живущих здесь людей, Гончаров как бы снижает природу, снимает с неё поэтическую окраску. "Небо там… ближе жмётся к земле…, чтобы обнять ее покрепче, с любовью; оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтобы уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод". "Горы там как будто только модели тех страшных, где –то воздвигнутых гор. Это ряд холмов, с которых приятно кататься…, смотреть… на заходящее солнце".

Гончаров использует приём отрицания, чтобы ярче нарисовать сонный пейзаж Обломовки. "Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов- нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого". "Не возвышаются внезапные вьюги весной, не засыпают полей и не ломают снегом деревьев".

"Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю". Природа дана писателем в спокойном тоне, однако с оттенком юмора; пейзаж помогает понять психологию обломовцев, являясь тем фоном, на котором автор разворачивает полотно жизни помещичьего царства.

Природа не оказывает сопротивления жителям "благословенного уголка земли", не тревожит их, культивируя этим сон и пассивность Обломовки.

В романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского накал драматических страстей настолько поглощает читателя, что пейзажные зарисовки проходят порой не замеченными. А между тем они несут значительную идейно – художественную нагрузку. Ставлю перед учениками задачу: найти в романе пейзажные зарисовки, созвучные переживаниям главного героя Раскольникова. Домашние задания требуют от учащихся не простого перечитывания, а умения сделать нужные наблюдения. Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?

Пейзажные описания у автора краткие, в этом секрет писателя. Несколькими точными предложениями произвести сильное воздействие на чувства читателя. Пейзаж у Достоевского никогда не нацелен на простое описание обстановки. Он создает настроение, усиливает психологическую характеристику героев. В романе он пропущен сквозь призму восприятия Раскольникова. "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль…". И от этой общей атмосферы улицы "чувство глубокого омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека".

Но это же « омерзение»вызывает у него и пейзаж иного рода. Вот он на берегу Невы: "небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая", сияющий "купол собора", "чистый воздух". Но этот прекрасный простор также давит и гнетет героя. В этом отношении Раскольникова к природе –его отношение к миру в целом.

Как пейзаж Петербурга влияет на возникновение теории Раскольникова?

Учащиеся находят описание невских островов. "Зелень и свежесть понравились его усталым глазам… . Тут не было ни духоты, ни вони… . Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел". Но эти приятные ощущения быстро переходят в болезненные, раздражающие. Прекрасный оазис создан для узкого круга элиты и отгорожен от людей, обреченных на нищету и страдания в грязных каморках и душных городских переулках. И первые "приятные ощущения", навязанные пейзажем, сменяются у Раскольникова ожесточенным озлоблением.

Оттого –то ему дольше по сердцу нищая Сенная площадь. В той части Петербурга он чувствует себя своим и находит в ней своеобразную красоту. "Я люблю… темный и сырой осенний вечер, непременно сырой, когда у всех прохожих бледно –зеленые и больные лица, или, ещё лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? А сквозь него фонари с газом блистают…".

На этом фоне развертывается трагическая жизнь героев.

Мучаясь совершённым преступлением, герой останавливается однажды на мосту и видит "розовый отблеск заката, одно отдалённое окошко…, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча". Но ведь точно так же и душа героя сейчас погружена во тьму, и только где-то в её глубине, как последние отблески солнца, живут добрые начала, которые не дадут ей погибнуть.

Большое место в художественной структуре романа Л.Н. Толстого "Война и мир" занимает пейзаж.

Главной особенностью изображения природы у Толстого является показ в неразрывном единстве с человеком.

В этом единстве Толстой видит непременный закон развития жизни, ибо стихия природы есть источник жизни и обновления людей. Именно слияние человека с природой укрепляет, по убеждению Толстого, здоровые нравственные и духовные силы общества, поэтому природа является важным фактором в жизни человека, могучим источником силы жизнеутверждения. Природа не описывается, а живёт у Толстого, пейзажи его полны звуков, запахов.

Многоголосая природа сопутствует героям "Войны и мира", отражая на своём языке сложные процессы их духовной жизни. Старый дуб, например, "рассуждает" о смысле жизни; молодые берёзы "смеются", надломленные тополя "тоскуют", не хотят умирать; подрезываемая черемуха "плачет", осыпая землю, как слезами, душистыми лепестками цветов. Природа материализует духовный мир героя, придает осязаемую форму тончайшим переживаниям людей.

Отсюда и психологизм пейзажных зарисовок.

Только любимые герои Толстого общаются с природой , пейзаж связан с поворотными моментами в их духовной эволюции.

С какими моментами жизни Андрея Болконского связаны пейзажные описания?

В пейзаже Аустерлица с его "высоким, бесконечным небом", с тихо ползущими на нем серыми облаками, которые видит перед собой истекающий кровью князь Андрей. Перед величием неба он приходит к отрицанию всякой суеты: войны, стремления к лёгкой славе, политики.

Одно небо, неизменно высокое небо над ним. И таким маленьким и ничтожным кажется теперь недавний кумир Наполеон. Неслучайно Болконский посчитает небо Аустерлица лучшей минутой своей жизни.

Мрачное настроение князя Андрея, охватившее его после смерти жены, Толстой передает путем изображения "настроения" старого дуба. Толстой даёт скульптурное описание могучего и уродливого великана. "И только он один не хочет подчиняться цветению весны". Этот дуб подтверждает душевное состояние героя: Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...". Дуб для героя сейчас - это символ невозможности счастья.

Но природа у Толстого способна пробуждать героев к жизни, заставить любить жизнь снова и снова. В начале июля, возвращаясь домой из Отрадного после встречи с Наташей, Андрей "въехал опять в ту березовую рощу". Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел...". И на героя " нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления".

И дуб теперь - это воплощение счастья и веры в жизнь. Духовное возрождение Болконского связывается с его восприятием оживающей весенней природы, когда даже старый, могучий дуб, сердитый, презрительный урод с обломанными суками, корявыми руками и пальцами чувствует прилив жизненных сил. "Нет, жизнь не кончена в 31 год", -окончательно решает Андрей.

Разочарование, мрачное настроение князя Андрея после разрыва с Наташе окрашивает в мрачные тона и окружающий пейзаж. "Он посмотрел на полосу берёз с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. "Умереть, чтобы всё это было, а меня бы не было...".

Эти берёзы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров -всё показалось ему чем-то страшным и угрожающим, потому что героя томят мучительные мысли о смерти.

А как описание природы связано с картиной охоты в Отрадном?

Вершины леса... стали золотистыми и ярко - красными островами посреди ярко - зелёных "озимей", уже были зазимки, утренние морозы заковывали дождями землю". Это образное представление об изменении вечно живой природы: увядание - это не преддверие смерти, а завершение старой и начало новой формы бытия. Это русская поздняя осень пробуждает в человеке кипучие силы, и ей созвучно страстное увлечение людей охотой, музыкой, пляской.

Проанализируйте описание природы в картинах Бородинского сражения.

Утро Бородинской битвы было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце,

только что вырвавшееся из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы на покрытую росой пыль дороги, "...косые лучи яркого солнца... кидали на неё в чистом утреннем воздухе...свет и тёмные длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого -то драгоценного жёлто - зеленого камня, виднелись... на горизонте... . Ближе блестели золотые поля и перелески". А затем эту чудесную картину среднерусской природы сменяет страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными... . Светлая ясная природа даёт человеку радость и силы и делает ещё более непонятным безумие людей, убивающих друг друга.

Пейзаж здесь выполняет у Толстого и философскую функцию. Яркое солнце ,заливающее поле боя ,- поле, где тысячи людей найдут свою смерть,- символизирует вечность и простоту природы, её величие, которое не может разрушить человеческая жестокость. Природа протестует у Толстого против уничтожения человека человеком. Собрались тучки, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых... . Как будто он говорил: "Довольно, довольно ,люди. Перестаньте... Опомнитесь".

Так в картинах природы Толстой выражает и своё философское понимание исторических событий.


Пейзаж у Чехова как правило, скуп, реалистичен ,точен и в то же время максимально выразителен. Автор хотел, чтобы читатель мог, " прочитав и закрыв глаза, сразу вообразить себе изображаемый пейзаж".

В больничном дворе стоит небольшой флигель, окружённый целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли... . Передним фасадом обращён он к больнице, задним - глядит в поле, от которого его отделяет серый больничный забор с гвоздями. Эти гвозди, обращённые остриями к верху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек". Так начинается рассказ "Палата № 6", в котором лейтмотивом стал образ тюрьмы. "Недалеко от больничного забора... стоял высокий белый дом, обнесенный каменной стеной. Это была тюрьма". На фоне этого пейзажа рассказывает Чехов о судьбах больных, похожих на арестантов, и трудно отличить нормального от сумасшедшего.

Всё пусто и серо и в городе С, где живёт Анна Сергеевна, героиня рассказа "Дама с собачкой". Всё напоминает тюрьму, сумасшедший дом: в номере "пол был обтянут серым солдатским сукном", постель покрыта "дешёвым серым, точно больничным, одеялом". И самое тягостное - "забор, серый, длинный с гвоздями", "проклятый забор". Но совсем другой пейзаж в Ялте, когда Гуров и Анна Сергеевна ослеплены своим чувством. Там море, горы, облака, широкое небо.

В повести "Степь" перед нами чисто чеховские пейзажи: точно, впечатляюще изображается степная природа, картины её овеяны лирическим настроением. Нередко пейзаж полон грусти, тоски по счастью и воле. Чудится будто поёт трава. "В своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренно убеждала кого -то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло её понапрасну; что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха..." И читателю ясно, что какие- то темные силы тяготеют над степью, что природа и люди скованы и ждут освобождения, но "воздух всё больше застывал от зноя и тишины, покорная природа цепенела в молчании...", "налево, как будто кто -то чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная фосфорическая полоска и потухла". Но нет свободы людям. Приближающаяся гроза так и не разразилась дождём. "Облако спряталось..., холмы нахмурились..., воздух покорно застыл". И печаль, навеваемая этим пейзажем, сочетается с мечтами об иной, лучшей жизни, для которой созданы и степь, и люди. С мыслью о гибнущей красоте степи сочетается стремление людей к счастью, и "хочется лететь над степью вместе с ночной птицей".

А вот преисполненный великих стремлений молодой доктор Старцев впервые в Дялиже. ("Ионыч"). Перед ним заманчивое будущее – "помогать страдальцам, служить народу".

Первая глава рассказа "Ионыч" наполнена весенней свежестью, запахом сирени. И "тенистый сад, где весной поют соловьи", и весенняя ночь – все говорит о силе и молодости героя.

Пейзаж лунной ночи на кладбище – это изумительный пример слияния человека с природой, её "очеловеченье", черта, свойственная пейзажу Чехова, когда природа включается в действие и живёт одной жизнью с героем. Старцеву кажется, что всё кругом оживает: загорается давно угасшая лампадка на могиле Деметти, из ветвей "кто-то смотрит на него"; "в каждом тёмном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны", "в глубоком смирении с неба смотрели звезды". Героем овладевает жажда любви, "точно лунный свет подогревал в нём эту страсть".

Но уже здесь в радостный гимн его чувств вплетается меланхолическая мелодия надвигающейся осени. "Приближалась осень, и в старом саду (где весной пели соловьи и цвели сирени) было тихо, грустно и на аллеях лежали тёмные листья. Уже рано смеркалось".

И осенние сумерки, и тёмные опавшие листья, и вой собак в ночной тишине – всё это тонко, по- чеховски намекает на иллюзорность счастья героя. "От плит и увядших цветов ,вместе с осенним запахом листьев, веет прощением, печалью и покоем. Кругом безмолвие".

И внезапное пробуждение от сна.

"Луна ушла под облака, вдруг всё потемнело кругом…". Но вот Старцев отвергнут Котиком. И природа словно оплакивает кого-то. "На дворе накрапывал дождь, было очень темно". Очень скоро доктор утратит даже своё имя и станет просто "Ионычем". И природа будто заранее предугадывает это.


На протяжении всего рассказа "Лапти" И.А.Бунина , действие которого происходит вьюжной зимой, стремится показать автор буйство природы, приравнивая его к состоянию моря во время урагана. "Бешено несущееся степное море", "бездна степного урагана и мрака", "страшный снег"- это изобразительные средства, которые легко находят учащиеся, характеризуют разгул стихии и рисуют состояние души матери, у которой болен ребёнок.

Седьмой класс – это только начало знакомства с великолепными бунинскими пейзажами, наполненными философским смыслом. Читая со старшеклассниками "Антоновские яблоки", находим описание осени в разных главах.

Они разные, но всегда наполненные философским смыслом, который ученикам необходимо помочь найти. В одной главе осень "сказочная"; "багровое пламя костра" окружено мраком; "гигантские тени" ходят по яблоням. Во второй главе речь идёт об осени урожайного года. "Листва…облетела с прибрежных лозин", "сучья сквозят на бирюзовом небе". И мысли автора о том, как "хорошо косить, молотить" и вставать "вместе с солнцем".

Осень в следующей главе – это "зловещие космы пепельных облаков", не унимающийся ветер, затуманенное солнце. А затем описание солнца сжато до двух предложений. "Дни стоят синеватые, пасмурные". А вокруг "пустые равнины".

Прочитав эти различные описания одного и того же времени года, дети почувствуют бунинскую "живопись словом". Необходимо отметить цветовое и звуковое восприятие природы.

От главы к главе краски меркнут, меньше становится солнечного света, всё более уныл пейзаж.

Необходимо обратить внимание учащихся, что осенний пейзаж дан в специфическом возрастном взгляде на изменения, происходящие в природе, показывающие, как неуклонно движется человек к своей старости, к своей осенней и зимней поре. Взяты четыре возраста лирического героя (детство, отрочество, юность, возмужание) и четыре периода осени. Уходят из воспоминаний яблоневые сады и антоновские яблоки, остаётся запах яблок, «аромат» воспоминаний.

Учащиеся получают задания:

а) показать, как автор в описании сочетает различные способы восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние; ("Небо легкое и такое просторное и голубое" и другие)

б)дайте анализ эпитетов в выражении "вода лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжёлая".

При чтении рассказа –очерка "На Донце" в процессе коллективной работы приходим к выводу, что ощущение прошлого передаётся через пейзаж, причём пейзаж, знакомый читателю по "Слову о полку Игореве". "Резкий крик птицы, хриплый хохот кукушки,… сумеречное уханье филина, величавый мрак. Молчаливо, как рать дьяволов, перебирались они через реку, шуршали по кустам и исчезали во мраке".

В бунинском описании природы нет цитирования древнего памятника, но в нём воссоздаётся иллюзия старины.

Изображаемый природный мир в прозе Бунина динамичен.


"Стали распахивать, превращать в чёрный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава,… запахли серые кисти сирени…". ("Митина любовь").

Динамизм описаний усиливают наречия со сравнительным значением:

"остро зеленеет, гранатно краснеет и густо синеет… окно" ("Старый Порт"); "могильно горят редкие фонари" ("Обречённый дом").

Используя сложные эпитеты, Бунин усиливает изображением пейзажа разные чувственные признаки. "Млечно - зеркальное море", " выпукло –полный" пруд, "бутылочно- зеленая" льдина. Для бунинской пейзажной лирики характерно взаимодействие тропов: "церковь, блестя своим золотом,… потрескивала свечами", "беззвучно сиял осенний день голубым чистым небом"; "ночь гасила … розовые и зеленые краски минутных сумерек".

Изображённый пейзаж часто дается в переливающемся блеске, строится на использовании названий драгоценных камней, а также слов золото, серебро: "… остро содрогается изумрудом звезда", "снежная крыша… играет белыми и синими бриллиантами". Часто повторяется у писателя мотив звездного неба: "уходящая ввысь звездность", "… безмолвная религиозность ночи"- такой пейзаж реализует в творчестве писателя тему вечного и непостижимого "грозного Космоса".

"Изумительная изобретательность" бунинского пейзажа повлияла на развитие всей последующей русской прозы.


Повесть А.И Куприна "Гранатовый браслет" начинается описанием пейзажа. "В середине августа… наступили отвратительные погоды", густой туман тяжело лежал над землёй и морем, "мелкий, как водяная пыль, дождик" превратил дороги в сплошную густую грязь, "дико завывало в печных трубах". Но к началу сентября погода переменилась: "наступили тихие безоблачные дни", на обсохших полях "заблестела слюдяным блеском осенняя паутина". "Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья". Пейзаж напоминает о быстротечности и изменчивости жизни. Лето сменяется осенью, молодость – старостью. Цветы после роскошного летнего цветения "осыпали на землю бесчисленные семена". Холодные георгины, пионы и астры предшествуют описанию нежного, но холодного лица Веры. Её манеры отличаются холодной любезностью. Так через сравнение с цветами автор знакомит читателей с героиней повести.

Развитие характеров сестер подчеркивается их отношением к пейзажу. Анна любуется экзотикой юга, где "…узенькая полоска на скале", а под ногами пропасть, деревни кажутся не более спичечной коробки, море, точно географическая карта. Вера восхищается красотой родного края: "А какие мхи! А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером. Тишина такая… прохлада". Пейзаж сопереживает плачущей Вере. "Дерево мягко сотрясалось. Налетел лёгкий ветер и, сочувствуя ей, зашелестел листьями. Острее запахли звёзды табака…".

В повести "Олеся" действие происходит на лоне природы.

Пейзаж – участник всех событий повести, ведь Олеся – дитя природы. Зимний лес гудит с затаённой, глухой угрозой… . Ветер забивается в пустые комнаты и в печные воющие трубы.

Весенний пейзаж тоже не радует глаз. "Бурливые, коричневые ручейки" на улицах, снег остался кое – где "грязными, рыхлыми клочками". И в душе героя "беспокойные ожидания", "смутные предчувствия".

Приезд урядника сопровождается "сереньким тёплым утром".

Но тёплым лиризмом проникнут пейзаж ночи объяснения в любви.

Мох мягкий, как плюшевый ковёр. "На листву наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы". Месяц любви героев наполнен "пылающими вечерними зорями; росистыми благоухающими ландышами", звонким птичьим гамом.

Природа предвещает и разлуку героям.

День был "нестерпимо жаркий", гроза "разразилась с необыкновенной силой", "молнии блистали", и от раската грома звенят стекла. С тутового дерева под окном сбиты все листья ударами града. Олеся потеряна для Ивана Тимофеевича навсегда."Полнеба закрыла чёрная туча…, и в этом смятении солнца и надвигающейся тьмы было что – то зловещее".


М.А. Шолохов – великолепный мастер пейзажной живописи. Описания природы занимают у него важнейшее место и выполняют разнообразные функции. С большим искусством он изображает и зимние метели, и летний зной, и осеннюю непогодь, и радость пробуждающейся весны. С особой любовью и проникновенностью рисует он свою донскую природу – степь со всеми её запахами, красками, звуками. Характерная черта шолоховского пейзажа состоит, во -первых, в том, что природа даётся им не в тонах грустного, пассивного созерцания, она у него всегда в бурном движении, всегда полна жизненной мощи, олицетворяет творческое начало. Вторая характерная черта шолоховских описаний природы в том, что пейзаж у него почти всегда выступает в единстве с человеком, с его переживаниями.

Живописным этическим полотном из жизни донского казачества, насыщенным красками, звуками и запахами родной земли,начинается роман М.А. Шолохова "Тихий Дон". "Перламутровая россыпь ракушек" на берегу, "кайма нацелованной волнами гальки", "перекипающее воронёной рябью стремя Дона".

Несчётным множеством картин, томящих сердце, насыщена шолоховская степь; говоря о ней, художник, чаще суровый и сдержанный, становится лиричным и патетичным.

Учащимся необходимо самостоятельно проанализировать любое описание степи, показав роль данного пейзажа в произведении, доказав, что для Шолохова человек и природа – два равновеликих начала.

Описание искалеченного дуба на берегу безымянной речки так напоминает другой дуб, встреченный Андреем Болконским на пути в Отрадное. Можно провести их сравнение.

"Рваная пробоина иссушила полдерева, но вторая половина… весною дивно оживала и покрывалась свежей листвой".

В романе множество пейзажных зарисовок и лирических отступлений, и все они могут быть предметом специального разговора.

После тяжёлой болезни Аксинья возвращается к жизни, и мир предстаёт перед ней обновлённым. "Повитая туманом даль", "яблони, затопленные талой водой", "дорога… с глубоко промытыми колеями"- "…всё цвело". И героине хочется "пойти по грязи,… бездорожью, туда, где сказочно зеленело… озимое поле". Чрезвычайно характерно, что похороны Аксиньи тоже происходят при ярком свете летнего утра, но теперь средствами пейзажа Шолохов передает скорбные переживания Григория.

"В дымной мгле …вставало солнце", "он поднял голову и увидел перед собой чёрное небо и ослепительно… чёрный диск солнца".

Каждый учении может выбрать и проанализировать к уроку 2-3 пейзажные зарисовки, указать изобразительные средства, которыми пользуется автор, отметить органическую связь пейзажа с судьбами героев. Наиболее понравившиеся описания природы дети могут выучить наизусть.

"Поднятая целина" открывается пейзажем, ставшим уже хрестоматийным. "В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады". Картина эта начинает тему пробуждения целины, которая и станет главной в романе.

Над землей, "почти касается горизонта","дышло большой Медведицы", "к чёрному небу тянется тополь, чёрно – тонкий месяц сулит дожди и урожаи".

"Как же борьбе двух лагерей в романе соответствует естественная борьба зимы и лета в природе?" -получают вопрос ученики. Весна, развезло дороги, по которым скачет есаул Половцев, но дело его проиграно, и весна широко разливается по степи.

Пейзаж – одно из средств раскрытия внутреннего мира человека и большей частью соответствует он настроениям героев и развертывается параллельно с ними. Необходимо показать это на примере смен картин "Смертного кургана".

Картина весеннего пробуждения соответствует смене настроений Нагульнова – от мыслей о смерти к решению жить и действовать.

Весной "голые ветки скорбно шуршат", "угрюмо никнут к земле бурые космы татарника", а осенью "величаво приосанившийся курган караулит степь, весь одетый в серебряную чешуйчатую кольчугу". Степь зовёт человека. И этот зов пробуждает Макара от мысли о самоубийстве.

Тишина в Гремячем Логу усиливает беспокойные раздумья Кондрата Майданникова.

Шолохов умеет передать неуловимые оттенки жизни природы, разноголосые звуки, игру красок, волнующие запахи.

Это ученики подтверждают примерами из романа. Рассматривается эпизод ухода и возвращения из степи Давыдова. Картина мрачной земли Бирючьей балки, будто опустошенной пожаром, сливается с печалью героя об отгоревшей юности, о несостоявшейся любви с Лушкой.

Но мысли о маленьких жаворонятах с их нескончаемой трелью ,"молочно – голубой дымке неба" приводят Давыдова к радостной мысли о женитьбе. "И он весело зашагал к хутору».

Шолоховские весны, ветры, грозы органично входят в образную структуру его произведений. "Звенит, колдовски бормочет родниковая струя"; в реку падают "отсветившие миру звёзды"; янтарём светится "замерзший клей на стволе вишни"» - это примеры чарующего пейзажа, которые не только привлекают писателя, но и заставляют читателей восхититься красотой донской земли.


Продолжают лучшие традиции писателей ХIХ века и прозаики ХХ века. Подтверждением тому повесть В. Распутина "Прощание с Матерой". Выразительно передают пейзаж состояние навсегда уходящей деревни. Наступила весна, обещающая начало новой жизни, но "повяла деревня, как подрубленное дерево", "гуще полезла крапива" в брошенных дворах, "мёртво застыли окна в опущенных избах".

Внешне Матера будто живёт еще своей "урочной" жизнью: "поднимались хлеба и травы, пахло черёмухой, отрастали на деревьях листья". Но "догасал день, догасала… жизнь" на острове.

Несмотря на пожары и разорение, природа не желает подчиняться грубой силе: так и не покорился чужим людям "царский листвень".

Будто усовестить, умолить, образумить хочет природа людей, осыпая их в последнее лето своим богатством: "маслят... высыпало видимо -невидимо"; "поспела по берегам чёрная смородина", голубицы было вдоволь.

Тяжело прощаться оставшимся жителям с приговорённой к уничтожению Матерой, и туман, словно помогая людям, прячет остров, закрывая его сплошной стеной".

Картиной опустошения, мертвящего запустения открывается повесть В.Быкова "Знак беды". Гнетущая атмосфера несчастья ощущается уже в лексике первых строк, описывающих пейзаж: "останки", "тлен", "покоились", "небытие".

Всё в прошлом у главных героев повести: Петрока и Степаниды.

На месте старой усадьбы - пустырь. Заросли лопухов, крапивы, малинника подступили вплотную ко двору. Вода в колодце, оказавшись без надобности, иссякла. Прилетевшие из леса вороны никогда не садятся на изуродованную липу.

Древним инстинктом чуют птицы знак давней беды. Этот роковой знак особенно остро ощущается, когда автор дает выразительное описание пейзажа хуторской усадьбы: "истлевшие останки", " изогнутая груша -дичок", блаженствующие заросли сорняков". Перед героями на склоне лет открылась "новая, страшная... жизнь под немцем". Он трагичен для них, но нет чувства безысходности, когда читаешь описание молодой рябинки, только что выбросившей первые листочки, она врывается в страшный мир " в дерзкой своей беззащитности", кажущаяся "гостьей из иного мира". Она как символ вечно живой жизни.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль пейзажа в литературных произведениях (из опыта работы).

Автор: Осипова Надежда Ивановна

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229497

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе. "
    ["seo_title"] => string(72) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-6-klassie-1"
    ["file_id"] => string(6) "224582"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438941252"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект  урока по литературному чтению. Тема: " К. Паустовский " Кот- ворюга" "- 2 урок "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-tiema-k-paustovskii-kot-voriugha-2-urok"
    ["file_id"] => string(6) "112083"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408277163"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства