Рефлективный отчет об использование модулей Программы в планировании серии последовательных уроков.
Рефлективный отчет об использование модулей Программы в планировании серии последовательных уроков.
Рефлективный отчет об использование модулей Программы в планировании серии последовательных уроков показывает обоснованно ст и методику использования модулей Программы в серии уроков. В отчете показала усвоение ключевых концепций и вопросов в рамках изучаем тем модуля,ссылаясь на при обоснование собственных действий на сответствующего раздел в Руководстве для учителя,ро анализировал результаты внедрения новых идей в рамках собственного опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлективный отчет об использование модулей Программы в планировании серии последовательных уроков. »
Кадырова Гульнар Кенисаровна Портфолио учителя Отчет А
Группа №6 3-го уровня
Город Павлодар 16.09.2014 год
Рефлективный отчёт об использовании модуля "Обучение талантливых и одаренных детей"в серию последовательных уроков
"Всё гениальное просто, и всё простое гениально»
Леонардо до Винчи
Все учителя стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей. В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии используются для установления содержания обучения детей в рамках соответствующей образовательной программы (Руководство для учителя, стр. 190).
Практика прошлого опыта работы, до курсов по Кембриджской программе показала, что выявление одаренных детей это был лишь план, написанный, но не реализованный до конца. Одаренными считались дети, которые приходили с начальных классов отличниками в учебе. Также из личного опыта жизни могу сказать, что есть категория людей отличников в период школьной жизни и потерявшие себя как человека, уже за порогом школы. Возникает вопрос: Почему? По какой причине?
Причина одна: данные люди в школьной жизни привыкли работать только по хорошо написанной инструкции учителя, а в жизни не оказалось такого человека рядом с инструкциями, и здесь наступает переломный момент в жизни человека. Отсюда вытекает следующий вопрос: Что же делать? Очень просто, по моему мнению, надо дать ученику возможность учиться самому, дать ему представление о самообразовании и мотивировать учащихся на успех в жизни.
Увидеть одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция (родительский или учительский талант) либо серьезная психологическая подготовка. Особенно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Есть разные виды одаренности. (В. Юркевич «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность») Мне бы хотелось разобраться, чем отличаются или похожи термины «одаренный», «талантливый».
Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.
Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности. Слово одаренность происходит от слова дар. Все одарённые дети учатся легко и быстро.
Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Отечественные психологи выделяют следующие особенности одаренных детей:
- яркое воображение;
-способность к нестандартному восприятию;
-интуиция;
-любознательность;
- конкретность мышления;
-оригинальность.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность умение широко пользоваться накопленными знаниями.
По многим наблюдениям реальная педагогическая практика научилась определять лишь три категории одаренных детей.
Первая категория одаренных – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности. Они обладают высокой продуктивностью умственной деятельности. Являются источниками новых и оригинальных идей.
К второй категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»). У них все всегда получается. Их оценки — «отлично» по всем предметам.
Третья группа одаренных – дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности.(одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены). Эту категорию детей чаще называют талантливыми.
Талантливый ребенок – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.
Сейчас пройдя первый этап обучения «Лицом к лицу» и проведя практику в школе, я поняла, как учителя, мы заблуждались. Дети цветы жизни! Ведь, не так ли говорят в народе? Мы должны растить наших детей счастливыми. Вот тогда ребенок будет расти как личность, и развиваться как личность.
Раньше мы отбирали детей, и рвали буквально на части, в период школьной, районной олимпиады, направляя сразу по нескольким предметам. Ребенок поглощал море информации и тестов, боясь подвести учителя, хотя может и не хотел выбирать его предмет. Ведь разговаривая с учениками, понимаешь, чего они хотят, что они любят и делятся своими мыслями.
Сейчас нужно раскрыть их способности направить в нужное русло, а дальше он сам поплывет на «Корабле знаний». Но как это сделать?
Чтобы определить, талантлив ученик или нет, существует разные методы, приемы. Например, я сначала в классе наблюдала за каждым словом и действием ученика, в ходе уроков предлагаю учащимся различного рода карточки, тренинги и психологические минутки для выявления лидеров и скрытых способностей учащегося.
В данное время работаю с третьим и четвертым классами, что означает, что эти дети уже более самостоятельные. Но, дети в этом возрасте не полностью могут раскрыть свой потенциал. Они стеснены в общении, у них не большой словарный запас, они не могут выразить что чувствуют и к чему стремятся.
Исследование проводила в 4 «а» классе. В классе всего 10 учащихся: 2 мальчика и 8 девочек. В полных семьях проживают 9 ученика, 1 воспитывается в неполной семье. Два ученика проживают в многодетных семьях, 3- в малообеспеченных.
Родители учеников – люди разного возраста, разнообразных профессий, отличаются друг от друга уровнем образованности, культуры, родительской активности. Есть родители, которых отличает единство и согласованность требований в семье к детям, осведомленность о жизни ребенка, тесная связь с учителем, а есть семьи, в которых имеют место конфликты между родителями, недостаточное внимание к проблемам детей.
Отношение к учёбе у учащихся класса разное: есть дети добросовестные в выполнении учебных задач, есть и ученики с наименьшей активностью (Жанбота, Суенхан). Общий уровень развития учащихся – высокий, интересы самые разнообразные.
На часе общения для создания коллаборативной среды, выявления лидера предложила учащимся сыграть игру «Лидер». Разбились на две группы по 5 человек. Я по очереди раздавала группам задания:
придумать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву;
построиться по цвету волос от светлых к темным;
оживить картину;
построить башню.
За каждое выполненное задание каждому участнику выдавала разноцветные жетоны, определяющие его роль в выполнении данного задания. Но не объявляла участникам, что означают те или иные цвета, а в конце игры предлагает ребятам выполнить аппликацию из тех жетонов, которые они заработали. Таким образом, после проведения игры получилась наглядная картина, отражающая степень активности того или иного ребенка.
Красный квадрат - организатор коллективной деятельности.
Зеленый треугольник - генератор идей.
Бордовый ромб - невостребованный талант.
Коричневый прямоугольник – дезорганизатор.
Ярко проявили себя как организаторы коллективной работы Сабина, Дильназ и Дария. Много идей было у Сабины, Жанботы. Коричневый прямоугольник никто не получил, так как все были включены в игру.
С ребятами провела социометрическое исследование, на выявление лидера в классе. До часа общения вместе с детьми сделали разноцветные конверты. Детям объявила, что сегодня будем играть в игру «Секрет», т.е. по секрету дарить друг другу подарки. Все дети вышли из класса и по очереди заходил в класс, клали конверт на стол одному ученику. Если кто-либо из детей не получил конверт приглашение в подарок, я давала ему один конверт, чтобы не было обидно. По итогам , что получилось у Дарии оказалось самое большое количество конвертов-4, у Дильназ и Сабина по 1, Кунсауле и Жанботы по 2.
Теоретические знания, полученные на первом этапе курсов «Лицом к лицу» позволили более полно осмыслить свой педагогический опыт и скорректировать мне дальнейшую деятельность. Интеграция в семи модулей Программы в формате нового подхода к процессу обучения дает возможность личностного роста для каждого ребенка, развития его индивидуальности, мыслительных операций, повышения познавательного интереса, формирование мировоззрения учащихся, развитие нравственных качеств личности, коммуникативных навыков.
Цель моего эксперимента на практике ответить на вопросы: как проявляются творческие способности, как я могу их развить, реализовывая при этом их творческое начало.
Для успешной реализации целей, сформулировала задачи:
Проанализировать результаты учебной деятельности.
Формировать умения учиться, как базисной способности саморазвития, умения выделять учебную задачу.
Развивать общую эрудицию детей, расширение кругозора.
Создать условия для детей в решении реализации их творческих способностей.
Развивать исследовательскую деятельность детей.
Леонардо да Винчи принадлежит высказывание о том, что «Простота — наивысшая форма изощренности». Начать работу по выявлению одаренных детей или хотя бы раскрыть их способности оказался сложным процессом. В течение внедрения данного модуля возникали множество вопросов.
Использовать работу с одаренными детьми на каждом уроке было сложно, много раздумий, исписанных планов и вот наступило, время проводить уроки.
Проведя консультацию с учащимися, я поняла, что мне нужно и как нужно проводить уроки при работе с одаренными детьми.
По выявлению одаренности ребенка или же раскрытию его способностей я решила проводить психологические минутки и каждый раз наблюдать за учащимися за их работой индивидуально в паре и группе.
Я выбрала сильный класс для проведения практики в школе, для того чтобы видеть будет ли эффект от проведенных работ и смогу ли я, как учитель, раскрыть какие либо способности учащихся. На уроках я применяла все семь модулей обучения, по программе Кембриджского университета. Все семь модулей удачно вписались в урок, хотя это сделать было сложно.
На каждом уроке из серии запланированных уроков старалась включать задания для выявления одаренности детей.
На мотивационном этапе применила стратегию «Необъявленная тема», где учащимся в паре было предложено отгадать загадку по признакам. Данная работа формирует у учащихся воображение, мышление. На операционном этапе для развития познавательной активности, интеллектуальной одаренности применила стратегию «Сундук мудрости», ребятам нужно было прочитать текст и составить трудный вопрос по содержанию. Не всем удалось составить сложные вопросы (Суенхан, Кунсауле, Жанбота).
Для активизации словарного запаса речи, понимания и употребления слов по теме, творческого развития детей на втором и третьем уроке предложила работу в группах по предметным картинкам. Данная работа вызвала у детей интерес, бурное обсуждение.
Старалась давать домашнюю работу в виде творческих заданий: на втором уроке –сочинить сказку о маленьком листочке, выполнили задание два ученика, на третьем уроке- сочинить стихотворение о овоще или фрукте.
Работа с кластерами и постерами помогла мне определить творческие способности учащихся. У Дарии и Дильназ творческий подход к оформлению работ. У Кунсауле хорошая память, может пересказать большие тексты. Актан мыслить правильно и интуитивно правильно выстраивает свои ответы, но очень скромен и стеснителен, Сабина его подталкивает и направляет. Суенхан и Жанбота учащиеся, которые не любят читать и писать, но зато работа с постером вызывают у них большой интерес. Работая сообща в группе, ученики дополняли друг друга.
При работе с постером Лена и Зарина в минигруппах сами пытались составить критерии для оценивания постера.
Для выявления одаренности и способностей учащихся я использовала дифференцированные задания трех уровней сложности. Учащиеся выполнили только два уровня. Проводила тестирование, результаты оценивания были выполнены на «удовлетворительно» и «хорошо».
Задания на выявление способностей учащихся по предмету были дифференцированные в течение нескольких уроков, творческие задания, работа в группе помогли мне определить следующие качества в учащихся: лидерство ученицы в классе и лидерство учеников в микрогруппах, творческие способности.
В серии уроков проведенных мной я не выявляла одаренность учеников, я узнала, какими способностями обладают мои ученики. Я старалась создавать соответствующую творческую развивающую образовательную среду в классном коллективе. Как сказал А. Бебель: «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развивать, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком»
После всех проведенных мной уроков в школе, после проведения анкетирования я сделала для себя выводы по данному классу: сравнивая учащихся по умственной активности, выделила Дарию и Дильназ как сильных учеников по сравнению с остальными учениками класса. Ученица Дария с лидерскими качествами, Актанс внутренним интуитивным познанием, Кунсуле с хорошей памятью, Сабина с прекрасным воображением, Жанбота с большим усердием, Дария и Сабина лидеры в микрогруппе.
К концу практики в школе я увидела Костю, который раскрылся и стал самостоятельно отвечать на уроках и также выполнять задания. Стал проявлять свою активность не только в классе, но и участвовать в школьных мероприятиях. Кунсауле переборола свою робость, а также сумела объединить учащихся в группе и учить их учитывать и уважать мнения друг друга. У учеников повысилась самооценка и появилась уверенность в ответах и в разговоре. Ученики научились сравнивать новые успехи с прошлыми успехами.
Я думаю если работать дальше по данной программе результат, несомненно будет, но перед этим каждый учитель предметник должен эту программу впитать в себя, чтобы научить после детей. Я согласна с автором данных слов, что «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться» А. Бебель.
Я порекомендую свои коллегам развить из недостатков, которые видят в своих учениках, прекрасные способности.
Я предлагаю воспитывать и растить счастливых детей, вот тогда их задатки перейдут в способности, а способности сольются в одаренность. Ведь мы говорим о хорошем урожае, после того как соберем его, в зависимости от нашего вложенного труда. А воспитание и результат нашего обучения это очень долгий процесс наших вложений.
Самое важное для педагога — не прозевать способного, одаренного, талантливого. То есть отличать не только по внешним показателям — не такой, как все. А научиться пользоваться педагогическим инструментарием диагностики, помогающим выявить «скрытую» одаренность. Такие дети, безусловно, нуждаются в особых условиях, поддерживающих развитие их талантов и способностей.
Развитие одаренных и способных детей — актуальная задача современной педагогики.