Рефлективный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков по предмету литература
Рефлективный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков по предмету литература
Данный отчет поможет учителям, которые проходят уровневые курсы, при подготовке и написании своих отчетов. В данном отчете я постаралась отразить идеи семи модулей Программы. Здесь отражены приемы использования Критического мышления на уроках литературы в начальных классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлективный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков по предмету литература »
Рефлективный отчет об использовании модулей Программы
в планировании серии последовательных уроков
Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей. (Руководство для учителя, стр. 154)
Мышление - это совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания. К мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений (Глоссарий).
Критическое мышление это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям (Руководство для учителя, стр.154).
Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования, однако я считаю, что основы могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, даже начиная с очень ранней стадии их обучения.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приемов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно поэтому, после детального изучения новой Программы, включающей семь модулей, во время первого этапа курсов «Лицом к лицу», вернувшись в школу на практику, меня заинтересовал модуль «Обучение критическому мышлению». Более подробно о данном модуле я прочитала в «Руководстве для учителя» и в составлении среднесрочного планирования серии последовательных уроков решила применить приемы критического мышления.
Модуль критического мышления основан на трех этапах - это актуализация знаний, осмысления и рефлексии. Первая стадия - это активизация ранее изученных знаний. У учащихся пробуждается интерес к изучаемой теме, определяются цели урока. Ребенок задает себе вопрос: Что я знаю по данной теме? Для быстрого включения учащихся в работу я использовала на одном из уроков, по теме «Лягушка – путешественница», прием «Мозговой штурм». Он проходил через постановку вопросов «высокого» и «низкого» порядка. Например: Почему лягушка решила отправиться на юг? Предположите, что бы было, если бы лягушка продолжила свое путешествие? Такая постановка вопросов, дает возможность для развития мышления и речи учащихся и умения рассуждать.
На уроке по теме «Куда девается вода из моря», заполняя таблицу ЗХУ, для актуализации знаний, учащиеся отвечали на вопросы «высокого» и «низкого» порядка:
- Что я знаю о видах текста?
- Какие бывают тексты по стилю написания?
На что дети, дали полноценные ответы, и в графе «Знаю» заполнили следующие виды текстов, такие как повествовательные и тексты описание. На последующих этапах урока учащиеся продолжали заполнять данную таблицу. Хочу сказать, что в общем работа по заполнению таблицы ЗХУ очень понравилась ребятам, так она помогла учащимся лучше определить, что они уже знали на начальном этапе урока, и что предстояло им узнать в конце.
На другом уроке по теме: «Малыш и Карлсон», я, используя интерактивную доску, предложила посмотреть отрывок из мультфильма, который вызвал у учащихся бурные эмоции, они с интересом смотрели на экран. Дети, конечно же, узнали всеми известный мультфильм, и были приятно удивлены, что это произведение изучается в школьном курсе литературного чтения. Все это было сделано для того, чтобы учащиеся могли сравнить литературных героев и мультипликационных, для дальнейшей их характеристики.
На уроке по теме «Как Алиса в море побывала», я вновь применила интерактивную доску для прослушивания аудиозаписи «Шум моря», которая помогла учащимся сконцентрироваться и настроиться на тему урока. Суть данного элемента урока заключалась в том, чтобы ученики, прослушав звуки, высказали свои ассоциации и смогли определить, с чем будет связана тема урока. У некоторых данный звук вызвал ассоциации с дождем, ветром. Многие из ребят сразу определили, что это за звук – шум воды, моря. И ученики пришли к выводу, что тема урока будет связана с морем.
При проведении серии последовательных уроков, я сделала для себя вывод, что применение этапов критического мышления, в частности стадия «вызова», является актуальной, и помогает ученикам быстро включиться в работу, активизирует ранее полученные знания и побуждает их интерес к теме, а учителю, точно скоординировать действия учащихся на уроке.
Во время осмысления – нужно учащихся направить на сохранение работы по данной теме и ее развитие. На этом этапе я применяла такие методы как постановка вопросов «высокого» и «низкого» порядка, также заполнение таблицы ЗХУ, метод ранжирования, метод Карусель, составление и защита ментальной карты.
На уроке по теме «Малыш и Карлсон» я применила технику постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников, такие как побуждение и апробирование. Вопросы для побуждения необходимы для получения первоначального ответа и оказания помощи и его корректировки, к примеру – упрощение формулировки вопроса, возвращения к пройденному материалу, подсказки, и побуждение к более полному ответу. Вопросы для апробирования формируются таким образом, чтобы помочь ученикам давать более полные ответы, ясно выражать свои мысли, развивать свои идеи (Руководство для учителя, стр. 146). Вопросы такого порядка помогли ребятам сформировать образы главных героев, которые им были необходимы при выполнении следующего задания. Данное задание заключалось в том, чтобы ученики, используя метод ранжирования, могли охарактеризовать данных персонажей. Ученикам были предоставлены листочки с характерными качествами главных героев, которые дети должны были правильно соотнести к каждому из них. После того, как данная работа была завершена, каждая группа приступила к защите. Положительным моментом в данной работе, я считаю, было то, что у каждой группы сложилось свое определенное мнение о характерных чертах героев, и оно отличалось от мнений других групп, но это не помешало учащимся высказать его, уважая взгляды других одноклассников.
На одном из уроков по теме «Куда девается вода из моря» на этапе осмысления, после того как ученики сделали записи в графе «Знаю», они приступили к выполнению следующего задания, где им необходимо было найти в предложенных текстах общее и разное. В ходе выполнения данного задания они пришли к мнению, что тексты по стилю написания бывают разными. Так в ходе обсуждений, в одной из групп, ученица В., сказала, что в тексте было больше рассуждений, чем каких-либо описаний. В последующем, с мнением этой ученицы, согласились и другие учащиеся класса. После этого, я ознакомила учащихся с понятием текста-рассуждения и при повторном совместном анализе текста «Куда девается вода из моря», ученики окончательно определили для себя основные различия между текстами описания и рассуждения. Для того чтобы дети закрепили новое понятие, я предложила им написать в течение 10 минут мини-эссе. Каждой группе я приготовила вопрос, в соответствии с их названием. Группа «Медвежата» рассуждала на вопрос: А почему медведи зимой спят? Группа «Подснежники» выдвигали рассуждения на вопрос: А почему подснежники не погибают ранней весной? Следующая группа «Скворцы» - Почему птицы возвращаются в родные края? И четвертая группа «Солнышко» строило свои рассуждения по вопросу: Почему тает снег? Данное задание предполагало, что ребята напишут свои рассуждения исходя из собственного опыта, наблюдений и знаний. Результаты работ учащихся оправдали мои ожидания. Думаю, что каждый в процессе обдумывания, опирался на собственные знания и имеющийся жизненный опыт, которые помогли им в написании эссе.
На данном уроке я убедилась, что применение метода сходств и различий помогает ученикам определять ключевые позиции, проанализировать их, объединить общие понятия и аргументировать сформулированные выводы при их доказательстве.
На уроке по теме «Лягушка-путешественница» я применила метод Карусель, который позволил мне привлечь всех учащихся к обсуждению данного рассказа и составлению ментальной карты. Каждая группа должна была определить этапы путешествия Лягушки и записать их на флипчарте. У всех групп возможности были одинаковыми, они могли пользоваться учебником, но результаты работ учащихся оказались разными. Каждая из групп вносила свои дополнения и замечания в записи других флипчартов, в ходе которых учащиеся смогли увидеть и определить свои недостатки. Этот метод работы позволил определить мне, насколько учащиеся внимательны и умеют выделить главное в тексте.
При изучении произведений «Малыш и Карлсон» и «Как Алиса в море побывала» учащиеся учились составлять кластер. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учащиеся записывали в центре флипчарта ключевое понятие, а от него рисовали стрелки-лучи в разные стороны, поясняя и давая определение. Эта работа вызывала у учащихся интерес, активизировала их, им всем хотелось рисовать и писать. Каждый при этом имел возможность высказать свое мнение по данной теме без боязни ошибиться. Все, что дети говорили, при обсуждении они записывали в схему и в дальнейшем в ходе урока либо это подтверждалось, либо находило опровержение. Наблюдая за детьми, при создании кластера, я отметила, что ученики научились высказывать свое мнение, совместно обсуждать, анализировать и приходить к единому мнению, при этом все учащиеся были включены в процесс, хотя даже здесь, в группах выявлялись лидеры. Возникла и еще трудность: кто пойдет проводить защиту кластера. Детям сложно было предоставить это кому-то одному, поскольку они все хотели выступить. Поэтому мы совместно приняли решение, что для защиты мы не будем выбирать спикера, а проведем групповую защиту своей работы, где ученики могли дополнять друг друга.
Работа в группах повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся к учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика. При совместной работе учащихся в группе, я выделила для себя то, что работа в каждой группе проходила по-разному. Согласно исследованию Мерсера (2000), беседа является неотъемлемой частью обучения учеников (Руководство для учителя, стр. 145). Он различал три типа беседы: беседы-дебаты, кумулятивная беседа и исследовательский тип беседы. При последующем анализе работы каждой из групп, построенных на обсуждении и диалоге, я сделала для себя вывод, что наиболее продуктивным типом беседы является исследовательская беседа. В группе, которой была присуще исследовательская беседа, работа проходила в дружеском общении, построенном на взаимоуважении, где каждый предлагал уместную информацию, идеи каждого учитывались, и все участники группы стремились достичь согласия.
Рефлексия проводилась мной на каждом уроке, так как она позволяет систематизировать знания по пройденной теме урока. Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной теме. На данном этапе представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Рефлексия проходила на каждом уроке по-разному: стикеры с надписью пожеланий; смайлики, для определения настроения на конец урока; «Дерево пожеланий», «Корабль мечты». Учащиеся выполняли этот вид работы всегда с интересом и оживленно, на высоком эмоциональном уровне. На первый взгляд это простой прием, который называется как «размышление в действии», он предполагает взгляд на опыт, связь с нашими чувствами и внимания к используемым теориям; влечет за собой выстраивание нового понимания для обновления наших действий в меняющейся ситуации (Руководство для учителя, стр 158).
В своих уроках я неоднократно применяла рефлексию по отношению к обратной связи, где учащиеся при заполнении листов самооценивания, определяли то, как их действия способствовали решению учебной задачи и достижению результата. Кроме того, на уроке по теме «Лягушка-путешественница» я провела рефлексию в конце групповой работы, через листы взаимооценивания, где ученики давали оценку работе каждого участника группы. На уроке по теме «Куда девается вода из моря», ребята провели рефлексию собственного развития, и записали в графе «Узнал(а)», свои размышления о полученной новой информации.
Правильный ход мыслей учащихся, совместно работающих в группах, еще раз доказал значимость и важность использования новых методов и стратегий в обучении, основанных на совместной работе ребят, их диалога и нестандартного мышления. В дальнейшем мне необходимо продолжать работу на уроках с учетом развития критического мышления и работы учащихся в группах. Итоги уроков показали, что применение новых методов обучения способствуют более продуктивной и интересной работе учащихся.
Анализируя все свои уроки, с применением модуля критическое мышления, я могу сделать следующие выводы. Во-первых, все учащиеся были включены в работу, на мой взгляд, это очень важно. Ученики не сидели пассивно. На уроках им приходилось постоянно думать, вспоминать, делиться мнениями, читать, писать, обсуждать, доказывать. Во-вторых, такие уроки побуждают детей самих составлять и задавать вопросы, и активизируют их к поиску ответов. Одна из основных целей данного модуля - научить ученика самостоятельно мыслить и уметь передавать информацию. Заинтересованность учащихся в ходе своей работы делает их сплоченными, дружными, способствует тому, что сильные учащиеся приходят на помощь слабым, так как оценивается не только индивидуальная работа каждого, но и работа всей группы. Я пришла к выводу, что технология развития критического мышления актуальна, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
После завершения второго этапа обучения «Практика в школе» и глубоко анализа, проведенных мной уроков, я пришла к выводу, что применение модуля «Критическое мышление» на уроках дает возможность учащимся размышлять, активизируя их мыслительную деятельность. Учащиеся стали более уверенно высказывать свое мнение, предположение, а также научились давать оценку своей работе и работе своих одноклассников. Я планирую продолжить работу по внедрению приемов критического мышления в свою педагогическую деятельность, тем самым развивая навыки критического мышления, как у ребят, так и у себя.
Используемая литература:
Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г