kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлективный отчет об использовании модуля Программы «Новые подходы в преподавании и обучении» в планировании серии последовательных уроков

Нажмите, чтобы узнать подробности

После прохождения     первого  этапа  «Лицом к лицу» я выделила для себя, что так, как я работала  раньше становится   неактуально. И нужно пересмотреть мне свои взгляды на обучение, методику преподавания и осуществить переход от традиционных уроков на уроки, соответствующие идеям Программы. Анализируя, я пришла к выводу, что каждый из них на сегодняшний день имеет важное значение и привлекает своим разнообразием форм работы на уроках. В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся (Barber and Mourshed, 2007). Из этого следует, что стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель. (Strong, Ward & Grant, 2011)  [1, с.110].

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рефлективный отчет об использовании модуля Программы «Новые подходы в преподавании и обучении» в планировании серии последовательных уроков»

Хамзина Гульмира Сапаровна Портфолио учителя Отчет А

Группа №7 3 уровня

г. Петропавловск 11.11.2014 г


Рефлективный отчет об использовании модуля Программы

«Новые подходы в преподавании и обучении» в планировании серии последовательных уроков

После прохождения первого этапа «Лицом к лицу» я выделила для себя, что так, как я работала раньше становится неактуально. И нужно пересмотреть мне свои взгляды на обучение, методику преподавания и осуществить переход от традиционных уроков на уроки, соответствующие идеям Программы. Анализируя, я пришла к выводу, что каждый из них на сегодняшний день имеет важное значение и привлекает своим разнообразием форм работы на уроках. В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся (Barber and Mourshed, 2007). Из этого следует, что стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель. (Strong, Ward & Grant, 2011) [1, с.110].

Я понимаю, что мне, как современному учителю, которому постоянно нужно совершенствоваться, необходимо быть инициатором, воздействующим на процесс обучения.

Несмотря на то, что идеи, рассматриваемые во всех семи модулях, по сути, являются новыми подходами в преподавании и обучении, лишь «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться» позиционированы в Программе в статусе новые подходы [1, с.116].

Благодаря новым подходам учащиеся смогут строить свое собственное понимание на основе личных своих достижений и исследований. Движущей силой «обучения обучению» является «метапознание». Под «метапознанием» понимается способность отслеживать, оценивать, контролировать и учиться. Поэтому на мне большая ответственность за собственное обучение, быть в роли навигатора, развивать у учащихся умение обучаться, чтобы они могли добиться успеха в будущем самостоятельно, и у каждого учащегося всегда была мотивация к обучению. Для реализации идеи данного модуля я выбрала 5 «в» класс.

Учитывая то, что в 5 классе у учащихся проходит период адаптации в связи с переходом из начальных классов в среднее звено. (Фото 1)

Фото 1 Коллаборативная среда

В период практики при проведении серии последовательных уроков, я решила начать свой урок не с простого приветствия, как обычно я проводила раньше, а с игр на взаимодействие для установления атмосферы сотрудничества и доверия, поднять у них мотивацию к обучению для создания коллаборативной среды.

Проанализировав эмоциональное состояние учащихся до урока и во время урока, я поняла, что именно проведение таких игр, очень полезно в плане улучшения психологического климата, располагает к сотрудничеству.

Данные тренинги позволили мне, без затруднения провести деление учащихся на группы для дальнейшей плодотворной работы на уроке. На первом уроке, для того чтобы сделать работу учащихся более организованной, я предложила учащимся совместно составить правила работы в группах и парах. Использование данного приема оказалось эффективным, поскольку ребята сами, выработав правила, старались их придерживаться, и даже если возникали, какие-либо трудности в общении достаточно было им напомнить о существующих правилах.

Планируя серию последовательных уроков, по истории основной моей целью является развивать у обучающихся умения обучаться, где учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. [1,с.138]. Поэтому мне важно знать, на каком этапе развития находится ученик, чтобы «эти исходные знания» стали «отправной точкой для усвоения нового материала». Для этого на каждом уроке я использовала разные приемы такие как: экспресс-контроль «соотносите правильно». Я понимала если я выберу неподходящую отправную точку, «то даже лучшие ученики с трудом будут запоминать полученные знания, и забудут их практически сразу после проведения с ними тестов или экзаменов» [1,с.139].

Исходя из этого, чтобы определить степень усвоения учебного материала учащимися на одном из уроков я провела взаимоопрос, где учащиеся задавали вопросы друг другу, низкого и высокого порядка. Мои наблюдения за учащимися показали, что они могут использовать только вопросы низкого порядка, который имеет конкретный ответ, и не могут правильно поставить вопрос высокого порядка, который направлен на умение ученика оценивать и анализировать. Поэтому на следующем уроке я применила прием Экспресс-контроль, где учащиеся должны ответить на вопросы и найти соответствие с этим заданием справились все, что указывает на эффективность проведения этой деятельности. Я заметила, когда ученики сами задавали вопросы, в классе возникали дискуссии, где с удовольствием принимали участие и отвечали даже те дети, которые относятся к категории «слабых или не мотивированных», например и такие как И и М. Я отметила, что слабые учащиеся при ответах на эти вопросы не боялись высказывать свое мнение, в сравнении с сильными, которые боялись обнаружить несостоятельность своих знаний и получит плохую отметку. Я, думаю, что постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировки он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников. [1,с.146].

Я думаю очень важно, чтобы ученики знали и понимали, как следует строить ответ и в соответствии с этим оценивали бы и ответ одноклассника. Зная критерии хорошего ответа, разбираясь в содержании учебного материала, они смогут увидеть недостатки в ответе своих сверстников и сумеют поставить вопрос.

На первом уроке для определения темы и цели, я показала учащимся видеоролик «Племена жившие на территории Казахстана и Средней Азии в I тысячелетии до н. э» После просмотра видеоролика учащиеся назвали тему урока, но не смогли самостоятельно определить цель урока. Анализируя свой первый урок я сделала для себя вывод, что учащиеся затрудняются самостоятельно определять цель работы и поэтому требуется организовать для них «подмостки». «Подмостки – это метафоричное понятие, предоставляемой учителями для того, чтобы провести ученика по ЗБР и позволить ему выполнить задание, которое он не смог бы выполнить самостоятельно» [1,с.134].

Продумав ход последующего урока, я направила учащихся самостоятельно определить цель урока, через проблемный вопрос. Я считаю, что у учащихся необходимо развивать умение задавать вопросы, это тренирует мыслительные процессы, логику мышления, однако для развития познавательного интереса важен именно тот вопрос, который возникает у самого школьника, причем неформально, а из потребностей в знаниях, из личных побуждений.

При переходе к изучению нового материала, я старалась, чтобы учащиеся активно участвовали во всех аспектах учебного процесса, где они будут формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя и отслеживать полученные результаты.

Учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи (2008) называет «самоцелью» и, что Райан и Деки (2009) называют внутренней мотивацией. Иными словами, ученики имеют самомотивацию, и, как следствие – стремление и любознательность» [1,с.140].

Учитывая мнения Выготского, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог в серии своих последовательных уроков, я использовала диалогическое обучение.

На всех четырех уроках учащиеся работали в группах по изучению нового материала. Учащимся, предстояло изучить раздаточный материал, обсудить в группе, разработать постер и подготовить его презентацию. Через организацию групповой формы работы, где учащиеся имели возможность выполнить задание сообща, творчески и оперативно.

Согласно Мерсеру существует три вида беседы: беседа-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа [1,c.145].

Поскольку каждая группа получила индивидуальное задание, то обязательным условием было представление своего понимания учащимся других групп.

В первой группе наблюдалось кумулятивная беседа, где учащийся Н с хорошей успеваемостью выполнила работу самостоятельно, не привлекая других участников группы, остальные члены группы просто соглашались, из за чего диалога в группе не прослеживалось.

Вторая группа долго спорила, что нужно отразить на постере, кто пойдет защищать постер, потому что в группе оказались два лидера Р и В учащиеся с хорошими способностями, которые не хотели друг другу уступать. После того как я им напомнила правила класса они сразу нашли компромисс и

Фото 2 Беседа-дебаты

вышли защищать свой постер вместе. (Фото 2) таким образом я еще раз сделала для себя вывод, что правила, разработанные самими учащимися являются значимыми для них и способствуют навыкам саморегуляции.

Наблюдая за учащимися, я для себя выделила третью группу, где прослеживалась исследовательская беседа, учащиеся активно задавали друг другу вопросы, выделяя главное. Учащийся М со слабой успеваемостью, при защите презентации, включилась в процесс работы и показала наглядно на атласе цвет одежды, которые носили различные слои населения сакских племен. Учащаяся Д со среднею успеваемостью никак не проявляла свой интерес, на традиционных уроках к большому моему удивлению на данном уроке раскрылась, задавала вопросы, исследовательского характера.

- Почему, в греческих источниках саков называют – «Азиатскими скифами?»

Какое у греков встречается еще название саков?

Учащиеся предлагали различные идеи и принимали во внимание мнение всех учащихся, но в каждой группе ребята старались проверить правильность предложенной идеи и обсуждение результатов не только в группе, но и между группами.

На что Н учащийся с хорошими способностями нашла правильный ответ в учебнике и прокомментировала, что саков греки еще называли- даи.

Проанализировав результаты диалогического обучения я сделала вывод, что даже слабые ученики старались включиться в процесс работы в группе, а во время презентации работ учащиеся слушали друг друга с интересом. Это дало мне возможность оценить, насколько учащиеся могут воспринимать материал из самостоятельного объяснения одноклассников, где происходит взаимообучение, работа в группе побудила к диалогу между учениками.

По окончании презентации работ консультант каждой группы провел взаимооценивание. Из данных наблюдения я делаю вывод, что не все учащиеся способны вступать и поддерживать диалог, мне необходимо изучать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Продумывать задания различного уровня, развивать коммуникативные навыки, включать всех учащихся через организацию парной и групповой работы.

Мне как учителю общественных наук нужно учитывать, что по утверждению Александера [1,с.145] беседа в обучении это взаимный процесс и на этой основе продвигают обучение вперед. Беседа является главным инструментом развития речи. Данный процесс на уроках происходит в результате парной и групповой работы, когда ученики, работая, выдвигают свои идеи, и принимают ту, которая была наиболее правильной.

И в процессе урока ученики сами ищут выходы на правильный ответ путем общения с партнерами по паре, группе, не дожидаясь готового ответа.

В серии последовательных своих уроков я прослеживала диалогическое обучение. В диалоге ученики являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие, и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Только «обмен мыслями» может быть достигнуты через диалог, который может вести процесс совместного исследования. [1, стр.145].

Для того чтобы учащиеся учились слушать друг друга, не боялись высказывать свои идеи, уважительно относились к мнения одноклассников, я на третьем уроке при изучении нового материала, организовала взаимообучение. Группам были предложены разноуровневые задания, они должны были изучить информацию, выделить главное, и обсудить ее в группе, суметь донести информацию другим группам, после чего составить кластер.

После обсуждения учащимся было предложено обменяться информацией в других группах. Показать свое понимание, доказательство этому служило презентация темы. Так, чтобы сложилась общая картина по теме «Племена гунны». Так как перед ними стояла цель донести незнакомую информацию до своего соседа. В группе №1 учащаяся А- с хорошей успеваемостью взяла на себя инициативу презентовать кластер и старалась доходчиво донести всю новую информацию по теме «Хозяйство и быт» для всех участников других групп.

Все учащиеся отнеслись с ответственностью к заданию, даже, такие учащиеся, как И -со слабой успеваемостью, у которого проблемы с дисциплиной включился в урок и с большим интересом участвовал в оценивании подписал на стикере «что ему было все понятно, благодарил своих одноклассников». (Фото 3 ).

Из этих наблюдении я сделала вывод, что взаимообучение является важным аспектом для повышения внутренней мотивации, каждого учащегося и если такую работу проводить систематически, то учащихся начнут вырабатываться навыки саморегуляции.

Анализируя данный урок я выявила что учащиеся могут работать в группе и доступно излагать свои гипотезы.

Фото 3 Сотрудничество в группе ученика И




. .

Если сравнивать первый урок с третьим, то учащиеся чувствовали себя на этом уроке увереннее. Меня радовала что у учащейся Д со средней успеваемостью на третьем уроке повысилась саморегуляция, так как у нее очень занижена самооценка, она сумела преодолеть свой барьер перед одноклассниками, приняв участие в защите своего кластера. (Фото4)

Фото 4 Преодоление барьера

Я считаю, к ученикам пришло осознание того, что в работе допустимо присутствие «готовности к воображении, или принятие во внимание альтернативных решений» [1,стр154]. Поэтому на последующих уроках многие дети уже не боялись высказать свое мнение, пусть даже неправильное. Они могли спокойно встать и подойти к другой группе, разговаривать вполголоса по теме, обсуждать. Пассивных учащихся с каждым уроком становилось меньше, потому что каждому хотелось выразить свое мнение, свои мысли. Когда работа шла в группе, уже происходило здоровое соперничество: каждый старался говорить правильнее, грамотнее, опираясь на текст и факты. На таких уроках ученики больше думали, чаще говорили у них активнее формировалось мышление и речь, системой посильных вопросов и заданий, например: сравни, сопоставь, вспомни, я подвожу учащихся С ---- В к самостоятельному открытию новых знании. (Фото )

Несомненно, использование новых подходов преподавания и обучения сделало мои уроки более эффективными. «…четкое обозначение целей урока, озвучивание его этапов, работа в группах и парах, выбор стратегий, постановка вопросов, специальный подбор заданий, четкие критерии для самооценивания – это позволит ученикам развить навыки критического мышления, умение ставить вопросы и в диалоге отстаивать и обосновывать решение заданий, поможет развить чувство ответственности за результат обучения на уроке.

Фото 5 Взаимообучение

На каждом этапе урока, за счет групповой формы работы, ученики в диалоге учатся строить свою учебную деятельность, сравнивая, анализируя

свои решения, с идеями и решениями своих одноклассников.

В будущей практике я планирую продолжать использовать ключевые идеи Программы. Постараюсь больше внимания уделять постановке вопросов, которые будут содействовать когнитивному развитию учеников.













Список используемой литературы

1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень.

2. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Третий (базовый) уровень.









2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хамзина Гульмира Сапаровна

Дата: 23.01.2016

Номер свидетельства: 281365


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства