Диалог - это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно. В дружественной и доверительной обстановке, на перемене, внеурочное время дети делятся своими мыслями о прочитанной книге, о футбольной игре, о своих увлечениях, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются. На всех своих уроках казахского языка планируя диалоговое обучение, я полагала в такой работе легче проверить словарные слова, словосочетание, фразы, которые способствует изучению языка. Но диалог был всегда односторонним. Диалог происходил между учителем и учеником.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлективный отчет о диалоговом обучении »
Рефлективный отчет по диалоговому обучению
Диалог - это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно. В дружественной и доверительной обстановке, на перемене, внеурочное время дети делятся своими мыслями о прочитанной книге, о футбольной игре, о своих увлечениях, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются. На всех своих уроках казахского языка планируя диалоговое обучение, я полагала в такой работе легче проверить словарные слова, словосочетание, фразы, которые способствует изучению языка. Но диалог был всегда односторонним. Диалог происходил между учителем и учеником. Вопросы были закрытыми типа: « Март месяц является весенним месяцем?» или « Праздник Наурыз празднуется в 22 марта?» и т.д., ответов на эти вопросы можно заранее знать или однозначные « да» и « нет», никого свободного изложение учениками своих мысли я прежде не допускала. Когда уроки вела традиционными методами взаимодействие между мною и учениками были не так, как мне хотелось, неразнообразно. Диалог происходил при объяснении нового материала или при фронтальном опросе. При диалоге во главе угла стояла я и дирижеривала, и управляла учебным процессом. Я думала, диалоговое обучение в такой форме способствует развитию устной и письменной речи учеников, пополнению словарного запаса, на самом деле оказалась не развита речь, низкая мотивация обучения некоторых учеников, пропал интерес к изучению языка, появились такие ученики, которые испытывают страх и тревожность на уроке. Сравнивая ту работу с новыми подходами обучения: пришла к выводу: не надо бояться эксперементировать, смело вести в каждый урок стратегий критического мышления, которые способствует сравнивать, анализировать и размышлять. На практике я старалась такие проблемные вопросы: « Как будет по вашему…..? Как вы думаете…?», чтобы стимулировать учеников к конструктивным и предметным суждениям и высказываниям, отвечая ученик должен был высказывать свое мнение типа « Я хочу сказать..», « Мне хочется сказать…», « По моему мнению..», «Если..», « Когда …» и т.д. Нашей задачей является формировать личность, которое умеет наблюдать, сравнивать, анализировать то или иное событие, делать выводы и принимать верное решение. Такой ученик может отвечать за свои поступки, выбрать профессию на всю жизнь, будет стремиться овладеть современными инновационными технологиями.
Для придания психологического настроя уроку планировала « Круг радости». Дети встали в круг высказали пожелание на казахском языке, а Вова выразился на русском языке. Я этого ожидала, потому что он часто пропускает занятие по болезни. Его частые пропуски отразились в его знаний, не только по моим предметам. Чтобы узнать насколько он понял пройденные темы, пропущенные по болезни, я использую маршрутные листы, с разными видами задания. В допущенных ошибках в задании можно увидеть его пробелы в знании, в последствии в целях устранения ошибок провожу работу над ошибками. Игра дала возможность мне увидеть уровень накопленного словарного запаса у учеников. Меня радовала то, повтора пожеланий не было. Были допущены ошибки при произношении, окончание некоторых слов были не правильными. К моему удивлению, успешные ученики без моего напоминание и не заметно для этого ученика исправили ошибки.
Планируя урок, я полагала, если правильно организовать групповую или парную работу, тогда между ребятами происходит обмен информацией, материал урока будет изучаться совместно друг с другом, что они будут помогать друг другу, научатся оценивать свою работу, взаимообучение и взаимопомощь повышает уровень самостоятельности и темп выполнение заданий. В этом была моя ошибка. Я поняла, чтобы получить ожидаемый результат, надо внедрить групповую работу в свою трудовую деятельность. Шаг за шагом, путем проб и ошибок научить детей групповой работе.
На уроке по теме «Халықаралық Әйелдер күні » планируя активировать работу внутри группы, я выбрала стратегию «Мозговой штурм». Целью была: дать возможность ученикам выразить свою точку зрения, позицию, идею, включиться в дискуссию. Создать в группе такую обстановку: помогать понять основную мысль темы, корректно объяснить, что у людей могут быть разные идеи, позволить ученикам выражать свое понимание темы. Каждая группа получила свое задание. Цель задание было ориентированы на развитие критического мышления, развитие умение учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников: 1. определить вид праздника,2. составить словосочетание, предложение, 3. маленький рассказ по теме 5-6 предложение и 4. приготовить пересказ текста. За работу взялись дружно, в классе стоял рабочий шум. В групповой работе несколько ученики вместо того обсудить задание стали поднимать руки, спрашивать меня. Я думаю, этому способствовал языковой барьер. Я подходила группе, тихо опираясь на помощь успешных учеников помогала ученикам, которые нуждались в моей помощи. Я полагала, выбрав эту стратегию, я смогу определить диапазон заданий, которые они пока могут выполнить задание самостоятельно. Ученики легко обучается тогда, когда имеется возможность диалога с другими более знающими. Результаты работы учеников в группах для меня были несколько неожиданными. Один из активных учеников на обычных уроках Ким Егор в групповой работе себя никак не проявлял, не принимал участие в диалоге, вел себя пассивно. На своих традиционных уроках его диалог происходил с помощью учителя. Я задавала такие вопросы, которые не располагали размышлению, анализу определенной ситуаций. Егор видимо привык такому виду работ. С такими учениками, как Егор я буду планировать парную работу. В парной работе обмен мнениями можно достигнуть через диалог. Ученики, выполняя задание объясняют правила, обсуждают, составляют планы пересказа, консультирует друг друга, опрашивают и взаимооценивают свою работу. И, наоборот, два ученика Никита К., и Ираида Я., со средним уровнем успеваемости стали более активными, старясь принять участие для достижение конечного результата. Не все члены группы успели проявить себя в диалоге. Я думаю, что дала мало время на разговор, высказать каждому свое мнение. Когда ученик сомневается, надо дать время, тогда он начинает искать ответы на свои вопросы. Многие исследования обращают внимание на то , что найбольшего эффекта достигает обучение, при котором соблюдается паузы как после постановки вопроса ученику, так и после получение ответа ученика на вопрос. (Руководство для учителя стр. 147). Ведь увеличение времени на размышление позволяет ученикам корректировать, уточнять « шлифовать» свои ответы. Моя боязнь не успеть выполнить все запланированное задание урока, привела ускорению темпа урока.
Обсуждение темы на третьем уроке о празднике «Наурыз» было задание, чтобы вспомнить ранее приобретенное знание о празднике Наурыз предложила заполнить ассоциативную карту. Целью такой работы была: проверить информацию о празднике Наурыз, проверить словарный запас по этой теме, прогнозировать результат работы детей. Они начали заполнять карту и работа продвигалась медленно. Обсуждение шло достаточно вяло, так как они пришли к уроку после физкультуры, уставшие, но все же ребята потихоньку и неохотно выполнять предложенное задание. Было определена тема урока. Прежде чем приступить к следующему этапу урока, чтобы сменить обстановку, я предложила провести физминутку. Вызвалась Лена С. и предложила поиграть в игру « Ұшты, ұшты.» Объяснила правила игры. Она будет поднимать руку, называя летающие и не летающие предметы. Остальные дети должны поднимать руки, когда она назовет летающие предметы. Было весело, когда понимали руки на не летающий предмет. Проигравшей Ираиде Лена предложила вспомнить пословицы и поговорки о весне и празднике. После ответа Ираиды, Саша и Аслан добровольно рассказали пословицы и поговорки. После физминутки все оживились, дружно взялись составлять постер на заданную тему. Определив тему, стали распределять обязанности: кто будет рисовать, кто будет следить за временем, кто будет составлять текст, кто идет защитать свою работу. Здесь хорошо было заметно, кто еще не включился в работу, а кто уже в ней «с головой». Но через пару минут к работе уже подключились все: кто-то рисовал, кто-то предлагал свои идеи, кто-то соглашался, кто-то нет. Наблюдая за процессом работы детей, я поняла каждый участник может взять ответсвенность на себя, чтобы достичь своих цели. Ребята серьезно подошли к защите своих работ. Меня радовали ответы детей, когда они защищали свою работу. Внимательно следили за ответом, старались дополнить рассказ выступающего. Появился дух соперничество, подходили в другую группу, следили за тем, чтобы повтора работ не было. Это же шестиклассники, в этом возрасте они в сокласснике видят соперника. Все ученики в группе старались внести свою лепту в работе: делились своими мыслями по тему, дополнить рассказ другого ученика, рисунок был лучшим. Когда работа была закончена, я предложила оценить работы смайликами. Хотела узнать насколько они объективно будут оценивать работу другой группы и как они будут обосновать ответы. Они должны были нарисовать смайлики: улыбается- отлично и хорошо, хмурится – удовлетворительно. Написать свои пожелание и свои видение работ другой группы. Оценивать и наклеивать стикер в работы пошли все, некоторые ученики наклеивали стикеры в свою работу, хотя они были предупреждены, о том надо оценивать работу других групп. Ребята, отвечая на мою просьбу прокомментировать свою оценку, они старались выразить свою мысль 2-3 предложениями. Я думаю, уча комментировать детей свои ответы, можно развивать устную речь. На уроке не было таких учеников, как раньше, которые сидели отмолчивались и прятались за спинами других. Даже слабые ученики пытаются включится в обсуждение, так как работа сильного ученика видно. Сильный ученик объясняет то или иное задание данное на группу.
В серии последовательных уроков я запланировала на втором уроке заполнение таблицы ЗХУ. Планируя эту работу моей целью была: работая с текстом проверить ранее полученные знание по данной теме « Халықаралық Әйелдер күні», прививать умение выделить главную мысль в тексте, последовательное, поочередное рассмотрение частей целого. В начале этапа задания на то, не зная содержание текста « Халықаралық Әйелдер күні» должны были заполнить первый « Знал» самостоятельно и « Хочу узнать» второй столбик. В первом столбике « Знал» написали, что действительно есть такой праздник. В этот день они поздравляют своих мам, бабушек, сестер. Они написали, что 8 марта своим близким делают подарки, сделанные своими руками, помогают по хозяйству. Во втором столбике « Хочу узнать» почти все ученики написали , они хотели узнать еще в каких государствах празднуются 8 марта как Международный Женский день. Когда наступила очередь заполнение третьего столбика. Начался бурное обсуждение. В рабочей шумной обстановке каждый ученик вспомнил о чем- то свое. Вова С., пожаловался на то, в группе не слушают его информацию. Я тихо подошла к группе объяснила, что каждый имеет право высказаться, что нет неправильных ответов. Посоветовала спикеру быть повнимательней и быть корректным. Моему удивлению, на этом этапе работы в обсуждении проявили себя, делясь знаниями успешные ученики Аслан, Лена С., Лена И,. Они учились хорошо, обладали определенным багажом знаний. Я по ходу урока, корректируя мой замысел над работой, решила, что не буду мешать их деятельности. Заняла позицию наблюдателя. Ко второму уроку, я думаю, все ученики поняли успех групповой работы в руках каждого из них. Остальные члены группы выразив свое мнение, согласившись мнением друзей стали заполнять. Заполняя третий столбик Вика К. к моему удивлению , сказала, знает кто такая Клара Цеткин. Она недавно прочитала, что Клара Цеткин была революционером и жила в Германии. Защищала интересы женщин, выступала за равноправие женщин и мужчин в трудовой деятельности и жизни. Сообщение Вики и новое, что узнали в тексте было написаны каждым учеником самостоятельно в третий столбик. Здесь я осознала недоработку в своей работе. Готовясь к уроку надо было дать опережающее задание нескольким ученикам, чтобы они готовили маленькое сообщение о Кларе Цеткине. Раньше работа с текстом было однообразным. Все сводилось переводу текста, составлению вопроса, плана пересказа и пересказ. Сейчас они потихоньку начали делиться любой информацией касающей темы урока. Появился интерес предмету. Эта стратегия дает, по моему мнению, создать определенный багаж знаний, вспоминая знание полученные ранее через интернет, отрывок прочитанного рассказа или книги, тем активизирует свою память и дополняет новыми материалами. Шаг за шагом они стали учиться приобретать навыки умения сравнивать, систематизировать материал, из текста выбрать самое главное и все закрепить в памяти.
Многие исследования обращают внимание на то , что найбольшего зффекта достигает обучение, при котором соблюдается паузы как после постановки вопроса ученику, так и после получение ответа ученика на вопрос. (Руководство для учителя стр. 147). Ведь увеличением похвалы и поощрение я чаще стала показывать, что мне интересны идеи каждого ребенка. Стараюсь акцентировать внимание на интересные идеи учеников, вовремя направить обсуждение на нужное русло. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон ( 2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как с взрослым, так совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию. (Руководство для учителя стр. 144) После курсов по Кембриджской программе и беседы коллегами, которые прошли курсы я пересмотрела свой взгляд на диалоговое обучение. Пришла к выводу, чтобы развить в ученике любознательность, стремление к знаниям нужно перейти к обучению новыми подходами. Я поняла, что в диалоге проявляются формы человеческих отношений: взаимопонимание, сотрудничество, прислушивание мнениям других, принимать верное решение
В перспективе буду планировать свой урок так, чтобы было отражено идеи 7 модулей. На своих последующих уроках я планирую продолжить развитие диалогового обучения. Ведь диалоговое обучение дает возможность детям критический мыслить: сомневаться, делиться своими мыслями, спорить, развивает взаимообучение и самостоятельность. Для этого нужно включить разные виды беседы, так как беседа является неотъемлимой частью обучения учеников. Александер (2004) утверждает, что беседа не является односторонним процессом общение, а наоборот,-взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе обучение ученика продвигают вперед. (Руководство для учителя стр. 145) В диалоге ученики являются равными партнерами, тогда ученики слушают друг друга и обсуждают свои ответы, которые прилагают все силы на достижение желаемого результата и обоснование становится явным следствием диалога. Я очень рада что попала на эти курсы, на занятиях узнала о новых подходах препадавания, которые на уроках буду внедрять полученные знание по составлению планов при работе с классом. Самое главное с нами в течение трех месяцев тренер который терпеливо, кропотливо работает с нами и щедро делиться своим знанием.