Просмотр содержимого документа
«Решение проблем творческого и поискового характера на уроках русского языка.»
Решение проблем творческого и поискового характера на уроках русского языка.
Творчество...есть цельное, органическое свойство человеческой природы...Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй,как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое.
Ф.М.Достоевский
В современном мире востребована личность, не столько владеющая суммой знаний, сколько способная к принятию нестандартного решения, умеющая прогнозировать, придумывать, проявлять инициативу, поэтому задача учителя русского языка и литературы научить учащихся ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе.
Главной целью ФГОС является раскрытие личности ребенка,его талантов, способности к самообучению, к коллективной работе.
Школа должна дать учащимся такой уровень знаний и умений,который позволяет ему ставить и решать важные и профессиональные жизненные задачи. Поэтому считаю необходимым применять на уроках технологию проблемного обучения.
Проблемная ситуация является отправным моментом в организации урока,в подборе форм и видов учебной деятельности школьников, поэтому я считаю целесообразно использовать работу в творческих группах, выполняющих задания поисково-творческого и исследовательского характера. Такая работа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД).
Современные приемы обучения должны способствовать осуществлению познавательной деятельности. Среди познавательных УУД можно выделить следующие :
анализ и синтез;
сравнение и сопоставление;
классификацию и дифференциацию;
лингвистический эксперимент;
создание проблемной ситуации;
использование наглядности.
При изучении курса русского языка, анализ и синтез являются необходимыми элементами всякого действия, направленного на рассмотрение любого языкового явления. Например, чтобы дать учащимся 6 класса понятие о лексическом значении числительного 11, работу лучше начать с морфемного анализа. Затем проанализированные части слова объединяются и делается вывод, что в данном случае лексическое значение слова складывается из значений составляющих его морфем.
При изучении темы «Имя числительное» учащимся можно предложить сравнить, сопоставить, сделать выводы о количественных и порядковых числительных, их склонений.
Задание.
Охарактеризуйте перечисленные реки (сравните их,расскажите, где они протекают, что вы о них знаете). Используйте имена числительные, приведенные в скобках.
«Кладовая подсказок»
Амазонка (7025км)
Южная Америка
Нил (6700км)
Африка
Волга(3680км)
Россия
Дон (1970км)
Россия,Украина
Висла(1062км)
Польша
Темза( 338км)
Великобритания
Так же учащимся предоставляется возможность распределить по группам числительные, выполняя следующее задание:отгадать загадку и подписать разряды имен числительных.
«Один льет, второй пьет,а третий зеленеет, да растет».(Дождь,земля, трава)
«Четверо братцев под одной крышей живут».(Стол , стул)
«Разрежь яблоко на три части, сколько от яблока достанется каждому из трех ребят». (1/3 часть)
Чтобы добиться активной мыслительной работы учащихся, необходимо вызвать у них потребность в знаниях. Нужны такие виды заданий, при выполнении которых ученик оказывается в ситуации открытия, удивления.
Одной из форм организации учебного материала являются компетентностные задания,которые обеспечивают условия для применения знаний, умений и навыков в межпредметных ситуациях, направленных на приобретения опыта решения задач жизненного характера. Этот тип задания позволяет включить школьников в самостоятельную исследовательскую деятельность. Вот несколько примеров проблемных ситуаций на уроке.
Прим.1.
Проблемная ситуация «с затруднением».
Тема: Дефис между частями слова в наречиях( 7 класс).
Написание каких слов не смогли объяснить и почему?
Сформулируйте проблему. Поставьте цели,определите тему урока.
Прим.2.
Тема: «Разносклоняемые существительные»(6 класс).
Учащиеся записывают высказывание под диктовку, объясняют смысл высказывания, находят имена существительные.
«Мудрость-это ум, доброта и человечность. Без доброты можно решить любую математическую или техническую задачу, но нельзя решить ни одной житейской проблемы. Время подтвердило эту истину».
Имена существительные: мудрость, доброта, человечность, задача,проблема,время,истина, ум.
Возникает затруднение с определением склонения существительное время.
Определите проблему урока,как будем ее решать.
Лингвистический эксперимент. Сущность этого приема заключается в том, что одни морфологические формы и синтаксические конструкции заменяются другими. Например, в 7 классе при изучении темы «Предлог» можно предложить текст, где пропущены предлоги. Работа с текстом.
-Благодаря какой части речи мы смогли восстановить текст. Какой вывод можно сделать?
К лингвистическому эксперименту можно отнести «немой» диктант. На листе бумаги цифрой написаны числительные, рядом нарисованы предметы, надо поставить числительные и существительные в определенном падеже. Например.
Нет 74(рисунок), к 152( рисунок).
Одним из эффективных приемов в русском языке является использование наглядности. Зрительное восприятие материала уже само по себе облегчает его запоминание. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как учебному предмету, способствуют развитию наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.
Творческие способности личности на уроках русского языка могут осуществляться не только на уроках, но и при выполнении домашнего задания. Следует практиковать нетрадиционные виды домашних заданий: составление словарей, таблиц, схем. Наряду с традиционными упражнениями, можно давать задания творческого характера. Например, написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов. Можно внести в название темы домашнего сочинения немного фантазии, чтобы ученик с удовольствием взялся за его выполнение. Например, сочинение-описание помещения (6 класс) можно предложить от имени предмета, находящегося в этом помещении. Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся. Такие виды работ развивают воображение, смекалку.
Таким образом в работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приемы, методы, формы.
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
["file_id"] => string(6) "191826"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1427373056"
}
}