kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем использования стратегий технологии «Критическое мышление»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем использования стратегий технологии «Критическое мышление»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем использования стратегий технологии «Критическое мышление»»

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы путем использования стратегий технологии «Критическое мышление»


Качество знаний учащихся непосредственно зависит от того, насколько подготовлен сам учитель и насколько он владеет приемами обучения.

(А. Байтурсынов)


В мире всё больше распространяются демократические процессы, поэтому становится очевидным тот факт, что молодые люди более чем когда-либо должны быть способны решать трудные проблемы, подходить к ним критически, иметь альтернативное мнение и принимать правильные решения. Поэтому время требует от учителей качественного изменения мотивации учащихся к обучению, способ­ствующей превращению интереса в достаточно устойчивое личностное образование. Не всегда учителей и учеников удовлетворяет традиционный подход к обучению, когда педагог, пропуская содержание урока через себя, невольно навязывает учащимся те или иные умения и навыки.

Сейчас важно научить школьников самостоятельно добывать знания, учитель должен идти не со знаниями к ученикам, а с учениками к знаниям, т.е. необходима педагогика сотрудничества. Возможность создать условия, при которых учащиеся могут самостоятельно овладеть знаниями, формировать собственное мнение, умение его отстоять и аргументировать, дает технология «Критическое мышление через чтение и письмо», авторами которой являются Дженни Стал, Куртис Мередит. Чарльз Темпл.

При обучении человек усваивает: 10% про­читанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% того, что он сделал сам. Так что «плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить».

Рассмотрим несколько аспектов, связанных с данной технологией.

Актуализация. Своеобразна структура урока по критическому мышлению. Чтобы пробудить интерес, необходимо заинтересовать. Отсюда 1-я стадия урока — это вызов, побуждение, актуализация. Создание интереса — побуждение к активной деятельности. Актуализация — это воссоздание всего, что учащийся знает по данной теме. Ученик сам определяет уровень своих знаний. 2-я стадия — реализация, осмысление полученных знаний, выработка умений применять полученные знания. Это основная часть урока, т.к. «главное, что должно дать образование и о чем часто забывают, — это не «багаж» знаний, а умение владеть этим «багажом». 3-я стадия —рефлексия, самооценка, а также активная перестройка представлений в соответствии с новой информацией и формирование личного отношения к новым знаниям.

Стратегии «Критического мышления» помогают уча­щимся добывать на уроке новые знания, пропуская их через собственный опыт под неназойливым руководством учителя, у которого появляется возможность индивидуально подойти к каждому ребенку, дать возможность выразить себя. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются такие стратегии «Критического мышления», как кластер, синквейн, денотатный граф. диагностика знаний с при­менением методов «3-Х-У» (знаю — хочу знать — узнал), «Инсерт», «Дневник двойной записи», эвристическая карточка.

Описание метода. Эвристическая карточка состоит из вопросов и заданий, которые представлены четырьмя группами.

1-я группа. Учащимся предлагаются вопросы и задания по актуализации знаний, необходимых для выделения темы. над которой будут работать учащиеся; для определения исходного материала, являющегося необходимым основа­нием для конструирования нового знания, умения, действия, способа. Такие вопросы и задания организуют «ситуацию успеха», при которой учащиеся демонстрируют уже извест­ные знания, умения, способы. Важно, чтобы исходный материал являлся элементом системы в структуре нового знания.

2-я группа. Вопросы и задания, предлагаемые учащимся организуют процесс поиска нового знания, который и мест с вою структуру. Вначале необходимо создать «ситуацию разрыва» между знанием и незнанием, так называемую проблематизацию; затем организовать процесс выяснения того, что же ищет учащийся (процесс целеполагания); потом определить границы поиска (пути его осуществления): далее описать найденный продукт в словесной форме, затем в модели.

3-я группа. Предлагаемые учащимся вопросы и задания организуют процесс применения полученного знания в раз­личных ситуациях (от репродуктивного до эвристического), поэтому здесь целесообразны разноуровневые задания, которые необходимо выполнить, начиная с первого уровня.

4-я группа. Вопросы и разноуровневые задания, которые предлагаются учащимся, организуют процесс само­контроля, самооценки, рефлексии.

Краткая структура эвритической карточки.

1. Организация «ситуации успеха».

2. Организация поиска нового знания:

2.1. Проблематизация.

2.2. Целеполагание.

2.3. Планирование.

2.4. Поиск.

2.5. Описание нового знания, моделирование.

3. Применение в практической деятельности вопросов и заданий 1—3 уровней.

А- Самоконтроль, самооценка, рефлексия. Выполняя задания эвристического уровня, учащиеся осознают все свои действия при конструировании нового знания, потому что такие задания организуют процессы, в которых задействованы продуктивные способы мыследеятельности. Опыт такой работы, как показывает практика коллективных занятий, необходим в дальнейшем для формирования у учащихся умений и навыков исследо­вательской деятельности.


Разработки уроков

Эвристическая карточка (7 класс)

Тема: «Причастие как особая форма глагола».

ТДЦ: I) сформировать знания учащихся о причастии как особой форме глагола, о его лексическом и граммати­ческом значениях; формировать личный интерес к теме, а также умение применять полученные знания на практике; 2) развивать способность актуализации знаний через крити­ческий подход к пониманию новой информации: 3) воспи­тывать уверенность в себе и понимание ценности своего мнения.

Цель для учащегося: овладеть умением находить при­частия.

1. Актуализация знания. Организация «ситуации успеха»

• Прочитайте предложения: Снова начавшийся дождь зашелестел за окнам и по крыше. Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красе. Вот уже третью неделю льет дождь, упорный, беспощадный, нахальный, уничтожающий. Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился жестокою бурей гонимый. Перед нами теперь лежало широкое поле, покрытое молодою, еще не цветущею рожью.

• Выпишите в первый столбик прилагательные.

• Докажите по модели, что это прилагательные.

• Выпишите во второй столбик глаголы.

• Докажите по модели, что это глаголы.

• Назовите первые 2 признака прилагательного.

• Назовите первые 2 признака глагола.

• Проверьте, правильно ли вы выписали слова.

2. Организация поиска нового знания

• Какие слова в предложениях имеют по одному из

признаков прилагательного и глагола, т.е. похожи и на глаголы, и на прилагательные?

• Запишите эти слова.

• На какие вопросы они отвечают?

• Какое общее лексическое значение имеют?

• Сделайте вывод.

• Найдите в информации учебника (параграф 5. стр. 21-22) название данной части речи.

• Сравните правило (вывод) учебника со своими выводами.

• Что общего и чем отличаются эти выводы?

• Изобразите свое знание графически.

3. Применение в практической деятельности получен­ных знаний

1-й уровень (упр. 40); 2-й уровень (упр. 44).

4. Самоконтроль. Самооценка. Рефлексия

Задание 1-го уровня. Выберите правильную формули­ровку:

1) Причастие — особая форма прилагательного, образованная от глагола.

2) Причастие - самостоятельная часть речи.

3) Причастие — особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию.

Задание 2-го уровня. Ответьте на вопросы:

• Каково общее лексическое значение причастия?

• На какие вопросы отвечает причастие?

• Каковы морфологические признаки причастия?

• Какова синтаксическая роль причастия? Задание 3-гоуровня. Составьте синквейн о причастии.

1. Причастие

2. Действительное, страдательное

3. Описывает, показывает, действует

4. Является изменяемой формой глагола.

5. Признак по действию

Урок-исследование Технологическая карта урока

I. Стадия вызова

II. Стадия осмысления

III. Стадия рефлексии

Парная мозговая атака

Заполнение таблицы

Дальнейшее целеполагание

 Тема урока: «Понятие о паронимах. Паронимы и синонимы» (8-й класс)

I. Стадия вызова. Парная мозговая атака

Учащиеся (по парам) составляют список того, что они знают или думают, что знают, по теме (5 минут). Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать свое мнение перед большой аудиторией.

Учитель. Итак, давайте определим, что вы знаете по теме урока.

Примерный сценарий обсуждения в парах.

– Синонимы – это слова с близким значением.
– Синонимы должны быть одной части речи, например, неприятель – враг.
– Различаются оттенками значения.
– Или стилистической окраской.
– Или тем и другим одновременно.
– А что такое паронимы, я не знаю.

II. Стадия осмысления. Заполнение таблицы

Учащимся предлагается составить в тетради таблицу с колонками: Знаю – хочу узнать – узнал(а).

В колонку «Знаю» вносят сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре).

В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные идеи и вопросы. Затем учащиеся читают новый текст (его учитель заранее распечатал в нужном количестве экземпляров), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.

ПОНЯТИЕ О ПАРОНИМАХ

Иногда слова бывают близкими по звучанию, но разными по значению или частично совпадают в своем значении. Чаще всего эти слова бывают однокоренными. Они называются паронимами (от греч. para – возле, onyma – имя). Например, дипломант – лицо, награжденное дипломом; студент, готовящий дипломную работу. Дипломант конкурса пианистов;
дипломат –
1. должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью. 2. перен. О человеке, действующем тонко, умело. Известный дипломат.
Неразличение паронимов может приводить к стилистическим ошибкам, искажению смысла.
В некоторых случаях паронимы имеют разную сочетаемость с другими словами, например, решительный характер, человек, но решающий шаг, роль, сила, поступок.
В некоторых значениях слова-паронимы могут иногда выступать в качестве синонимов. Мы можем проводить опыты и производить опыты. Выделенные слова близки по звучанию. Они сближаются в одном значении «делать, совершать, осуществлять». В сочетании же с другими словами и в других значениях они четко разграничиваются: проводить репетицию (репетировать) – производить раскопки (раскапывать).

После чтения текста предлагается заполнить колонку «Узнал(а)», располагая ответы напротив вопросов, находящихся в колонке «Хочу знать».

Таблица

Знаю

Хочу знать

Узнал(а)

Синонимы – это слова с близким значечением.

Синонимы должны быть одной части    речи, например, неприятель – враг.

Различаются оттенками значения.
Или стилистической окраской.
Или и тем и другим одновременно.   

Что такое паронимы?

Как они связаны с синонимами?

Для чего нужно знать о паронимах?

 

III. Стадия рефлексии. Дальнейшее целеполагание

Таблица может быть дополнена графой «Источники информации» в том случае, когда изучаемый текст не дает исчерпывающей информации. Обращение к этим источникам и будет являться новым целеполаганием. В данном случае можно отослать к статье «Паронимы» в Энциклопедическом словаре юного филолога (Сост. М.В.  Панов. М., 1990) и словарям паронимов русского языка (авторов Бельчикова  Ю.А. и Панюшевой  М.С.; Вишняковой  О.В.). Обращение к словарям понадобится и для выполнения практических заданий.

Словарный диктант. Грамматический – грамматичный, дипломант – дипломат, драматический – драматичный, дружеский – дружественный, единственный – единый, злой – злостный, искусно – искусственно.

Учитель. Проверим правописание этих слов и выясним, знаете ли вы их значение. Работаем в парах. Употребите каждое из этих слов в предложении или словосочетании.

Домашнее задание. Составьте по предложению с каждым из слов диктанта.

Для достижения результатов по данной технологии ученики должны довериться учителю, стать его союзником и соратником, только в этом случае они научатся выражать и отстаивать свои мысли, учитывая при этом мнение других.

Такие уроки в рамках технологии «Критическое мышление» помогают учителю сделать деятельность своих учеников интересной, полезной, активной и в конечном результате, успешной.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Головашкина Светлана Викторовна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 388122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Статья.  «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского и литературы с использованием семи модулей Программы курсов». "
    ["seo_title"] => string(145) "stat-ia-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-i-litieratury-s-ispol-zovaniiem-siemi-moduliei-proghrammy-kursov"
    ["file_id"] => string(6) "119526"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413455561"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "урок русского языка "Техника устной речи" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-russkogho-iazyka-tiekhnika-ustnoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "128950"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415613148"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "статья "Приемы анализа и интерпретации повести А.С.Пушкина "Метель" "
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-priiemy-analiza-i-intierprietatsii-poviesti-a-s-pushkina-mietiel"
    ["file_id"] => string(6) "231766"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442611758"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства