kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей одарённых детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития творческих способностей личности стала в настоящее время особенно актуальной. В педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о творческой личности, самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей одарённых детей»

Развитие творческих способностей одарённых детей

(Из опыта работы с одаренными детьми)

Новикова Нина Фёдоровна –

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ с. Мизино-Лапшиновка»

Татищевского района Саратовской области



Одаренность человека-это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А. Сухомлинский



Проблема развития творческих способностей личности стала в настоящее время особенно актуальной. В педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о творческой личности, самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования.

Но как работать с детьми с особой одаренностью? Как подойти к решению этой проблемы? Многие ошибочно полагают, что работать с такими детьми легко: одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Это заблуждение. Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии.

Хочу поделиться своим опытом работы с одаренными детьми в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Мизино-Лапшиновка» Татищевского района Саратовской области в качестве учителя русского языка и литературы.

Что дает нам работа с одарёнными детьми?

  1. повышает познавательный интерес школьников к предмету;

  2. развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;

  3. учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;

  4. развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.

Главная цель моих занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (районным и областным), конкурсам, а также к поступлению и обучению в вузах. Занятия провожу как с разновозрастной группой учащихся (5, 8, 10 классы), так и с отдельными учениками.

В работе с одаренными детьми использую разнообразные формы и методы работы. Практически на каждом занятии даются задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками.

В качестве материала для занятий использую олимпиадные задания прошлых лет, а так же теоретический и практический материал, собранный мною из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Русский язык в школе»), текстов художественной литературы.

Занимаясь развитием литературного творчества учащихся, я наработала систему заданий по развитию творческих способностей детей. Давно пришла к выводу, что литературное словотворчество – удел отнюдь не только исключительно одарённых людей, избранных натур. Многие
могут научиться излагать свои мысли и передавать  впечатления живо и образно. Пробуждая интерес детей к словотворчеству, предлагаю различные литературные игры. Особый интерес вызывают творческие практикумы, поэтические ринги, тренинги: «Поиграем в рифмы», «Подскажи словечко», «Собери рассыпанные строчки», «Посоревнуемся с поэтом»,  «Я начну, а ты продолжай» и другие. Любимым видом творческой работы у ребят считается игровое задание  «Кто-то начал, ты продолжи…» (проба поэтического пера). Дается начало строки, известной или не очень. Учащиеся должны  самостоятельно закончить, развернуть сюжет. Это может быть как индивидуальная работа, так и буриме, составленное построчно несколькими учащимися.

Считаю , что успешное развитие способностей у одаренных детей должно быть начато еще в 5-6 классах во время урочной и внеурочной деятельности, а в старших классах эту работу надо продолжать. Необходимо максимально развивать аналитические и творческие способности каждого ребенка, стремясь сразу выявить среди них одаренных. Главной целью учителя является помочь каждому ребенку в отдельности раскрыться в той учебной сфере, которая ему интересна, и настолько глубоко, насколько ученик может и хочет раскрыться.

Наша задача - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В.А.Сухомлинский сказал: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Мои ученики принимают активное участие в олимпиадах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней («Русский медвежонок-языкознание для всех», « Олимпус» (общероссийская предметная олимпиада по русскому языку и литературе), «Живая земля» (областной детский творческий конкурс). Многие давно закончили школу, но у меня хранятся их стихи, рассказы, сказки, которые я сама с удовольствием перечитываю и читаю детям. В работе с одаренными преемственность играет немаловажную роль. Когда дети знакомятся с творческими работами бывших учеников школы, листают сборники с их стихами, то у них появляется уверенность в том, что и они могут проявить себя. Кроме того, эта работа помогает мне воспитывать в моих учениках чувство гордости за выпускников, свою родную школу и село.

Работа с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Каждый шаг в этом направлении принесет пользу в будущем.

Список использованной литературы.

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: Издательство Буковского, 1994.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.

3. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии.-М: Просвещение. 1990 №4.

4. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в раннем возрасте. - СПб.:

Союз, 1997.

5.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие творческих способностей одарённых детей

Автор: Нина Фёдоровна Новикова

Дата: 14.11.2019

Номер свидетельства: 527031

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Статья "Работа с учащимися начальной школы по развитию творческого потенциала одарённых детей". "
    ["seo_title"] => string(110) "stat-ia-rabota-s-uchashchimisia-nachal-noi-shkoly-po-razvitiiu-tvorchieskogho-potientsiala-odarionnykh-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "122774"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414337637"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) ""Развитие творческого потенциала учащихся как одно из направлений работы с одаренными детьми" "
    ["seo_title"] => string(106) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-uchashchikhsia-kak-odno-iz-napravlienii-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "166365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422954721"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Выявление и развитие одарённых детей класса через урочную и внеурочную деятельность» (из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(103) "vyiavlieniieirazvitiieodarionnykhdietieiklassachieriezurochnuiuivnieurochnuiudieiatielnostizopytaraboty"
    ["file_id"] => string(6) "271300"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451449744"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Воспитание и обучение одарённых детей на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(61) "vospitanie_i_obuchenie_odarionnykh_detei_na_urokakh_geografii"
    ["file_id"] => string(6) "627360"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1678646876"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Разработка статьи по теме: «Профессиональное мастерство учителя, его индивидуально-творческие поиски, находки, достижения, результаты»."
    ["seo_title"] => string(145) "razrabotka-stat-i-po-tiemie-profiessional-noie-mastierstvo-uchitielia-iegho-individual-no-tvorchieskiie-poiski-nakhodki-dostizhieniia-riezul-taty"
    ["file_id"] => string(6) "253607"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447611602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства