Проблема развития творческих способностей личности стала в настоящее время особенно актуальной. В педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о творческой личности, самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей одарённых детей»
Развитие творческих способностей одарённых детей
(Из опыта работы с одаренными детьми)
Новикова Нина Фёдоровна –
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ с. Мизино-Лапшиновка»
Татищевского района Саратовской области
Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Проблема развития творческих способностей личности стала в настоящее время особенно актуальной. В педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о творческой личности, самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования.
Но как работать с детьми с особой одаренностью? Как подойти к решению этой проблемы? Многие ошибочно полагают, что работать с такими детьми легко: одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Это заблуждение. Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии.
Хочу поделиться своим опытом работы с одаренными детьми в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Мизино-Лапшиновка» Татищевского района Саратовской области в качестве учителя русского языка и литературы.
Что дает нам работа с одарёнными детьми?
повышает познавательный интерес школьников к предмету;
развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
Главная цель моих занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (районным и областным), конкурсам, а также к поступлению и обучению в вузах. Занятия провожу как с разновозрастной группой учащихся (5, 8, 10 классы), так и с отдельными учениками.
В работе с одаренными детьми использую разнообразные формы и методы работы. Практически на каждом занятии даются задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками.
В качестве материала для занятий использую олимпиадные задания прошлых лет, а так же теоретический и практический материал, собранный мною из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Русский язык в школе»), текстов художественной литературы.
Занимаясь развитием литературного творчества учащихся, я наработала систему заданий по развитию творческих способностей детей. Давно пришла к выводу, что литературное словотворчество – удел отнюдь не только исключительно одарённых людей, избранных натур. Многие могут научиться излагать свои мысли и передавать впечатления живо и образно. Пробуждая интерес детей к словотворчеству, предлагаю различные литературные игры. Особый интерес вызывают творческие практикумы, поэтические ринги, тренинги: «Поиграем в рифмы», «Подскажи словечко», «Собери рассыпанные строчки», «Посоревнуемся с поэтом», «Я начну, а ты продолжай» и другие. Любимым видом творческой работы у ребят считается игровое задание «Кто-то начал, ты продолжи…» (проба поэтического пера). Дается начало строки, известной или не очень. Учащиеся должны самостоятельно закончить, развернуть сюжет. Это может быть как индивидуальная работа, так и буриме, составленное построчно несколькими учащимися.
Считаю , что успешное развитие способностей у одаренных детей должно быть начато еще в 5-6 классах во время урочной и внеурочной деятельности, а в старших классах эту работу надо продолжать. Необходимо максимально развивать аналитические и творческие способности каждого ребенка, стремясь сразу выявить среди них одаренных. Главной целью учителя является помочь каждому ребенку в отдельности раскрыться в той учебной сфере, которая ему интересна, и настолько глубоко, насколько ученик может и хочет раскрыться.
Наша задача - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В.А.Сухомлинский сказал: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Мои ученики принимают активное участие в олимпиадах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней («Русский медвежонок-языкознание для всех», « Олимпус» (общероссийская предметная олимпиада по русскому языку и литературе), «Живая земля» (областной детский творческий конкурс). Многие давно закончили школу, но у меня хранятся их стихи, рассказы, сказки, которые я сама с удовольствием перечитываю и читаю детям. В работе с одаренными преемственность играет немаловажную роль. Когда дети знакомятся с творческими работами бывших учеников школы, листают сборники с их стихами, то у них появляется уверенность в том, что и они могут проявить себя. Кроме того, эта работа помогает мне воспитывать в моих учениках чувство гордости за выпускников, свою родную школу и село.
Работа с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Каждый шаг в этом направлении принесет пользу в будущем.