Мастер-класс "Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка" Карпенко Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы Слайд №1
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА. Слайд №2 1. Национальный состав школы. Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие большого количества нерусских детей. При этом многие из них недостаточно хорошо владеют русским языком, что порождает проблемы не только в общении с ними, но и в обучении: нет стимула учиться, следовательно, нет интереса к учебе, уверенности учеников в себе. Большинство наших детей до школы не посещали дошкольное учреждение, что тоже, безусловно, отражается на учебе. Поэтому в какой – то мере выходом из создавшейся ситуации и является метод разноуровневой дифференциации знаний и умений. Слайд №3 2. Ведущая педагогическая технология в моей учебной практике – личностно – ориентированная. Личностно–ориентируемые технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, характеризуются гуманистической направленностью, имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие учащегося. На личностно-ориентируемом уроке создается такая учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. И наконец, самое важное,- именно эта технология предполагает разноуровневое обучение, которое помогает увидеть в каждом обучаемом его самобытность и уникальность. Слайд №4 3. В чем сущность инновационного опыта? 1. Определение уровня сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, определение роли учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся. 2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных (журнал мониторинга). 3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся. 4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному. 5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Слайды №5 - 13 4. Преобладание зрительной памяти. На уроках используются различные методы и приемы: опоры, таблицы, схемы, клише, кроссворды, развиваем у учеников творческие способности, а также применяем разноуровневое обучение. Слайд №14 5. Формирование групп учащихся. Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников. Уровень А: малоспособные, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально (основной контингент наших учащихся), а также так называемые «тугодумы», с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя. Таким детям особенно необходимо внимание учителя. Уровень В: учащиеся – «троечники», чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затраченного ими учебного времени на подготовку заданий. Такие ученики тоже нуждаются в постоянной помощи и контроле со стороны педагога. Уровень С: способные учащиеся, которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные (около 3 – 5 %). Слайд №15 6. Методика свободного выбора. Некоторые учителя боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не приклеились ярлыки «сильный», «средний», «слабый». Учащиеся сами осознают, кто есть кто. Цель разделения как раз и состоит в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. Учитывая индивидуальность каждого ученика и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу. В настоящее время передо мной стоит задача формирования пакета разноуровневых заданий по темам курса “Русский язык» и «Литература». Слайд №16 7. Разноуровневые задания, на мой взгляд, необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся. Данный опыт имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса. Его использование способствует максимальному развитию творческого потенциала каждого ученика. В заключение своего выступления хотелось бы процитировать следующие слова: «… Твердо верьте: все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются, - это в вере в них. Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит учащимся соскользнуть на неуспех…» М.Коллинз. |