kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с текстом на уроках русского языка как один из приемов формирования читательской грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над формированием читательской грамотности Некоторые приемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на уроках русского языка как один из приемов формирования читательской грамотности»

Работа с текстом на уроках русского языка

как один из приемов формирования читательской грамотности

Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития.

В.А.Сухомлинский

С чего начинать формирование читательской грамотности? С формирования осознанного чтения, Проблема осознанного чтения — это не только проблема начальной школы, но и среднего звена. К сожалению, ученики, которые не приобрели этот навык хотя бы в среднем звене, так и остаются людьми, которые никогда уже не будут читать, не будут понимать в полной мере речь другого человека.

Значение чтения как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Чтение — это источник развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя.

Всем известны результаты международного исследования PIZA в области чтения и понимания текста, результаты эти не утешительные.

Мы, учителя, понимаем, насколько важно решение этой проблемы. И решение ее должно касаться не только учителей русского языка и литературы, но и любого другого учителя, если мы хотим, чтобы задача, которую читает ученик, была правильно понято, задание, которое дается на любом уроке, было понято не с пятого раза, а хотя бы со второго. Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам

Когда учитель берет учеников 5 класса, то первое, на что обращает внимание- это умеет ли класс слышать, слушать, а это уже внимание к слову, понимание слова как устного, так впоследствии написанного. Но в любом случае учителя среднего звена продолжают работу по формированию осознанного чтения.

Не случайно в 5 классе на каждом уроке необходимо читать хотя бы 15 минут, обязательно проводить работу по прочитанному тексту.

Какую работу провожу я на уроках русского языка по формированию осознанного чтения?

Начиная с первого урока в 5 классе, обращаю особое внимание на каждое слово. Приходится только удивляться, насколько речь современного ученика отличается от речи их ровесников 20-30 лет назад, то есть от нашей речи, когда нам было столько, сколько им. Поэтому слова, которые нам были понятны, современным пятиклассникам не ясны. На уроках приходится объяснять значения таких слов, как репродуктор, локомотив, тайга, копна, стог, овраг....

Объясняются не только значения этих слов, но и обязательно они четко проговариваются, записываются (очень часто сталкиваешься с тем, что дети не могут правильно произнести слово, а отсюда и ошибки при написании, и боязнь их употребить в речи).

Я работаю по учебникам С.Г. Бархударова, С.Е.Крючкова и т.д., и надо сказать, что в обновленных учебниках много интересных, познавательных текстов, к ним даются разнообразные задания, стараюсь использовать максимально все, но многое и дополняю. Текст предварительно обязательно прочитывается про себя или вполголоса, затем прочитывается хором. Когда детям задаешь вопрос: о чем прочитали? То приходится удивляться, насколько по-разному они понимают текст, поэтому ответы можно услышать абсолютно не похожие. Надо сказать, что, когда они отвечают на этот вопрос, даю возможность высказаться всем и никогда не говорю, что ученик не прав. Он так услышал. И здесь снова работа со словом: ищем ключевые слова, словосочетания и приходим к общему выводу. Если текст объемный, то ищем микротемы, обращаем внимание на абзацы, думаем, какой темой они объединены. Подбираем название к тексту, если он не был озаглавлен, как правило, это задание не вызывает затруднение, но обращаю внимание, что в заголовке может выражаться основная мысль, а может не выражаться. Оставляем наиболее удачный.

Далее идет работа по анализу текста. В зависимости от содержания могут задаваться разные вопросы: Какая основная мысль? Что хотел сказать автор читателю? Над чем заставил задуматься? Эти вопросы вызывают затруднения, так как здесь уже нужно сформулировать фразу, причем, как я говорю, она должна быть небольшая по объему, но очень емкая по содержанию. Практика показывает, что очень мало учащихся умеет формулировать такие предложения, вот в этом и заключается проблема понимания текста. Работа ведется в нескольких направлениях: либо мы ищем ключевую фразу, либо очень кратко пересказываем текст, а потом пытаемся сформулировать ответ. Здесь очень важно не торопиться учителю, а дать возможность ученикам высказаться, может быть, даже дать возможность поспорить друг с другом.

Следующий этап работы – это выработка умения находить, при помощи чего автор доносит основную мысль до читателя. Здесь вариантов много: мы ищем опорные слова, художественные средства, разнообразные приемы. После такой работы пересказ любого текста уже не страшен.

Если позволяет текст и время на уроке, особенно в более старших классах, формулирую вопрос по тексту, прошу написать ответ. Вопрос может быть или на лингвистическую тему или проблемного характера. А это уже идет подготовка к экзамену в 9 классе или экзамену в 11 классе по русскому языку.

Работа над осознанным чтением не ограничивается каким-то периодом обучения, она продолжается и остаётся актуальной на протяжении всех лет обучения. Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее и объёмнее тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняются задания к тексту.

Учитель, научивший ученика понимать текст, слово, может быть спокоен, такой человек, сумеет выслушать, другого, понять его, а это очень важное умение в жизни любого человека.

“Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”. В.А. Сухомлинский


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Хабарова Татьяна Ивановна

Дата: 18.02.2024

Номер свидетельства: 645901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Использование элементов А.М.Кушнира на уроках в начальных классах. "
    ["seo_title"] => string(73) "ispol-zovaniie-eliemientov-a-m-kushnira-na-urokakh-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "182523"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425547541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства