Важнейшим направлением в работе учителя русского языка и литературы является формирование навыков грамотного письма. Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми написаниями.В подборке представлены задания с использованием словарных слов из учебника русского языка за 5 класс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над словами с непроверяемыми написаниями»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Карабаша Челябинской области
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Никитиной Фаины Юрьевны
Работа над словами с непроверяемыми написаниями.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка и литературы является формирование навыков грамотного письма. Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми написаниями на всех этапах обучения.
Ниже представлены задания, которые можно использовать на уроках русского языка в 5 классе при изучении тем «Словосочетание», «Члены предложения», «Предложения с обращениями», «Простые и сложные предложения» в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», на уроках при изучении тем разделов «Морфология», «Фонетика», «Лексика», «Морфемика». В задания включены слова из раздела «Пиши правильно!», который находится в конце учебника.
Выполнение этих упражнений также способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий: умение осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия, самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации и т.д.
Тема «Словосочетание»
Составьте два словосочетания «глагол + существительное» со словами на букву «б»; обозначьте главное слово. (Учащиеся будут работать со словами: балкон, баскетбол, беречь, беседовать, бинокль, брошюра). Далее в скобках перечислены те слова, которые должны найти дети при выполнении заданий.
Используя два последних слова на букву «г» из раздела «Пиши правильно!», составьте два словосочетания «прилагательное + существительное»; обозначьте главное слово. (Грамотный, громадный).
Со словами на букву «к» из словаря в конце учебника составьте 4 словосочетания «существительное + существительное»; обозначьте главное слово. (кабинет, канал, конфета, корзина, космонавт, костюм, компьютер).
Из списка слов в словаре выпишите глаголы на букву «с», добавьте к ним по смыслу слова, отвечающие на вопрос как?, обозначьте главное слово в получившемся словосочетании. (Соревноваться, состязаться, сбить, сдать, сжать, стремиться, сберечь).
Тема « Члены предложения»
Придумайте и запишите предложения со словами на букву «м», которые были бы при этом разными членами предложения. ( Мандарин, матч, мечта, маршрут)
Используя любые слова из словаря, составьте предложения, соответствующие схемам:
А). Подлежащее сказуемое дополнение.
Б). Подлежащее сказуемое обстоятельство.
В). Обстоятельство сказуемое подлежащее.
3. Составьте с данными словосочетаниями предложения: лиловые колокольчики, играть на пианино, победители спартакиады, шоколадные конфеты. Предложения разберите по членам.
4.Продолжите предложения, добавив однородные члены. Укажите, какие это члены предложения. Вставьте пропущенные буквы в некоторых словах.
В южных странах растут …пельсины, … . О их выращивании можно прочитать в брош…рах,
… . Удивительные плоды отправляют в товарных в…гонах, … во все уголки нашей страны.
Тема « Предложения с обращениями»
Среди слов на буквы «к», «с», «ш» из раздела «Пиши правильно!» найдите имена существительные, которые могут быть обращениями. Придумайте и запишите предложения с обращениями. (Шофер, спортсмен. космонавт).
Тема «Морфология»
Выпишите из словаря несклоняемые имена существительные. Составьте с ними словосочетания «прилагательное + существительное». (Шоссе, пианино).
Составьте и запишите предложения со словами «батарея», «профессия», «расписание», употребив их с предлогами о, на, в. В указанных словах выделите окончания.
Выпишите из раздела «Пиши правильно!» прилагательные на буквы « г», «п», «с», образуйте их краткую форму. (Грамотный, громадный, правильный, справедливый).
Образуйте прилагательные от слов герой, команда, паркет, телефон. Обозначь те морфемы.
Выпишите из списка словарных слов прилагательные, обозначающие цвет. Образуйте от них сложные, запишите их. (Фиолетовый, лиловый, бирюзовый, изумрудный, лазурный, янтарный).
Выпишите из раздела «Пиши правильно!» глаголы на буквы «б», «с», «т», укажите их вид. (Беседовать , беречь, сбить, сдать, сжать, соревноваться. состязаться, стеречь, стремиться). Затем эти глаголы запишите в форме 2 лица единственного числа, выделите окончания.
Составьте предложение с одним из глаголов, данных в разделе «Пиши правильно!», употребив его в форме прошедшего времени. Произведите синтаксический разбор этого предложения.
Тема «Простые и сложные предложения»
1.Составьте сложные предложения с союзом и, используя в качестве подлежащих слова:
Капитан – команда,
Спартакиада – спортсмен шоссе – шофёр
2.Придумайте сложные предложения с данными словами, используя указанные союзы:
бинокль (который),
маршрут (чтобы),
жюри (что),
стадион (где).
Тема «Прямая речь»
1.Выпишите из списка словарных слов на букву «з» последнее слово, подберите к нему родственное слово – глагол, составьте с ним предложение с прямой речью. (Здоровье).
Составьте предложения с прямой речью со словами «команда», «рапорт». Употребите эти слова со словами автора.
Тема «Фонетика»
Из группы словарных слов на букву «б» выпишите одно слово, в котором букв больше, чем звуков. (Беречь, беседовать, бинокль).
Из группы словарных слов на букву «б» выпишите слова, в которых есть гласная е. Какие звуки обозначены этой буквой. (Беседовать, беречь, безвкусный).
Замените гласную букву в слове мечта, чтобы получилось название части корабля. Найдите различие в характеристике первого согласного звука в этих словах. Чем это объясняется?
Тема «Лексика»
1.Выпишите глаголы из групп слов на букву «с», «н», «п». Подберите к ним синонимы. (Сдать, сжать, стеречь, состязаться, стремиться; негодовать, недоумевать, ненавидеть; посетить).
2. Выпишите прилагательные из группы слов на букву «г», подберите к ним антонимы. (Грамотный, громадный).
3. Выпишите из словаря прилагательные на букву «л», подберите к ним синонимы. ( лазурный, лиловый).
4. Выпишите из словаря слова на букву «о», подберите к ним синонимы и антонимы. Укажите части речи. ( Огромный, отовсюду).
Тема «Морфемика»
Найдите в словаре слова на букву «б». От первого слова образуйте слово с уменьшительным значением, ко второму слову подберите родственные слова. Обозначьте морфемы. (Балкон, баскетбол).
Найдите в словаре слова на букву «в». От первого слова образуйте слово с уменьшительным значением (вагон), от второго слова образуйте имя прилагательное (вверху), от пятого слова - имя существительное (велосипед), к восьмому слову подберите однокоренные слова (вокзал).